Рассуждение юной читательницы о том, кто изображён на картине В.Васнецова "Богатыри" и, почему именно они удостоины чести быть героями творчества В.Васнецова
Вложение | Размер |
---|---|
masha_issledovanie.docx | 70.41 КБ |
МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
юного читателя
Зиновкиной Марии, ученицы 4 А класса
Главные былинные герои на картине В.Васнецова
Хвастовичи, 2018
Введение
Я люблю читать и через книги познаю окружающий мир. Урок литературного чтения является одним из самых любимых. Каждое произведение, будь то сказка, стихотворение, рассказ, басня, по-своему интересно и познавательно. В 4 классе мы познакомились с былинами. Былины - один из жанров русского фольклора. Это особые песни, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие.В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги. Богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Богатырей отличает огромная физическая сила. Богатыри являются главными персонажами былин. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой-богатырь сражается в одиночку против полчищ вражеских сил.
На одном из уроков литературного чтения нам было дано задание – составить описание по картине Виктора Васнецова «Три богатыря». На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. В центре картины изображён Илья Муромец, могучийвоинна богатырском коне. Добрыня Никитич изображён таким, как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою родину.Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и музыкант. Эти богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
При выполнении задания, мне стало интересно, почему именно этих богатырей Васнецов удостоил чести быть изображёнными на своей картине. Существовали ли эти герои на самом деле? В какой момент эти богатыри могли собраться вместе?
Гипотеза: я предположила, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович являются реальными персонажами, что они совершили важные ратные подвиги- это самые почитаемые русским народом богатыри, и художник Васнецов на своей картине изобразил их в момент дозора границ княжества.
Цель моей работы: выявить причины, по которым художник В.Васнецов мог выбрать для изображения на своей картине Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.
Цель определила следующие задачи:
- прочитать былины об этих и других богатырях для сравнения;
- найти материал о картине Васнецова;
- попытаться найти ответы на свои вопросы;
-обобщить полученную информацию;
-выяснить, насколько осведомлены по данному вопросу мои одноклассники;
- выступить с результатом исследования перед одноклассниками.
Объектом исследования являются богатыри, описанные в былинах.
Предметом исследования: подвиги, совершенные
богатырями – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем и др.
Методы исследования: прочтение и анализ былин о богатырях, сравнение и сопоставление подвигов данных воинов с заслугами других известных богатырей, изучение материала по картине М.В. Васнецова «Три богатыря».
На начальном этапе работы я выяснила, каких богатырей знают мои одноклассники. Результаты таковы:
Богатыри, которые известны всем одноклассникам- Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
Считают ли мои одноклассники этих богатырей реальными лицами, существовавшими в древние времена, или это плод фантазии человека.
Видно, что число одноклассников, уверенных в том, что такие богатыри действительно существовали и думающих иначе совпало, но есть группа детей, которые считают, что в образе богатырей совмещаются реальность и вымысел.
На вопрос популярности у народа Ильи Муромца, Алёши Поповича и Добрыни Никитича получены такие ответы:
Основная часть
Значение слов «богатырь» и «былина»
Сейчас слово «богатырь» можно услышать часто: «богатырское здоровье», «богатырская сила», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны. Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого-то с былинными заступниками родной земли.Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Мнение учёных по этому вопросу расходятся. Хочется придерживаться мнения о слове «богатырь» славянского происхождения, что оно ни откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое. В древнеславянской истории это слово обозначало «обладающий счастьем, удатный».
Слово «былина» означает рассказ о том, что было, в реальность чего верили. Былина строится на вере в реальность передаваемого, она выражает идеалы народа. Главные герои русского эпоса – воины. Они борются за свободу Руси, против степных кочевников, татар, печенегов и других врагов. Они совершают разные подвиги, но всегда выступают как защитники слабых и обездоленных. Мои одноклассники знают многих богатырей: Микулу Селяниновича, Дуная и Святогора, но самыми популярными оказались именно Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Большинство былинных сюжетов связанос Киевом, из курса «Окружающий мир» 4 класса (часть2) мы знаем, что с 9 по 12 века Киев – мать городов русских. Певцы народа запели о Киеве и Киевской державе, как о сосредоточии русской славы. Поэтому богатыри служат киевскому князю. А в княжение Владимира было время расцвета, многочисленные восточнославянские племена слились в одно государство.Русь утвердилась в границах. Много стараний приложил князь, чтобы обезопасить рубежи своей державы. Покой молодого киевского государства берегла сильная дружина князя. Защита от набегов была общенародным делом, и с этого времени устное народное творчество стало связывать подвиги героев с обороной границ Руси.
