Тема «Жизнь в гармонии с природой»
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.docx | 22.15 КБ |
Министерство науки и образования Республики Бурятия
Курумканское районное управление образования
МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Тема «Жизнь в гармонии с природой»
Табралова Александра,
11 класс, МБОУ «Дыренская СОШ».
Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки… Вот один пример. Много столетий живёт в таежном крае наш народ.
«Земля – это живое существо, - говорил наши предки . – Деревья и травы – ее волосы. Зеленый дерн, мхи – ее кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить…» «Дикое суеверие», - отмахнулись наши современники, учившие высшую математику в вузах. И приехали в тайгу на вездеходах и тракторах. А теперь оказалось, что наша суровая природа очень ранима. Там, где один раз прошел вездеход, вскоре возникает страшный овраг незаживающая рана Земли… Между тем народ знал это всегда. И в просторах суровой тайги веками уживались друг с другом Земля и человек....И что с того, если закон этой жизни был записан не на языке формул, а на языке мифов? Прерывать традиции слишком опасно. Умные люди понимали это во все времена. В том числе и тысячи лет назад. И не только аборигены нашего края. Это понимали все народы, вернее предки народов, населяющих современную Землю. Не исключение этому и народы Забайкалья- эвенки и буряты..
У бурят и эвенков в основе религиозных языческих верований лежит культ природы: её четырех стихий, растений и животных.
У всех народов Забайкалья существовали запреты, служившие сохранению окружающей среды и животного мира, регулирующие взаимоотношение человека и природы. Так, особенно бережное и благоговейное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети.
Именно этими поверьями были определены запреты: копать землю, без надобности рвать траву, ломать кустарники. Каждое место обитания имело своих хозяев. «Хозяин тайги» оберегал весь животный и растительный мир и требовал к себе особого отношения и почитания. И представлялся он в видеогромного седобородого старца, разъезжающего на лошади, доброго, но не терпящего грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневать его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, запрещалось лить воду на тропы, валить деревья, нельзя было хвастаться, разводить беспорядок, бросать в огонь шерсть, войлок или все, что издает при горении зловоние. Были обязательны обряды угощения «хозяина тайги». А он обратно щедро одаривает тех, кто ему понравится.
Реки, озера, источники и вообще вода всегда занимали немаловажное место в верованиях и культах нашего народа. Каждая река или озеро имели своего «хозяина», который живет на дне. Так, до сих пор сохранилась привычка не шуметь, не кричать у реки. Вода также олицетворялась с чистотой, блеском.
Особо почитаются животные и птицы. Наиболее ярко это выражено в тотемах. Соответственно этому и строилось отношениек животному миру: ритуалы, обряды и поведение.
Как видим, в основе многих обрядов лежат чувства благодарности, благоговения, что подчеркивает, возможно, еще неосознанное глубинное понимание хрупкости экологической среды. В этой связи можно говорить о наличии рациональных механизмов адаптации к среде обитания, умении сохранять баланс во взаимоотношениях со средой, главным образом путем осуществления стихийных природоохранных мер.
Экстремальность современного состояния нашей цивилизации требует от нас нового осмысления действительности, понимания ее взаимообусловленности всей историей человечества и взаимосвязанности с масштабами Вселенной. Именно сейчас необходим комплексный, философский подход к пониманию пути развития человечества и, в связи с этим, изучение истории мировой культуры, в том числе мировосприятия наших предков. Поиск гармоничного существования в природе и с природой – вот один из важнейших смыслов древних религий. Простые люди часто делают то, что оправдано с позиции их религиозных верований. Поэтому для эффективнойприродоохраны крайне важно выделить экологическую этику из многих религий. Возможно, средства спасения живой природы должно стать религиозным по своей сути. Религиозные ценности часто эффективно защищают биоразнообразие, религия остается одним из наиболее важных источников человеческой заботы о других видах, предлагает уникальный набор моральных ценностей и экологических правил. А тем, кто не обращается с божьими созданиями с уважением, ждет суровое наказание.
Следует изучать законы природы, относиться к каждому её представителю как к равному себе существу, уважать его образ жизни, тогда жить в природе нам будет радостно и легко. Ведь большой урон начинается с малого.
Только человек доводит природу до состояния бесследно исчезнувшей среды своего обитания! Это грех! Люди, опомнитесь, пока не поздно!
Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми ее сокровищами. И мы, молодое поколение, обязаны её сохранить и показать природу нашего детства нашим детям. Ведь, разрушая одно звено, мы ломаем целую цепочку. Так давайте сохраним нашу природу!
Да и мы нередко замираем от восторга и любви, увидев первый подснежник, услышав трели жаворонка или соловья, наслаждаясь грациозным полетом бабочки или благоуханием цветов. Сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Сколько силы и добра даёт нам это любование природой! Но, к сожалению, мы забываем, что вся эта красота очень зависит от нас, от того, как мы к ней относимся. Забываем, что каждый из нас является неотъемлемой частью природы.
Страшно представить, что безмятежному счастью общения человека с природой угрожает опасность. Еще страшнее от мысли, что человек сам часто становится угрозой природе. Ведь большой урон начинается с малого. Природа - это краса нашей Земли. Она дает нам пищу, чистый воздух, жилище... Она, как заботливая мать, опекает нас. Природу нужно беречь, а мы наоборот уничтожаем ее.
В поисках капитана Гранта
Неньютоновская жидкость
Цветок или сорняк?
Эта весёлая планета
Лавовая лампа