Исследовательская работа ученицы 4 класса. В работе исследованы Денискины Рассказы Виктора Драгунского на предмет исторических фактов.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_20_veka_glazami_denisa_korablyova.docx | 29.88 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Мухоршибирский район
МБОУ «Новозаганская СОШ»
Республиканская научно-практическая
конференция учащихся 2-4 классов
«ПЕРВЫЕ ШАГИ»
Номинация:
Тема: «История 20 века глазами Дениса Кораблева»
Автор: Онохова Елена, ученица 4 класса
Новозаганской СОШ Мухоршибирского района
телефон:
Руководитель: Онохова Лариса Александровна
телефон:
Новый Заган
2020г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………………………2
Часть I Владимир Юзефович Драгунский…………………………………………………..….2
Часть I I Анализ произведений……………………………………………………………………….3
Заключение …………………………………………………………………………………………………….8
Список литературы и других источников……………………………………………………….10
Введение
Я очень люблю читать. Больше всего мне нравятся рассказы о детях. Они смешные и поучительные. Мои любимые авторы это Виктор Драгунский, Николай Носов, Михаил Зощенко, Виктор Голявкин, Эдуард Успенский. Несмотря на то, что герои этих рассказов жили в прошлом веке, они очень похожи на современных детей, и мне легко представить себя на их месте.
При чтении, у меня часто возникали вопросы по содержанию, и тогда мама предложила провести исследование. Отмечать непонятные строчки и искать ответы. Для исследования я выбрала произведение Виктора Драгунского цикл «Денискины рассказы»
Цель:
Получить представление о жизни людей в 20 веке.
Объект исследования:
Цикл рассказов Виктора Драгунского «Денискины рассказы»
Предмет исследования:
Описание бытовых, школьных, культурных и других аспектов жизни людей 20 века.
Гипотеза:
Я предполагаю, что при внимательном прочтении даже детских произведений, а конкретно «Денискиных рассказов», можно узнать об исторических фактах, событиях, происходивших в 20 веке.
Методы исследования: работа с текстом, наблюдение, анализ, поиск информации, работа со словарями, опрос взрослых, работа с интернет-ресурсами.
Часть I
Влдадимир Юзефович Драгунский
Виктор Юзефович Драгунский – русский советский писатель, родился 1 декабря 1913 года в Нью–Йорке, США в еврейской семье. Родители Виктора Драгунского прибыли в США незадолго до рождения сына. А до этого они жили в Гомеле. В Америке они не прижились и в 1914 году снова вернулись в Гомель.
Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские». Одновременно занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, сценки, монологи, цирковые клоунады. Даже некоторое время работал в цирке.
Во время Великой Отечественной войны был в ополчении. На фронт Виктора Драгунского не взяли по причине инвалидности, но он добровольно записался в ополчение.
С 1959 года стал писать веселые рассказы про мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова. Виктор Драгунский писал не только для детей. В 1961 году вышла его повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны, в 1964 году – повесть «Сегодня и ежедневно», о работниках цирка.
«Денискины рассказы» стали классикой советской детской литературы. Они несколько раз переиздавались, были экранизированы. Они вошли в список «100 книг для школьников», составленный в 2012 году.
Прототипом главного героя рассказов стал Денис Драгунский – сын писателя, в одном из рассказов упоминается рождение младшей сестры ( «Сестра моя Ксения»), прототипом которой стала дочь писателя Ксения Драгунская. Впоследствии Денис Драгунский стал известным журналистом, а его сестра – драматургом.
Часть II (практическая)
Анализ произведений
Нам известно, что прототипом явился Денис Драгунский, а родился он 15 декабря 1950 года в городе Москва, значит, в рассказах описывается жизнь москвичей в конце 1950-х – начале 1960-х годов, так как в некоторых рассказах Дениска - дошкольник – это примерно 1956 год, в других рассказах - школьник.
Я, читая произведение, решила составить такую таблицу, чтобы было удобнее анализировать.
