Человек во все времена стремился к тому, чтобы прожить несколько жизней одновременно. Чаще всего в этих целях использовали псевдонимы, позволяющие придумать себе новую роль, социальный статус и те поведенческие характеристики, которых не хватало в реальности. Во многих культурах и религиях человек был обязан принять новое имя, чтобы отречься от прошлого и начать жизнь с чистого листа.
Вложение | Размер |
---|---|
borisov._psevdonim.docx | 66.46 КБ |
Управление образования администрации Сковородинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Сковородино.
Районная научно-практическая конференция «Истоки»
Секция «Литературоведение»
Исследовательский проект
Кто скрывается под маской псевдонима в литературе
Выполнил:
Борисов Иван Юрьевич,
ученик 11 А класса
МБОУ СОШ №3 г. Сковородино
Руководитель:
Сябро Инна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г. Сковородино
г. Сковородино
2021 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………...18
Введение
Актуальность
Человек во все времена стремился к тому, чтобы прожить несколько жизней одновременно. Чаще всего в этих целях использовали псевдонимы, позволяющие придумать себе новую роль, социальный статус и те поведенческие характеристики, которых не хватало в реальности. Во многих культурах и религиях человек был обязан принять новое имя, чтобы отречься от прошлого и начать жизнь с чистого листа.
Новый виток явления был также дан интернетом, «поощрявшим» использование никнеймов в чатах и форумах. С увеличением числа пользователей Айфонов, Фейсбука, видео-игр, Инстаграм, чата, любителей смс-сообщений люди стали придумывать себе псевдонимы. И не один, а несколько. Это обычный путь — представить нас другим людям c именем, которое мы выбрали сами, вероятно, скрывая некрасивое имя, незвучную фамилию — изменение частей нашей «личности», которую мы не хотели бы, чтобы другие люди обнаружили. Мы каждый день слышим яркие псевдонимы знаменитостей, но никогда не задумываемся над тем, зачем они прячут настоящие имена. Многие считают, красивое имя – красивая судьба. У других же необъяснимый страх выступать под реальным именем.
Бывают в жизни такие случаи, когда человеку по важной причине необходимо скрыть своё подлинное имя. Тогда он заменяет его вымышленным. Использует так называемый псевдоним. Чаще всего, говоря о псевдонимах, исследователи имеют в виду вымышленные имена писателей. И действительно, литература — основная сфера распространения псевдонимов.
Сегодня псевдонимы, их природа и развитие являются предметом изучения историков, социологов и библиографов. С чего же все началось?
Цель исследования: выявить причины появления и происхождения псевдонимов.
Задачи исследования:
Обоснование темы: Недавно я решил зарегистрироваться в новой для меня социальной сети. И сразу принялся искать себе псевдоним. Я подумал, что псевдоним это красиво, особенно, если придумать его правильно. Под псевдонимом скрываются многие из моих любимых авторов. Но какова роль псевдонима в жизни автора? Задумавшись над этим, я изучил несколько интернет страниц. Оказалось, что свое настоящее имя скрывает немалая категория писателей. Тогда я всерьез занялся изучением происхождения и образования литературных псевдонимов.
Гипотеза: псевдонимы позволяют полнее представить историю литературы, ближе познакомиться с биографией и творчеством писателей.
Материалы и методы исследования: В ходе исследования мы опирались на поисковый метод исследования (сбор информации о причинах появления псевдонимов, их виды), метод опроса, статистический метод для обработки полученной информации, на материалы печатных изданий и Интернет-ресурсов.
Практическая значимость работы: Создание таблицы имен и псевдонимов классиков. Данные, полученные в ходе исследования и при социологическом опросе, можно использовать на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.
1.1 Из истории псевдонимов.
Псевдоним (pseudos -ложь, onyma - имя; греч.) – выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение. Псевдоним заменяет настоящее имя или фамилию автора, иногда то и другое.
Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Но прозвища еще древнее, чем псевдонимы. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей.
Настоящие имена создателей многих замечательных эпических произведений до нас не дошли, но мы знаем прозвища их авторов. Так, один из первых индийских поэтов, написавший «Рамаяну» (V в. до н. э.), известен как Вальмики, т. е. «муравейник» (на санскрите). Откуда такое странное прозвище? Легенда гласит, что в юности он занимался разбоем, а в старости, покаявшись и став отшельником, долгие годы сидел так неподвижно, что муравьи построили на нем свое жилище.
Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Так, первый древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой. Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка), или, вернее, третье его имя, данное при рождении (cognomen), а первые два, родовые: Марк и Туллий, отошли на второй план.
Порой прозвище подчеркивало какую-нибудь черту в характере автора, его жизни или творчестве. Так, римский баснописец, впервые введший в литературу жанр сатиры, где под видом животных изображались люди, был прозван Федром (по-гречески – веселый). Он жил в первом веке н. э.
Но чаще всего фамилию заменяло прозвище, связанное с местом рождения или жительства автора: Конрад Вюрцбургский, Диодор Сицилийский, Симонид Хиосский.
Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни.
1.2 Виды псевдонимов
Принцип классификации псевдонимов, прежде всего, определяется способом их образования. С этой точки зрения можно различать псевдонимы, связанные с истинными именами и не связанные с ними. В псевдонимах первого типа истинное имя автора спрятано различными способами, и его можно найти, расшифровав подпись.
Псевдонимы второго типа весьма разнообразны, их надо различать по функциональному значению: одни из них характеризуют автора с той или иной стороны; другие представляют его не таким, каков он есть на самом деле (имя-маска); третьи ставят своей задачей лишь обеспечить инкогнито.
Виды псевдонимов (для простоты восприятия, воспроизвожу систему в алфавитном порядке):
Аббревиатура - все псевдонимы, образованные посредством сокращения настоящих имен и фамилий (ателонимы, апоконимы, инициалы), а также других слов, избранных в качестве подписи: Юн. шк. (Юный школьник).
Автоним - собственное имя и фамилия автора.
Аллоним или гетероним - принятые в качестве псевдонима фамилия или имя реально существовавшего лица.
Анаграмма - криптоним, полученный путем перестановки букв.
Антионим - псевдоним, образованный по противоположности смысла с истинной фамилией автора или с фамилией какого-нибудь известного лица.
Апоконим - криптоним, полученный путем отбрасывания начала или конца имени и фамилии.
Аристоним - имя с добавлением титула, чаще всего на самом деле автору не принадлежащего.
Астроним - имя, состоящее из одной или нескольких звездочек.
Ателоним - криптоним, полученный посредством пропуска части букв имени и фамилии.
Геоним или топоним - псевдоним, связанный с географическим названием.
Героним - принятая в качестве псевдонима фамилия литературного или сетевого персонажа.
Гидроним - частный случай геонима - имя, в основе которого лежит название реки, моря, озера.
Зооним - псевдоним, в основе которого лежит название животного.
Инициалы - начальные буквы имени и фамилии (или имени и отчества, или имени, отчества и фамилии).
Инкогнитоним - имя, подчеркивающее, что автор хочет остаться неизвестным.
Ихтионим - имя, в основе которого положено название рыбы.
Калька - псевдоним, образованный посредством перевода имени или фамилии на другой язык.
Койноним - общий псевдоним, принятый несколькими авторами, пишущими вместе.
Контаминация - соединение двух и более слов в одно.
Латинизм - псевдоним, образованный посредством переделки имени и фамилии на латинский лад.
Матроним - псевдоним, образованный из имени или фамилии матери автора.
Метаграмма - перестановка начальных слогов в словах, стоящих рядом.
Метоним - псевдоним, образованный по аналогии, по сходству смысла с настоящей фамилией.
Негатоним - имя, отрицающее принадлежность автора к той или иной профессии, партии и т.д.
Нейтроним - псевдоним, не вызывающий никаких ассоциаций.
Орнитоним - имя, в основу которого положено название птицы.
Пайзоним - шуточный псевдоним, имеющий целью произвести комический эффект.
Палиноним - криптоним, образованный посредством чтения имени и фамилии справа налево.
Пароним - псевдоним, образованный по сходству звучания с настоящей фамилией или именем.
Патроним - псевдоним, образованный по имени отца автора.
Полионим - имя, дающее представление о числе авторов, пишущих под ней.
Полуаллоним - псевдоним, состоящий из сочетания с реальной фамилией и чужим именем.
Преноним - имя, состоящее из одного имени автора.
Проксоним - псевдоним, образованный из имен лиц, близких автору.
Псевдоандроним - мужские имя и фамилия, принятые автором женщиной.
Псевдогеоним - имя маскирующее истинное место рождения или жительство автора.
Псевдогиним - женские имя и фамилия, принятые автором-мужчиной.
