Народы, проживающие на территории Приуральского района, донесли замечательные произведения разных жанров устного творчества, традиции, которых восходят к далёкому прошлому. Бесценным культурным наследием являются легенды, отразившие древние поэтические воззрения на природу, исторические представления, житейскую мудрость, нравственные идеалы и творческую фантазию коренных жителей Приуралья.
Данная работа посвящена исследованию легенд Приуральского района.
Вложение | Размер |
---|---|
venengo-aksarka.docx | 38.34 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Аксарка
Секция: гуманитарная
Легенды приуральской земли
Работу выполнил:
Вэненго Артем - 5а класс
Научный руководитель: Пандо Ольга Николаевна,
учитель родного языка
с. Аксарка-2021 г.
Введение
Народы, проживающие на территории Приуральского района, донесли замечательные произведения разных жанров устного творчества, традиции, которых восходят к далёкому прошлому. Бесценным культурным наследием являются легенды, отразившие древние поэтические воззрения на природу, исторические представления, житейскую мудрость, нравственные идеалы и творческую фантазию коренных жителей Приуралья.
На одном из занятий Культура народов Ямала мы создавали проект «Фольклор народов Севера». Меня очень заинтересовала эта тема и я решил создать сборник «Легенды Приуральской земли», который представляется интересным, актуальным, т. к. через фольклор человек приобщается к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Цель: создать сборник «Легенды Приуральской земли»
Задачи: 1. изучить хантыйские и ненецких легенды, выявить в них национальные особенности:
2.проанализировать легенды и подобрать иллюстративный материал;
3.отредактировать тексты
4. провести презентацию альбома в детской библиотеке «Приуральская МЦБС»
Предмет: легенды
Объект: Приуральский район
Методы: теоретический и эмпирический
Практическая значимость: сборник «Легенды Приуральской земли» можно широко использовать учителями при изучении литературного чтения, литературы народов Ямала, культура народов Ямала, русского языка, географии, истории, работниками культуры, библиотекарями, а также учащимся как на уроках, так и на внеклассных занятиях.
Как появились легенды
Легенда –(от латинского слова legenda, буквально — то, что следует прочесть) — один из прозаических жанров фольклора. Легенда может включать в себя исторические, мифологические, религиозные, сказочные представления, которые воспринимаются и рассказчиком, и слушателем как достоверные.
Задолго до появления письменности у древних народов возникали истории, в которых рассказывалось о происхождении мира, о богах и о героях, совершавших необычные подвиги во имя справедливости и добра. В этих легендах нашли отражение первые и достаточно примитивные представления людей о мире, казавшемся непонятным, загадочным и полным чудес.
Они представляют собой один из видов сказочной прозы. Вероятнее всего, первые такие народные сказания появились задолго до письменной речи и сначала передавались от поколения к поколению в виде устных преданий. Впоследствии рассказы о волшебных превращениях и подвигах героев стали заноситься на бумагу, обрастая при этом новыми невероятными подробностями.
В центре традиционной легенды обычно находится предание о какой-либо исторической личности или событии, имевшем место в действительности. Материалом для их создания выбирались, конечно, не рядовые события и жизнеописания обычных людей. В них чаще всего описывают овеянные славой дела и поступки тех, кто в действительности обессмертил свое имя в истории. Со временем легенды часто получали дополнительный социальный, религиозный или нравоучительный смысл.
Героем легенды может быть реальная историческая личность, но в нем с реальным миром сочетается много приукрашенного, вымышленного, поэтизированного. Они складывались в глубокой древности, когда бытовали конфликты между хантыйскими родами и другими северными народами.
Главными героями легенд всегда были смелые патриоты Ямала-богатыри. Они всегда изображались «выше деревьев», «сильные, как лоси», обязательно с длинными косами. Чем длиннее коса, тем больше силы в герое. Если отрубит косу, то богатырь лишится силы. Богатырь в легендах может прыгать на большие расстояния, слышать голос Земли, разговаривать с животными, метко стрелять. (Легенда «Ямал Ири»).
Это загадочное слово – «сихиртя» – многие столетия звучало в сказаниях ненцев. Главным источником, повествующим о сихиртя, являются ненецкие легенды. В них рисуется образ некогда обитавших в тундре западной Сибири и Приуралья людей маленького роста с белыми (светлыми) глазами и волосами, живших в высоких песчаных сопках, под землёй, в пещерах. До сих пор древние вещи, найденные в тундре, ненцы называют «След сихиртя». Сихиртя ловили рыбу, охотились, вели активный образ жизни ночью, а днём спали. Говорят, сихиртя обладали сверхъестественной силой.
