В реферате проанализирована и русская, и тувинская литературы, а именно стихи Сергея Есенина – русского писателя и отрывок из драмы Виктора Кок-оола «Хайыраан бот».
В изученных произведениях раскрыта не только красота деревьев, но и показаны какими должны быть отношения человека к ним. Не зря и береза, и лиственница являются символами России и Тувы. Приведены причины такого мнения. Ученик доказывает с помощью примеров как из литературы, так и из жизненных наблюдений. И приведенные аргументы –доказательства действительно подтверждают тезис, выдвинутый учеником. Береза для Сергея Есенина – это символ тоски по Родине, прообраз девушки любимой, а для Кара – героини драмы «Хайыраан бот» лиственниц – единственный собеседник, защитник от жестокого мира.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_aydash.docx | 30.5 КБ |
Введение
Тема моей исследовательской работы: «Образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Белая береза» и образ лиственницы в монологе Кара в произведении Виктора Кок-оола «Хайыраан бот».
Актуальность темы: Мне нравится творчество русских поэтов, особенно стихи о природе, потому что когда ты их читаешь, то пред глазами открывается целый мир невиданной красоты. Много поэтов посвящали свое творчество природе. Но среди них выделил я Сергея Есенина. Считаю, что именно березе много стихов посвятил Сергей Есенин. Поэтому решил проследить, почему именно береза - самый частый образ в творчестве Сергея Есенина, почему именно к берёзе обращается поэт в своих стихотворениях, чем же так привлекает к себе это дерево, почему это дерево считается символом и гордостью русского народа, а также попытаться провести параллель между березой и лиственницей. Узнать почему лиственница является символом жизни и считается «живой». Рисуя образ родной земли, поэты и писатели посвятили множество эмоциональных и нежных строк о деревьях. Их красота завораживает любого человека. При виде ее чувство охватывает радостное чувство, веселее становится на душе. От неё исходят добро, спокойствие, красота. Восхищаясь неповторимостью деревьев, поэты и писатели часто обращаются к ее образу, говоря о природе, о родной стороне.
Цель работы: прочитать и сделать сравнительную работу образов березы в стихотворении Сергея Есенина «Береза» и лиственницы в монологе Кара драме Виктора Кок-оола «Хайыраан бот».
Задачи:
- прочитать стихотворение С. Есенина «Береза» и монолог Кара из драмы Виктора Кок-оола «Хайыраан бот»;
- выяснить, как раскрывается образ березы и образ лиственницы в лирике и драме поэта и писателя;
- определить, что символизирует образ березы в стихах и образ лиственницы в жизни.
Использованные методы:
- изучение научной и художественной литературы;
- метод поиска;
- метод анализа;
- анкетирование;
-метод сравнения.
Объект исследования - стихотворение С.А. Есенина «Берёза» и монолог в драме Виктора Кок-оола «Хайыраан бот».
Предмет исследования - сравнение образа березы в стихотворении «Береза» С.А. Есенина и образа лиственницы в драме В.Ш. Кок-оола.
Гипотеза:
В лирике С. А. Есенина и других русских писателей, и поэтов часто встречается береза, а о лиственнице мало написаны великими писателями и поэтами. "Хайыраан бот" наше любимое произведение в тувинской литературе, и мы наверно наизусть знаем даже весь текст, каждую ремарку и бережно относимся к каждому слову драмы.
Основная часть.
Береза – дерево, завораживающее своей красотой, особенно осенью. Стихотворений о березе великое множество. В них авторы выражают свою любовь к ней, помогают увидеть необычное в простом «русском дереве», дарят нам радость открытия прекрасного.
Казалось бы, чего удивительного и красивого об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Но несмотря на такие вопросы, именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства, потому что он рос среди них. Все это впоследствии отразилось на его творчестве. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России, достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах. Через образы пейзажей поэт показал свое отношение к жизни, самочувствие, настроение. Немало стихотворений поэт посвятил березе. Этот образ – один из любимых у поэта. Он не расставался с ним в течение всего творческого пути. Белоствольная березка возникает уже в стихотворении «Вот уж вечер…» (1910) и становится одним из поэтических образов его лирики:
И березы стоят,
Как большие свечки.
Первоначально поэт сравнивал березы со свечками:
На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Береза становится «героиней» многих поэтических произведений С. А. Есенина. С большим чувством воспел её поэт. Она у него живая, говорящая, чувствующая. Описывая березу, Есенин обращается к словам с переносным значением. Береза как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Именно олицетворение создает прелесть этих стихов. Кто из нас останется равнодушным, услышав эти есенинские строки:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Автор с особой нежностью раскрывает нам образ берёзки, сравнивая её с прекрасной девушкой, говоря, что у берёзки есть и «коски» и «серёжки».
Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа…», написанное в 1918 году. В нем непонятно, о ком идет речь – о девушке или о березе.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
От стихотворения к стихотворению березка начинает улыбаться, надевает серьги и бусы и превращается в крестьянскую девушку с золотистыми косами, в холщовом сарафане.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Впоследствии она становится символом любви поэта к милой сердцу России, рязанским полям, родительскому дому. Поэтому у С. Есенина Россия -«страна березового ситца».
В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1921) С.Есенин размышляет о жизни. Береза становится символом тоски по уходящей жизни.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. В своих произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов, неотъемлемой частью которых всегда является русская берёза.
Лиственница –это дерево высотой 30-40 метров с пирамидальной кроной. Ветви гладкие, лоснящиеся, светло-соломенной окраски. Листья расположены на верхушке укороченных побегов по 30-4- мм и шириной 0,1-1 мм, с туповатой верхушкой, опадающие к осени.
Для нас – тувинцев лиственница издавна является не просто деревом, а символом. Так как с помощью нее люди строили дома и жилища, использовали в качестве отопительного материала. И дома, построенные с помощью лиственницы выдерживали и выдерживают любые погодные условия, не ломаются, а стоят веками. Еще одной причиной того, что лиственница является нашим символом, это то, что из лиственницы изготавливают народные музыкальные инструменты. Это, например, такой музыкальный народный инструмент – Игил. Наши редки очень любили музыку и только инструмент из лиственницы мог им запасть в душу. И с духовной стороны лиственница для нас играет очень важную роль. Поклоняемся этим деревьям и по сей день, мы говорим с ней. И хотелось бы отметить тот факт, что не из каждой лиственницы можно построить дома и музыкальные инструменты, а именно наша – сибирская лиственница пригодна для всего этого. Это дерево-наша гордость, спаситель. Так и главная героиня драмы «Хайыраан бот» видит единственного утешителя и защитника в этом дереве.
Виктор Шогжапович Кок-оол - основатель тувинской литературы, драматург, артист, режиссер, композитор. Автор исторической драмы «Хайыраан бот» - бессмертной истории любви.
Монолог Кара: «Мээн оскен торээн чуртумнун магалыг кызыл дыды. Сени мен база утпас мен, дедир чедип кээр мен. Эх, сен боорумгай, сен мээн манаа борта турган болзунза, мен сээн орнунга черден унуп келген судактыг, дазыл-дамырыннын хоюг-чымчаан! Чойган дег сыныннын чоргаарын. Окпе-чурээм ишти сынмастаан, дудускектиг кара булут дег,човулан-хилинчээмни сенээ чугаалап берген болзумза. Чок, мен база сен ышкаш хой дазыл- дамырлыг болур мен. Чойган дег сыным база хондурлу бээр. Мээн торээн чуртумнун магалыг чаагай кызыл дыды» (Дытка чоленгеш удуй бээр).
«Свободная лиственница моей Родины! Я тебя тоже никогда не забуду, я вернусь. Эх, была бы я тобой с корнями сильными как ты! Восхищаюсь твоей гордой стройностью! Хочу поделиться тобой своими мучениями, грустью. Нет, я буду такой как ты, с многими сильными корнями! С такой гордой и свободной как ты! Красивая лиственница моей Родины!».
Таким образом, Кара в своем монологе обращается к лиственнице, ищет в ней защиту, собеседника. И только рядом с ней героиня находит свободу и даже засыпает рядом с ней. Лиственница успокаивает Кара, оберегает. Издали лиственница кажется защитником и никому не даст в обиду хрупкую героиню.
в поэзии С.Есенина и в драме В. Кок-оола.
Изучив и проанализировав стихи Сергея Есенина и драму Виктора Кок-оола, я выяснил, что в своём творчестве писатели используют следующие средства художественной изобразительности:
Используемые поэтами средства художественной изобразительности языка помогают более ярко показать образы, задуманные автором березы и лиственницы.
Социологический опрос среди окружающих.
Перед началом подготовки исследовательской работы, я провел опрос среди своих одноклассников, учителей нашей школы, соседей, родственников и знакомых.
Цель опроса - выяснить, какой символ России самый популярный, почему именно береза, а не какое-либо другое дерево так часто описывают поэты в своих стихотворениях, кто из поэтов чаще обращался к образу берёзы в своём творчестве? И какое дерево у тувинцев является деревом жизни?
Результаты опроса (участвовали 8 учителей, 56 учеников: из 9 класса- 17 обучающихся, 10 класс – 10 человек, 11 класс – 2 ученика, 8 класс – 10 учеников, 7 класс – 4 человека, 6 класс – 9 обучающихся, 5 класс – 4 человека). Хочется отметить, что опрос был проведен во внеурочное время и поэтому, к сожалению, число анкетируемых было мало.
