Существует общее мнение - современные дети мало читают книг, возможно, это потому, что недостаточно информации о современной детской литературе у взрослых и детей. А я люблю читать, и мне стало интересно выяснить, что включает в себя понятие «современная детская литература»? Какая она? Интересно ли её читать? А решил исследовать эту тему и назвал свой проект «Детская литература: современные авторы – детям».
Актуальность проекта заключается в том, детское чтение сейчас одна из наиболее острых проблем нашего общества. Недаром в Общественной палате Российской Федерации 25.10.2012г. состоялись слушания на тему «Роль литературы в формировании нравственного общества и сильного государства». Педагоги, библиотекари, воспитатели и широкая общественность во всех развитых странах сегодня интенсивно обсуждают так называемый «кризис чтения», и особенно - чтения детей и юношества.
Вложение | Размер |
---|---|
реферат | 81.54 КБ |
презентация | 929.41 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса»
(МБОУ «Школа № 60»)
«ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: СОВРЕМЕННЫЕ АВТОРЫ - ДЕТЯМ»
Подготовил:
Вербицкий Никита,
обучающийся 2 класса Б
Руководитель:
Храмцова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Ростов-на-Дону
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………стр 3
Глава 1. Читать или не читать? Современная детская литература
1.1 Что включает в себя понятие «детская литература» сегодня ……....стр 4
1.2 Функции детской литературы …………………………………….….стр 4
1.3 Специфика детской литературы……………………………..…….....стр 6
1.4 Своеобразие современной детской литературы...…………………...стр 6
1.5 Современные авторы – детям………………………………………...стр 7
1.6 Стилистическое своеобразие современной детской литературы…..стр 8
2.1 Российские статистические данные …………………………..…...стр 9
2.2 Результаты опроса …….……………………………………….......стр 9
2.3 Мой рассказ «Путешествие Никиты»…………………………..…стр 10
Заключение……………………………………………………..……...стр 11
Библиография………………………………………………………….стр 12
Приложение……………………………………………………………стр 13
Введение
Вовремя прочитанная книга —
огромная удача.
Она способна изменить жизнь,
как не изменит её лучший друг или наставник.
П. А. Павленко
Существует общее мнение - современные дети мало читают книг, возможно, это потому, что недостаточно информации о современной детской литературе у взрослых и детей. А я люблю читать, и мне стало интересно выяснить, что включает в себя понятие «современная детская литература»? Какая она? Интересно ли её читать? А решил исследовать эту тему и назвал свой проект «Детская литература: современные авторы – детям».
Актуальность проекта заключается в том, детское чтение сейчас одна из наиболее острых проблем нашего общества. Недаром в Общественной палате Российской Федерации 25.10.2012г. состоялись слушания на тему «Роль литературы в формировании нравственного общества и сильного государства». Педагоги, библиотекари, воспитатели и широкая общественность во всех развитых странах сегодня интенсивно обсуждают так называемый «кризис чтения», и особенно - чтения детей и юношества.
Цель исследования: исследовать проблему детского чтения, тем самым обогатить себя новыми знаниями о детской литературе и поделиться с другими ребятами интересными сведениями о современных детских книгах.
Задачи исследования:
Предмет исследования: современная детская литература.
Методы исследования: метод социологического опроса (среди учащихся школы); теоретический (изучение литературы по теме исследовательской работы); практический (написание собственного рассказа для детей).
Гипотеза исследования: практическая значимость работы заключается в углублении представлений о современной детской литературе, её месте в современном литературном процессе.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке элективных курсов, внеклассных уроков по современной детской литературе и её проблемах, на классных часах и библиотечных уроках.
Детская литература: современные авторы – детям
Глава 1. Читать или не читать? Современная детская литература
Литература – это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения. Как и история, а также общественные группы, литература развивается, изменяется, становится качественно новой.
Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. В понятие детской литературы входят именно те произведения, которые были специально предназначены для чтения детьми до 15 лет. Задача такой литературы – воспитание и образование детей с помощью языка художественных образов.
