Петербург всегда был мрачным, сырым и тоскливым, но, бесспорно, восхищающим своей божественной архитектурой, городом. Из-за нахождения рядом с Балтийским морем климат Северной столицы промозглый и совершенно не повышает настроение жителей. Однако, почти постоянная дождливость и тусклые краски, в которые будто окрашен город, только больше привлекают к себе внимание различных личностей.
Актуальность проекта заключается в том, что «город контрастов» популярен и по сей день. Люди прогуливаются по Невскому проспекту, вдохновляются и… начинают творит. Творили так однажды и многие известные нам гении писательского искусства: Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин и многие-многие другие. Санкт-Петербург совмещает в себе загадочным образом и яркую, величавую столицу, и нищий, несчастный город, построенный на костях крепостных.
Вложение | Размер |
---|---|
proektm.docx | 451.92 КБ |
Амурская область
Управление образования администрации Сковородинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Сковородино
Районная научно-практическая конференция «Истоки»
Секция «Литературоведение»
Информационный проект
Образ Санкт-Петербурга в произведениях русских классиков.
Автор:
Маркова Александра Олеговна,
обучающаяся 9 «А» класса
МБОУ СОШ №3
г. Сковородино
Руководитель:
Сябро Инна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3
г. Сковородино
г. Сковородино
2021 г.
Оглавление
1.1 Санкт-Петербург в произведениях А. С. Пушкина 3
1.2 Санкт-Петербург в произведениях Н. В. Гоголя ……………………………………………5
1.3 Санкт-Петербург в произведениях Ф. М. Достоевского 7
1.4 Санкт-Петербург в произведениях Н. А. Некрасова 10
1.5 Санкт-Петербург в произведениях А. А. Ахматовой 12
Список использованной литературы 16
О, град Петра, мне сердцу милый,
Ты царской прихоти каприз.
Ты прозван Северной Пальмирой,
Петром любимый Парадиз!
Петербург всегда был мрачным, сырым и тоскливым, но, бесспорно, восхищающим своей божественной архитектурой, городом. Из-за нахождения рядом с Балтийским морем климат Северной столицы промозглый и совершенно не повышает настроение жителей. Однако, почти постоянная дождливость и тусклые краски, в которые будто окрашен город, только больше привлекают к себе внимание различных личностей.
Актуальность проекта заключается в том, что «город контрастов» популярен и по сей день. Люди прогуливаются по Невскому проспекту, вдохновляются и… начинают творит. Творили так однажды и многие известные нам гении писательского искусства: Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин и многие-многие другие. Санкт-Петербург совмещает в себе загадочным образом и яркую, величавую столицу, и нищий, несчастный город, построенный на костях крепостных.
Перед обаяние Петербурга, подчас пугающего и вызывающего мурашки то ли страха, то ли благоговения, невозможно устоять. Его представляют как живое существо, как главного героя, как необузданную стихию, поэтому мы решили узнать, каким именно видят город-загадку каждый из творцов.
Цель моей работы – проследить, как меняется видение Петербурга на примере произведений Пушкина А.С., Гоголя Н.В., Достоевского, Н. В. Некрасова и Ахматовой А. А. Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
Маленького Сашу Пушкина впервые привезли в Петербург в двухлетнем возрасте. Он снова появился в столице в 1811 году, когда поступал в лицей. Тогда он познакомился с городом уже сознательно. Столица ошеломила Александра. Она так отличалась от родной тихой Москвы! Для него столица стала цитаделью вдохновения и дивного красоты, и именно там для него родилась его прелестная муза поэзии.
Впервые он упомянул Петербург в 1817 году в оде «Вольность», где выступил с резкой критикой властей, за что впоследствии был выслан из города. Пушкин посвятил Петербургу следующие слова:
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец…
Пожалуй, главное произведение А. С. Пушкина, в котором Петербург является одним из главных героев, – это «Медный всадник». Именно в этом стихотворении солнце русской поэзии пишет о том, как двулика Северная столица: «город пышный, город бедный». Во введении автор восхваляет Петроград, восхищается его прекрасными и радующими глаза и умы зданиями. Однако остальная часть стихотворения, повествующая о потопе и судьбе главного героя, звучит горько и печально. Здесь А. С. Пушкин вводит тему «маленького человека» – мелкого чиновника Евгения, у которого Петербург отнял возлюбленную, смысл жизни, разум и даже жизнь.
