Вложение | Размер |
---|---|
Практическая часть проектной работы эпос "Урал батыр" | 43.1 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Метелевская средняя школа"
Индивидуальный проект
Тип проекта :исследовательский
"Мифы разных народов"
Автор проекта:
Бикбулатов Салават
Обучающийся 7 «б» класса
Наставник : учитель русского языка
и литературы
Нажметдинова Г.Х.
Метелева 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Все современные люди знают, как устроен наш мир. Мы живем на планете Земля, которая вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца. Наша Солнечная система входит в галактику с множеством других галактик.
Вопрос об устройстве Мироздания неотделим от вопроса о его происхождении.
Человека во все времена волновало, откуда взялся этот мир и каковы основные этапы его становления.
В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие о начальном этапе существования Земли.
Мифы о происхождении Вселенной основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются они с описания пустоты, отсутствия порядка во Вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы этих мифов – структурирование космического пространства и времени, разделение богами земли и неба, установление космической оси –мирового дерева, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных. Творение завершается, как правило, созданием человека. Тема моей проектной работы «Мифы разных народов»
Цель моей работы: выявить черты сходства и различия в мифах о
сотворении мира различных народов.
Задача: привести примеры мифов о сотворении мира в нескольких
мифологиях народов мира и дать их сравнительную характеристику.
Объект исследования: мифы народов мира о сотворении мира.
Гипотеза: у различных народов существуют мифы о происхождении
мира из мирового яйца, первичного Океана, Бога-Творца.
Проектным продуктом выбрал стенгазету.
Теоретическая часть.
1.1 Мифы и мифология
Для раскрытия данной темы стоит уточнить понятие мифа и мифологии в целом.
Мифология - это наука о верованиях различных народов.
Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев, обладающих сверхчеловеческой силой.
Само слово "миф" - греческое и означает «предание», «сказание».
Мифы - это огромный пласт культурного развития всего человечества. Мифы в основном предавались через устное повествование и искусство, так они проникали сквозь пласты истории и распространялись по свету. После создания письменности их стали записывать.
Основу любой мифологии составляют мифы о сотворении мира и людей. О них и пойдет речь в моей работе. Здесь сложно выделить какую-либо определенную тенденцию. Творцами мира выступают то боги, то животные, то растения. Каким образом они возникли из первобытного хаоса и как творили мир – на это в каждом мифе своя история. У каждого народа существует миф о сотворении мира (иногда и не один), причем зачастую мифы эти похожи как две капли воды, а иногда сходство довольно условно.
Посмотрим на географию основных мифологий мира.
Для индейцев Северной Америки койот – священное животное. Благодаря ему луна и солнце освещают мир.
Один – бог победы, верховный бог викингов. Он забирает к себе воинов, павших в битве.
Греки именуют царя богов – Зевс. Римляне зовут его Юпитер.
Луг – кельтский бог света, он храбрец, силач, музыкант и волшебник.
Ра – верховный бог Египта, бог солнца. Он не должен останавливать свой бег по небу, иначе мир погрузится во тьму.
Вишну – один из трёх богов в Индии, стоит у колыбели мира.
В Австралии Радужный змей – создал природу.
На Руси – Сварог дал жизнь солнцу.
В данной работе я хотел бы привести примеры мифов о сотворении
мира в нескольких мифологиях и дать их сравнительную характеристику.
Мифы о сотворении мира из первичного Океана Богом -Творцом.
1.2 Мифы разных народов.
В шумерской мифологии небо и земля изначально мыслились как гора, основой которой была земля, персонифицировавшаяся в богине Ки, а вершиной - небо, бог Ан. От их союза родился бог воздуха и ветра Энлиль, сам именовавшийся «Великой горой», а храм его в городе Ниппуре звался «домом Горы»: он отделил небо от земли и устроил космос - Вселенную. Благодаря Энлилю появляются и светила.
