В данной презентации ученик рассматривает основные проблемы рассказа В.Астафьева "Кража"
Вложение | Размер |
---|---|
abdulazyanov_alekseyproblematika_rasskaza_krazha.pptx | 2.17 МБ |
Слайд 1
Проблематика р ассказа В.П. Астафьева «Кража» Выполнил: Абдулазянов Алексей Иванович, ученик 10 класса МБОУ СОШ №8 Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна 2020гСлайд 2
План Слово об авторе Словарная работа Сюжет произведения Проблемы рассказа «Кража» О чём заставляет задуматься рассказ
Слайд 3
Цели Познакомить одноклассников с произведением Рассказать об авторе Выявить проблемы произведения Чему учит рассказ «Кража»?
Слайд 4
Слово об авторе Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924г в селе Овсянка ( ныне Красноярский край ) в семье Петра Павловича Астафьева (1899—1967) и Лидии Ильиничны Потылициной (1900—1931). Он был четвёртым ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев был осуждён к лишению свободы за «вредительство». В 1931 году во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Виктору тогда было семь лет. Возвратившись домой, отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе получил направление в детский дом. Окончив школу ФЗО, работал на станции Енисей сцепщиком и составителем поездов, дежурным по станции. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, несмотря на то, что как железнодорожник, имел бронь. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Был контужен. Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией». Скончался 29 ноября 2001 года от инсульта в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между родным селом Овсянкой и Усть-Маной.
Слайд 5
Словарная работа Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Обычно образовательная организация или организация, оказывающая социальные услуги . Бездомность — одна из глобальных проблем человечества, заключающаяся в отсутствии возможности обеспечения жильём большого количества жителей планеты и порождаемая различными причинами глобального, регионального и местного значения, как субъективного, так и объективного характера. Бездомность может иметь характер хронический или ситуационный; бездомность может быть добровольной либо вынужденной . Ответственность - качество человека, отвечать за свои поступки Безответственность - качество человека, при котором проявляется нежелание принимать участие в важных мероприятиях и самостоятельно принимать решения, как коллективные, так и личные. Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
Слайд 6
Сюжет произведения «Кража» В рассказе «Кража», написанном в 1965 году, описывается жизнь Краестветского детского дома в суровые довоенные 1930-е годы. И также поступок воспитанников этого детского дома, в честь которого был назван рассказ.
Слайд 7
В повести «Кража» Виктор Петрович рассказывает о своей жизни после ссылки его семьи в Игарку… г . Игарка в 30-е годы
Слайд 8
Валериан Иванович Репнин-прообраз Василия Ивановича Соколова «Заведующий детдомом Валериан Иванович Репнин тихо вошёл в комнату, постоял возле Гошки, опустив голову, зачем-то надел очки, потом снял их и как бы сам себе молвил…»
Слайд 9
Воспоминания Виктора Петровича Астафьева: «…Малыши были, гады - избалованы, не тронь пальцем! Вообще мы их всегда защищали. А так, если шутя заденешь, ой беда!... Он как запоёт, идёт к Василию Ивановичу и чем дальше идёт, тем больше голосу прибавляет. Василий Иванович как настрогает нам : «Маленьких детей бьют только негодяи! Накопили силищу, тётя Уля откормила вас, а вот её куда употреблять, не знаете, лучше бы дрова кололи!...Образованнейший человек был…Окончил Царскосельский лицей, как Пушкин. В костюме ходил из мешковины сшитом, но всегда элегантный…»
Слайд 10
Толя Мазов - прототип Виктора Петровича Астафьева «Зимой 30-го года увезли из села куда-то Светозара Семёновича Мазова-Толиного отца. Толя, конечно, не знал, за что взяли отца. Сказали: подкулачник, и увезли. Он был главной опорой большой и безалаберной семьи» Отец, мать, Витя
Слайд 11
Женька Шорников-герой повести и реально существовавший друг Витьки Астафьева. «Женька Шорников, хвативший ледяной воды из бочки, потерял голос, шептал второй день. Он взял за шапку Попика, наклонился к его уху, с тугим напряжением прохрипел…»
Слайд 12
Доказательство Да, действительно , Женька Шорников - это реальный герой повести. Женька жил с Толей Мазовым в детском доме. Сам В.П.Астафьев вспоминает о Женьке с теплотой, забавой и с мальчишеским озорством . Воспоминание Виктора Петровича Астафьева : «… Одного Женьку Шорникова не стригли. А почему ? У него были волосья, вот если взять для банального примера стружку из-под верстака хорошего столяра , а бросить на голову. Вот у него такая голова была. Ему чесали, мыли, в общем, что-то делали , но не стригли. Он, видимо, из благородных был. Родителей его расстреляли, он мне показывал , где-то за Медвежьим логом. И был он самым большим карманником. Однажды в магазине , в «Таймыре», женщина его одна увидела: « Ой, мальчик-то какой! Ангелочек !» А у него действительно были голубые глаза, скуластенький такой. Пока причитали - кошелёк уже у него … Вот такой вот «Ангелочек»!
Слайд 13
Маруська Черепанова-подруга детства «Маруська Черепанова надёрнула пальтишко и ринулась следом за парнишками, пытаясь подслушать разговор...»
Слайд 14
Доказательство Да, действительно, маленький Витя Астафьев рос в детдоме рядом с девочкой по имени Маруська Черепанова. Она была его маленькой подругой, ведь в своей повести он не изменил ни имени её героини, ни характер, ни любые другие, присущие ей, черты. В этом мы убеждаемся ,читая воспоминания Виктора Петровича : « Малышня у нас шпионами были, особенно Маруська Черепанова. Откуда она все про всех знала?.. Черненькая она, такая была, бурятского вида…»
Слайд 15
Детский дом в Игарке «Было это уже после того, как детдом наконец-то определили в постоянное помещение – отдали старое здание Четвертой школы, на окраине города, где вроде бы и полагалось быть детдому…»
Слайд 16
Проблемы рассказа «Кража» Проблема бездомности. Эту проблему автор затрагивает на протяжении всего рассказа, описывая тяжёлую, суровую жизнь в детском доме. В качестве аргумента я приведу пример из текста. Глава первая. Когда дежурный четвёртой комнаты- Попик, начал будить ребят, и все вставали кроме одного- Гошки Воробьёва, то дети заметили, что он лежит, ни на что не отвлекаясь и не слушаясь приказаний дежурного, его кожа была тонкой и жёлтой, глаза и рот были приоткрыты, трикотажное бельё было настолько велико, что туда можно было поместить ещё одного мальчишку, тогда поняли, что Гоша умер. «Гошка уже ко всему был безразличен». Проблема безответственности. Эту проблему автор затрагивает в эпизоде, когда трое воспитанников детского дома решили украсть из кассы местной бани. Из-за этого женщину-кассиршу арестовывают, а её детей отправляют в детский дом. Дети, укравшие деньги, понимают и принимают вину, после того, как участковый решает допросить их. Так они снова оказываются в нелюбимом месте - в детском доме . После этого детей и женщину отпустили.
Слайд 17
Чему учит произведение ? Данное произведение учит быть ответственным за свои поступки и действия, так ради своей собственной свободы, дети подвели совершенно чужих людей. Но стоят ли такие действия свободы? Поэтому прежде чем идти на рискованный шаг или опасное дело, лучше всего хорошо подумать, ведь тайное всегда становиться явным.
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Хитрость Дидоны
Просто так
Разлука
Что есть на свете красота?