Итак, с одной стороны, «Петра творение» – величественный и прекрасный город, с другой – жестокий и лицемерный.
Образ же города, созданный Пушкиным в первой главе романа «Евгений Онегин», - это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, наполненный до краёв красотой, добротой и жизнью. И только в романе «Евгений Онегин» читатель видит и «высший» свет Петербурга, и рабочий люд. Когда главный герой Евгений утром с бала едет «в постелю», «Петербург неугомонный уж барабаном пробужден». С утра все при деле: «Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик».
И только представители высшего дворянства Петербурга, устав от шума бала, расходятся по домам, чтобы, проспав до обеда, снова быть готовыми к следующим ночным развлечениям.
Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живет и в прошлом и будущем, но он в большей мере принадлежит предшествующему периоду, чем последующему. С наследием Пушкина должны были считаться все, попытавшиеся сказать свое слово о Петербурге. Многие заимствовали из богатств образа Пушкина близкие им черты, но вдохновения Пушкина не разделили, веры его не приняли. Культурная столица всегда оставалась городом его юности, его первой любви, надежд на перемены к лучшему, а также городом, где жили его друзья – будущие декабристы.
Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Санкт-Петербурге. Это не могло не сказаться на его творчестве. Во многих из них присутствует образ Санкт-Петербурга. Гоголь даже написал целую серию петербургских романов. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь дома и вещи легко оживают, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обычный нос легко может убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в карете, как чиновник.
Образ Петербурга в творчестве Гоголя очень неоднозначен. Он одновременно наполнен привлекательной красотой и в то же время сохраняет уродство; город величествен и в то же время очень низок. Северная столица в произведениях Николая Васильевича – это непонятный, странный город, в котором нет счастья и обычных мирских радостей. Это город фарса и лживости, где нет места обычным людям, которые не лишены моральных ценностей.
К упомянутым «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект». В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве. Один Петербург – это яркие огни проспектов, дорогие магазины, нарядная публика и шикарные экипажи. Второй – как серая тень первого: бедный, грязный и больной.
Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность. Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия. Человек превращается в некий символ, главными знаками отличия и достоинства которого являются деньги и ранг. Красота и блеск фальшивы, показны, а за ними – пустота, порок и ложь.
«О, не верьте этому Невскому проспекту, – говорит писатель. – Все обман, все мечта, все не то…». Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести «Портрет» меняет талант на деньги, а художник Пискарев из «Невского проспекта» кончает жизнь самоубийством.
Слишком трагична судьба у героя Николая Васильевича из повести
«Шинель» — Акакия Акакиевича, являющегося простым жителем Петербурга. Основной целью персонажа являлось приобретение новой шинели. Он мечтал о вещи как о любимом человеке. И не стало предела счастью Акакия Акакиевича, тогда он получил заветную вещь. Однако нахлынувшее счастье оказалось мимолетным, ибо к ночи его ограбили. Беда в том, что никто не решается заметить перемены в жизни главного героя, окружающие безразличны и переживаниям персонажа. И, оставшись в одиночестве, он покидает этот мир. И причина его ухода из жизни не болезнь, а равнодушие и бесстрастность окружающих…
В «Ревизоре» изображен уездный город, но и тут не обходится без Петербурга. В произведении мы снова находим тему «маленького человека». Гоголь показывает, что Петербург полностью раздавил Хлестакова как личность, ослепил столичным блеском, сделал абсолютно пустым. Ведь Хлестакова принимали за ревизора только потому, что он из Петербурга. Петербург набрасывает тень на всю Россию. Казалось, жизнь в нем внешне кипит, но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета: много людей, которые все что-то делают, суетятся, бегают туда-сюда, непонятно, для чего все это.
Николай Гоголь виртуозно внедрил образ Петербурга в свои новеллы, сделав город словно живым действующим лицом, имеющим характер и пороки, умеющим любить и наказывать. И, хотя по большей части город оставил в душе Гоголя мрачное и горькое впечатление, на страницах половины творений писателя Северная столица остается многоликой, величественной и блистающей, ведь таким город, по сути, и является несмотря на свою оборотную сторону.
Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург - лучшая иллюстрация к его романам.
В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60–70-х годов ХIХ века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского — город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действительности.
Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не является случайностью и простым желанием автора: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют с ними единое целое. В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.
Как было сказано выше, городской пейзаж в романе «Преступление и наказание» — пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа. «На улице жара стояла страшная к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши».
Быт, рисуемый Достоевским, мрачный, лишенный всякого уюта, нищенский. Он соответствует трагическому положению маленького человека. Комната Раскольникова напоминала то «…клетушку, шагов в шесть длиной, имевшую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями», то «гроб», то «шкаф». Эта каморка — прообраз более грандиозной, но такой же душной «каморки» большого города.
Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербургских трущобах: жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.
Уже с первых страниц романа писатель подводит нас к выводу, что в
таинственном и мрачном Петербурге, среди невыносимой жары и вони, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента, и Петербург предстает в произведении не просто местом действия, не просто образом, а соучастником преступления Раскольникова.
Петербург Достоевского — это не город Невского проспекта, белых ночей и глядящихся в Неву пышных дворцов Английской набережной. Это Петербург доходных домов, черных лестниц, похожих на гроб каморок, полицейских управлений и кабаков, страшной жары и нестерпимой вони.
Город бедный живет своей привычной жизнью и, кажется, не подозревает о другом, парадном Петербурге. Однажды, вскоре после убийства оказавшись на Николаевском мосту, Раскольников замечает этот Петербург, но чувствует свое отчуждение от него, какую-то неразгаданную тайну:
«Когда он ходил в университет, то обыкновенно, — чаще всего, возвращаясь домой, — случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина… Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее».
Петербург Достоевского – это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Здесь царит атмосфера бедности и душевной задавленности. В этой обстановке и живут Раскольниковы и Мармеладовы. Именно в этих условиях зарождается у Раскольникова его страшная, бесчеловечная теория, дающая право «избранным» людям совершать преступления; спивается и погибает, попав под коляску, Мармеладов, умирает от чахотки Катерина Ивановна, богобоязненная, порядочная Соня вынуждена торговать собой, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу. Люди, живущие в этом городе, обречены на бесконечные муки, унижения и оскорбления. Жизнь в Петербурге, изображенном Достоевским, страшна и неестественна, она давит на человека, и человек в ней задыхается. Город Достоевского - это не только фон, на котором развертываются драматические события романа, но и душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.
Но в душе героя «Преступления и наказания» и в душе самого писателя живет мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «…он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». Мне кажется, что именно вера в Петербург будущего как в город светлый, свежий, в котором ничто не теснит ум и душу, заставила Достоевского показать в своем романе этот город таким, каким мы его увидели. Если лучшей будет участь людей, живущих в Петербурге, то и атмосфера в городе будет другой.
1.4 Санкт-Петербург в произведениях Н. А. Некрасова
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение города. В Петербурге Некрасов прожил 40 лет, в молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Если до него поэты и писатели изображали, в основном, парадный город, его внешнее великолепие, то Некрасов показал социальные противоречия столицы, ее вопиющие контрасты. Великолепный, строгий и стройный Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира – владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и «несчастливцев».
Если Пушкин в «Медном всаднике» дает панорамное изображение города («громады стройные теснятся»), не выделяя отдельных зданий и любуясь Петербургом словно издали, то Некрасов изображает город через уличные сцены, каждая из которых является эпизодом социальной жизни, остановленной картиной социального быта. Как правило, действие происходит в людном месте: на Сенной площади («Вчера вечор в часу в шестом...»), на Невском проспекте («Кому холодно, кому жарко!» из цикла «О погоде»), у ворот богатого дома («Размышления у парадного подъезда»). Каждая сценка дается Некрасовым крупным планом; в кадре мы видим усталые лица крестьян, в растерянности дающих «скудную лепту» самодовольному швейцару, охраняющему покой чиновного хозяина, или бравого усача, летящего на тройке «потешиться лихо» на кладбище («Кому холодно, кому жарко!»). Предметные реалии, попадающие в поле зрения поэта, становятся социальными знаками: так, в облике простых «деревенских русских людей» он отмечает дыры на армяках и стоптанные лапти; в стихотворении «Вор» наряду с «дырявым сюртуком» «похитители калачей» от внимательного взгляда автора не ускользает и болезненный цвет лица, и дрожащие руки несчастного.
