Данная работа представляет собой проект и презентацию
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.43 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Веселовская средняя общеобразовательная школа № 2
347781 Ростовская область, Веселовский район,
п.Веселый, ул.Почтовая,87
тел. 8(863-58)6-17-68
Проект по литературе на тему: «Сны и сновидения в произведениях русских писателей»
Автор работы:
Хван Марина Александровна
МБОУ Весёловская средняя
Общеобразовательная школа № 2
Руководитель:
Чеботарева Елена Валерьевна
МБОУ Весёловская средняя
Общеобразовательная школа № 2
2021 год
Содержание
1.Введение………………………………………….…….……..........3-4
1.1.Понятие «сон»…………………………...…………………………3
1.2.Различие между сном и сновидением…………………...………..3
2.Сон Раскольникова…………………….……….…..………..…….5-6
3.Сон Татьяны Лариной……………………………….…….………7-8
4.Заключение………………………………………..……………........9
Список литературы…………………………………….…….……….10
Приложение 1…………………………………………………………11
Приложение 2…………………………………………………………12
Введение
Сон - это иной мир, в который мы погружаемся после трудного дня или же бессонной ночи. Это слово имеет разные значения, к примеру, в словаре Даля говорится так: «Сон - это состояние спящего, отдых тела», а у Ушакова – «Периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которого полностью или частично прекращается работа сознания».
Существуют такие понятия как «сон» и «сновидение». Некоторые не видят между ними никакой разницы. Хотя она вполне существенна. Первый термин означает обычный физиологический процесс, который необходим живому организму: покой сознания и мозга. Второй термин означает необъяснимое понятие: картинки, образы и люди, привидевшиеся человеку во время сна. В повседневной речи людям проще сказать, что они видели сон, нежели сновидение. Почему человек видит те или иные сны? Человечеству известны многие интересные факты про сон. Например, почему мы видим определенного человека, делаем непонятные вещи, оказываемся в странных или страшных ситуациях. Это далеко не мистические проявления, а обыкновенная деятельность мозга. Мозг устроен так, что может контролировать и чувствовать малейшие нарушения и проявления в организме. Чаще всего человек даже сам о таких вещах не знает. Наше подсознание через сон дает сигналы: на что человек должен обратить внимание, что беспокоит его организм. Страшные сны человек видит, когда его психика взбудоражена. Причиной может стать жирная пища перед сном, различные душевные проблемы, резкая смена питания.
Актуальность
Тема актуальна, так как люди всегда интересовались значениями своих снов. Человек пребывает в состоянии сна практически треть своей жизни. Поэтому выбранная тема может быть интересна многим, в особенности тем, кто увлекается литературой. Сны, описанные в произведениях литературы, могут быть интерпретированы читателями по-разному. Главное – понимать их значимость в масштабе целых произведений, соотнося этот художественный прием с общей картиной сюжета. Благодаря снам в литературе, можно более полно представить образ героя – в этом заключается значимость сна в разных произведениях.
Цель исследования – Изучить, что представляет собой сон в литературном произведении. Узнать, для чего авторы используют сны в своих произведениях.
Ф.И. Достоевский (Сон Раскольникова)
“Преступление и наказание” - самый насыщенный сновидениями роман Достоевского.
В тексте “Преступления и наказания” можно выделить цикл снов Раскольникова и цикл-тройчатку - тройной сон Свидригайлова. Все эти сны становились объектом внимательного изучения и комментирования. Р. Г. Назиров, Э. М. Румянцева, Н. М. Чирков, Г. К. Щенников и многие другие посвятили специальные главы или страницы своих книг анализу каждого из сновидений.
Первый сон сам герой называет “страшным сном”, “безобразным сном”. Он видит себя ребенком, ему семь лет. Он гуляет с отцом за городом. Душно, серо. На краю города “большой кабак”. Странно, что рядом “церковь с зеленым куполом” и кладбище. Хохот, крики, драка. Пьяная толпа усаживается в телегу, и Миколка бьет лошадь. Наконец, кто-то кричит: “Топором ее, чего! Покончить с ней разом...” (6, 49). Мальчик бросается ее защищать, плачет, “обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы”.
Второй сон – это сон-греза, который привиделся ему накануне преступления. Он видит себя в Египте, в оазисе, пальмы, голубая и холодная вода, “чистый, с золотыми блестками песок”. Он пьет воду прямо из ручья, но тут бьют часы, он просыпается и идет убивать. Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу, а холодная вода, голубой и золотой цвета сна позволяют представить, чего жаждет душа Раскольникова.
Третий сон - это бредовый сон, сон-кошмар. Ему мерещится, что на лестнице квартальный надзиратель страшно избивает его квартирную хозяйку. Много свидетелей, разговоры, стоны, жалобы. Потом все затихает. В этом сне в преображенном виде проступают события вчерашнего дня убийства. Страх, испытываемый Раскольниковым в комнате (“он хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась...”) - , заставляет вспомнить пережитый ужас после убийства, когда он обнаружил, что дверь была не заперта на крючок, а потом притаился за дверью и слушает, как снаружи стучат, зовут старуху, разговаривают о том, что дверь “не на замке, а на запоре, на крючке то есть” - “значит, кто-нибудь из них дома”.
Четвертый он - это сон о повторном убийстве старухи.
Действие как бы возвращается вспять, но теперь трагедия убийства оборачивается комедией. Сон становится как бы ответом судьбы на реплику Раскольникова: “О, как я ненавижу теперь старушонку! Кажется, бы другой раз убил, если б очнулась!”
