Стихи обэриутов могут быть понятны каждому читателю, вне зависимости от его возраста и подготовленности. При чтении нужно доверять не столько рассудочному анализу смысла, сколько собственной интуиции. Тексты с их кажущейся странностью напомнят читателю, что ни одно суждение о мире не может являться окончательным, что действительность шире любых толкований.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация «Поэзия обэриутов» | 1.91 МБ |
Слайд 1
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Лангепасский политехнический колледж филиал в городе Покачи Работу выполнила: студентка группы ПДО-18 Закиева Карина «Поэзия обэриутов »Слайд 2
Содержание Введение Группа обэриутов Детская поэзия обэриутов Анализ стихотворения «Удивительная кошка» Хармса Вывод Использованная литература
Слайд 3
Введение Литературная жизнь 20-х годов кончалась – распались «Серапионы», что-то еще пытались делать имажинисты, Мандельштам ходил «с удавкой на шее», замолчала Ахматова , на последнем вздохе ЛЕФ превращался в РЕФ. Существовали еще объединения пролетарских писателей, но дело шло к созданию Союза советских писателей, власть хотела единства и стригла всех под одну гребенку. «Всё расхищено, предано, продано…»
Слайд 4
Группа ОБЭРИУ Ленинградская литературно-философская группа «Объединение реального искусства» вошла в историю авангарда под сокращенным названием ОБЭРИУ. Эта аббревиатура, по мнению авторов, должна восприниматься читателем как знак бессмыслицы и нелепицы. Обэриуты поставили своей задачей создать «реализм необычайного».
Слайд 5
В группу « чинарей », как еще они себя называли, в разное время входили писатели И. Бахтерев , А. Введенский, Ю. Владимиров, Н.Заболоцкий , Н.Олейников , Даниил Хармс, К. Вагинов , Д.Левин , философы Я. Друскин и Л. Липавский . «Наше общество можно вернее всего назвать обществом малограмотных ученых», — говорил Хармс. В этом кружке ценились оригинальный интеллект и широкое образование, дающие право вырабатывать новую концепцию культуры молодого века.
Слайд 6
Детская поэзия обэриутов Арестованный Хармс на допросе 13 января 1932 года так пояснял следователю замысел стихотворения «Миллион» (1930): «В "Миллионе" тема пионерского движения подменена мною простой маршировкой, которая передана мною и в ритме самого стиха, с другой стороны, внимание детского читателя переключается на комбинации цифр » В мартовском номере «Чиж» за 1941 год публикует стихотворение «Цирк Принтинпрам » , в котором Хармс продолжает отстаивать право чисел, так сказать, на самоопределение: «невероятное представление» состоит из «удивительных номеров» (слово «номер» в данном случае имеет дополнительное значение числа). Клоуны, силачи, ученые ласточки и комары, тигры и бобры не просто актерствуют, но представляют математические игры
Слайд 7
Самым молодым и рано ушедшим из жизни был Юрий Дмитриевич Владимиров (1909— 1931). Юрий Владимиров продемонстрировал чудеса стихотворства в небольшом стихотворении «Барабан» , употребив сорок пять однокоренных слов. Текст буквально громыхает барабанным громом. Цель виртуоза — передать текучесть звуков, образующих
Слайд 8
Наибольшее количество публикаций в «Еже» и «Чиже» связано с именем Даниила Ивановича Хармса. Это псевдоним поэта, настоящая его фамилия Ювачев, а Хармсом он стал еще тогда, когда учился в Петершуле — школе, находящейся в Санкт-Петербурге и по сей день, в которой дети учатся на немецком языке, — и так подписал свои стихи. Вообще, псевдонимов у него было много, но этот пришелся ему по вкусу больше всего, потому что в переводе с французского и английского слово charm означает «колдовство», «чары», и молодому литератору показалось, что «чары», «очарование» как раз соответствуют назначению литературы.
Слайд 9
В детской литературе Александр Иванович Введенский открылся как поэт лирический, хотя, конечно, он был и настоящим обэриутским поэтом. Окончил гимназию в Петербурге и поступил в 1921 году на юридический факультет Петроградского университета, затем перешел на китайское отделение восточного факультета, но не окончил его. Увлекался искусством современных художников — П.Филонова , В.Татлина . Уже в первом стихотворении «Кто?» о каком-то неизвестном озорнике, который «на пол уронил / Банку, полную чернил, / И оставил на столе / Деревянный пистолет, / Жестяную дудочку / И складную удочку», а заодно сбросил со стола «Три тарелки, два котла /Ив кастрюлю с молоком / Кинул клещи с молотком», — проявилось его самое настоящее обэриутское начало.