Но не только обилие героев из низов отличает стихи Некрасова о Петербурге. Сам город, кажется, повернут к читателю своей «оборотной стороной». «Строгий» и «стройный вид» пушкинского Петербурга сменяется «прегрязными улицами», «каналами, что летом зловонны»; в некрасовском Петербурге «грязны улицы, лавки, мосты». «Невы державное теченье, береговой ее гранит» воспринимаются противоположно:
...С какой-то тоской безотрадной
Месяц с ясного неба глядит
На Неву, что гробницей громадной
В берегах освещенных лежит.
Нева в изображении Некрасова предстает «угрюмой» и «мрачной». Обращает на себя внимание и выбор реальных примет Петербурга: Некрасов, описывая внешний облик города, выделяет шпиль Петропавловской крепости, «перед длинной стеной крепостною». Он видит Петербург «наводящим уныние и сплин», «государственной темницей», постоянно напоминающей о границах личного суверенитета и свободы.
Цветовой спектр Петербурга – это мрачному колорит, а точнее, черно-белая некрасовская графика. И даже обращаясь к «светлым картинам» жизни русской столицы, Некрасов не забывает отметить:
... зимой
Словно весь посеребренный, пышен
Петербург самобытной красой!
По каналам, что летом зловонны (!),
Блещет лед...
Самая безмятежная картина неожиданно может прерваться «стоп-кадром», резко меняющим тональность описания:
Но зимой - дышишь вольно; для глаза -
Роскошь!..
Даже клячи извозчичьи бегу
Прибавляют теперь.
Некрасов видит свою задачу в том, чтобы описать все то, что обошел Пушкин, и утверждает права и значение темы социальных противоречий. В соответствии с эстетическими представлениями «натуральной школы» Некрасов создает не столько высокий образ столицы, сколько (в большинстве случаев) трагическую хронику жизни большого города. Для него Петербург является прежде всего социальным пространством, наполненным самыми прозаическими реалиями. Живописуя город, Некрасов прозаизирует возвышенное, и это прекрасно.
В истории русской литературы имя Анна Андреевны Ахматовой, одной из величайших поэтесс ХХ века, навечно связано с Петербургом. Строгость и сдержанность классической архитектуры в чем-то близки ахматовским стихам и поэмам. И как в различных городских строениях отразилась история, эпохи в искусстве, так и в судьбе, в жизни поэта отразилась история народа, страны, самые страшные и трагические ее годы, которые довелось увидеть и пережить поэтессе.
Тема Ахматовского Петербурга сложна и интересна, ведь город стал не просто фоном, а равноправным героем ее стихов, полноценным художественным образом. В нем и черты реальных петербургских улиц, и воспоминания о прошедших веках, о великих творцах, живших и творивших у берегов Невы, в Петербурге Ахматовой – ее память о Блоке и Гумилеве, ее страдания блокадных лет, ее плач по жертвам репрессий.
Она любила называть себя петербурженкой. С городом на Неве, городом Петра, медного всадника, летнего сада, гранитных набережных, наконец, знаменитого «фонтанного дома», где прожила более 25 лет, оказалась связана почти вся её жизнь:
«А я один на свете город знаю и ощупью его во сне найду».
Классическая культурная атмосфера этого города окружала её всегда. Тема Петербурга – Петрограда – Ленинграда стала сквозной в её творчестве, так как Ахматова ощущала постоянную органическую свою слитность с этим городом и его культурой.
Архитектурный облик Петербурга проявился в ее поэзии, такой же воздушной, невесомой и одновременно каменно-тяжёлой и серьезной, как и петербургские белые ночи, вид Невского и его настроение.
«Как люблю, как любила глядеть я…»
…И воистину ты — столица
Для безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты — как грешник, видящей райский
Перед смертью сладчайший сон…
Второе предложение стихотворения представляет собой обращение к Петербургу, причем называет героиня его на «ты», как старого доброго друга.