Для того, чтобы узнать о каждом богатыре подробнее, мне нужно было прочитать как можно больше былин. Вот их список:
Былины о русских богатырях
Былины об Алеше Поповиче
1. Алеша Попович и Тугарин Змеевич
2. Алеша Попович и Добрыня Никитич
4. Алеша Попович едет в Киев
Былины о Добрыне Никитиче
1. Алеша Попович и Добрыня Никитич
2. Добрыня и змей
3. Женитьба Добрыни
4. Поединок Добрыни с Дунаем
5. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
Былины об Илье Муромце
1. Исцеление Ильи Муромца
2. Илья Муромец и Cвятогор
3. Илья Муромец и Соловей-Разбойник
4. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
5. Илья Муромец и Идолище в Киеве
6. Илья Муромец и Калин-царь
7. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
8. Три поездки Ильи Муромца
Былины о русских богатырях
1. Бой Василия Буслаева с новгородцами
2. Вольга и Микула
3. Святогор и Микула Селянинович
Из прочитанных былин выберу информацию о трёх интересующих меня богатырях. Таким образом я попробую выяснить причину особой популярности этой троицы богатырей.
Добрыня Никитич
Считается, что реальные события легли в основу былин о богатыре Добрыне Никитиче. Добрыня служит во благо могущества и единства русского государства.Добрыня Никитич — воин. Упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет поручения князя.Его «вежество», знание манер подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.
Вот что я нашла в текстах.В былине «Бой Добрыни с Дунаем», где сошлись богатыри, длился три дня, побеждает Добрыня при равных силах. Я думаю так получилось потому, чтоДобрыня оберегает честь русской земли, он действует во благо Руси. А Дунай свободно переезжает из одной земли в другую. Он не воин, он не защитник родины. Дунай отбился от Киева, совершает ряд проступков, несмотря на героический характер, он трагически погибает.
Добрыня вежлив, сдержан, он «на речах разумный, с гостями «почетливый», хорошо образован. Добрыня искусно владеет оружием, ловкий стрелок. Он один бьётся с превосходящими силами врагов и побеждает их. Добрыня – богатырь – это образ, созданный народной фантазией. С ним связаны различные сюжеты.
Богатырь освобождает Киев и родную землю от врагов. Например: в былине «Добрыня и Змей» он освобождает Забаву Путятичну – племянницу князя Владимира.Он прославлен в песне, как освободитель Русской земли от огненного змея – врага, который летал на святую Русь, «брал в полон народу русского, христианского».
Этот богатырь – заботливый сын и любящий супруг. В отличие от большинства былинных героев у него есть семья, которую он любит и заботится о ней.Добрыня нашел себе жену, она была иностранкой. Настасья Никулична обладала большой силой. Они стали меряться силами, а после победы витязя девушка стала его женой
В былине «Добрыня и Алеша Попович» рассказывается о том, как он восстановил свою семейную честь.Добрыня верой правдой служит Киеву и киевскому князю.Всё это объясняет, почему образ Добрыни так популярен в народе.
Илья Муромец
С утратой Киевом своего могущества, возникло новое государство с главным городом Москва. Участились половецкие набеги, княжеские усобицы заставляли населения южного края искать убежища далеко на севере. В число героев и рядом с киевскими богатырями стал выходец из своей земли – Илья, прозванный по городу Мурому, вблизи села Ильи – Карачарова. Родился Илья в крестьянской семье, в деревне Карачарово, недалеко от города Мурома. Родился Илья больным. Согласно былинам, Илья "пролежал на печи тридцать лет и три года", пока однажды к нему не пришли калики перехожие и не вылечили его водой из колодца, которую он, будучи больным, должен был сам им принести. После чудесного исцеления Илья Муромец совершает ряд подвигов, призванных доказать, что он по праву принадлежит к богатырям. Самый известный из них - укрощение Соловья-разбойника. В былинах о Святогоре и Илье, о бое Ильи с Добрыней, Муромец возобладал над ними. Илья – это богатырь, пришедший на смену могучему Святогору. Святогор - не просто богатырь, он великан, обладающий силой, которую нельзя измерить и применить. Он так тяжел, что земля его еле носит. Он не несет службы, не совершает подвигов. Просто разъезжает по полю без всякой цели. Святогор делится своей силой с Ильей.