Последнее, пятое сновидение Эпилога существенно отличается от предыдущих. Это не один сон, а сжатый пересказ тех снов, которые снились Раскольникову во время болезни в острожной больнице. Это сны о какой-то страшной болезни, пришедшей из глубины Азии в Европу. Ее разносят “микроскопические существа” “трихины”, которые обладают умом и волей и вселяются в тела людей. Мир гибнет, но спасаются несколько, которые должны “начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей”. Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне или революции. Одновременно - это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели. Прил.1
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» (Сон Татьяны)
А.С. Пушкин уделил сну Татьяны Лариной десять строф – точнее 145 стихов». Этот сон – зловещий знак судьбы.
Татьяна ложится спать, сняв свой шёлковый поясок. Ей снится странный и пугающий сон. Она одна идёт по снегу, впереди шумит ручей, над ним — тонкий мосток. Татьяна видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. Татьяна пытается бежать, но падает из-за препятствий, возникших на её пути. Медведь «проворно Ее хватает и несет» в избушку и исчезает.
Среди неведомых существ как хозяина Татьяна узнает Онегина. Ветер распахивает дверь, и чудовища, дико смеясь, приближаются к испуганной Татьяне. Услышав грозное слово Онегина, все исчезают. Татьяне и Евгению удается быть вместе наедине до того момента, как в избушке оказываются Ленский и Ольга. Онегин явно недоволен визиту нежданных гостей.
На этом сон обрывается.
Сон Татьяны – так называемый «вещий» сон, полный метафор к её собственной судьбе. Он предвещает ей будущее замужество: видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.
Встав на «дрожащий гибельный мосток» и перейдя через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток, Татьяна в символической форме открывает своё будущее. «Бурлящий» поток символизирует мечтательную юность героини, её мечты и любовь к Онегину.
Сон Татьяны открывает нам ее внутренний мир, сущность ее натуры. Во многом сон Татьяны — это воплощение ее чувств и мыслей. Именно поэтому она скрывает свой сон, не рассказывая о нём: во сне и мечты об Онегине, и страдание от разлуки с ним: «Как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей», преградивший ей дорогу в заснеженном лесу. Миросозерцание Татьяны исполнено народного духа, память ее хранит обычаи и предания старины. Она верит в приметы, любит слушать рассказы няни, в романе ее сопровождают фольклорные мотивы. Поэтому вполне естественно, что во сне героиня видит образы русских народных сказок: большого медведя, лес, избушку, чудовищ. Но Татьяну тревожит ссора друзей, смерть одного из них в ее сне. До самого дня именин этот сон тревожил Татьяну, пока не стал явью.
Таким образом, сон Татьяны выступает как средство ее характеристики: сон раскрывает внутренний мир героини, её мечты, тревоги. В то же время автор благодаря сну Татьяны подготовил читателя к развязке сюжетной линии Онегин—Ленский, которая повлечет неизбежные изменения в судьбах главных героев — Онегина и Татьяны. Прил. 2
Заключение
Сон – это удивительное, до сих пор не познанное в полном объёме, средство раскрытия самых глубоких и сокровенных основ душевного склада героя, это ключ к пониманию его души. Поэтому сон играет большую роль в русской литературе. А задолго до появления письменной литературы с помощью сновидений древние греки и славяне пытались объяснить многие непонятные явления окружающего мира
Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли на правильный путь, давали отдых и одновременно искушали, испытывали и ставили перед сложным выбором.
Художественный приём сновидения писатели и поэты применяли для усиления фантастического, мистического, а иногда и сатирического эффекта.
Таким образом, получается, что сон, действительно, является достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также полностью раскрыть героя как личность. Также сны героев позволяют лучше понять причины их поступков, отношение к людям и к себе.
Сны и видения исключительно важны для понимания движения сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то «предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у читателей.
Список используемой литературы
Пушкин А.С. Евгений Онегин/Александр Пушкин. – М.: АСТ, Астрель, 2007 – 253с.
Ф.И. Достоевский Сон Раскольникова: Роман/Вступ. Статья и примеч. Е. Краснощековой. М.: Худож. лит., 1982. – 478с
Приложение 1
Конец света – символизирует начало новой жизни для героя, перерождения души; развенчание теории для героя («Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».).
Крик – герой слышит крик квартирной хозяйки, жестоко избиваемой квартальным надзирателем. Крик вызывает у героя ужас, т.к. «Он и вообразить не мог себе такого зверства, такого исступления».
Оазис – символизирует идеальный мир для героя; противопоставление реальной жизни героя («Он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…»).
Хозяйка – жертва нападения помощника квартального надзирателя во сне; невинная жертва.
Приложение 2
Медведь – видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество; в славянской мифологии медведь часто трактуется как хозяин леса, глава неведомых сил, поэтому, когда медведь называет Онегина своим «сватом и кумом», т.е. роднёй, мы понимаем, что герой так же загадочен для Татьяны, так же пугает её, как медведь («Большой, взъерошенный медведь; /Татьяна ах! а он реветь,/И лапу с острыми когтями/Ей протянул; она скрепясь/Дрожащей ручкой оперлась/И боязливыми шагами/Перебралась через ручей;/Пошла — и что ж? медведь за ней!»).
Мост – перейти мост - открыть будущее, оставить прошлое позади («Две жердочки, склеены льдиной,/Дрожащий, гибельный мосток,/Положены через поток;/И пред шумящею пучиной,/Недоумения полна,/Остановилася она».).
Поток – символ юности, мечт и любви Татьяны («В сугробах снежных перед нею/Шумит, клубит волной своею/Кипучий, темный и седой/Поток, не скованный зимой…»).
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
За еду птицы готовы собирать мусор
Горячо - холодно
Весенняя гроза