Энлиль влюбляется в богиню Нинлиль. За это старшие боги изгоняют его в подземный мир, но Нинлиль следует за ним, и Нанна, бог луны, рождается в преисподней. В преисподней Энлиль трижды принимает облик стражей загробного мира, рождает с Нинлиль трех подземных богов. Они возвращаются в небесный мир. Отныне Нанна в браке в сопровождении звезд и планет путешествует ночью по небу, а днем - по подземному царству. Он рождает сына- солнечного бога Уту, странствующего по небу днем, ночью же он путешествует по подземному миру, принося умершим свет, питье и еду. Затем Энлиль обустраивает землю: он взрастил из земли «семя полей», произвел на свет «все полезное», изобрел мотыгу. Одна из самых древних цивилизаций на земле, египетская, уходит корнями в далекое прошлое. Еще пять тысяч лет назад начали править великие египетские династии, зарождались особые обычаи, создавалась культура. У египтян нет единой истории о сотворении мира. В разных частях страны люди рассказывали разные истории о том, как был сотворен мир, бог и люди.
Вот один из вариантов мифа о происхождении мира. Бог Ра появился из Водной Бездны, а потом из его уст вышли все живые существа. Сначала Ра выдохнул Шу - первый Воздух, после - первую влагу Тефнут (Вода), от которых родилась новая пара, Геб Земля и Нут Небо ставшие родителями Осириса Рождение, Исиды Возрождение, Сета Пустыня и Нептиды, Хор и Хатхор. Из воздуха и влаги Ра сотворил Око Ра, богиню Хатхор, чтобы видеть, что он делает. Когда у Ра появилось око, он начал плакать, и из его слез появились люди. Хатхор сердилась на Ра из-за того, что она существует отдельно от его тела. Тогда Ра нашел для Хатхор место у себя на лбу, после чего сотворил змей, из которых и появились все прочие существа.
В отличие от мифа шумерского здесь уже точно можно сказать, что первоначальной стихией был первичный океан. Однако они очень похожи между собой. Здесь также небо и землю представляют божественные создания. Существенная разница наблюдается в том, что шумерские боги не обладают, подобно египетским, творческим всемогуществом. Борьба за упорядоченный космос ведется в шумерском мифе младшими поколениями богов против старших, чего не и в помине в Египте. В египетской мифологии нет противопоставления боги-люди, как нет и героев-людей.
Для сравнения хочется представить миф о сотворении мира еще одной восточной страны - Японии.
Вначале был хаос, похожий на океан масла или на яйцо, содержащее зародыш. Оттуда возникают первые боги. Последняя божественная пара – Идзанаки и Идзанами - первый мужчина и первая женщина. Высшие небесные существа повелевают им оформить землю, которая еще в жидком состоянии. Идзанаки и Идзанами, встав на Плавающий Небесный Мост, втыкают небесное копье, украшенное драгоценностями, в море хаоса и размешивают его до тех пор, пока жидкость не загустевает в земную твердь. Затем они выдергивают копье, а капли соли, упавшие обратно в море, образуют остров Самозагустевший. Взойдя на него, Идзанаки и Идзанами превращают его в срединный столб земли - мировую ось, а затем совершают брачный обряд - они должны обойти вокруг мирового столба и произнести брачный диалог. Однако при первом совершении они ошибаются: первые брачные слова произносит женщина - Идзанами. Поэтому первые порождения Идзанаки и Идзанами были неудачны. Боги отказываются от своих первенцев, а затем повторяют брачный обряд правильно. Теперь от брака появляются острова, составляющие страну Японию.
В данном мифе первоначально существовал Хаос - водная стихия, в
которой находилось яйцо, но оно не является основой мира, а лишь производит на свет первых богов и людей.
Главной темой мифа является образование Японских островов, как географического объекта.
В Греции существовал не один миф о сотворении мира. Одна из версий звучала так: в начале не было ничего, кроме Геи и Хаоса. Из Хаоса появился Эреб (тьма), из ночи - эфир и день. Земля породила море, а потом великий Океан и других детей
В скандинавских мифах много интересных историй, рассказать их все невозможно. Поэтому приведем только их трактовку сотворения мира. В скандинавской мифологии первоначальная стихия - хаос. Опять встречаемся с теорией сотворения мира из тела, великана, в данном случае. Мировая ось, которая в этом мифе представлена ясенем, встречается и в японской мифологии.