Илья едет помериться силою с Добрыней. Бой закончился тем, что они побратались.
Илья – крестьянский сын. Первый его подвиг – раскорчевка леса под пашни.
Затем Илья решает ехать в Киев служить ему, а значит и Руси.
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» - в ней говорится о реальных препятствиях для тех, кто ездил в Киев. Богатырь устранил эти препятствия. Узнав, кто таков этот добрый молодец, и как он попал в Киев, князь Владимир не поверил:
«Ай, же, мужичище деревенщина!
В глазах, мужик, да подлыгаешься,
В глазах, мужик, да насмехаешься!»
Илья велит Соловью свиснуть в полсвиста, крикнуть в полкрика. Засвистал Соловей во всю силу. Мертвыми пали люди наземь, князь «окорач пополз», только Илья устоял. Владимир принимает его на службу.
Между Ильёй и князем возникает конфликт, не позвал его Владимир на пир. Обиделся Илья и идет пить с голью кабацкою. Впоследствии князь сажает его в погреб по жалобам купцов-кабатчиков, да и сам князь побаивается силы богатырской. Татары узнав, что не стало Ильи, напали на Киев, но Илья жив, спасает его Апраксия – жена князя. Выпускают богатыря из погреба, и он освобождает Киев от врага.
Об этом поется в былине «Илья Муромец и Калин – царь», где ему помогли 12 богатырей.
Много подвигов сослужил старый атаман Илья Муромец в борьбе с татарами – побил Батыя, Мамая, поганое Идолище.
Илье Муромцу не нужны в награду «города с пригорками», т. е. с крестьянами. Он верен наставлению отца – «жалеть крестьянина». Его любит народ, потому как он близок ему, да и сам он крестьянский сын. Поэтому поет ему славу народ, ставя его во главу всех богатырей русских.
В глазах всего русского народа Илья Муромец остался первым и самым могучим из героев былин.
Из курса основ православной культуры известно, что закончил Илья свою жизнь в Киево-Печерском монастыре, приняв монашество, - вроде бы в полном соответствии с обещанием исцеливших его калик о том, что в бою Муромец не погибнет.
Алёша Попович
Алеша Попович, как Илья, приехал из Северо-Восточной Руси.
Родом Алеша из «славного города Ростова», поповский сын. Он крестный брат могучего и сурового Ильи Муромца и выдержанного Добрыни Никитича.Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив и увертлив; шутки его иногда даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое осуждение.
Он смел, но, если враг сильнее его, он пускается на хитрость, отвлекая внимание, наносит врагу смертельный удар.
Алеша - поповский сын, это только на пользу Руси, так как татары боялись ссоры с русской церковью, которая призывала народ на защиту от «поганых татар», и к объединению разрозненных русских сил.
Русский народ сделал Алешу Поповича героем, охраняющим честь русской земли.
Веселость и смелость делает Алешу любимцев певцов - сказителей.
В. Васнецов «Три богатыря»
Картина «Богатыри» создавалась 17лет. Сведений о том, как создавалась картина, почти нет. Замысел картины художник определяет так: «Картина моя – Богатыри – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого». Это гигантское полотно с фигурами в натуральную величину.
На картине В.М.Васнецова «Три богатыря» - герои разного возраста: в центре изображен Илья Муромец, по возрасту он самый старый. Прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке его, напряженно поднятая к глазам «палица булатная сорока пудов», в другой - копье. Читая былины о нем, мы видим что, народ называет его «старым богатырем», «старым казаком» и главным при этом:
«Й он бьёт-то силу, как траву косит,-
У Ильи-то сила меньше ведь не ставится,
На добром коне сидит Илья, не старится».
Он превосходит своих товарищей опытом и мудростью.
В былине «Мамаево побоище» спрашивает Илья: «Кому съездить в рать-силу великую»? Приходит к выводу, что все его товарищи не годятся, «силен да неповоротлив»: другой - «задорлив», потеряет «буйну голову»: третий – «не все высмотрит», или же «не сосчитает силу великую» и решает, что ехать ему самому.
Илья Муромец изображен могучим старцем. Черты лица чисто крестьянские: крупные, мягкие. Широкий лоб говорит об уме и несгибаемой воле. Страшный для врагов, которых не щадит. Согласно его силе богатырской и такой же конь под ним Он стоит на страже покоев родины со своими братьями «крестовыми», которые расположены по разные стороны от него.