«Петра творение» стихах Ахматовой предстаёт одухотворённым, прекрасным, согретым теплотой её души. Город становится не просто местом обитания, а хорошим и верным другом. Петербург – один из главных героев лирики Ахматовой. Наверное, это случается со всеми поэтами, жившими в нём. Ахматова видит Петербург не как человек, поражённый его красотой, а как человек, который видит его как бы изнутри. В стихотворениях образы Петербурга точны и конкретны, но они не перестают волновать и удивлять своей поэтичностью.
В ранних стихах Ахматовой этот город – грандиозная сцена, на которой разыгрывается трагедия ее жизни и любви. «Темный город у грозной реки», «строгий многоводный темный город», «гранитный город славы и беды», «город, горькой любовью любимый» – таким предстает Петербург в любовной лирике десятых годов. Суровый, строгий, прекрасный и тревожный, с наводнениями, белыми ночами, снежными зимами, город утоляет печаль, дает свободу. « Темноводная Нева» как бы создает фон отношениям героини и ее возлюбленного. Тени разлучившихся героев навсегда остались «под аркой Галерной», как и любовь, которая навеки сохранится в их сердцах. В любовной истории героини город играет огромную роль – роль участника, определяющего настроение и развитие лирического сюжета.
Можно сказать, что Ахматова создает историю петербургской любви – любви трагической, несостоявшейся и оставившей глубокий след в сердцах героев, навсегда связанной с образом города.
В облике города у Ахматовой часто ощущается строгость, жестокость, холод. Мрачный Петербург выражается и в «бессолнечных мрачных садах», и в «балконах, куда столетья не ступала ничья нога», и в «грозных айсбергах Марсова поля». Весной и даже летом от этого загадочного города веет холодом.
Но строгость и мрачность и есть составляющие величественной красоты Петербурга, которую Ахматова остро чувствует. Зима «белее сводов Смольного собора, таинственней, чем пышный Летний сад», ночь – алмазная, «лебяжья лежит в хрусталях», а «снежный прах» тепло серебрится в случайном луче уличного фонаря.
Тема Петербурга присутствует у Ахматовой и в стихах военного времени. Если в ранних стихах любовь в городу у поэтессы была «горькой», то во время блокады она превращается в острое материнское чувство. Статуя «Ночь» в Летнем саду становится «доченькой». Стихи посвящены то «солдатикам», то «питерским сиротам».
Для стихов блокадного города характерны интонации материнского причитания, боли и сострадания. Еще недавно величественный и холодный, в этих стихах Петербург – Ленинград становится кровно близким и дорогим, словно сыном или братом.
Разный, но всегда прекрасный, объединивший в себе два века русской истории и культуры, город творчества и любви, город беды, личной и всенародной, город скорби и красоты – таким предстает Петербург в стихах
Ахматовой. Он кровно связан с русской историей, со всеми ее бедами и трагедиями, он «проклятый город», «траурный город». И все-таки именно в этом городе, возможно, таится «разгадка жизни» героини ахматовских стихов.
И именно в этом городе хочется побывать еще раз, если хотя бы раз
удалось ступить ногой на тротуар его мостов и проспектов.
Образ Петербурга в произведения русских классиков сложен, многолик и неповторим. Только изучив разные точки зрения на образ города мы сможем понять все многообразие Петербурга. Этот город создавали простые рабочие, затапливая болото, архитекторы, разрабатывая проекты роскошных зданий, писатели, используя точное слово для его описания. Сюда стремились из каждого уголка света, поэтому тема Петербурга стала популярной в русской литературе XIX века. Тема Петербурга относится к разряду вечных тем в русской литературе.
Список использованной литературы
(https://aleksandr-pushkin.su/proizvedeniya/)
(http://www.anahmatova.ru/product.php)
(https://www.sites.google.com/site/litpeterburg/peterburg-gogola)
(http://archvs.org/Peterburg_Dostoevskogo.htm)
Так по мнению одной художницы Александр Сергеевич Пушкин видел Санкт-Петербург:
Таков взгляд на город у Николая Васильевича Гоголя:
В творчестве Достоевского же Петербург мрачный и даже пугающий:
Ахматова А. А.
Некрасов Н. А.
Достоевский Ф. М.
Осенняя паутина
Барсучья кладовая. Александр Барков
Астрономический календарь. Май, 2019
"Морская болезнь" у космонавтов
Кактусы из сада камней