Время до прихода русских ханты и ненцы называли военными. Об этом повествуют не только легенды, но и свидетели того времени- предметы археологических коллекций: наконечники боевых стрел, щитки для боевых луков, элементы кольчуг металлические и костяные, шлемы, защитные маски для лица и другие. [9, с.28] Так, 2017 году на территории нашего района в Нюрымпосллор на берегу протоки Горный Полуй, был открыт археологический памятник.
В древности на земле Приуралья были княжества, которые состояли из городков. Эти городища были укрепленными, т.е. обносились высокой бревенчатой стеной. Вокруг забора люди рыли глубокий ров. Всё это защищало жителей городка от врагов. Княжествами управлял князёк, который имел военную дружину. Много лет на земле Приуралья правила династия князей Тайшиных. Последним, носившим княжеский титул рода Тайшиных, был Иван Матвеевич Тайшин.
( Легенда о роде Тайшиных)
Отношение с соседями были не всегда мирными. Причинами войн являлись расширение территорий, грабёж, захват пушнины, пленных, женщин, предметов роскоши, иногда была кровная месть.
Самые смелые, решительные воины Ямала стали прообразами легендарных героев-богатырей. Их подвиги и деяния вошли в устные предания коренных жителей Приуралья.
Так, согласно легенде, передавшейся из поколения в поколение, еще в XVIII веке на берегу красивейшей реки Полуй, в дремучем, богатом зверями, птицами, ягодами, грибами, лесу обосновался молодой человек по прозвищу Король. Таким был предок – Король - высокий, со светлыми волосами, с голубыми бездонными глазами; высокий лоб, круглое лицо украшали его. Вера у него была языческая; он поклонялся природе, и помыслы его были чистыми. Король был самый главным из предков Кали, сохранившихся в памяти поколения. После Короля был Гердоп, Эштэфан Мадя и его старший брат Каль, который в дальнейшем продолжил род Кали. Именно, в честь Каля, произошла его, по тогдашним временам, знатная фамилия Кали. [10. с. 28]
В легендах сплетены традиционные мифы и предания, содержащие архетипы народного сознания. Мировосприятие и мироощущение народа, оказавшегося в специфических исторических, климатических, географических и культурных условиях. Первостепенную роль в них играют животные. Особое отношение к животному миру легко объяснимо, -испокон веков охота, рыбная ловля и оленеводство были основными занятиями ханты и ненцев. Звери, птицы и рыбы в нерасчленённом мифологическом сознании ассоциировались не только с пищей, но и превращались в героев, посланцев богов- как могучих, так и культурных, как помощников и защитников человека, так и злейших врагов (в этом отношении мифология ханты схожа с древнеегипетской, в которой существовали зооморфные боги, обожествлялись крокодил, павиан, скарабей, кошка и т.п.). Та же кошка фигурирует в мифологии ханты как своеобразный культурный герой, принёсший людям умение ловить рыбу, открывший тайну огня, спасающий от землетрясения, потопа, чудовища (Легенда рода Тоболько о Касам Най).
Как видим, несмотря на все географические и исторические различия, архетипическое представление о кошке как носительнице мудрости и хитрости свойственно многим народам. [8, с.5]
У приуральских ханты и ненцев к пернатым вороне и гагаре отношение особое. Ханты говорят: К нам вороны приносят весну. И, правда, черная птица, как пятно земли на снегу, символ весеннего обновления. Криком своим ворона словно пробуждает природу. Существует такая легенда (Легенда о вороне).
Есть в Приуральском районе птица гагара, которая летает низко над водой. Ненцы считают, что от гагары пошёл весь мир. Эта птица священная. Про неё сложено очень много легенд (Легенда о гагаре).
Когда-то давно люди жили в горах, не было у них даже маленького кусочка земли. Попросили они у верховного Бога, чтобы он сделал им клочок земли. На что Бог им ответил: «Дайте мне хоть горсть земли, я вам сделаю то, что вы просите!».
Обратились люди к куропатке, чтобы та слетала за землёй. Та им ответила, что летать далеко, да и высоко не может. Попросили тогда они гагару. Гагара сказала, что полететь она никуда не может, но может нырнуть. Нырнула она на дно моря и достала им кусочек ила. Вот из этого ила и сделал Бог землю, отсюда и остальная земля разрослась.
Для народа ханты рыба играет главенствующую роль не только как основной продукт питания. Она напрямую связана с культурой, обычаями, обрядами, традиционными промыслами и языком.