По правую руку от Ильи, как второй богатырь по силе и подвигам, сидит на коне Добрыня Никитич, всматриваясь вдаль, нет ли где врага. Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырь слева, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу приторочены гусли.
Почему эти богатыри так расположены в картине Васнецова? Прежде всего, былины о Добрыне Никитиче, раньше были созданы, чем об Илье, он воин города Киева. Возможно поэтому, он на картине изображён первым. Илья Муромец - богатырь северо-восточной Руси, как и Алёша Попович. Он – второй. Самый младший - Алёша, стоит последним. У меня своя версия, т.к. я не нашёл в используемой литературе об этом ничего.
Богатыри, как «русская тройка», где самый сильный – коренной, Илья Муромец, расположен в центре. А по обе стороны - два его сотоварища, два побратима, справа - Добрыня Никитич и Алеша Попович – слева
Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Что-то видно привлекло внимание богатырей. Потому что видно, как они насторожились. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Заключение
Почему народ не называет Святогора, Дуная или Микулу Селяниновича главными героями былин?
МикулаСелянинович – пахарь. Он не несет службы, не совершает подвигов. В былине «Вольга и Микула Селянинович» возвеличивается крестьянский труд: «Орёт в поле ратай, понукивает,
Сошка у ратая поскрипывает,
Омешки по камешкам почёркивают».
Народ поэтизирует труд пахаря. Микула пашет на необыкновенной сохе, гужи у него шелковые, омешки булатные, присошник – серебряный. Сам пахарь в сапогах «зелен сафьян», кафтан черного бархата.
Отчество у него Селянинович, от слова «селянин», т.е. – крестьянин.
Другой богатырь – Святогор. Святогор – не просто богатырь, он великан, обладающий силой, которую нельзя измерить и применить. Он не несет службы, не совершает подвигов, Просто разъезжает по полю без всякой цели.
А Дуная осуждает народ-сказитель, он свободно переезжает из одной земли в другую. Служит то одному королю, то другому князю. Он не воин, он не защитник родины. Дунай отбился от Киева, совершает ряд проступков, несмотря на героический характер. Убивает свою жену и не родившееся чадо, а сам кончает жизнь самоубийством. Он не может быть главным героем.
Попробую обобщить полученную информацию из литературных текстов, найти ответ на интересующие меня вопросы в сети Интернет, для этого составлю таблицу:
богатырь | Время жизни | Где жил | Описание, возможности | подвиги |
Святогор | 11-12 век | На высоких Святых горах, а в города и веси Руси не наведывался. | Богатырь-великан невероятной силы. «Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой помериться. … не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают». | Творил добро, передал силу Илье-Муромцу. |
Микула Селянинович | в былине отсутствует время действия | в былине отсутствует место действия | Богатырь- пахарь, всю жизнь работал на земле, доугие богатыри-воины не смогли даже сдвинуть его меч | Поступает на службу в дружину, собранную для противостояния варяжскому нашествию. |
Василий Буслаев | в былине отсутствует время действия | Великий Новгород | родом из Великого Новгорода, почитал только силу. Его жизнь - это драки с местными мужами. Он не верит в приметы и предсказания. | Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. |
Добрыня Никитич | 10 век | Великий Киев, Рязань | Обладает мужественным характером и наделён невиданной обычным людям силой (сильнее только Илья Муромец). Отличительной чертой Добрыни от остальных богатырей является его «вежество», то есть дипломатичность и тактичность. | Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками. Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. |
Илья Муромец | 12 век | Великий Киев | Детство и юношество провел практически без движения, в возрасте 30 лет Илья был полностью исцелён. | Победил Соловья –разбойника, Идолище Поганые, Бабу-Горынку. |
Алёша Попович | 13 век | Ростов Великий | сын православного попа. | Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. |
Понятие о богатырстве - это мера уважения русского народа. И задача богатырей служить во благо могущества и единства русского государства, оберегать границы своего государства, быть защитником люду русскому. С этим лучше всех справились три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Становится ясно, что Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич выходят на первое место среди других богатырей не только благодаря своей необыкновенной силе, но, главным образом тому, что они являются защитниками земли русской, свои подвиги они совершают ради того, чтобы освободить свой народ от врага. Другие же богатыри свою огромную силу используют для других целей.
На картине В.Васнецова они изображены вместе, в некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву, как собирательный образ единства и силы защитников земли русской. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Версия о причислении богатырей к лику святых не нашла подтверждения.
Кто чем богат, тот тем и делится!
За чашкой чая
Петушок из русских сказок
Мороз и заяц
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое