Учебный проект посвящен особенностям сказки как жанра устного народного творчества. Акцент в работе сделан на пониятии "бродячий сюжет", проведено сравнение народных сказок о мачехе и падчерице "Морозко", "Василиса Прекрасная" и казачьей народной сказки "Танюшка и мачеха".
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Проект
«Сказка – ложь, да в ней намёк!»
Выполнила:
Пархоменко Антонина,
ученица 5в класса
Руководитель:
Парфирьева Марина Владимировна,
учитель русского языка
Новочеркасск
2021
Содержание
Источники……………………………………………………………….…...13
Введение
Наверное, вряд ли найдётся человек, который бы не любил читать сказки! И даже если, став взрослым, он не обращается к их чтению, то всегда с теплотой вспоминает своё детство и множество любимых сказочных персонажей. Почему так? А потому, что «сказка – ложь, да в ней намёк…». Потому, что сказка учит человека быть наблюдательным, находчивым, твёрдым в бедах и горестях, верить в добро и чудо, вселяет надежду на лучшее. Сказки призывают не мириться со злом, а бороться с ним.
Читая сказки разных времён и народов, иногда ловишь себя на мысли, что события и герои тебе уже знакомы, только представлены несколько по-другому. Почему такое возможно? Именно этот вопрос стал для меня интересным, и я решила найти на него ответ.
В связи с этим целью моего проекта стало рассмотрение особенностей сюжетов сказок, их отличительных черт как жанра произведений устного народного творчества, выявление сходств и различий.
В качестве задач я выделила:
Вымысел в сказке и реальность: классификация сказок
Сказка – это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях. Это придуманная история, которая не похожа на многие истории из жизни. Для чего чудеса в сказках? Трудно жили творцы сказок: работали на земле до седьмого пота, ловили рыбу, пряли и ткали, надеялись на лучшую долю. Герои сказок думали о том же, поэтому сказки тесно связаны с реальностью, и даже фантастические события в них выходят из повседневной жизни, традиций, культуры.
Принята следующая классификация сказок:
Особым смыслом наделены сказки о животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей! Думают, поступают так же, как люди, всегда можно определить, кто из героев положительный персонаж, а кто отрицательный и почему. В этих сказка всё является реальным, а вымысел только в том, что герои, звери и птицы, могут говорить и повторяют ситуации из жизни человека. Задача же читателя – сделать вывод о тех, пороках, которые скрыты в сказке.
Еще больше связи с действительностью в бытовых сказках. Это настоящая насмешка над недостатками человека. В бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, смекалка и ум – над глупостью. И не случайно часто героем бытовых сказок является доверчивый, но добрый Иванушка-дурачок. Именно он женится на красавице, к нему и счастье приходит, а не к тем, кто мечтал о богатстве. В этих сказках человеческие пороки побеждает весёлый смех, а простодушный дурачок оказывается самым разумным героем.
Особенно красивы и интересны волшебные сказки. В них обязательно присутствует чудо, которое вмешивается в человеческую жизнь. Эти сказки берут начало в древности, когда устно передавались рассказы о жизни и быте людей. Там обязательно соблюдались какие-то правила, которые нельзя нарушать. А если герой нарушал их, с ним приключались беда и несчастье. Такие запреты назывались табу, т.е. слово «нельзя». Люди верили, что защитить их от таинственных сил могут именно запреты и правила. Например, это запрет ходить в дремучий лес или на болото, прикасаться к определённым предметам. Если человек нарушал их, то попадал во власть темных сил. В сказках всё это можно было исправить. Даже если нарушались запреты, то герои могли спастись с помощью чудесных помощников.