Псевдоинициалы - буквы, не соответствующие истинным инициалам автора.
Псевдокойноним - подпись, в которой автор приписывает свое произведение перу нескольких лиц.
Псевдоним - общее название для вымышленных или измененных имени и фамилии, заменивших в подписи настоящие имя и фамилию.
Псевдотитлоним - подпись, указывающая должность, звание или профессию автора, не соответствующие истинным.
Псевдофреноним - имя, дающее такие сведения о характере автора, которые идут вразрез с содержанием произведения.
Псевдоэтноним - имя, маскирующее истинную национальность автора.
Стигмоним - имя, состоящее из знаков препинания или математических символов.
Тахаллус - художественное обозначение типа френонима у авторов народов Востока.
Титлоним - 1) имя, указывающее звание или должность автора; 2) имя, содержащее указание на уже изданное произведение того же автора.
Физионим - псевдоним, в основу которого положено название явления природы.
Фитоним - имя, в основу которого легло название растения.
Френоним - псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или главную особенность его творчества.
Хроматоним - псевдоним, в основу которого положено название цвета.
Цифроним - фамилия или инициалы, зашифрованные посредством замены букв цифрами.
Эйдоним - псевдоним, характеризующий наружность автора.
Энтомоним - псевдоним, в основу которого положено название насекомого.
Этноним - псевдоним, указывающий на национальность автора.
1.3 Появление псевдонимов в русской литературе
В русской литературе также чрезвычайно часты случаи, когда писатели, чьи имена стали впоследствии широко известны, первые свои произведения выпускали под псевдонимами или ограничивались инициалами. Не подписаны настоящей или полной фамилией «пробы пера» почти всех русских классиков. Вот некоторые из них.
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин часто пользовался псевдонимами. В 1814г "Вестник Европы" помещает четыре произведения поэта. Все они подписаны либо одной буквой «П.», либо цифронимом «1...14-16». Вообще, Александр Сергеевич часто подписывался цифронимами. Например:
Пушкин пользовался псевдонимами «1...14-16», «1...17-14», «1...14-17», подписывая стихи в журнале "Российский Музеум".
Несколько псевдонимов Пушкина связаны с его лицеистским прошлым, когда в 1815-1818 гг. Пушкин был членом литературного кружка "Арзамас". Это псевдоним Арз. под эпиграммой в "Северных цветах на 1830г." и Ст.ар. под одной статьей в "Московском телеграфе" (1825), сокращенные от Арзамасец и Старый арзамасец. А также Св…ч.к под стихотворением "К мечтателю" в "Сыне Отечества"(1818) и Крс под стихотворениями "Калмычке" и "Ответ" в "Литературной газете" (1830). Первый расшифровывается как Сверчок (прозвище Пушкина в «Арзамасе»), второе - сокращенный палиноним.
Известен еще один шутливый и, кстати, любимый псевдоним Пушкина, которым он подписал два памфлета, направленные против Николая Греча и Фаддея Булгарина в "Телескопе": Феофилакт Косичкин.
Сочиняя «Повести Белкина», он перевоплотился в Ивана Петровича Белкина, и этот цикл повестей был выпущен им без указания своего настоящего имени.
Также А.С. Пушкин печатался, подписываясь псевдонимами: Александр Нкшп, --П--, Александр Нкш, А.Б. ,Д. Давыдов, Иван Петрович ,И.Иванов, Издатель , Крс, П., Иегуда Хламида ,Я., Француз.
Николай Васильевич Гоголь
Первая поэма Н.В. Гоголя «Ганц Кюхельгартен» является свету под фамилией В. Алов – под псевдонимом вполне романтическим и обещающим: Алов – это алое утро, заря, рассвет, намекающий на торжество дня.
Но торжества не было. Надо было заметать следы, срочно принимать меры, чтобы никто не узнал, кто автор безрадостного сочинения. Знал об этом, пожалуй, один, Яким (слуга Н.В. Гоголя), но он газет не читал, и поэтому его взял Гоголь в помощники, когда бросился по лавкам скупать злосчастную поэму. Свеженьких, неразрезанных книжек набралось два мешка.
Гоголь нанял номер в гостинице, разожгли в номере печь и бросили в нее все, что было в мешках. Встречаясь с Гоголем позже, никто не знал, что он В. Алов. Это имя ни разу не поминалось, сам Гоголь хранил о поэме молчание.
Спустя какое-то время 1 января 1831 года вышел очередной номер газеты Дельвига. Там были напечатаны статьи «Несколько мыслей о преподавании детям географии» и глава под названием «Учитель» из малороссийской повести «Страшный кабан». Статья была подписана – Г. Янов, глава из повести – П. Глечик. Под обоими этими псевдонимами скрывался Гоголь. Плетнев призывая Пушкина обратить внимание на статьи Г. Янова и П. Глечика, говорил, что они написаны Н. Гоголем, советовал ободрить подающий надежды талант. На что получил ответ: «О Гоголе не скажу тебе ничего, потому, что доселе его не читал за недосугом».
Что ж, читать, собственно, пока было и нечего. Гоголь недаром прятался под вымышленными именами – чувствовало его перо нетвердость, ученический свой наклон. К тому же опасения Гоголя были по большей части опасениями перед провинцией, перед теми людьми, которые его знали (знали его родителей, его фамилию), и где имя Гоголь что – то говорило читателям.
А 14 сентября 1831 года в библиографических прибавлениях о книгах, вышедших с июля по 15 сентября под рубрикой «романы», «Северная Пчела» сообщила:«Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести изданные Пасичником Рудым Паньком. Книжка 1 –я, СПБ, в Типографии Департамента народного просвещения. 1831(12),XII,244 стр.» Опять же Пасичником Рудым был Гоголь.
Н. Полевой (рецензент «Телеграфа») заметив, что Гоголь регулярно использовал псевдонимы, писал: «Что у вас за страсть быть Вальтер – Скоттиками? Что за мистификация? Неужели все вы, г.г. сказочники, хотите быть великими незнакомцами…?» «Но Вальтер Скотт, - указывал он, - умел поддерживать свое инкогнито, а вы г. Пасичник, спотыкаетесь на первом шагу.»
Неизвестно, повлияла эта статья Полевого на Гоголя или нет, но в во всех следующих работах Николай Васильевич подписывался своим именем.
Антон Павлович Чехов
За свою жизнь этот человек создал около 900 произведений, среди которых «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».
Жизнерадостный по природе, одаренный редкою наблюдательностью, отменным остроумием и способностью подмечать, схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей , Чехов начал свою писательскую деятельность в сатирических журналах, обнаружил недюжинный талант и много тонкого юмора, охотно пользуясь шаржем как литературным приемом, к которому он прибегал и впоследствии, особенно в своих комедиях и одноактных водевилях, вроде "Медведя" и "Юбилея".
Свои произведения Антон Павлович подписывал разными именами, но ни один из псевдонимов не «прижился» в его творчестве. Он вошел в отечественную и мировую литературу под своим именем.
Известно более 50 псевдонимов Чехова: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Z.Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.
И только псевдоним Человек без селезенки имел серьезную семантическую составляющую «медицинского» характера. Им Чехов пользовался более десяти лет. Под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без С., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов. Необычный чеховский псевдоним, считают ученые, зародился на медицинском факультете Московского университета, где самым сложным курсом считался курс анатомии, с которым, возможно, и связано сочетание Человек без селезенки.
1.4 Причины появления псевдонимов
Причин появления псевдонимов несколько:
1.5 Словарь псевдонимов
Существует «Энциклопедический словарь псевдонимов». Он представляет собой справочно-биографическое издание, рассчитанное на широкий круг читателей, интересующихся жизнью и деятельностью знаменитых людей всех времен и народов.
Настоящее издание включает в себя псевдонимы известных русских и зарубежных государственных, политических, партийных и общественных деятелей, ученых, писателей, художников, артистов и т. д., раскрывает их настоящие имена и фамилии и дает краткое биографическое описание.
Всего в издании помещено около 2500 псевдонимов. Это неполное собрание. Работа над составлением словаря продолжается и будет издана в более полном объеме.
Статьи словаря расположены в алфавитном порядке. Каждая статья начинается с псевдонима, который может быть представлен в виде фамилии или имени (отчества) и состоять из одного или нескольких слов. Например, Аспазия (наст. имя и фам. Эльза Розенберг), Чуковский Корней Иванович (наст. имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) и т. д. В скобках раскрываются настоящие имя и фамилия, приводятся годы рождения и смерти. В других случаях, когда автор равнозначно известен и под настоящей фамилией, и под псевдонимом, указывается вначале настоящая фамилия со ссылкой на псевдоним. Например, Бестужев А.А. (см. Марлинский А.А.), Крылов П.Н. и т. д.