Литература для детей - явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом. Традиционно она делится на собственно детскую (книги, написанные специально для детей) и детское чтение, включающее произведения, первоначально не адресованные детям, но вошедшие в круг детского чтения: знаменитые сказки Пушкина, Шарля Перро, Гофмана, Андерсена, братьев Гримм и отдельные произведения – «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Дон Кихот» Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Свифта и другие книги.
Известна фраза писателя Петра Андреевича Павленко: «Вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник», а Лев Николаевич Толстой заметил: «Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде дурных книг, к несчастью, часто привлекательны».
Все учителя по праву считают воспитательную функцию одной из самых главных. Ведь именно в них содержится «азбука нравственности», из них во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».
Отнюдь не менее важна эстетическая функция детской литературы: книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. В советские времена эта функция нередко приносилась в жертву идеологии, когда школьников и даже дошкольников заставляли заучивать наизусть чудовищные с точки зрения эстетики, но «идеологически правильные» стихи о партии и Октябре, читать малохудожественные рассказы о Ленине и т.п. С другой стороны, ознакомление только с лучшими, на взгляд взрослых, образцами классической литературы нередко нарушает принцип доступности, и в результате ребенок на всю оставшуюся жизнь сохраняет неприязненное отношение к классике. И в этом случае, несомненно, огромна роль взрослого, именно он способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы (даже не предназначенной изначально для детского чтения).
При этом важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы.
Одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать. Неслучайно в последнее время ученые стали говорить и об этой роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие...
Не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь! В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.
Огромна роль иллюстраций в детской книге. Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Не случайно Алиса Л.Кэрролла говорила: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров». Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием (например, трудно представить «Приключения Буратино» А.Толстого или «Волшебника Изумрудного города» А.Волкова без иллюстраций Л.Владимирского). Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления (чем сейчас нередко злоупотребляют коммерческие книгоиздатели, стремящиеся яркостью обложки компенсировать убогость содержания).
Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная (восполнительная) функция. По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности. Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, Повзрослев, детективы, затем фэнтези и фантастику. Таким образом, за счёт литературы человек добирает недостающее в жизни.
Итак, чем же «литература для детей» отличается от «литературы для взрослых», и существуют ли здесь принципиальные различия? Вопрос о специфике детской литературы всё ещё остаётся открытым. Далеко не все исследователи признают за этим явлением право на самостоятельное существование: детская литература появилась значительно позднее, чем
литература вообще, и в известной мере опиралась на достижения последней.
Тем не менее, нельзя не заметить тематических, стилистических и функциональных различий между произведениями, адресованными детям, и произведениями, рассчитанными на взрослого читателя. Эти различия проявляются тем более явственно, чем более юному читателю адресованы произведения, поэтому представляется уместным говорить о возрастной специфике детской литературы и выделять несколько групп на основании возраста читателя: книги для самых маленьких; книги для детей 4-7 лет; литература для младших школьников; произведения для подростков.
1.4 Своеобразие современной детской литературы
За последнее время произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга детского чтения: исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно «забытые» имена.
В связи с тем, что на рубеже ХХ и ХХІ столетий общество пережило множество потрясений и различных изменений, полностью изменился уклад жизни людей, сознание, были найдены новые технические средства для общения, сбора, создания, анализа и распространения информации, литература тоже претерпела определенные изменения. Не обошли данные изменения и детскую литературу, которая сегодня старается освоить новую реальность, обращается к новым темам, ищет новые художественные и стилистические средства для того, чтобы адекватно отображать меняющуюся действительность и быть интересной для современных детей.
Современные авторы, как и их предшественники, опираются на фольклорные традиции. До сих пор одним из самых популярных жанров детской литературы является литературная сказка, без которой не представляется ни одна детская обычная или электронная библиотека. Главные герои детских книг и рассказов – это сами дети, звери. По-прежнему одной из популярнейших тем является тема взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ в., прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми и со сверстниками.
Вместе с новыми реалиями и новыми героями в литературу для детей входит и новый язык. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в размывании граней между литературным и разговорным языком, вернее, в активном использовании в литературном произведении особенностей разговорной речи. Меняется, прежде всего, лексика: с новыми понятиями приходят и новые слова. К сожалению, зачастую это лексика с негативной окраской. Вместе с неологизмами и иностранными заимствованиями в книгах для детей появляются просторечные и жаргонные слова и выражения. Однако в наше время детская литература не только сохраняет традиции ХХ в., но и приобретает такие черты, которые были совсем не свойственны произведениям для детей в прошлом столетии.