Особенности волшебных сказок
Волшебные сказки – это один из интереснейших жанров литературного творчества. Они появились у русского народа позже, чем сказки о животных. Это было связано с развитием земледелия, а значит более развитым строем. В волшебных сказках есть культ земли, воды («живая» и «мертвая» вода), солнца (много слов «золотой» - цвет солнца). В волшебных сказках есть следы тотемных верований, т.е. поклонение какому-то животному (серый волк, царевна-лебедь, сивка-бурка). Известно также, что древние языческие жрецы назывались волхвами. Они предсказывали, колядовали, еще называли это словом волхвовать. Отсюда слово «волшебный», т.е. «чудесный, сверхъестественный». В волшебных сказках также часто присутствует Баба-Яга. Эта героиня – отголосок эпохи «матриархата». Бабе-Яге подчиняются звери, темные силы. Она может быть как злым персонажем, так и добрым. Избушка Бабы-Яги воспринимается как живое существо. Она слушается хозяйку, слышит, что ей говорят.
Главный герой волшебных сказок – обычно молодой человек, красивый, сильный, готовый на подвиг. Он проходит нелегкие испытания, сталкивается с волшебными силами. Когда же он достойно выйдет из всех испытаний, тогда наступает счастливый конец и главный герой вознаграждается. Часто герой едет в тридевятое царство тридесятое государство. Это далекое, нереальное, недосягаемое царство мертвых. Ехать страшно, потому что можно не вернуться. Но именно победа, одержанная над силами зла, заслуживает особого уважения к герою.
Особое отношение в волшебных сказкам к женщинам. Они чаще всего сильны духом, поддерживают своих мужчин, придавая им сил своей безграничной верой. Многие из них наделены недюжинной смекалкой и умом, у них может быть тяжёлая доля, но они никогда не жалуются на судьбу и не теряют надежду. В именах героинь часто есть определение, которое о многом может рассказать, например, Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.
Волшебную сказку отличает наличие в ней чудесных помощников. Это могут быть животные (медведь, заяц и пр.), различные предметы, наделённые волшебными свойствами (возможностями. К ним можно отнести ковёр-самолёт, гусли-перегуды, клубочек, живую и мёртвую воду, скатерть-самобранку и др. Из волшебных помощников стоит особо выделить орла и коня. Орёл обладает вещим знанием: он предвидит опасность, предупреждает о ней героя. Конь наделён способностью быстро переносить героя через моря, леса и горы. Выбор помощников в сказке зависит от тех испытаний, которые выпали на долю главного героя.
Большинство волшебных сказок посвящены теме счастливой судьбы. Их герой выдержал много испытаний, унижений, тяжелого труда, но в конце был вознагражден за свои страдания, кротость и терпение. Такие сказки учат достойно принимать удары судьбы и проходить через все жизненные трудности, т.к. в их основе лежит вера в то, что обязательно будет победа добра и вознаграждение.
Особенности сюжета. «Бродячий сюжет»
Сказки имеют не только стройный сюжет, но очень ясную и простую композицию, они очень жизненны, т.е. правдоподобны. Такие сюжеты легко запомнить, а потом передать «из уст в уста». Любая сказка имеет завязку, затем развитие действия, потом кульминацию и развязку. Поэтому многие сказки не были забыты людьми на протяжении сотен лет. Сюжеты сказок могут быть разные, но в них повторяются одинаковые функции: похищение, нарушение запрета, неузнанное прибытие, трудная задача. Также сюжет состоит из мотивов, т.е. помогает понять, что движет героями и их поступками.
Сюжетов волшебных сказок много, но их художественный мир един: он делится на «наш» и «иной». Разделяет их либо дремучий лес, либо огненная река, либо другое непреодолимое пространство, которое герою удаётся осилить с помощью волшебной силы. Иной мир может находиться, например, под землёй, тогда герой попадает туда через колодец или пещеру. В любом случае, это мир мёртвых, где обитают Баба-Яга, Кащей Бессмертный и иные силы зла. Именно там герой проходит основное испытание и возвращается победителем.
Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называются «бродячими». Различают героические бродячие сюжеты, повествующие о славных подвигах героев, богатырей, витязей. Есть волшебно-сказочные бродячие сюжеты, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице и других персонажах и предметах волшебных сказок. Третья группа – это сказочно-бытовые бродячие сюжеты, повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке. Таковы сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жён и девушек.