В биографических статьях составитель стремился дать краткую информацию о социальном происхождении автора, образовании, творческой деятельности, истории происхождения псевдонима, наименовании произведений и годах их создания, о заслугах.
В словаре использованы материалы различных универсальных справочно-биографических и периодических изданий.
Мы уже рассматривали причины и цели, которые обусловливали появление или необходимость взятия того или иного псевдонима в тех или иных исторических обстоятельствах. В качестве примера взяли Пушкина, Чехова и Гоголя. Однако мы решили расширить список и создать таблицу, в которой указали некоторые псевдонимы и настоящие имена их владельцев.
Псевдоним | Произведения | Настоящее имя |
Борис Акунин | «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»); «Провинциальный детектив»; («Приключения сестры Пелагии»); «Приключения магистра»; «Жанры». | Григорий Шалвович Чхартишвили |
Ахматова Анна Андреевна | «Вечер», за ней последовали сборники «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и другие | Горенко Анна Андреевна |
Демьян Бедный | В качестве подписи псевдоним появился в басне «Кукушка» | Ефим Алексеевич Придворов |
Андрей Белый | Поэзия 1904 — Золото в лазури [сборник стихов] 1909 — Пепел [сборник стихов] 1909 — Урна [сборник стихов] 1918 — Христос воскрес [поэма] 1918 — Первое свидание [поэма] | Борис Николаевич Бугаев |
Кир Булычев | Первый рассказ, «Маунг Джо будет жить», опубликован в 1961 году. «Сто лет тому вперёд» (1977). стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». | Можейко Игорь Всеволодович |
Вольтер | «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735) и др. | Франсуа-Мари Аруэ |
Гайдар Аркадий | "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). | Аркадий Петрович Голиков |
Кнут Гамсун | «Под осенней звездой» (1907) | Кнуд Педерсен |
О. Генри (Оливер Генри) | «Дары волхвов» 1905 «Вождь краснокожих» 1907 «Дороги, которые мы выбираем» 1904 «Последний лист» | Уильям Сидни Портер |
Николай Васильевич Гоголь | «Мертвые души» (1835), «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор». | Николай Васильевич Яновский |
Максим Горький, Алексей Максимович Горький | «На дне» (1902), «Мать», «Бывшие люди», «Старуха Изергиль», «Детство». | Алексей Максимович Пешков |
Александр Грин | «Алые паруса», «Бегущая по волнам» | Александр Степанович Гриневский |
Даниель Дефо | «Робинзон Крузо» | Даниель Фо |
Вениамин Каверин | «Два капитана» 2005 «Перед зеркалом» 1970 «Открытая книга» 1948 | Вениамин Александрович Зильбер |
Агата Кристи | «Убийство Роджера Экройда» (1926) «Убийство в доме викария» (1930) «Убийство в Восточном экспрессе» (1934) «Десять негритят» (1939) | Агата Мэри Кларисса Миллер (Маллоуэн) |
Джек Лондон | «Любовь к жизни» 1905 «Мартин Иден» 1909 «Великий Гэтсби» | Джон Гриффит Лондон |
Льюис Кэрролл | «Алиса в Стране чудес» 1864 «Алиса в Зазеркалье» 2012 | Чарльз Лютвидж Доджсон |
Доктор Фрикен, Уэллер, С. Кучумов, С. Яковлев. | «Двенадцать месяцев», «Радуга-дуга», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Багаж», «Рассказ о неизвестном герое», «Усатый-полосатый», «Дом, который построил Джек», «Вот какой рассеянный» и др. | Самуил Яковлевич Маршак |
Джордж Оруэлл | «1984», «Скотный Двор», «Памяти Каталонии», «Фунты Лиха в Париже и Лондоне», «Дни в Бирме», «Да будет фикус» | Эрик Артур Блэр |
Борис Полевой | «Повесть о настоящем человеке»1946 «Золото» 1950 «Доктор Вера» 1966 | Борис Николаевич Кампов |
Козьма Прутков | Басни — «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки». | Коллективный псевдоним четырех русский писателей Алексей Константинович Толстой, Алексей Михайлович, Владимир Михайлович и Александр Михайлович Жемчужниковы |
Тим Собакин | Пишет стихи и рассказы для детей, публиковался в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Октябрь». | Андрей Викторович Иванов |