Название произведения | Строки, вызвавшие вопрос | Объяснение | Словарная работа |
Рыцари | …Когда репетиция хора мальчиков закончилась… | В школе был кружок «хор» | Пионер – от фр. первопроходец Айвенго – рыцарь, герой романа Вальтера Скотта |
… Да нет, - сказал Валерка, -это у нас в кружке «Умелые руки» | В школе был кружок «Умелые руки» | ||
… Наши руководители Володя и Толя из восьмого класса… | Кружком руководили мальчики из восьмого класса | ||
… Кто из вас собирается поздравить своих мам с Первым мая?... | 1 мая праздник труда, был очень значимым в советское время | ||
… Каждый пионер… | В советское время пионер – член пионерской организации, пионерское движение – название детских коммунистических организаций | ||
…Мы пошли по домам … | После школы первоклассники ходили домой одни, без сопровождения взрослых | ||
… Теперь я рыцарь за двадцать две копейки.. | Коробка конфет стоила 22 копейки! | ||
… да за пустые бутылки деньги дают… …За эти две бутылки нам дали двадцать четыре копейки… | Были пункты приема стеклотары, за пустые стеклянные бутылки или банки давали деньги, 1 бутылка стоила 12 копеек | ||
.. дай-ка мне две копейки на автомат… | По городу стояли телефонные автоматы, опустив 2 копейки можно было позвонить На номера экстренной службы звонки были бесплатные | ||
Слава Ивана Козловского | У меня в табеле одни пятерки.. | Табель успеваемости- документ, куда ученику выставлялись отметки | Иван Козловский – советский и российский оперный и камерный певец Стяг – флаг Буденный – герой гражданской войны |
…Только по чистописанию четверка… ..Был у нас урок пения… | В начальной школе были такие уроки как чистописание и пение | ||
…с пера соскакивают кляксы… | Оказывается, в то время еще не изобрели шариковую ручку, и дети писали пером. Предполагаю, что перо было металлическое, а не гусиное | ||
Где это видано, где это слыхано | …наша октябрятская вожатая Люся… | Ученики средних классов помогали организовать учеников младших классов, привлекали их к различным школьным делам и назывались вожатыми | |
…Стоял в буфете… | Школьный буфет –это место, где за деньги можно купить еду (булочку, коржик, сардельку и прочее) | ||
… выступление летучего патруля «Пионерского сатирикона»… | На пременах учащиеся своими силами устраивали различные мероприятия, борясь с ленью, неуспеваемостью и другими недостатками учащихся | ||
Англичанин Павля | …переписываться с английскими пионерами… | На самом деле в Англии пионеров не было, но речь идет о возможности переписываться с детьми из других стран. В некоторых школах были КИД – клубы инернациональной дружбы. Чтобы вести переписку, нужно было хорошо владеть иностранным языком. Это было редкостью и письмо, пришедшее из-за границы было событием для всей школы. | |
Арбузный переулок ( серьёзный рассказ о голодном военном времени) | …я пришел домой после футбола… | Дети часто после школы играли во дворе | Марципаны – смесь измельченного в муку миндаля и сахарного сиропа |
В годы войны в Москве было очень голодно и дети мечтали о корочке хлеба. | |||
Белые амадины | …Мишка проворчал, что…у него новая книжка о шпионах… | Дети любили читать | Амадины – род птиц семейства вьюрковых ткачиков Орденские колодки – конструктивная часть награды, представляющая собой металлическую пластину. |
… я протянул в окошко двадцать копеек, но кассирша дала мне билет и вернула 10 копеек обратно за то, что я школьник | Для школьников была скидка в 50 процентов, билеты были очень дешевы | Отбрил (тётку) – отвергнуть что-нибудь, резко и оскорбительно ответить кому -либо | |
..фотоаппарат стоит 40 рублей… | Оказывается, зарплата в то время была около 100 руб. и 40 руб за фотоаппарат, это практически половина зарплаты. | ||
… тут же некоторые папы и мамы катали своих ребят на тройках….Праздник зимы и было катание на лошадях и оленях… | По описанию очень похоже на празднование Масленицы, но в советское время церковные праздники не праздновались | ||
…И я увидел, что у него валенок прохудился и оттуда торчал пучок соломы… | Одежда людей в то время была очень скромной, а иногда и бедной, но при этом человека уважали за его знания и умения, а не за одежду. | ||
Главные реки | Дениске 9 лет и он учится в 3 классе | Значит, в первый класс он пошел с 7 лет | |
Надо иметь чувство юмора | Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. | Дети часто ходили друг к другу в гости, делали вместе уроки, помогали друг другу. | |
