Всероссийский конкурс исследовательских работ «Отечество».
Номинация «Родословие».
Тема работы: «Моя семья. Генеалогическое древо».
Вложение | Размер |
---|---|
genealogicheskoe_drevo.docx | 888.31 КБ |
Управление образования и науки Липецкой области.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского союза М.П. Константинова.
Всероссийский конкурс исследовательских работ «Отечество».
Номинация «Родословие».
Тема работы: «Моя семья. Генеалогическое древо».
Автор: Постольник Ангелина Николаевна,
7 «А» класс, МБОУ СОШ №2 г. Усмани
Липецкой области, адрес: г. Усмань,
ул. Радищева, 50
Руководитель: Цапина Ирина Викторовна,
учитель истории, МБОУ СОШ № 2 г. Усмани
Липецкой области, г. Усмань Липецкой области
ул. Добролюбова, 122 , тел. 89046989300
2019г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение …………………………………………………………………….3
Методика исследования ……...…..………………………………………... 3
1. Что такое генеалогическое древо ………………………………………. 3
1.1. Определение понятия …………………………………………………. 3
1.2. Виды генеалогических древ………………..…………………………. 4
1.3. Составление генеалогического древа моей семьи……..……………. 5
Результаты исследования………………………………………………….. 5
2. Родословная моей семьи………………………………………………. ..5
2.1. Родословная по мужской линии………………………………………6
2.2. Родословная по женской линии…………………………………….. ..7
Заключение …………………………………………………...................... 10
Список использованных источников…………………………...……….. 11
Приложения ………………………………………………………………. 12
ВВЕДЕНИЕ.
Тема моего исследования: «Моя семья. Генеалогическое древо». Я выбрала эту тему, потому что каждый человек должен знать историю своей семьи. Знания эти - бесценный дар, который дается не каждому... Уходят старшие поколения, бесследно теряются данные в архивах, выцветают старые фотографии и письма...
Актуальность данного исследования состоит в том, что во все времена хорошей традицией было знать своих предков и почитать память о них. Родители передавали информацию своим детям о дедах и прадедах, а те, в свою очередь, делились сведениями уже со своими детьми и внуками. В результате, со временем было введено особое родословное древо, в котором указывалось множество поколений, имеющих кровную связь с определенной семьей.
Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Мне кажется, что каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались, поэтому, я поставил перед собой цель – составить генеалогическое древо семьи.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- собрать информацию о родных и предков, входящих в генеалогическое древо;
- рассказать о наиболее ярких представителях семьи;
- собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Что такое генеалогическое древо
1.1. Определение понятия.
Генеалогия – это историческая область знаний, изучающая взаимосвязи семей и родов, биографии отдельных представителей рода, происхождение имен и фамилий людей.
Слово генеалогия было образовано от древнегреческих слов «genea» – семья и «logos» - наука, знание. Поэтому я думаю, что Генеалогия – это своеобразное познание мира. Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох.
Генеалогическое (родословное) древо - это краткое, но наиболее наглядное отображение семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все родственные отношения. Чтобы его «вырастить» приходится приложить немало усилий. Порой на это требуются годы. Иногда удается заглянуть вглубь веков на три, четыре, а то и пять столетий.
1.2. Виды генеалогических древ.
В самом общем виде генеалогические древа делятся на восходящие и нисходящие. Их определения были даны Л.М. Савёловым (Приложение 1, рис.1).
В восходящем древе (Приложение 1, рис.2) главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения. Начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д. Этот вид древа составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному.
Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к составлению нисходящего древа (Приложение 1, рис.3), т.е. начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это древо более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачиваясь до последних дней.
Восходящие и нисходящие древа бывают мужские и смешанные.
В мужском нисходящем древе указывается все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские представительницы рода представлены именами своих супругов.
Смешанно-нисходящее древо указывает все потомство данного родоначальника, происшедшее, как от мужчин, так и от женщин. Это древо не является древом одной фамилии потому, что охватывает большое количество родов. Оно необходимо для выяснения родственных связей между боковыми родственниками.