Интересной деталью скандинавского мифа является деление мира на несколько частей, в частности, на мир людей и богов. Большой интерес представляют примеры из китайской мифологии. Хотя в свое время высказывались гипотезы об индийских истоках китайских мифов, совершенно очевидна оригинальность китайских мифов, часть которых до сих пор бытует в устной форме у народностей Южного и Юго-Западного Китая.
Именно в Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян - это самый распространенный символ в Китае. Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала - Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь - землей.
А другой китайский миф о сотворении мира является еще одним примером мифа о мировом яйце.
Во времена первозданного хаоса Вселенная по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем и зародился первопредок Паньгу. 18 тысяч лет он спал в этом яйце, а проснувшись, решил выбраться наружу. Топором Паньгу ударил во мрак перед собой, яйцо раскололось. Светлое и легкое начало, образованное духом Ян, поднялось вверх и стало небом, а тяжелое и темное, образованное духом инь, - вниз и стало землей. Отделив небо от земли, Паньгу уперся ногами в землю и головой подпер небо, чтобы не позволить им вновь обратиться в хаос. От его вдохов поднимались ветры, от выдохов гремел гром; когда великан открывал глаза, наступал день, закрывал – ночь спускалась на землю.
Опять находим схожие черты с предыдущими мифами: сначала существовал только первозданный хаос (шумерская мифология). Паньгу уперся, чтобы поддерживать небо (параллель с мифологией египтян). Мотив мироздания из тела какого – то существа встречается в шумерской, скандинавской мифологиях.
2.Практическая часть
2.1 Эпос « Урал-Батыр»
«Ура́л-баты́р» (башк. Урал батыр) — башкирский эпос (кубаир), памятник башкирской словесности.
«Урал-батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад. В нём представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытно- общинного строя.
Некоторые мотивы и образы «Урал-Батыра» встречаются и в других башкирских эпосах («Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр-буга», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу»), а эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-Батыра», образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.
Эпос состоит из 4 576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно выделяют 3 части.Эпос передавался устно из поколения в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами. В 1910 году Мухамедша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита Аргынбаева (≈1850—1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии. По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.
Впервые о глубокой самобытности эпоса «Урал-батыр» было заявлено в трудах А. А. Петросян. Она первая из исследователей обнаружила сюжетное сходство башкирского эпоса с шумерско-аккадским эпосом о Гильгамеше, но в то же время пришла к выводу о существовании глубоких различий идейно-художественных концепций данных произведений:
«Главный мотив эпоса „Урал-батыр“ — человек сильнее всех сущих, добро неистребимо. Вавилонский эпос опирается на другую идею — все от воли богов». Философ Д. Ж. Валеев видит ценность эпоса «как источника по изучению истории общественного сознания и общественной мысли башкир».
Существует несколько переводов эпоса на русский язык — как подстрочных, так и поэтических. Переводы на русский язык делали несколько писателей и поэтов. Прозаическое переложение эпоса выполнил писатель А. Г. Хусаинов, поэтический перевод на русский язык выполнен поэтом Г. Г. Шафиковым.
В 2003 году «Урал-Батыр» был переведён на английский язык (пер. С. Г. Шафиков). В Уфе вышло подарочное издание эпоса на трёх языках (башкирский оригинал, русский перевод Г. Г. Шафикова и английский перевод С. Г. Шафикова). В 2006 году был издан «Урал-Батыр» на немецком языке в переводе доктора филологии из Германии Алии Тайсиной. Эпос «Урал-Батыр» также был переведён на другие языки мира (абхазский, иврит, турецкий, чувашский и другие).
В 2007 году впервые был опубликован оригинал текста «Урал-Батыра». Все предыдущие публикации эпоса содержали искажения. Причины некритичной публикаций эпоса кроются в советской практике искажения памятников народного творчества, в преследованиях башкирских учёных (Мухаметша Бурангулов был дважды репрессирован). Постановления ЦК партии по Башкирской парторганизации запрещали целый ряд фольклорных памятников. Однако, невзирая на репрессии, эпос «Урал-Батыр» чудом уцелел.
Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества».
Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т. д. Персонажи сказания — богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц — Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.
В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына — Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.
От белой лебёдушки Хомай (дочь Самрау), спасённой Урал- батыром, они узнают о существовании Родника жизни — Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.
Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения — Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героем врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.
Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами. Эпос об Урале очень богат символами, архетипами коллективного бессознательного: ясновидящие драконы; старый премудрый ясновидящий дракон; Божественный ребенок Урал; могущественный спутник героя — космический конь Акбузат, в будущем помощник Урала; семь драконов на небе — созвездие Большой Медведицы; дракон с большим ключом; волшебная палка; живой родник — живая вода; царь птиц — Самрау, который является мужем Солнца и Луны, в то же время отцом Хомай и Айсылу — этих удивительных символов Анимы; выбор девушкой Хомай для себя жениха (задает загадки, испытывает на верность, честность); космическая пара (или Божественный брак) Урала и Хомай, четверичность — 4 батыра, 4 сына (Хакмар тоже считает себя сыном Урала); удивительные говорящие и ведающие животные — олицетворение человеческих качеств (бык, лев, собака, сокол, птицы и т.п.); многозначный символ Заркум (охота на оленя является одной из бесчисленных аллегорий, обозначающих половой акт, змей — символ одновременно позитивный и негативный, может превратиться в человека); камень и его трансформация; огонь; Всемирный потоп; символ Смерти; числа — архетипы порядка (семерка — число планетарных богов древних, число семь символизирует семь звезд, планетарных божеств, которые, как утверждают алхимики, находятся в пещере в глубине земли; бессознательное использует число в качестве упорядочивающего фактора, числа существовали до возникновения сознания); символы Тени — пещера, подземелье, спуск в глубокий источник, кровь в ракушках как символы дурного духа, вспыльчивого гнева и чувственных пристрастий; Урал-гора как символ самости, символ становления целостной личности; жертвоприношение злому царю Катилу, тема жертвы батыра или смерти героя (которая необходима для излечения от гордости, гордыни, показывающей самое себя). Женитьбы Урала, когда уходит детская безответственность при вступлении в общество; болезненное подчинение дисциплине; архетипы Тени (Шульген), Анимы, Анимуса, Старого мудреца и другие, которые связывают воедино мир сознания и мир бессознательного, являются средствами “духовного возрождения”, индивидуализации. Складывался эпос на протяжении многих тысячелетий начиная с эпохи каменного века. Современные исследователи обнаруживают в эпосе «Урал-батыр» много параллелей с зороастризмом, первой монотеистической религией,
а в образе самого Урал-батыра – черты пророка,
создателя и устроителя мира. Эпос «Урал-батыр» лежит в основе мифологических и морально-нравственных представлений древних башкир. Большинство ученых считает его древнейшим и исходным в системе героических эпосов башкирского народа. Многие произведения представляют собой фактически литературно-эпические переложения эпоса «Урал-батыр». Так, эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-батыра»,образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.
Центральное место в эпосе занимает тема жизни и смерти, бессмертия, органически переплетающаяся с темой добра и зла. Композиционно эпос состоит из нескольких частей, повествующих о деяниях трёх поколений героев. В эпосе в философском плане выражена мысль о неизбежности, необходимости смерти. Слова старца Тараула, обречённого жить вечно, и предсмертное завещание Урал-батыра раскрывают истинный смысл бессмертия — люди бессмертны своими добрыми делами. К тому же в эпосе описано реальное географическое пространство – ареал с географическими объектами Южного Урала. Реальность достигается описанием конкретных топонимических объектов: гор и рек современного Башкортостана: Урал, Шульган (Капова пещера), Иремель, Кыркты, Ямантау, Яик, Агидель, Нугуш, Сакмар. В эпосе их появление связывается с действиями мифических героев-первопредков. Урал-в переводе с башкирского означает пояс. Пояс гор, разделивший Европу и Азию-тело могучего батыра. Нефть, которая когда-то била фонтанами, а при современных способах добычи лишь проступающая на поверхности земли,-его кровь.» Там ,где цепь уральских гор лежит, Агидель красавица бежит…» Агидель по-русски Белая. Наивное очеловечивание природной среды свойственно для всех народов.