Одна капля убивает лошадь | Дениска очень переживал за папино здоровье | Папиросы-бумажная трубочка, набитая табаком для курения Папиросный яд- яд - вредное вещество, вызывающее отравление или смерть, здесь это никотин Портсигар - небольшая плоская коробка из металла, кожи дерева и пр. для ношения папирос, сигарет, сигар Мундштук - ч асть курительной трубки или папиросы, сигареты, к-рую берут в рот при курении | |
Красный шарик в синем небе | Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора | Семья Дениски занимала только одну комнату в квартире. Такая квартира называлась коммунальной | |
В большом магазине весенний базар! | Базар – место для торговли, праздничный торг. | ||
Ого! Десять копеек. Тетенька, дайте ей шарик! | Воздушный шарик, наполненный гелием стоил 10 копеек. | ||
Мы взялись с Аленкой за руки и побежали как сумасшедшие в большой магазин. | Аленка была еще младше Дениски. Они одни побежали в магазин. И их родители даже не волновались за них. | ||
Кот в сапогах | Я на карнавале буду гномом. Мне вчера купили накидку от дождя и капюшон. Я только лицо чем-нибудь занавешу, и гном готов…. — У меня нет костюма! Давай сами чего-нибудь придумаем! Ну-ка, что у вас дома есть почудней? Ты надень на себя, вот и будет костюм для карнавала | Новогодние костюмы не покупали в магазине, а придумывали и делали сами. И за лучший костюм можно было получить премию, т.е подарок. | |
Сражение у чистой речки | Мы так сговорились, чтобы всегда ходить с оружием. И у каждого из нас в кармане всегда лежал хорошенький пистолетик и к нему запас пистонных лент. | Любимой игрушкой мальчиков был пистолет. Такими пистолетиками девочки играли тоже. | Пистонные ленты – бумажная двойная лента, в которую через определенные промежутки было запаяно взрывчатое вещество. Эти ленты вставлялись в игрушечный пистолет и при нажимании курка, механизм ударял по ленте, вещество взрывалось, был слышен довольно сильный щелчок , появлялся синеватый дымок со специфическим запахом. |
Завтра наш класс, и первый «А», и первый «Б», все три класса вместе, пойдут в кино «Художественный» смотреть кинокартину «Алые звезды» | Ребята классными коллективами выходили в кинотеатры для просмотра художественных фильмов | Красные кавалеристы Кавалерия- конное войско. | |
Приносите завтра с собой по десять копеек. | Билет в кино стоил 10 копеек | ||
…красные солдаты… …белые офицеры… | Вероятно, фильм рассказывал о событиях гражданской войны, которая была в 1917 году | ||
Друг детства | Папа, купи мне грушу! — Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. | В Москве зимой груши не продавались. Сейчас же их можно купить в любое время года. | |
— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа. — Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей десять или пятьдесят. — Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. | Для бюджета Денискиной семьи потратить 10-50 рублей было очень непросто, так как зарплаты были небольшие | ||
Синий кинжал | я прямо с промокашкой в руке подошел к Левке | Писали в то время чернилами | Для того, чтобы удалять излишки чернил, пользовались промокательной бумагой (промокашкой) |
Заключение
Читая Денискины рассказы, я смеялась, иногда грустила и даже завидовала тем ребятам. Проанализировав эти произведения, я действительно узнала много нового о том, как жили москвичи в 1950- 1960 годах. Люди получали небольшую зарплату, жили в коммунальных (общих) квартирах. Дети запросто ходили друг к другу в гости, дружили. Ни кого не опасаясь, гуляли во дворе до самого вечера, самостоятельно ходили в школу и другие общественные места. Билеты в кино, цирк, на выставки были совсем не дороги. Дети были более самостоятельными. Мне даже захотелось пожить немного в том времени. Я считаю, что цель моей работы достигнута, а гипотеза получила подтверждение. Действительно, если читать внимательно художественные произведения, обращать внимание на мелочи, можно познакомится с историей.
Эта работа научила меня читать более осмысленно. Понимать не только главную мысль произведения, но и обращать внимание на мелочи.
Список литературы и других источников информации
Школьная хрестоматия издательский дом « Проф-Пресс» Ростов-на-Дону 2014
В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы» РИО «Самовар» 1990
Полная хрестоматия для начальной школы ЭКСМО Москва 2013
Толковый словарь С.И. Ожегова
Толковый словарь Ушакова Д.Н.
https://azbyka.ru/fiction/deniskiny-rasskazy-viktor-dragunskij/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Отчего синичка развеселилась
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Воздух - музыкант
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Сторож