Мужское восходящее древо будет выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем.
Смешанно-восходящее древо указывает всех прямых предков данного лица по мужско и женской линиям. Подобное древо всегда имеет довольно правильную форму в графическом плане, т.к. в первом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д., причем каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей восьми различных фамилий, а в пятом - уже шестнадцати и т.д.
Таким образом, имеются следующие виды генеалогических древ:
1) нисходящее мужское древо – самое распространенное и единственно принятое в научных работах;
2) нисходящее смешанное древо – указываются все предки, включая братьев и сестер, необходимо для выявления родственных связей;
3) восходящее мужское древо – указываются лишь прямые предки по мужской линии;
4) восходящее смешанное древо – указываются прямые предки по мужской и женской линиям, т.е. бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и т.д.
1.3. Составление генеалогического древа моей семьи.
Для исследовательского проекта мне подошел смешанно-восходящий вариант генеалогического древа, т.к. оно вмещает более полную информацию о предках как по мужской, так и по женской линиям.
Мне удалось собрать информацию о предках, живших в 19 и 20 веках. К сожалению, многие фотографии и документы затерялись со временем. Более полная информация сохранилась о предках по маминой линии.
Ход составления древа:
1. Я изучила старые документы и фотографии. Особенно важны такие документы, которые содержат генеалогическую информацию: свидетельства о рождении, браке, смерти. Много интересной информации можно почерпнуть из трудовых книжек, грамот, дипломов, аттестатов. Все документы делятся на две основные группы: родственники по материнской и родственники по отцовской линии.
2. Опрос родственников – это бабушки и дедушки – их воспоминания особенно ценны для исследования. Семейные праздники - это прекрасная возможность расспросить родственников.
3. Оформление генеалогического древа семьи. В восходящем смешанном варианте ствол символизирует определенного человека в данной работе это я сама, крупные ветки – мои родители, и ветви поменьше - бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и т.д.
4. Изготовление альбома: сканирование документов, фотографий, оформление полученной информации, печать фото-листов, составление альбома.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.Родословная моей семьи.
При построении родословной я выбрала восходящее смешанное древо (Приложение 2.). Составлять его было трудно, но интересно. Родословное древо - теперь предмет гордости нашей семьи. Вместе с родителями я собирала информацию о своих предках, записывала их фамилии, имена и отчества, узнавала, когда и где они жили, чем занимались. Узнала много интересных фактов из жизни моих родственников.
2.1. Родословная по мужской линии (семья папы).
Я, Постольник Ангелина Николаевна (Приложение 3, рис.4), родилась 6 марта 2007 года в городе Усмани Липецкой области. Учусь в МБОУ СОШ №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П. Константиновав 5 «А» классе. У меня есть сестра, Постольник Александра Николаевна (Приложение 3, рис.5), родилась 25 октября 2011 года.
Мой папа, Постольник Николай Иванович (Приложение 3, рис.6), родился 26 августа 1984 года в селе Полтавка, Киргизская ССР.В 1991 году его семья переехала в Россию, в село Претория Оренбургской области. Там он закончил среднюю общеобразовательную школу, и в 2002 году поступил в Профессиональное училище №11 г. Оренбурга. Получив специальность радиомеханика, закончил его в 2004 году. В этот же год его семья переезжает жить в г. Усмань Липецкой области. В 2005 году он встретил мою маму, Черникову Татьяну Викторовну, и в 2006 году они поженились.