Но есть в эпосе народов Южного Урала и нечто необычное. Во- первых неожиданным подтверждением древнего мифа стали для нас наскальные рисунки эпохи палеолита в пещере Шульган -Таш. 15 тысяч лет назад художник изобразил крылатого коня. Это самое древнее подобное концептуальное изображение. Таким образом, в основу башкирского эпоса были положены очень древние мифы, которые датируются чисто археологически – их возраст примерно 15 тысяч лет. О древности эпоса можно судить также по именам и названиям, которые есть в его тексте. Так, слово «Ур» имеется во всех индоевропейских языках. А корень «Шуль» встречается в алтайских, уральских, индоевропейских, картвельских, семито-хамитских и некоторых других языках. Например, лексические параллели к этому слову можно привести из финно-угорских языков, где элемент шуле-/сыл- означает «талый, таять», а также из греческого языка, где 3уле/гиле – нижние воды первоматерии . А в урало-алтайских языках он выступает в значении «растаявшая вода», «вода, непригодная для питья». Как мы знаем из эпоса «Урал-батыр», Шульген как раз превращается в повелителя водной стихии, повелителя моря, потом – в повелителя озера Шульган-Куль, воды которого по преданию нельзя пить. Это говорит о том, что мифические образы были созданы ещё до возникновения башкирского языка. Перед входом в пещеру есть два озера – Живое и Мертвое. В Мертвом по преданию скрылся старший брат Урала -Шульган, вместе с волшебным конем Акбузатом. Это озеро, глубиной около 6 метров, находящееся тут же, на входе в пещеру. Интересно еще вот что - вода из Шульгана НЕПРИГОДНА для питья!
Во-вторых башкирские мифы демонстрируют нам пример высокого экологического сознания. Урал-батыр в отличие от большинства мифических героев не обретает бессмертие. Спасая людей, он пьёт из Мертвого озера, населенного дивами и чудовищами из подземного мира. Урал может исцелиться с помощью живой воды ,но тогда погибнет земля. Батыр даровал людям чистую воду, заповедав никогда не пить из омутов и ям.» Я один, вас много. Не я, а наша родная земля должна быть бессмертной. И пусть на этой земле люди живут счастливо».
Экологически устойчивое развитие человечества — это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий. Не будем уподобляться мятежному Шульгану, тщеславному и алчному, принимая решения несущие угрозу окружающей среде и всему живому на земле.
Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», он включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ.
Заключение
Людей всегда и повсюду волновали одни и те же вопросы: что было до того, как появились небо и земля? Откуда взялись первые боги?
Мифы - древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев. Все народы мира с древних времен создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.
Мифы о сотворении мира повествуют нам о том, как появился мир на Земле, как появились небо и звезды, солнце и облака, откуда на Земле появились звери, птицы, откуда появился человек.
Я остановился подробно на мифах о сотворении мира, так как они имеют большой мифологический вес в мифологической системе и являются неотъемлемой частью любой мифологии. На их материале отчетливо прослеживаются сходства, а также различия мифологических представлений разных народов. Безусловно, наблюдается взаимопроникновение различных культур, соответственно именно этим объясняется большое количество схожих мотивов и элементов в мифах различных народов.
Каким будет конец этого мира, не дано знать никому.
Урал-гора как символ самости, символ становления целостной личности; жертвоприношение злому царю Катилу, тема жертвы батыра или смерти героя (которая необходима для излечения от гордости, гордыни, показывающей самое себя). Женитьбы Урала, когда уходит детская безответственность при вступлении в общество; болезненное подчинение дисциплине; архетипы Тени (Шульген), Анимы, Анимуса, Старого мудреца и другие, которые связывают воедино мир сознания и мир бессознательного, являются средствами “духовного возрождения”, индивидуализации. Складывался эпос на протяжении многих тысячелетий начиная с эпохи каменного века. Современные исследователи обнаруживают в эпосе «Урал-батыр» много параллелей с зороастризмом, первой монотеистической религией, а в образе самого Урал-батыра – черты пророка,
создателя и устроителя мира. Эпос «Урал-батыр» лежит в основе мифологических и морально-нравственных представлений древних башкир
Список используемых источников
1. Бадж Э.А. Уоллис Древний Египет: духи, идолы, боги
2. Гербер Х. Мифы Греции и Рима
3. Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока
4. Скосарь В.Ю. Сотворение мира
5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
Бабочка
Рисуем ананас акварелью
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Рисуют дети водопад
Можно от Солнца уйти...