Числа, как символы, всегда притягивали и притягивают своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Но как влияют числа, использованные поэтом, и их символическое значение на раскрытие идеи произведения - об этом нам ничего не удалось найти. Возможно, наш вариант прочтения поэмы через анализ символики чисел и слов со значением числа привнесет новизну в восприятие этого произведения и заставит увидеть и проанализировать ещё один неизученный пласт художественного своеобразия поэмы.
Актуальность. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» вызывала и вызывает неподдельный интерес у литературоведов. Это произведение исследовалось глубоко и многогранно как современниками поэта, так и критиками более позднего периода. Анализ поэмы можно найти в трудах В.Г. Белинского, С.Т. Аксакова, Ю.В. Манна, Д.Е. Максимова, Ю.М. Лотмана и других. Глубоко и подробно исследованы мотивы поэмы, ее композиция, образ главного героя. Поэма очень символична, потому что является романтической поэмой. Символика - важное и одновременно очень сложное средство раскрытия авторской позиции, поэтому изучены, конечно, и образы-символы произведения. Традиционно здесь рассматриваются следующие словесные романтические символы: монастырь - олицетворение тюрьмы, заключения; природа - символ свободы, к ней рвется герой; барс как символ опасности, таящейся в природе, но не останавливающей романтического героя.
При изучении поэмы на уроке литературы мы обратили внимание на числа, встречающиеся в произведении. Числа, как символы, всегда притягивали и притягивают своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Но как влияют числа, использованные поэтом, и их символическое значение на раскрытие идеи произведения - об этом нам ничего не удалось найти. Возможно, наш вариант прочтения поэмы через анализ символики чисел и слов со значением числа привнесет новизну в восприятие этого произведения и заставит увидеть и проанализировать ещё один неизученный пласт художественного своеобразия поэмы.
Цель: определить, какую символическую нагрузку несут в себе числа и слова со значением числа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и как они работают на раскрытие идеи произведения.
Задачи:
1. Найти общую информацию об истории, типах и видах символов.
2. Узнать общепринятые символические значения чисел, использованных в поэме.
3. Интерпретировать исследуемые символы и определить их роль в произведении.
4. Опубликовать работу на сайте «Алые паруса» (проект для одарённых детей)
Объект исследования – поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Предмет исследования – числа и слова со значением числа в поэме.
Методы исследования: изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, синтез, классификация, аналогия.
История символов
Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни.
Первые вещественные символы относятся к эпохе среднего палеолита. Это было время неандертальцев. Они не были ещё людьми в полном смысле этого слова. Неандертальцы использовали красную охру в процессе нанесения смволов. Ритуальные символы являлись древнейшими. Со временем они перешли в мифологию, искусство и религию.
В основе всех символов лежат мифологические корни.
Дионисий Ареопагит (конец I в. н. э.) пояснял, что символы есть предметы, которые передают «истину Божественной сущности», не отображая её непосредственно, но представляют собой «несходные подобия». Понятие символа тесно связано с такими категориями, как художественный образ, аллегория, художественный троп, но отличается от них всеобъемлющим значением.
В литературе символы часто являются декорациями, образами, которые служат для выражения идей. Авторы часто используют символы, чтобы придать своей работе больше смысла и глубины. Это один из самых основных и распространенных литературных приемов.
Виды символов
Символы бывают различных форм: звуковые, графические, в виде жестов. Главная задача символов перевести реальность в тот формат, в котором человек их лучше воспринимает.
Звуковые символы
Это может быть прозвучавшее слово, нота. К звуковым символам прибегали, когда письменная форма могла быть опасна.
Графические символы
Отличаются тем, что не требуют посредника для воспроизведения.
Различают следующие виды графических символов:
Петроглиф и петрограмма (с греческого «резьба по камню») - высеченные изображения птиц и животных на скалах.
Пиктограмма - это рисунок - изображение, используемое в качестве символа для обозначения нужного слова. Так волной изображали воду.
Иероглиф -это знак, обозначавший определенное понятие, слог или звук речи.
Алфавит – это совокупность букв, расположенных в определенном порядке.
Конкретные символы. К ним относятся символы, переданные с помощью геометрических фигур, чертежей и рисунков.
Абстрактные символы - отличаются тем, что существуют в не физической форме. Самым популярным является философский камень. В реальности он не существует. Однако он оказал влияние на философию и в целом на науку.
Также различают простые и сложные символы. К простым относятся
треугольники, квадраты, точки, линии. К сложным - сложные композиции, где каждый элемент имеет свое значение.
Магические символы - это особые вещи или изображения, выполняющие защитные, успокаивающие, направляющие, идеологические и другие функции.
Также различают символы осознанные и неосознанные. К осознанным символам люди привыкали на протяжении тысячелетий. Так, тьма в нашем сознании ассоциируется со злом. А связано это с тем, что у древних людей ночь была связана с опасностью, потому что ночью племена подвергались нападению хищников. Неосознанных символов очень много, и люди их обычно не замечают. Это, в первую очередь, слова. Мы не замечаем символики букв. Зато сразу вдумываемся в смысл всего слова.
Типы символов
Выделяются два типа символов. К первому типу можно отнести символы, имеющие опору в культурной традиции. Они — часть культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении.
Такими «культурно-историческими» символами являются образы-символы: «моря», «корабля», «паруса», «дороги», «пути», «сада», «неба», «метели», «огня», «венца», «щита» и «меча», «розы», «креста», «соловья» и многие другие. Символами могут стать ранее созданные культурой образы, герои, сюжеты. Например, библейский образ пророка, образ сеятеля и притча о сеятеле из Евангелия, средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и ее рыцаря, образ Одиссея и его скитания («одиссея»), образ Ариона — мифического певца, спасенного дельфином, и т. д. Это как бы готовые символические конструкции, которые писатели могли дополнять, переосмысливать, создавая на их основе новые вариации символических образов. В русской литературе особенно часто источником новых символов служила античная мифология, а также библейские образы и сюжеты.
Ко второму типу можно отнести символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведений. Таковы символы вишневого сада в пьесе А.П. Чехова, барса в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», дуба «уединенного», «патриарха лесов», в стихотворениях А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и «Когда за городом, задумчив, я брожу...», бешено мчащейся «Руси-тройки» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Авторы часто используют символы, чтобы придать своей работе больше смысла и глубины. Это один из самых основных и распространенных литературных приемов. И главное удовольствие для читателя — расшифровать смысл написанного.
Наша работа посвящена символам – числам. Символика чисел – интереснейшая тема. Цифры окружают нас повсюду, и нумерологи уже давно занимаются их расшифровкой и объяснением того, что они могут означать. Регулярно они выясняют какие-то интересные факты и занимательные сведения.
Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» основан на реальных событиях и представляет собой художественно переработанную историю о пленном шестилетнем горце, попавшем в монастырь. В душных и мрачных стенах среди чужих людей Мцыри отчаянно тоскует по родной стороне. Он дичится и никого не подпускает к себе, но со временем мирится со своей горькой участью и даже собирается постричься в монахи. Накануне этого события что-то происходит в душе Мцыри, и он решается на побег. Юноше важно ощутить пьянящий вкус свободы. Он сбегает из монастыря и скрывается в лесной чаще. Три блаженных дня проводит герой на воле. Но встреча и бой с разъяренным барсом становятся роковым для юноши: он побеждает хищника, но сам получает смертельные раны и вновь оказывается в монастыре, принесенный туда обнаружившими его монахами. Умирая, Мцыри просит, чтоб его похоронили за пределами монастыря в саду, на воле, ведь именно там впервые за много лет он почувствовал себя свободным и счастливым.
В поэме Лермонтов употребляет числа 1, 2, 3, 100, 1млн. При интерпретации смысла числа мы основывались на его общепринятом значении, на контексте произведения и взглядах Лермонтова на жизнь. Наша трактовка не претендует на истину, так как у любого символа множество значений и читатель может согласиться с нашим вариантом или предложить своё толкование.
Число 1
Значение:
1) чаще всего обозначает божественное число ( Бог «един», «единственный», «одинокий»),
2) означает самостоятельность;
3) иногда с помощью него ставят акцент на чем либо и уделяют этому особое внимание;
4) также трактуется как число цели.