1. Какие народные символы России вы можете назвать?
Береза – 65% Матрешка – 17% балалайка – 6% медведь -12%
2. А какое из деревьев вы можете назвать в качестве символа Тувы?
Лиственница – 79% Береза – 5% Ива - 5% Тополь – 11%
3. Как вы думаете, почему русская береза является символом у русского народа?
1) Это самое распространенное дерево – 89%
2) За ее красоту – 3%
3) Сравнивают с девушкой – 4%
4) По значению: чистота, стройность, свобода – 4%
4. Как вы думаете, почему лиственницу называют символом жизни?
1) Кора лиственницы красноватого цвета- 98%
2) Их очень иного повсюду – 1%
3) Она растет в течении многих лет – 1%
Вывод: Самый популярный народный символ России – береза, так как это самое распространенное и красивое дерево, больше всего о нем писал поэт России - С. Есенин. А символом Тувы является лиственница, потому что кора лиственницы красноватого цвета. А красный цвет как нам известно символизирует – жизнь.
Заключение
Таким образом, в процессе работы над своим проектом я нашел много информации о жизни и творчестве русского поэта С. Есенина и тувинского писателя Виктора Кок-оола. Познакомился и изучил стихотворения Сергея Есенина о берёзе, монолог Кара. Определил, что символизирует исследуемый образ в творчестве поэта. Сделал анализ известного стихотворения «Берёза».
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В стихах С. Есенина часто встречается образ березки - милой сердцу поэта и всего русского народа. Она является «символом» России, вдохновляет поэтов, писателей, художников на создание прекрасных произведений. А в драме «Хайыраан бот» лиственница символизирует свободу и защиту. Деревья неотрывно связаны с жизнью людей.
В процессе исследовательской работы по выбранной теме мы пришли к следующим выводам:
1. Береза для С.Есенина:
* дерево, символ Родины, которую он любит;
* девушка-невеста;
* символ тоски по уходящей жизни.
2. Лиственница для В. Кок-оола:
* дерево, символ Тувы;
* защитник;
* символ Тувы.
2. Поэтический образ деревьев складывается из традиционных эпитетов, метафор, олицетворений.
3. Любит березу русский народ, а тувинский народ поклоняются, почитают лиственницу.
И в дальнейшем я попробую еще поглубже изучить эту тему, а именно почему именно лиственница является символом жизни для нас – тувинцев.
Моя работа может быть полезна как для школьников, так и для учителей других предметов.
Список использованной литературы:
1. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М.,1990.
2. Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. – М., 1982.
3. А.К.Калзан. «Тыва литература». Кызыл,1987ч.
4. Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=57412
5. Литература.5 класс. В.Я. Коровина.В.П. Журавлев.В.И. Коровин.И.С. Збарский.-4-ое издание-М,: Издательство «Просвещение»,2017.
6. Ю.Ш. Кунзегеш. М.А. Кужугет « Тыва чогаал». 9 класс. Тувинское издательство имени Ю.Ш. Кунзегеша. Кызыл-2007.
Ссылки в Интернете
1. http://www.stihi.ru/pics/2009/04/13/1182.jpg
2. http://www.sunhome.ru/journal/120307
3. http://dic.academic.ru/contents.nsf/simvol/ - Береза
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Берёза - Википедия
5. http://www.rusbooks.org/languagelern/russian/8299 Фразеоло-гический словарь русского языка
6. http://valentina-panina.ru/text/170 «Осенний фейерверк»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хондергейская средняя общеобразовательная школа
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
«Заимствованные слова на страницах российской и республиканской газет «Комсомольская правда» и «ШЫН»
Выполнил: ученица 9 класса Ондар Айдасай
Научный руководитель: Сат А. Р.
Оглавление
I. Введение ……………………………………………………………………1
II. Основная часть……………………………………………….……………..3
1.1. Образ берёзы в лирике С. Есенина……..………………….............................3
1.2. Образ лиственницы в монологе Кара в произведении Виктора Кок-оола «Хайыраан бот»………………………………………………. …………….…….5
1.3. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Береза» ………………………….6
1.4. Средства художественной изобразительности в поэзии С. Есенина и в драме В. Кок-оола………………………………………………………………....9
4) Социологический опрос среди окружающих… …………………………..….9
III. Заключение……………………………………………………………...…....11
Источники………...……………………………………………………….……..12
У меня в портфеле
Можно от Солнца уйти...
Как я избавился от обидчивости
Как нарисовать китайскую розу
Самый богатый воробей на свете