Анализ сказочно-бытовых бродячих сюжетов
В Европе повсюду популярны сказки о злой мачехе и падчерице. Мачеха хочет извести падчерицу, заставляя её постоянно работать и в конце концов прогоняет её из дома, оставляя беспомощной на произвол судьбы. Однако судьба (в виде предметов-помощников или сверхъестественных существ) помогает ей и спасает её. В некоторых сказках падчерице помогает благословение матери. Суть этих сказок в следующем: кто терпел обиды в мире действительном, получает вознаграждение за свои положительные качества. Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение падчерицы. Именно в этом христианский идеал человека, отсюда такая популярность этого «бродячего» сюжета.
Давайте рассмотрим особенности воплощения этого сюжета в таких народных сказках: «Морозко», «Василиса Прекрасная» и в казачьей сказке «Танюшка и мачеха». Как известно, в сказках отражается характер, традиции, история народа. Они обладают своеобразным национальным колоритом. Тем не менее, их многое и объединяет. Это то, что всегда было важным для людей разных национальностей.
Почему я решила сравнить известный сюжет с сюжетом казачьей народной сказки? Да потому, что мы живём на земле донских казаков, в столице донского казачества Новочеркасске, и знать историю и культуру своих предков просто необходимо.
Что же это за люди, донские казаки? Более пятисот лет назад приютил великий Дон-батюшка выходцев из разных земель. 1502 годом датируются старейшие донские станицы: Черкасская и Раздорская. На Дон бежали и те, кто участвовали в «смутных» делах, и те, кто просто хотел вольной жизни и верил, что здесь, на Дону, сможет обрести счастье и волю. Недаром же всем известен казачий лозунг «С Дону выдачи нет!» Большинство беглых на Дон были русскими и принесли сюда веру и обычаи, песни и сказки. Однако под влиянием новых условий жизни многое изменилось, даже сказки стали сказываться по-иному.
Для выявления отличий я составила таблицу, в которую внесла основные признаки сказок как жанра, имеющего сказочно-бытовой бродячий сюжет: образ мачехи, чудесные помощники, испытание, награда и наказание.
«Морозко» | «Василиса Прекрасная» | «Танюшка и мачеха» |
Образ мачехи | ||
Мачеха злая, всегда нагружает огромным количеством работы: «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела ещё до свету… Ничем старухе не угодить – всё не так, всё худо». | Мачеха злая, Василиса всё время выполняет наказы мачехи: «купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису». | Мачеха злая, явно чувствуется нелюбовь к Танюшке. Мачеха оставляет её без еды или выделяет маленькие порции: «невзлюбила старикову дочку», «дочери даёт яичко, а Танюшке и её отцу по половинке» |
Чудесные помощники. Совет матери | ||
Чудесных помощников в сказке нет, сюжет построен на диалоге главных персонажей. Действия Морозко вызваны поведением девушек, проявлением их качеств. | «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси и неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Куколка-помощница свою службу падчерице сослужила не раз, «три пары рук» всю тяжёлую работу делали за неё по просьбе куколки. Куколка здесь выступает как оберег. | «Мачеха не захочет тебя держать, скажет отцу, чтобы он тебя в лес отвёз. Ты набери камушков и, как поедете с отцом в лес, кидай камушки на дорогу. По ним путь домой найдёшь». |
Испытание | ||
В зимнем лесу встречается падчерице Морозко, холодом её морозит да спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» А она чуть дух переводит: - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. | Василиса несколько дней провела у Бабы-Яги, все её задания выполняла: «двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь … да четверть пшеницы очисть от чернушки». | Всю ночь Танюшка придумывала разные задания бесу, который спрашивал: «Девка, девка, пойдёшь за меня замуж?» То просила отца найти, то наряды принести: рубаху узорчатую, балахон шелковый, завеску с махрами, кокошник с каменьями. Много чего напридумывала Танюшка, пока рассвет не наступил, чтобы бес пропал. |
Награда | ||
