Эссе на тему: «Наше поле-наша кормилица»
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsii_moih_uchenikov.docx | 21.23 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Барлык Барун-Хемчикского кожууна РТ»
_______________________________________________________________
668043, Республика Тыва, Барун-Хемчикский кожуун, с.Барлык, ул. Октябрьская, д.26
Эссе на тему:
«Наше поле-наша кормилица»
(на конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации «Этно-экологическая журналистика»)
Выполнила: ученица 9-го класса
МБОУ СОШ с.Барлык
Барун-Хемчикского кожууна
Монгуш Аймира Игоревна.
Руководитель: учитель родного языка
и литературы Хомушку Маргарита Михайловна
Барлык-2020г
Наше поле-наша кормилица.
Удивительная красота природы нашей Тувы всегда меня радует, очаровывает, вдохновляет. В этом удивительном крае у меня есть особенно дорогой уголок-это маленькое село, где родилась и выросла не только я, но и мои предки. Это село - Барлык, а по-старинному – Саадак-Терек. Наше село имеет очень красивую природу. Рядом течет одна из могучих рек Тувы-Хемчик, где водится много рыб. Здесь мы летом купаемся, загораем, отдыхаем. А рядом большой лес, где растут грибы, боярышник, облепиха и другие ягоды, а также водятся много птиц: журавли, синички, голуби, утки и другие. А рядышком большой просторный, очень красивый луг. Это излюбленное место всех жителей нашего села. На лугу постоянно играют дети, организуются спортивные соревнования, турслеты, праздники, устраивают скачки, пасут скот. А в южной части села, начиная с гор Адыр-Мажалык, простирается знаменитое поле Барлыка. Об этом поле упомянул в своем очерке «Поездка в Каргы» писатель С.К.Тока. Он восхищался простором, великолепием поля и тогда же выразил желание, чтобы просторы поля использовались полностью. Вот отрывок из его произведения:
Барлык шолдун ховузунга
Кажаа-хораа тудуп алгаш,
Барып-барып алызында
Байлак малдан остурзе аар!
Его мечта, можно сказать, сбылась! Сегодня можно гордиться просторами барлыкского поля, где пасется различный скот, где строятся все новые и новые зимовки, где выращивают рожь, пшеницу, ячмень, овес, картофель, где находятся наделы земель для заготовки сена. На своих зимовках живут и работают наши чабаны, держат овец и коз, коров и лошадей. Это поле кормит всех жителей не только нашего села, но и близлежащих сел и г.Ак-Довурак. На этом поле, как говорит моя бабушка, «жизнь кипела» в прямом смысле этого слова. Раньше здесь находились амбары для хранения, переработки и сушки зерен, дома для работников, столовая, гаражи…
На этом поле всю жизнь простым мелиоратором трудился и мой дедушка. Он очень любил эту землю, знал её как своих пять пальцев. Весной, во время вспашки, и осенью, во время урожая, он целыми месяцами пропадал на этом поле. Он был великим тружеником, вырастил ,наверное, тонны зерна. Дедушка своевременно и качественно проводил влагозарядковый и вегетационные поливы своего участка, ближе к весне производил работы по наращиванию наледи. На закрепленных за ним 50 гектарах земли он ежегодно получал высокие урожаи многолетних трав. Свой богатый опыт он передавал молодым земледельцам.
А на огороде трудились и корейцы. Под их руководством на поле трудилась бригада овощеводов из числа жителей нашего села. Там до поздней осени выращивали тонны картофеля, моркови, свеклы, брюквы, дыни, арбузов…Там же для учащихся нашей школы были построены дома, столовая, баня, где они после 6-го, 7-го, 9-го класса летом проходили производственную практику в бригаде «Монолит». Там их учили возделывать посевные, сажать овощи, ухаживать за ними, а мальчиков учили косить сено. А осенью собирали большой урожай, обеспечивали овощами детские сады, пришкольный интернат, столовых школы и села, а излишки продавали. Еще опытные повара учили девушек консервировать овощи, делать запасы на зиму. А бригаду школьников, передовиков производства награждали путевками в лагеря, школьными принадлежностями. Там ребята учились всему: занимались спортом, учились плавать, учились дружить, заступаться за слабых, не засорять свою же среду обитания, к каждому ручью относиться как к своему личному источнику питьевой воды…Там ребятам передавался опыт и знания. Моя мама тоже проходила практику в «Монолите» в 1983 году и там научилась сажать огород, консервировать овощи, правильно их хранить…
Вот такой рассказ мамы мне и моим сверстникам очень понравился и нам очень хочется возродить былое. Нам тоже хочется всем классом пройти производственную практику на поле, работать на земле…
А в настоящее время там, на месте огорода, ничего не осталось, растут только сорняки. Многие гектары не обрабатываются, не используются. Куда же все подевалось? Почему люди так легко разрушают то, что годами создавалось, то, что приносило пользу и радовало глаз? Почему не думают о будущем? Этот вопрос я бы хотела задать всем?
За горой Адыр-Мажалык на фоне поля груды бытового мусора. Почему у нас появляются стихийные свалки? Кто разрешает?
В настоящее время человечество использует для своих нужд все большую территорию планеты и все большое количество природных ресурсов.
В наше время развивается производство, возрождается сельское хозяйство, строятся жилые дома, школы, стадионы… Разрабатываются губернаторские проекты для поддержки молодых, особенно на селе, такие как «Кыштаг для молодой семьи», «Корова-кормилица» и новый губернаторский проект «Чаа сорук».И это очень хорошая поддержка для молодых людей,особенно для многодетных семей.И в нашем классе тоже есть парень,семья которого собирается участвовать в этом проекте.И он так вдохновленно рассказывает об этом,что и нам захотелось поддержать его семью.
Я хочу, чтобы наше поле не пустовало, посевные площади использовались полностью, как и раньше, не появлялись самовольные, стихийные свалки на поле…Я предлагаю разработать проект «Огород-круглый год» на базе бывшего огорода с привлечением опытных работников, где летом будут трудиться и школьники. Тогда дети летом не будут предоставлены сами себе. Будут трудиться на поле, заниматься полезным трудом.
Я считаю, что если каждый человек изо дня в день будет совершать маленькие, элементарные действия по оздоровлению нашей природы, а именно, навести порядок в своем огороде, дворе, вокруг дома, школы; пропагандировать бережное отношение к своей родной земле,если перестанут быть равнодушными, то будет гарантировано улучшение ситуации, а значит будет улучшатся здоровье населения. Здоровая природа-здоровый человек!
10 осенних мастер-классов для детей
Воздух - музыкант
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Как напиться обезьяне?
Простые летающие модели из бумаги