XIX республиканская научно-исследовательская конференция школьников имени Л.Н.Толстого
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_rodnoy_yazyk.docx | 22.13 КБ |
XIX республиканская научно-исследовательская
конференция школьников имени Л.Н.Толстого
6 направление. Подсекция 5-8 классы
Язык – душа народа.
(сочинение)
Дмитриева Айсун, ученица 8 класса МБОУ
«Мурзинская средняя общеобразовательная
школа» Апастовского района РТ
Руководитель: Галеева Гульназ Данисовна,
учитель русского языка и литературы
2021 год
Бессмертие народа – в его языке»
Ч. Айтматов
Сегодня воскресенье, поэтому есть прекрасная возможность поспать подольше. Сквозь сон слышу знакомые голоса. Это мама с папой о чем-то беседуют. Слышу обрывки фраз, и снова морфей уводит меня в сонное царство. Опять сквозь дремоту до сознания доходят знакомые с колыбели родные голоса. Я потягиваюсь и нежусь в мягкой теплой постели, прислушиваясь к звучащей родной речи, которую знаю с первой минуты рождения. Как же уютно и хорошо дома рядом с теми, кто любит меня и кого безмерно люблю я. Как приятно слышать слова родного языка, благодаря которому я познавала окружающий мир, училась читать и писать, то есть «вдыхала» через него жизнь, полную ярких красок и прекрасных мгновений. Наверное, не случайно слова «душа», «дышать» берут начало от одного корня. Ведь язык – это душа народа.
Родной язык, родной дом, родители и родная земля. Я думаю, эти понятия неотделимы друг от друга. Когда человек волею судьбы оказывается на чужбине и тоскует по родине, именно родной язык становится для него единственным утешением и поддержкой в сложное время. «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - писал И.С.Тургенев. Многие русские поэты и писатели после Октябрьской революции вынуждены были эмигрировать. Живя далеко от России, они продолжали творить, создавать великие шедевры на родном языке. Когда читаем произведения русских писателей-эмигрантов, в каждой строчке чувствуем невыразимую тоску по родине. Не впасть в отчаяние, преодолеть тяготы жизни на чужбине нашим землякам помог великий могучий русский язык. Именно благодаря родному языку наши соотечественники не утратили связь с родиной. Родной язык как неиссякаемый источник духовно подпитывал их, утолял жажду тоски по родной земле, из него, родного языка, черпали силы и вдохновение для творчества наши поэты и писатели. Бунин, писатель-эмигрант, в особо трагические для России время написал стихотворение «Слово», в котором есть такие строки:
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Именно речь, язык, слова, по мнению поэта, являются душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. Действительно, одной из задач русской интеллигентской эмиграции было сохранение духовных ценностей русского народа, что возможно было благодаря сохранению родного языка.
Сегодня так же, как и сто лет назад, актуальной является проблема сохранения родного языка. Не зря в Татарстане 2021 год объявлен Годом родных языков и народного единства. На территории нашей Республики проживают представители более ста национальностей, для которых языком межнационального общения является русский язык. Наравне с русским государственным языком считается татарский язык, на котором говорит большинство населения нашей многонациональной республики. Считаю, что без знания языка коренного населения нашей республики, исторического прошлого края, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течение тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. Большую роль в сохранении родного языка, приобщении к культурному наследию, духовным ценностям народов, населяющих Татарстан, играет соблюдение народных традиции, обычаев, обрядов того или иного народа. В нашей сельской школе обучаются русские, татары, чуваши, узбеки, азербайджанцы. Они все хорошо знают родной язык, традиции и культуру своего народа, а также с уважением относятся к русскому языку как языку межнационального общения. А вот во многих городских семьях родители-татары общаются с детьми только на русском языке. Я считаю, что такое отношение родителей ведет к пренебрежительному отношению детей к национальной культуре, традициям и истории своего народа.
Для меня родным является русский язык, на котором я впервые произнесла священные слова «мама» и «папа», именно он открыл мне двери в мир знаний. А в школе я научилась свободно общаться на татарском языке. Именно здесь я узнала, как красив язык татарского народа: словно журчание ручья мелодичен, как песня соловья музыкален! Я уважаю оба языка, ведь язык – это духовное богатство народа, нить, которая объединяет настоящее и прошлое, отжившие и будущие поколения в единое целое. Если исчезнет язык - исчезнет и народ. «Можно потерять все: землю, волю, имущество, рассеяться по земле, но оставаться живым народом, пока сохранен язык, душа народа. Хочешь сохранить народ - береги язык», - прочитала в одной интернет-статье. Действительно, если забудем родной язык – утратим своё национальное достоинство. Поэтому мы должны бережно относиться к родному языку и любить его. А любовь к языку, считаю, нужно прививать с детства, и тогда люди не будут засорять его непонятными иностранными словами, вульгаризмами, уродовать его блатным жаргоном.
Перед нашим поколением стоит задача сохранить родной язык, в котором отражается история духовной жизни народа, донести его до будущего поколения таким же свободным, богатым, сильным и звучным. Ведь не знать родной язык равносильно неуважению своих предков и предательству родного народа, который с помощью языка из поколения в поколение передаёт своё мировоззрение, своё восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры.
Хочу закончить свое сочинение словами великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...»
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Два петушка
Привередница
Горячо - холодно
Как нарисовать лимон акварелью