Особое отношение у коренных жителей Приуралье к налиму. Так говорят, что рыбы и люди - это родственники. Именно, поэтому принцип рационализма заложен и в рыболовном промысле. («Легенда о налиме»)
Одной из важнейших функций легенды является объяснительная, что и отличает её от фольклорной сказки. В легендах Приуральской земли объясняется происхождение хантыйских («Пулӈават ях», «Люди Ледяного Городка-Ёӈк Восаӈ Ёх») и ненецких («Род Лар») родов, образования Уральских гор («Легенда о священном камне», «Легенда о Яӈгане пэ»).
Внеклассное мероприятие по легендам
Практическая работа проводилась в два этапа. На первом этапе я попытался выяснить у учащихся 5а класса, знают ли они легенды Приуралья. Для этого мы составили анкету. (Приложение1).
Анализ результатов анкетирования показал, что только 45% детей знают легенды. Больше всех знают Легенду о Константинов Камне и про озеро Щучье. Так, как многие дети оленеводы каслают со своими родителями по Уральским горам и знают священные места этой местности. Почти все ребята отметили, что хотят прочитать легенды своего края.
Результаты анкетирования показаны в диаграмме.
На втором этапе мы с учителем провели внеклассное мероприятие «Приуралье –край легенд». На это увлекательное занятие были приглашены представители рода Тоболько- Куйбина Тамара Семёновна и Салиндер Надежда Семёновна, которые являются информантами по фольклору, культуре народов ханты и ненцев. После завершения мероприятия ребята оставили свои отзывы. (Приложение 2)
Заключение
Не имея в прошлом письменности, коренные жители Приуралья очень хорошо сохранили устное народное творчество. Когда долгими зимними вечерами старики у огня рассказывали младшему поколению легенды, каждый ребёнок стремился в какой-то степени походить на него.
Изучая легенды можно передать подрастающему поколению трепетное отношение к своей родной земле, своему прошлому, тем самым воспитывая уважительное отношение к истории родного Приуралья.
Список литературы
3. Газета «Приуралье» № 37 (765) 11.09.2015 г.- 16 с.
4. Лебедев Е.В. Неведомая планета. Тюмень, 2006г-565с.
5. Липатова Л.Ф. Дорогами кочевий. Тюмень.2009г.-543с
6. Научный вестник ЯНАО. Выпуск №3 (47) Салехард. 2007г- 52 с.
7. Неркаги А.П. Молчащий. Тюмень: «Софт Дизайн», 1996 г.- 416 с.
8. Ругин. Р.П. Легенды и мифы народа ханты. Екатеринбург. 2003. с.336
9. Ядрошникова Л.А. Использование обско-угорского фольклора на уроках чтения, литературы и родного языка, природоведения, эколгии. Х-Мансийск. 2004 г. с.56
10. Ямальский меридиан. № 7. 2017 г.-124 с.
Приложение 1
Анкета: «Легенды нашего края»
1. Должны ли мы знать легенды Приуральского района?
2. Вы знаете легенды нашего края?
3. Знаете ли вы легенду об озере Щучье?
4. Знаете ли вы легенду о сихиртя?
5. Знаете ли вы легенду о Константинов Камне?
6. Как вы думайте, сочиняют ли легенды в наше время?
7. Интересно ли Вам изучать родной край, его историю и культуру?
Приложение 2
1. На мероприятии я ближе познакомился с замечательными людьми, знатоками ненецкой и хантыйской культуры, которые знают и помнят удивительные легенды древнего рода Касам Най (Тоболько). Благодаря таким прекрасным людям Надежде Семеновне и Тамаре Семеновне, сегодня сохраняются традиции, обычаи и культура КМНС.
2.Участвуя в конкурсах, мне было интересно работать с легендами. Оказывается, можно придумать различные конкурсы, которые позволяют больше узнать о крае, в котором живёшь, многому научиться. Например, сопоставлять легенды коренных жителей Приуралья с легендами русского народа, давать характеристику главным героям легенд. Легенды очень мудры и поучительны.
3. Мне очень понравилось занятие, на котором я много узнал об истории, культуре народов, населяющих Приуралье. А какие у них интересные легенды, которые дошли до наших дней. Легенды – это мудрость народа.
Добрый день!
Меня зовут Вэненго Артем, я ученик МОУ Школа с.Аксарка.
На одном из занятий «Культура народов Ямала» мы создавали проект «Фольклор народов Севера». Меня очень заинтересовала эта тема, и я решил создать сборник «Легенды Приуральской земли», который представляется интересным, актуальным, т. к. через фольклор человек
Приобретает житейскую мудрость , развивает творческую фантазию,
Девочка-Снегурочка
Огонь фламенко
Груз обид
Спасибо тебе, дедушка!
Мороз Иванович