Allegro | «Молчание»; «Пыль веков» | Соловьёва Поликсена Сергеевна |
Михаил Светлов | «Какой это ужас, товарищи»; «Никому не причиняя зла»; «Дон-Кихот»; «Двое» и др. | Михаил Аркадьевич Шейнкман |
Игорь Северянин | «А знаешь край?»; «О люди жалкие, бессильные»; «Это было у моря» | Игорь Васильевич Лотарев |
Стендаль | «Красное и черное», «Пармская обитель», «О любви». | Анри Мари Бейль |
Марк Твен | «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Пять даров жизни». | Самюэл Ленгхорн Клеменс |
Сергей Атава | «Желтая книга», «Узорочная пестрядь», «Исторические рассказы и воспоминания». | Терпигорев Сергей Николаевич |
Надежда Тэффи | «Маски»; «За стеной»; «Свой человек»; сказки для детей. | Лохвицкая Надежда Александровна |
Афанасий Афанасьевич Фет | «Майская ночь»; «Весенний Дождь» 1859 | Шеншин Афанасий Афанасьевич |
Анатоль Франс | «Остров Пингвинов» 1908 «Таис» 1890 «Боги жаждут» 1912 | Анатоль Франсуа Тибо |
Велимир Хлебников | «Доски судьбы»; «Ошибка смерти» 1917; «Ночной обыск»1928 | Виктор Владимирович Хлебников |
Джеймс Хедли Чейз | «Ева» 1945; «Каждыйумирает в Одиночку»1945 | Рене Брабазон Реймонд |
Саша Чёрный | «Воробей», «Слон», «Молитва» и др. | Александр Михайлович Гликберг |
Чуковский Корней Иванович | "Крокодил" (1916), "Мойдодыр" (1923), "Муха-цокотуха" (1924), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929) и др. | Николай Васильевич Корнейчуков |
Джордж Элиот | «Приоткрытая завеса»; «Мидлмарч» | Мэри Анн Эванс |
Александр Яшин | «Сирота» 1963; «Орёл» 1956 | Александр Яковлевич Попов |
И это далеко не все известные писатели, имеющие псевдоним, а лишь более знаменитые из них.
Опрос
Для того, чтобы лучше разобраться в теме, было решено провести опрос в интернете. Были составлены следующие анкеты-опросники.
Результаты опроса:
Всего в опросе приняли участие 100 человек.
Вывод
Полученные и обработанные данные позволяют сделать вывод о том, что среди опрошенных большинство используют псевдоним и в своей жизни. А вот точное определение могут дать не все. Ровно также, как назвать известных писателей или поэтов, скрывающихся под псевдонимом. Зато мы выяснили, что данной теме нужно уделить внимание на уроках литературы.
Принцип создания псевдонима
Чтобы получился красивый звучный псевдоним можно попытаться:
1. Использовать анаграму собственного имени и фамилии, любимого блюда, города, книги, даже имени уже известного писателя.
2. Сократить собственные имя и фамилию до нужного звучания.
3. Вспомнить имена всех любимых книжных героев и назваться одним из них.
4. Выбрать любое понравившееся имя, придумать к нему звучащую фамилию и все — псевдоним готов.
Заключение
Выполнять данную работу было очень интересно. Удалось заглянуть в тайну имени, понять причины, которые побуждают людей взять тот или иной псевдоним. Перечислить все псевдонимы невозможно. Удивительно, какое разнообразие их существует в мире классической литературы, как многообразна роль в истории литературы. Итак, моя гипотеза подтвердилась: псевдонимы позволяют полнее представить историю литературы, ближе познакомиться с биографией и творчеством писателей. Они обогащают и расширяют наши представления об известных и любимых писателях, а их творческие и житейские портреты становятся более яркими и выразительными.
Работа может быть использована для педагогов при подготовке к факультативным и элективным занятиям, на уроках русского языка и литературы, а также стать научным пособием для всех желающих правильно и грамотно подобрать себе псевдоним.
С развитием компьютерных технологий в современном мире возрастает популярность использования «ников», тех же самых псевдонимов. Возрастает и число новых псевдонимов и их групп на эстраде. Поэтому работа может быть продолжена.
Список литературы
Три орешка для Золушки
Что общего у травы и собаки?
"Разделите так, как делили работу..."
Свадьба в Малиновке
Два петушка