Нет смысла говорить о том, что современная детская литература – стихи и проза, лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая. Сейчас другие литературные жанры, сейчас другие акценты, которые ставит автор, сейчас другие авторы, в конце концов.
1.5 Современные авторы – детям
Из предложенных я прочитал некоторые произведения нескольких современных российских писателей: Воскобойникова Валерия, Москвиной Марины, Тамары Крюковой, Андрея Усачева, Юрия Лигуна, Дины Сабитовой, Елены Ракитиной, Павла Санаева, Наиля Измайлова, Дмитрия Емца, Екатерины Вильмонт и Анатолия Алексина.
Они работают в разных жанрах и для читателей разного возраста. Одни книги написаны для дошколят, другие адресованы младшим школьникам и взрослому читателю. Писатели разноплановые. В их багаже есть романы, фантастические и реалистические повести, повести-сказки, рассказы, сказки и стихи. Они хорошо знают современных детей, часто встречаются с ними, разделяет их заботы и тревоги. Умеют заставить задуматься над собственными недостатками. Многие из них прежде чем стать профессиональными писателями, сменили немало работ и должностей. Блестящее владение русским языком, остроумнейшая игра слов, увлекательность и насыщенность сюжетных линий, оригинальность и мастерство писательского дарования – всё это делает произведения этих авторов долгожданным и желанным подарком всем молодым и маленьким читателям.
Все эти авторы пишут совершенно по-своему и очень интересно.
1.6 Стилистическое своеобразие современной детской литературы
Вместе с новыми реалиями и новыми героями в литературу для детей входит и новый язык: это видно уже из приведённых выше примеров. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в размывании граней между литературным и разговорным языком, вернее, в активном использовании в литературном произведении особенностей разговорной речи.
Меняется, прежде всего, лексика: с новыми понятиями приходят и новые слова. К сожалению, зачастую это лексика с негативной окраской. Вот как описаны приключения главного героя в книге Е. Грачёва «Рукавицы-лупавицы»: «Возвращался Минька как-то с базара, остатки мёда продал, дело к вечеру, задремал в телеге, глаза открывает, а перед ним пять разбойников-рэкетиров. Один с ножом, второй с пистолетом, а остальные с кастетами». Вместе с неологизмами и иностранными заимствованиями в книгах для детей появляются просторечные и жаргонные слова и выражения: «Ну всё, глюки, крыша поехала», - подумала девица» (Г. Генераленко, «Анастасия - дочь купеческая»), «- Олег, а если б мы с тобой грабанули банк лимонов на сто в баксах, что бы ты сделал? - пришла глупая мысль в Егорову голову» (Ю. Оболонков, «Кладоискатели»), «Зато когда-нибудь потом / Покажешь кукиш им / И скажешь: «Фигушки, за вас / Я замуж не пойду!» (Г. Остер, «Вредные советы»).
Появляются в детской литературе и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи: неполные предложения, инверсии, повторы. С одной стороны, это явление отражает определённые процессы в общественном сознании, а с другой стороны, изменяет сознание читателя: современные дети давно говорят на взрослом языке, и не последнюю роль в этом сыграла детская литература последних лет.
2.1 Российские статистические данные
По интернет-сообщениям видно, что эта проблема чтения очень злободневна. Примеры, взятые мною из СМИ, разнообразны и разносторонне. Они касаются вопросов, связанных с книгами, чтением, желанием читать.
По российским статистическим данным число «активных читателей» в библиотеках сократилось с 49,5% (данные на 1993г.) до 30% (данные на 1998г.) и с 30% до 23% (данные 2019 года).
Меня заинтересовали следующие цифры:
Современные дети (утверждают СМИ) чтению книг предпочитают игру в компьютерные игры, просмотр телевизора, интернет. А родители не всегда
имеют достаточное количество свободного времени для занятий с ребенком, чтения книг, выбора достойной детской литературы.