Слайд 10
Анализ стихотворения «Удивительная кошка» Хармса Несчастная кошка порезала лапу — Сидит, и ни шагу не может ступить. Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу Воздушные шарики надо купить! И сразу столпился народ на дороге — Шумит, и кричит, и на кошку глядит. А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит!
Слайд 11
Стихотворение создано в конце 1938 года. В жанровом отношении – поэтический рассказ, почти феерия, трехсложник с тавтологической и перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Название контрастирует с первой же строкой. Оказывается, удивительная кошка несчастна (бездомна, скорей всего), более того, с ней произошло дополнительное несчастье – порез лапы.
Слайд 12
Сама медицинская тема после выхода «Доктора Айболита» К. Чуковского полноправно вошла в детскую литературу. Однако у Д. Хармса решается она по-другому, без всякой аналогии с лечением людей. «Надо купить»: призыв, который «народ» мог и не поддержать. Но вот уже собраны деньги и куплены шарики с гелием (в те годы этот газ пришел на замену опасному водороду). Кажется, здесь производится невинный, но вполне себе научный эксперимент (или же маленькое чудо, кому как нравится). Наверно, часть взрослых втайне осталась довольна не меньше ребятишек. У произведения счастливый конец. Немножко за кадром остается вопрос, что будет с кошкой, когда она повернет за угол дома, шарики лопнут или вмешаются собаки. Интересен момент тревоги «народа» из-за того, что живое существо несчастно в этом лучшем из миров. Стихотворение предназначено для детей, потому поэт не бросает тень на эту почти сказку. И все же, кто знает, как действуют эти механизмы сочувствия в отношении людей и их бед. Интонация самая задушевная, взволнованная, в финале – оптимистическая. Двойное отрицание в первом четверостишии. Перечислительные градации, лексические повторы. Стихотворение «Удивительная кошка» Д. Хармса – драматическая история со счастливым концом.
Слайд 13
Анализ стихотворения Заболоцкого Огромные глаза, как у нарядной куклы, Раскрыты широко. Под стрелами ресниц, Доверчиво-ясны и правильно округлы, Мерцают ободки младенческих зениц. На что она глядит? И чем необычаен И сельский этот дом, и сад, и огород, Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин, И что-то, вяжет там, и режет, и поет? Два тощих петуха дерутся на заборе, Шершавый хмель ползет по столбику крыльца. А девочка глядит. И в этом чистом взоре Отображен весь мир до самого конца. Он, этот дивный мир, поистине впервые Очаровал ее, как чудо из чудес, И в глубь души ее, как спутники живые, Вошли и этот дом, и этот сад, и лес. И много минет дней. И боль сердечной смуты И счастье к ней придет. Но и жена, и мать, Она блаженный смысл короткой той минут Вплоть до седых волос всё будет вспоминать. Детство
Слайд 14
«Детство» – произведение, которое Николай Алексеевич написал в 1957-ом, примерно за год до смерти. Лирическая героиня – девочка, с удивлением глядящая на мир. Что она видит? Сельский дом, сад, огород, двух тощих петухов, дерущихся на заборе, шершавого шмеля, ползущего по столбику крыльца. Эта деревенская картина – явный слепок с детских воспоминаний Заболоцкого. Девочка в стихотворении только начинает открывать для себя мир, взирая на него огромными, широко раскрытыми глазами. Для нее удивительно практически все, что она видит. В этом заключается прелесть познания окружающего мира ребенком. По мнению Заболоцкого, детские воспоминания – самые важные и сильные. В финале стихотворения он говорит о том, что девочке суждено со многим встретиться в жизни – счастьем, болью сердечной смуты, радостью материнства, замужеством. Несмотря на большое количество впечатлений, тот детский взгляд на родную сельскую местность в ее памяти останется навсегда.
Слайд 15
Вывод Стихи обэриутов могут быть понятны каждому читателю, вне зависимости от его возраста и подготовленности. При чтении нужно доверять не столько рассудочному анализу смысла, сколько собственной интуиции. Тексты с их кажущейся странностью напомнят читателю, что ни одно суждение о мире не может являться окончательным, что действительность шире любых толкований.
Слайд 16
Список литературы: Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш . пед . учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева , С.А. Николаева. — 3-е изд., перераб . и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебники для 1-4 классов. Интернет-ресурсы
Прекрасная арфа
Большое - маленькое
Карандаши в пакете
Цветение вишни в лунную ночь
Кто должен измениться?