Одарил Морозко старикову дочку богатствами: «…под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками». | «Тут взял царь Василису за белые руки, посадил её подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился отец Василисы, порадовался об её судьбе и остался жить при дочери». | «Слезла с дерева Танюшка, положила в золотую повозку добро и поехала». Много бес за ночь добра принес, а рассыпанные по совету матери камушки помогли героине домой возвратиться. |
Наказание | ||
Старухина дочка не выдержала испытаний холодом, крикнула на Морозко: «Сгинь, пропади, проклятый Морозко!» Рассердился он да так хватил, что старухина дочь окостенела. Старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мёртвая. Заголосила старуха, да поздно. | «Внесли череп в горницу, а глаза из черепа так и глядят на мачеху и её дочерей, так и жгут! .. к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло». | Послушала мачехина дочка беса, а тот с рассветом пропал. «Стоит она и не знает, куда ей идти. Шла, шла по дороге, а навстречу ей волки. Загрызли они её. А мачеха и теперь ждёт свою дочь». |
Выводы
Сравнив сюжеты выбранных мною сказок, я увидела их сходства и различия. Отмечу общее, т.е сходства:
- во всех трёх сказках на долю падчерицы, как и должно быть в сказочно-бытовом сюжете, выпадают тяжёлые испытания, от которых даже батюшка родной спасти не в силах;
- героини этих сказок похожи своим трудолюбием, терпением, скромностью, умением стойко противостоять ударам судьбы;
- все сказки учат читателя видеть страшную разрушительную силу злобы, лени, зависти и почитать родительское наставление и благословение.
Есть в проанализированных сказках и отличия:
1.На пути героинь сказок в их испытаниях встречаются разные персонажи, которые воспринимаются как представители злых сил: Морозко, Баба-Яга и бес. На мой взгляд, самым добрым и неопасным героем является Морозко. Главное, будь сам вежливым, умей правильно принимать испытания, и обязательно будешь вознаграждён. Морозко действует словно справедливый воспитатель и наставник.
Баба-Яга, как мы знаем, в сказках может оказаться и положительным персонажем, если герой одерживает над ней победу своей хитростью, смекалкой, трудолюбием. Тогда от неё можно получить помощь или даже свободу. В сказке «Василиса Прекрасная», как мне кажется, Баба-Яга не страшна Василисе, потому что у неё есть мощный оберег – материнское благословение. Недаром же мы читаем в сказке следующие строки: «Мне помогает благословение моей матери, - говорит Василиса.
- Так вот что! – закричала Баба-Яга. – Убирайся же ты от меня, благословенная дочка!»
Вот и главное наставленье этой сказки: всегда слушай родительского совета!
2.В казачьей народной сказке «Танюшка и мачеха», в отличие от двух других сказок, отсутствуют волшебные помощники, олицетворением зла, испытывающим падчерицу, становится бес, способный перевоплощаться. Что же именно тогда помогает Танюшке в её беде? Какова главная мысль этой сказки?
В борьбе с враждебной нечистой силой Танюшка не рассчитывает на чудесные предметы, даже материнский совет разбрасывать камушки по дороге учит героиню быть внимательной, самостоятельно искать выход из создавшегося положения, проявлять смекалку. А для этого надо немало знать (хотя бы то, что бесы исчезают с рассветом, как только первые петухи закричат, и можно избавиться от них, придумывая им поручения, потому что беса легко провести). Надо надеяться на себя, на свои знания, свои силы.
3.Если сравнивать русские и казачьи народные сказки, то легко убедиться, что героя, который надеется на чудо, постепенно вытеснил герой, который рассчитывает больше на свою смекалку, ловкость, удаль, чувство юмора, знания и наблюдательность.
3.Читая сказки в любом возрасте, не забывайте о смысле обращения Владимира Федоровича Одоевского к читателю: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда, что сказано впрямь, что стороною, что шутки ради, что в наставленье».
Источники
1.Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов. М.: - «Высшая школа», 2004.
2.Край родной: Хрестоматия для чтения учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы (на региональном материале). – М.: «БАО-Пресс»; Ростов н/Д: «Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2003.
3.Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ авт.-сост. Г.С.Меркин – М.: ОО «Русское слово», 2015.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Повезло! Стихи о счастливой семье
Знакомые следы
Шелковая горка
Весёлая кукушка