Часто и в нашей школе учителя жалуются, что учащиеся мало читают или не читают вовсе.
2.2 Результаты опроса
Первое, что я сделал, - отправились в «поход» по всем городским библиотекам. Во взрослых библиотеках мне разъяснили, что если и есть детская и подростковая литература, то она из недалекого, но все-таки прошлого века, а современную литературу в этих учреждениях не подразделяют по возрастам.
В детской библиотеке им. В. И. Ленина из современных писателей мне предложили книги Д.Емца, Е. Вильмонт, книгу Тамары Крюковой «Костяника» и произведение П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», библиотекарь рассказала: «Стали меньше читать по сравнению с предыдущими годами. Раньше читали запоем. Конечно, многие имеют спутниковые тарелки, смотрят телевизор, «виснут» в интернете. Но много значит, что теперь библиотека не может выписывать в нужном количестве и разнообразии молодёжные журналы, нет в должном количестве интересных современных книг для школьного возраста».
А наша школьная библиотекарь поделилась своим наблюдением, что читают художественную литературу «просто так, для интереса» ученики младших классов; к 6 классу книги, кроме учебников, справочников и классиков «по программе», дети среднего и старшего звена почти не спрашивают.
Затем я провёл опрос учеников начальных классов и учителей нашей школы. Заданы были одни и те же вопросы всем.
Дети читают (если все-таки читают) и помнят в основном произведения, изучаемые по программе. Ни ребята, ни взрослые не знакомы с современными детскими писателями. Много увлекательного и занимательного, яркого и легкого можно найти в интернете, это занимает незаметно очень много времени и до книг дело не доходит. Предпочитают просмотр фильмов и передач, поиск информации в телевидении и в интернете.
Все эти опросы подтвердили актуальность и своевременность моей работы.
2.3 Мой рассказ «Путешествие Никиты»
Однажды я проснулась со жгучим желанием: хочу написать книгу для детей. Но, как это сделать? О чём любят слушать дети? Кого они больше всего любят? Не секрет, что каждый маленький человечек рождается эгоистом, так велят суровые законы природы и выживания. Конечно же, чтобы вызвать интерес ребёнка, надо написать о нём самом, то есть о ком-то маленьком и проказливом, в данном случае о мальчике Никите и его приключениях в деревне у бабушки. Вот я и написал рассказ «Путешествие Никиты». Надеюсь, что вам понравится.
Заключение
Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им мы мечтаем, фантазируем и изобретаем.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако сегодня проблемы детского чтения стали остро. То, что мы получили в результате социологического исследования, приводит к неутешительным выводам: учащиеся читают мало именно художественной литературы. Неужели в скором времени школьники будут пользоваться другими источниками информации, а главное, перестанут читать для души? Уменьшилось количество книг, прочитанных «для души» и увеличилось – по программе и для докладов, рефератов, сообщений по различным предметам.
Мы наблюдаем, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется в начальных классах. Так почему же происходит отторжение от чтения в старших классах? Причина, на наш взгляд, кроется прежде всего в высокой учебной нагрузке, сказывается влияние нечитающих друзей, может быть нечитающая семья, «зомбированность» телефильмами, компьютером.
Чем старше школьник, тем больше «деловое чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения. Интересен и тот факт, что «деловое» чтение по программе всё больше теснит свободное и познавательное.
Дети не читают! А когда-то чтение было пропуском в потрясающий мир, огромный и красочный. Когда прочитанные книги повышали собственную самооценку и придавали уверенности. Но, скорее всего, и в те времена количество нечитающих детей было немалым. Просто сейчас детских развлечений гораздо больше.
Во-первых, бесконечное сидение перед телевизором и столь же бесконечное щёлканье пультом. Дети с ужасом смотрят мультфильмы, в которых зверюшки борются с глобальным потеплением и без ужаса смотрят фильмы, в которых симпатичные тётеньки радостно рубят головы самурайским мечом.