Постольник Иван Николаевич (Приложение 3, рис.7), мой дедушка, родился 8 июня1949 года в селе Полтавка, Киргизская ССР. Закончил 8 классов и в 15 лет поступил в Училище Механизаторов широкого профиля село Калининское Калининского района. В 1967 году пошел в армию и служил 3 года в Приморском крае в городе Иман. После армии, окончил вечернюю школу и работал в колхозе водителем. В 1973 году поехал на родину своих родителей в село Судьбодаровка Оренбургской области, и там встретил будущую жену, мою бабушку, Чернокожеву Людмилу Григорьевну. В сентябре 1973 года они поженились и приехали жить в село Полтавка, Киргизская ССР. В 1974 году в семье родилась дочь Татьяна, сын Сергей родился в 1976 году, а в 1984 году родился мой папа, Николай. Дедушка всю жизнь проработал водителем автобуса, в 1991 году переехал с село Претория, а в 2004 году, после развода, в село Грачевка Усманского района. Работал водителем в совхозе, ушел на пенсию в 2009 году.
Моя бабушка, Постольник (Чернокожева) Людмила Григорьевна (Приложение 3, рис.8), родилась в селе Каменный брод Оренбургской области 3 декабря 1952 года. Окончила 10 классов, ей довелось учиться в 4 школах. С 1969 по 1972 год, в городе Оренбурге, моя бабушка училась на швею. После, переехав к родителям в село Покровка, работала в швейной мастерской в селе Судьбодаровка (за 70 км от дома). В 1973 году вышла замуж и переехала жить в село Полтавка, Киргизская ССР. Воспитывая троих детей, она продолжала работать швеёй в ателье. После переезда в село Претория, работала нянечкой в детском саду. С 2004 года живет в городе Усмани Липецкой области.
Родители моего дедушки, Николай Емельянович Постольник и Александра Кондратьевна (Задёра) Постольник (Приложение 3, рис.9) родились в 1918 году. Николай 18 февраля, а Александра 8 апреля. В этом году им бы исполнилось 100 лет. Познакомились в родном селе Максютка Оренбургской области, закончили 4 класса, а в 1938 году поженились и переехали жить в село Полтавка, Киргизская ССР. С первого дня войны Николая призвали на фронт. Все четыре года он сражался за Родину, получил 3 ранения. Победу встретил в госпитали, после ранения в Чехословакии. Вернувшись домой, в месте с женой, работал в колхозе. В семье родились трое детей: Ольга, Иван, Валентина. 3 декабря 1978 года не стало Николая Емельяновича, а Александра Кондратьевна в 1991 году, вместе с семьёй сына, переехала в село Претория. Умерла моя прабабушка 12 марта 1998 года.
Чернокожев Григорий Васильевич и Чернокожева (Трубникова) Надежда Григорьевна (Приложение 4, рис.10) - родители моей бабушки.
Григорий родился в 1921 году в селе Каменный брод, а Надежда в 1926 году в селе Каратал Оренбургской области. После женитьбы стали жить в Каменном броде. В 1941 году Григорий Васильевич отправился на фронт, получил тяжелое ранение в ногу и лежал в госпитале под Воронежем. В 1942 году его демобилизовали, и он приехал на родину. В 1972 году семья Чернокожевых переезжает в село Покровка. Растили 4 детей: Николая, Валентину, Людмилу, Владимира. Надежда Григорьевна умерла в 2002 году, а Григорий Васильевич прожил ещё 5 лет и умер в 2007 году.
Совсем немного информации я узнала о моих прапрабабушке и прапрадедушке, со стороны папы (Приложение 4, рис.11).Трубников Григорий родился в 1904 году и погиб на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., а Трубникова Анастасия Павловна (1906-….г.г.) родилась в селе Каратал Оренбургской области. В 1963 году переехала в село Каменный брод, а затем в 1970 году в Оренбург. В семье было 6 детей: Александр, Надежда, Михаил, Любовь, Николай и Алексей.
2.2. Родословная по женской линии (семья мамы).