Во-вторых, компьютерные игры. Есть много развивающих игр, обучающих чтению и счёту, дающих в игровой форме ответы на десятки вопросов. Но далеко не все увлекательные игры полезные, очень много примитивных игр, навязывающих жестокость. У телевизора и за компьютером дети могут проводить много часов подряд, зарабатывая себе сколиоз и миопию и расстраивая нервную систему, искренне злясь, когда в компьютерной игре не удаётся убить очередного противника. У детей постепенно изменяется ценностный ориентир, меняются полюсы добра и зла, человеческая речь заменяется жаргоном, любые эмоции заменяют слова «отстой» и «прикол». И полная неспособность чётко и ясно выразить свою мысль. Все это можно наблюдать сегодня. Хочется вернуть добрую книгу в детство, хочется вместе с родителями читать и обсуждать прочитанное, смеясь и плача над судьбами героев.
Сформулирую выводы: читают дети, действительно, мало и неохотно. Многие талантливые писатели неизвестны детям и заинтересованным взрослым. Школьные и детские библиотеки содержат в основном литературу, ещё изданную в советские времена. То, что приобретено после 90-х годов, содержится в библиотеках малыми тиражами.
Сейчас учением чтения детей и подростков всерьез занялись серьезные взрослые, так что и моя работа, может быть, хоть на чуть-чуть изменит сложившуюся ситуацию.
Библиография
2 .http://www.lenizdat.ru – Анна Данилевская. Детское чтение – проблема социальная.
3.http://www.cyprusadvertiser.com – Светлана и Елена Синякины. Как привлечь детей к чтению?
4.http://www.den-za-dnem.ru – Чернышева Л.В. Кризис детского чтения.
5.http://pedsovet.org – Чудинова В.П. Проблемы детского чтения.
6. http://www.finam.fm – Аркадий Витрук, Людмила Дудова. Что и как много читают наши дети.
Приложение 1
Автор Вербицкий Никита
Путешествие Никиты
Глава 1
Путешествие началось
Рис.1
Жил-был мальчик по имени Никита. И вот как-то раз, когда он был в деревне у бабушки и к нему пришли друзья. Их звали Даша, Паша и Даня. Они жили на той же улице, где жила бабушка Никиты.
Рис. 2
- Привет, Никита! Пойдем гулять!
- О, пойдем! Куда?
- В лес! - предложила Даша.
- Сейчас, только у бабушки спрошу разрешения. - сказал Никита и забежал обратно во двор.
Никита встретил во дворе бабушку, которая поливала цветы в палисаднике.
Рис.3
- Бабушка, можно я в лес с друзьями пойду? - спросил Никита.
- Хорошо, только не заходите в чащу. В чаще леса очень опасно! - ответила бабушка.
- Ну, я побежал! - воскликнул Никита.
И вот друзья пошли в лес.
Рис.4.
- А тут круто! Давно я здесь не был. - сказал Никита.
- Мы тоже. Все тебя дожидались, хотели вместе по лесу погулять.
Долго они бегали по лесу, рассказывая друг другу всякие веселые истории и не очень веселые... Сами не заметили, как тропинка, по которой шли, становилась все уже и уже... Деревья становились все выше и гуще.
И тут Никита резко остановился, и, показывая пальцем вперед, воскликнул:
- Стоп! Что это! Или кто...?
Друзья замерли от неожиданности. Взглянули вперед и увидели посреди леса что-то страшное.
-ААА!!!! Чудовище!!!! - на весь лес закричали друзья.
Эхо от их крика, казалось, слышно было даже в космосе.
Рис.5
-Бежим!!!! - скомандовал Никита.
И все бросились врассыпную. Разбежались кто куда.
На самом деле, ребята зашли в самую чащу леса, где был сильный туман. И этим чудовищем было огромнейшее старое дерево, которое сквозь густой туман напоминало какое-то страшное существо. В лесу часто можно увидеть дымку тумана. Ведь он образуется при контакте холодного и теплого воздуха. А в лесу всегда намного прохладнее, чем воздух над лесом.
Ну да ладно, вернемся к нашим героям.
Когда они разбежались - ОНИ ПОТЕРЯЛИСЬ!!!
Во второй главе вы узнаете, что произошло дальше с Никитой и его друзьями.
Пока!
Рис.6
Глава 2
Чудовища атакуют
Рис.7
-Вот и потерялись. Как же теперь выбраться из леса? -подумал Никита.
Неподалёку в кустах что-то зашевелилось... Из них не спеша вышел растерянный Пашка.
- Пашка! - закричал Никита.
- Никита! - обрадовался Паша.
- Пошли искать выход из этого страшного леса.
Друзья направились в сторону, откуда пришли. Они надеялись, что так точно смогут выйти на тропинку, которая приведет их к дому.
Долго шли Никита с Пашей по тенистому лесу, рассказывали друг другу, насколько сильно они испугались лесного чудища. Они никак не могли понять, что же все-таки это было. Много предположений высказывали друг другу. Никита отвел взгляд в сторону, думая об этом случае и .... И вдруг, что это!? На его глазах, как будто из ниоткуда, появился странный, нераспустившийся цветок. Цветок был выше их роста, от него доносился сильный запах, ни на что не похожий. Этот цветок шевелился, будто внутри него сидит кто-то живой и никак не может выбраться.
Друзья медленно подошли к странному цветку. И как только они подошли слишком близко, вдруг из цветка вылезло что-то страшное, черное с маской на лице. Сквозь маску светились две точки-глаза этого существа. И это существо слегка толкнуло Никиту.
-АААА! - закричал Никита от испуга.
А Паша в этот момент оглушил это цветочное страшное существо ударом дубинки, которую он всегда носил с собой специально для таких случаев. Никита замер от неожиданности.
- Бежим! - скомандовал Паша. Его крик заставил Никиту прийти в себя.
Паша и Никита сорвались с места и побежали все в том же направлении, в надежде найти все ту же тропинку, по которой они так долго шли вглубь леса.
Тем временем у Даши и Дани...
На тот момент они уже встретились друг с другом. Оба были напуганы и взбудоражены. Они так же, как и их друзья стали искать выход из этого паранормального леса.
Время как будто остановилось. Они понимали, что уже долго бродили по лесу, но вечер не наступал. Преодолев очередную лесную чащу, они вышли на небольшую опушку, посреди которой стоял телевизор. Да-да, самый настоящий телевизор!
- Откуда в лесу телевизор! - одновременно удивленно воскликнули Даша и Даня.
Вдруг телевизор сам включился, на экране сначала появились помехи, затем изображение настроилось, и на экране появилась женщина. На ней был белый халат, она стояла среди деревьев без листвы, вокруг было все в тумане. Изображение женщины становилось все четче и ближе. Еще ближе. Ещё ближе... И вдруг... Она вылезла из телевизора наружу и оказалась рядом с ребятами, которые остолбенели от увиденного...
В третьей главе вы узнаете, что произошло дальше.
Глава 3
Это все сон? - Нет
Даня, прикрывая Дашу, кинулся сражаться с этой теле-женщиной. Ему было страшно, но выбора не было. Даня был очень смелым мальчиком. И как только он замахнулся кулаком на эту женщину - она исчезла ... Телевизора тоже не стало.
- Вот так дела! - прошипела Даша.
Ребята перевели дух и снова пошли искать заветную тропинку к дому.
Пройдя еще немного, они услышали чьи-то голоса. Они были еле слышны.
- Это же голоса Никиты и Паши! - обрадовавшись, затрепетала Даша.
- Точно, я их тоже узнал. Побежали к ним!
- Побежали!
Но тут ребята бросились бежать, но побежали в разные стороны.
- Даня, ты куда? - окликнула Даню Даша. - Оттуда же голоса слышатся, значит, ребята там!
- Нет, оттуда! - показал в другую сторону Даня.
- Да как же оттуда, ты что, слух потерял после всех этих событий? Нам туда- показывает в свою сторону Даша.
Они остановились, и стали более тщательно прислушиваться к голосам. И наконец, они сошлись во мнении, что идти им нужно ни в Дашину, ни в Данину сторону, а прямо.
Позже ребята поймут, почему им сразу не удалось определить, откуда доносятся голоса. Они об этом узнают из научных интересных статей. На самом деле, в лесу звуки отражают многочисленные стволы деревьев. И поэтому расположение источника звука можно не сразу определить.
Ну, вернемся к нашим героям...