Моя мама, Постольник (Черникова) Татьяна Викторовна (Приложение 5, рис.12), родилась 13 мая 1983 года в селе Девица Усманского района Липецкой области, в 1990 году ее семья переехала в город Усмань, в этом же году она пошла в 1 класс, в школу №2 г. Усмани. После 9 класса в 1998 году, она поступает в Усманский Педагогический колледж, и заканчивает его в 2003 году с красным дипломом по специальности «преподавание в начальных классах». После колледжа мама поступает в Липецкий государственный педагогический университет. 29 апреля 2006 году она выходит замуж за моего папу, а в 2007 году у них появляюсь я. В этом же году оканчивает университет по специальности «олигофренопедагогика». С 2003 года по 2010 год моя мама работает в Специальной коррекционной школе г. Усмани, в Усманском Педагогическом колледже, а в 2010 году мама стала работать в МБОУ СОШ №2 г.Усмани. В 2011 году у меня появилась сестра Александра, которую назвали в честь прабабушки по папиной линии и прадедушки по маминой.
Мой дедушка, Черников Виктор Михайлович (Приложение 5, рис.13), родился 12 июля 1944 года в селе Девица Усманского района. Проучившись в Девицкой школе 8 лет, он продолжил обучение в Усманской школе №2. Окончив 10 класс, начал работать в городе Воронеж, а в 1964 году его призвали в армию. Он служил в городе Владимир, в танковых войсках. После армии, в 1967 году, дедушка женился на Александре Ивановне и уехал жить в город Липецк. У него родился сын Игорь. В Липецке Виктор Михайлович заочно окончил Металлургический техникум, работая на Цементном заводе мастером, а затем инженером-конструктором. После развода, в 1981 году, вернулся в родное село, где в 1982 году встретил мою бабушку Кораблеву Людмилу Александровну. Через год в их семье появилась моя мама, а в 1984 году родилась младшая дочка Елена. В Девице дедушка работал в колхозе инженером по технике безопасности, а после переезда в город Усмань - на Усманской Табачной фабрике. В 2001 году Виктор Михайлович пошел на пенсию. После тяжелой болезни, 31 января 2007 года, дедушке не стало. Из внуков он видел только Никиту, сына дяди Игоря.
Черникова (Кораблева) Людмила Александровна (Приложение 5, рис.14), моя бабушка, родилась в селе Шеломенцево Челябинской области 15 мая 1948 года. В этом году бабушка отмечает свой 70-ти летний юбилей. Она росла в семье, где было 5 сестер. Училась в начальной школе в селе Шеломенцево, а затем 4 года ходила за 10 км по лесу в школу села Потапово. С 9 по 11 класс жила в школе-интернате села Еткуль Челябинской области. В 1966 году она прошла курсы подготовки учителей физики и математике, и в 1967 году начала работать в Александровской 8-ми летней школе Еткульского района. В 1973 году, моя бабушка поступает в Липецкий педагогический институт на факультет математики и оканчивает его в 1978 году. Переехав в село Девица Усманского района в 1979 году, она начала работать в сельской школе учителем математики, а затем заместителем директора. В 1991 году была переведена в Усманскую школу №2 и заняла должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Людмила Александровна, «Отличник народного образования», ушла на пенсию в 2011 году, проработав в школе 44 года.
Мама моего дедушки, Черникова Мария Ивановна (Приложение 5, рис.15,16), родилась 13 июля 1919 года в селе Девица Усманского района, тогда Воронежской губернии. Семья была многодетная: 4 дочери и 2 сына, Мария была старшая. В школе она училась только 2 года. До войны работала в Днепропетровске на шахтах, чтобы помочь прокормить большую семью. Когда началась Великая Отечественная война, Мария работала под Москвой на торфяных разработках. Домой пришлось добираться месяц: пешком по шпалам, на открытых платформах поездов. В начале войны была направлена на рытье окопов под Воронежем. В 1942 году она добровольцем ушла на фронт. Служила в мотострелковой роте, была участником Сталинградской битвы. Её задачей была подвозить боеприпасы на передовую. На фронте Мария познакомилась с Беляевым Михаилом, отцом моего деда. Михаил погиб в 1944 году, а прабабушку демобилизовали. Она приехала на родину в марте 1944 года, а в июле родился мой дедушка. После войны Мария Ивановна работала в колхозе, а затем почтальоном. На пенсию ушла в 1974 году. Она прожила долгую жизнь и умерла 17 марта 2009 года в возрасте 89 лет.
О родителях Марии Ивановны известно не много. Черников Иван Алексеевич (1896-1964 г.г.) и Черникова (Символокова) Евдокия Ивановна (1896-1973 г.г.) помогали растить моего деда, пока их дочь работала (Приложение 5, рис.17).
Кораблев Александр Васильевич (1913-1962 г.г.), папа моей бабушки (Приложение 6, рис.18), родом из деревни КораблёвоЕткульского района Челябинской области. В семье, где было 9 детей, Александр был младшим. Окончил 4 класса церковно-приходской школы. В 18 летнем возрасте он встретил свою будущую жену, Шеломенцеву Антонину Степановну, и после женитьбы, в 1931 году, они переехали в село Шеломенцево Челябинской области. В колхозе он первым сел на трактор, а жена работала рядом прицепщиком. В 1935 году Александр уезжает один на Дальний Восток служить на границу. Был кадровым военным, заместителем командира по политической работе. В 1938 году к нему приезжает жена. Спустя два года у них появляется дочь. Начало войны они встретили на границе с Японией, и их часть отправили на западный фронт только в 1942 году, но на полпути всех железнодорожников сняли с поезда и отправили в тыл работать на железнодорожные станции. Умер Александр Васильевич 6 декабря в 1962 году от тяжелой болезни.
Моя прабабушка Кораблева (Шеломенцева) Антонина Степановна (Приложение 6, рис.18) родилась в 1912 году в деревне ШеломенцевоЕткульского района Челябинской области. В семье было 5 детей, Антонина была старшей. Образование девочка не получила, помогала родителям с младшими братьями и сестрами. С 17 лет работала в колхозе. Когда муж уехал служить, Антонина работала в городе Челябинск на строительстве тракторного завода. В военные годы семья жила в городе Коркино Челябинской области, куда был направлен на работу ее муж. С 1940 по 1952 год у Антонины рождаются 5 девочек: Неля, Раиса, Валентина, Людмила, Анна. Когда парализовало ее мужа, в 1947 году, они вернулись в село Шеломенцево. Работала в колхозе, следила за хозяйством, растила детей. В 1974 году она переезжает в город Усмань Липецкой области к старшей дочери. Умерла Антонина Степановна 28 февраля 1987 года.
Родители Кораблева Александра Васильевича: Василий Корнилович (1873-1920 г.г.),погиб в Гражданскую войну, и Евдокия Петровна (1885-1932 г.г.).
Отец Антонины Степановны, Шеломенцев Степан Константинович (1878-1946 г.г.) во время Великой Отечественной войны в 62 года был на трудовом фронте, по приказу И.В. Сталина. Его жена Шеломенцева (Шантарина) Таисия Васильевна (1888-1977 г.г.) работала в колхозе, воспитывала 6х детей (Приложение 6, рис.19).
Известны имена родителей Таисии Васильевной: Шантарины Василий Иванович, убит в Гражданскую войну, и Татьяна Евдокимовна, прожила до 1947 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнала много нового, интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению. Я совершила увлекательное путешествие в далекое прошлое.
Думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.
Многое для меня было тайной. Мы смогли с родителями добраться в исследовании до 6 колена. По мере исследования, я узнавала, кем были и чем занимались мои родные.
Теперь я:
Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной. Когда я вырасту, родословная, составленная мной, будет передаваться из поколения в поколение моими детьми, внуками и т.д., значит, память о нашем роде останется бессмертной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1.
(рис.1)
(рис.2) (рис.3)
Приложение 2.
Приложение 3.
(рис.4) (рис.5) (рис.6)
(рис.7) (рис.8)
(рис.9)
Приложение 4.
(рис. 10)
(рис.11)
Приложение 5.
(рис.12) (рис.13) (рис.14)
(рис. 15) (рис.16)
(рис.17)
Приложение 6.
(рис.18)
(рис. 19)
Учимся ткать миленький коврик
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Валентин Берестов. Аист и соловей
Ласточка
Большое - маленькое