Даша и Даня бежали по лесу и кричали:
- Ни-ки-та!!! Па-ша!!! Ни-ки-та!!! Па-ша!!!
Никита с Пашей услышали крики своих друзей и остановились. К тому времени они уже нашли заветную тропинку, ведущую к дому. Вокруг их были знакомые места, знакомые кустики и деревья. Это означало, что дом их уже не далеко. Никита и Паша дождались своих друзей. Они так обрадовались встрече, что стали смеяться и обнимать друг друга. Дальше они шли уже не спеша, рассказывая наперебой истории, которые с ними приключились.
Когда друзья подходили к дому, уже смеркалось. Солнце вот-вот готово было закатиться за горизонт. Перед самым домом они встретили красивую девушку. Она очень напомнила Даше и Дане ту женщину из того странного телевизора на опушке леса. Но в отличие от нее на девушке возле дома было красивое длинное, кружевное белое платье. У нее было доброе лицо. Она была словно из сказки.
Девушка представилась феей снов и сказала, что она все знает про приключения ребят. Рассказала, что именно она присылает детям и взрослым сны. И что ребята сейчас спят. И что это всего лишь сон, страшный сон. И послала она его не случайно детям, чтобы проучить их. Ведь ребята очень много говорят о паранормальных явлениях, играют в жестокие компьютерные игры и рассказывают друг другу страшные истории, которых на самом деле и никогда-то и не было в реальной жизни.
Фея снов предложила всем взяться за руки, пообещать друг другу рассказывать только смешные, веселые истории, смотреть только добрые видео и играть только в хорошие игры.
Когда ребята взялись за руки, их лица озарила улыбка, а в руках они почувствовали небольшой импульс, похожий на небольшой разряд тока.
От этого импульса Никита проснулся. Выбежал во двор, где бабушка все поливала цветы в палисаднике....
- Никита, внучек, может, сходишь с друзьями в лес погуляешь? - как-то по-особенному спросила бабушка, будто знала про сон Никиты.
- Нет, бабушка, не пойду. - ответил Никита. И тут же продолжил: - Бабушка, помнишь, я тебе говорил, что хочу написать свою книгу? Так вот. Я не пойду гулять, я пойду писать свой первый рассказ.
Никита достал альбомные листы, склеил их, чтобы они были похожи на книгу. Достал фломастер своего любимого зеленого цвета и начал писать свой первый рассказ.
Ну, о чём этот рассказ был, вы все, наверно, уже догадались?
Литература для учеников начальной школы не закончилась на книжках о Дениске Кораблеве. Современные авторы пишут о школьниках и о рыцарях, сочиняют свои миры и рисуют аксолотлей.
Екатерина — очень жизнерадостная писательница, автор рассказов о жизни молодой учительницы начальных классов, Кати Ершовой. Школьный мир в книгах Екатерины очень светлый, оптимистичный, дети и учителя веселые и дружные, а если когда и случаются неприятности — вместе всегда можно с ними справиться. Возможно, читателю знакома предыдущая серия книг Тимашпольской — про Митю Тимкина.
Валентина Дёгтева только что победила в конкурсе «Новая детская книга», в номинации «Истории для самых маленьких». Книги Валентины — для тех, кто любит абсурд, веселые истории о непоседах и выдумщиках. Например, с Лехой Гороховым на экскурсии в музее «разговаривает» скучающая мумия, а придуманная для сочинения бабушка с Марса… Заявляется в гости! А еще Леха чуть не попадается в тени к собственной Тени — хорошо, что в библиотеке ему подсказали, в какой книге написано, что делать в таком случае!
А у Нинки свои приключения: то муза заглянет и спать не дает, то со снеговиком в сугробе познакомится.
Первая книга Виктории Ледерман «Календарь Ма(й)я» появилась всего четыре года назад, но сейчас Виктория — одна из самых популярных детских писательниц. Книги Ледерман очень любят учителя — кроме приключений и динамики в текстах всегда есть крепкая и ясная мораль. Вот и в новой серии про первоклассника Светлика мальчик мечтает, чтобы фея перенесла его из первого класса сразу в третий или вернула в садик… Тут-то и появляется фея. Конечно, необдуманные желания не приводят ни к чему хорошему, а без первого класса не будет счастья в третьем. Вторая книга про Светлика — на подходе.
Для тех, кто предпочитает волшебные школы обычным и уже прочитал все тома Гарри Поттера, для любителей фэнтези, тайн и загадок — захватывающая сага Юлии Ивановой о мире Чароводья. Детально проработанный мир, обаятельные герои (девочки и мальчики), загадочные животные драгончие и таинственные камни чароиты. Вышло уже два тома саги, третий готовится к выходу.
Если Айвенго читать еще не хватает читательского навыка, а короткие пересказы про Робина Гуда или рыцарей Круглого стола подошли к концу, спасет большой рыцарский роман Алексея Дурново. С одной стороны, в книге соблюдены все традиции приключенческого романа — тут и благородный защитник бедных, и переодетая принцесса, и злокозненные враги, мечтающие завладеть королевством, и волшебный помощник… С другой стороны, книга (несмотря на размер) довольно легко читается, в ней много юмора и почти нет страшных сцен.
Журналист, блогер еще со времен «Живого журнала» и автор «взрослых» книг. Главный хит — «Метод принцесс», реалистичная история о группе маленьких гимнасток, расследующих пропажу денег из шкафчика… Текст вошел в шорт-лист конкурса «Книгуру» в прошлом году — в этом году новая рукопись Ольги снова в коротком списке.
Приложение 3
Опрос
Сколько книг в вашей домашней библиотеке?
Часто ли вы обращаетесь к книге?
Какой жанр литературы предпочитаете?
Читаешь потому что…?
Любите ли вы читать художественную литературу?
Слайд 1
«ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: СОВРЕМЕННЫЕ АВТОРЫ - ДЕТЯМ» Подготовил Вербицкий Никита, обучающийся 2 класса «Б» МБОУ «Школа № 60» Руководитель проекта Храмцова Е. А. учитель начальных классов МБОУ «Школа № 60»Слайд 2
Цель и задачи исследования Цель исследования : исследовать проблему детского чтения , тем самым обогатить себя новыми знаниями о детской литературе и поделиться с другими ребятами интересными сведениями о современных детских книгах. Задачи исследования: исследовать, что знают о современной детской литературе и что читают дети, сколько времени тратят на чтение; провести социологический опрос учащихся школы; узнать как можно больше о детской литературе на сегодняшний день; написать рассказ для детей.
Слайд 3
Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. В понятие детской литературы входят именно те произведения, которые были специально предназначены для чтения детьми до 15 лет. Задача такой литературы – воспитание и образование детей с помощью языка художественных образов. Понятие «детская литература» сегодня Функции детской литературы : воспитательная эстетическая развлекательная познавательная компенсаторная
Слайд 4
Стилистическое своеобразие современной детской литературы Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в размывании граней между литературным и разговорным языком, вернее, в активном использовании в литературном произведении особенностей разговорной речи. Меняется, прежде всего, лексика: с новыми понятиями приходят и новые слова. К сожалению, зачастую это лексика с негативной окраской.
Слайд 5
Исследование «Что и как читают сегодня?» Читаешь потому что…? Читают дети, действительно, мало и неохотно. Многие талантливые писатели неизвестны детям и заинтересованным взрослым. Школьные и детские библиотеки содержат в основном литературу, ещё изданную в советские времена.
Слайд 6
Мой рассказ «Путешествие Никиты» Однажды я проснулась со жгучим желанием: хочу написать книгу для детей. Но, как это сделать? О чём любят слушать дети? Кого они больше всего любят? Не секрет, что каждый маленький человечек рождается эгоистом, так велят суровые законы природы и выживания. Конечно же, чтобы вызвать интерес ребёнка, надо написать о нём самом, то есть о ком-то маленьком и проказливом, в данном случае о мальчике Никите и его приключениях в деревне у бабушки. Вот я и написал рассказ «Путешествие Никиты». Надеюсь, что вам понравится.
Слайд 7
Спасибо за внимание!
Цветок или сорняк?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Ах эта снежная зима
На горке
Рисуем пшеничное поле гуашью