В поэме это число встречается 8 раз.
11) Теперь один старик седой, Сметает пыль с могильных плит | «Один» - олицетворяет одиночество человека, оставшегося единственным свидетелем произошедших событий, единственным хранителем исторической памяти. |
2) Из жалости один монах 21)Таков цветок Темничный: вырос одинок | Значение избирательности. Указывает на равнодушие людей к судьбе Мцыри. Герой не чувствует участия к себе и своей судьбе, отсюда его неприятие новой жизни и мотив одиночества человека среди людей. Тема одиночества |
3)Я знал одной лишь думы власть, 14) Я цель одну — 24)Меня печалит лишь одно: | Автор делает акцент на главном и единственном желании Мцыри – обрести свободу. Также звучит мысль о недостижении желаемого. Здесь реализуется одно из символических значений числа – цель. Тема свободы, которая является единственной ценностью для Мцыри |
9)Бежал я долго — где, куда? Не знаю! ни одна звезда 16)Какой-то зверь одним прыжком Играя, навзничь на песок. | Препятствие на пути к цели, сила и мощь природы, опасность, которую таит в себе для человека она. |
14)Уж луна вверху сияла, и одна | Как нам кажется, луна здесь олицетворяет самого Мцыри, а одна тучка – это его неизбежная судьба. Судьба его имеет единственное решение – трагическое, так как Мцыри – романтический герой и внутренний конфликт неизбежен и гибель неизбежна: наполненный новыми эмоциями Мцыри, словно сияющий изнутри. и уже где-то в темноте притаившийся барс, несущий герою смерть. Тема предопределенности судьбы романтического героя |
Таким образом, число 1 в произведении во многом соотносится с общепринятым толкованием его значения и символизирует характерные для романтического произведения черты: одиночество героя, самостоятельность принятых им решений на пути к цели, препятствие на пути к цели, опасность, таящуюся в природе, и предначертанность судьбы.
Число 2
Значение:
1) символ парности, оппозиция одиночеству;
2) в романтизме обозначает два мира: реальный и идеальный;
3) в язычестве символизирует зло и смерть. Похожая точка зрения была и у древних пифогорейцев. Согласно их трактовке, все непарные числа олицетворяют горе и разочарование. У славянских же народов имелось другое обоснование такой традиции. Так, преподнося два цветка на могилу, пришедший дарил один усопшему, а второй — его ангелу-хранителю;
4) символ противоположностей.
В поэме это число встречается также 8 раз, как и число 1.
1)Немного лет тому назад, | Монастырь расположен на слиянии двух рек. Нам кажется, что здесь возможна отсылка к двум реальным биографическим фактам: истории жизни художника П. Захарова (Чеченца) и старого монаха, встретившегося Лермонтову на Военно-Грузинской дороге. Истории жизни этих двух людей, слившись в одну, стали историей жизни Мцыри, связанной с монастырем. |
3)Таких две жизни за одну, | Романтическое двоемирие: две жизни в мире реальном (монастырь) за одну жизнь в идеальном мире ( на свободе, в родном ауле) |
13)Недалеко, в прохладной мгле, | Сакля – это жилище кавказских горцев, иными словами, дом. Два дома – пара, семья, домашнее тепло. Этот образ резко противопоставлен одиночеству Мцыри. Тема семьи, любви, брака |
16) Мелькнула тень, и двух огней | Глаза зверя, ждущего битвы |
18) Ко мне он кинулся на грудь; Он завыл, Рванулся из последних сил, Бой продолжался на земле. | Описание рукопашного боя. Слабый телом Мцыри оказывается очень сильным духом. Одерживая победу над барсом, он демонстрирует превосходство духа над плотью. Число 2 усиливает звучание мотива победы над препятствиями не пути к свободе. Пара змей и двух друзей – здесь поэт проводит параллель между миром природы и миром людей. Человек – часть природы. Он и есть природа. Борьба равных. |
23 )Вдали чернели две горы. | Две горы – символ двух частей души Мцыри, одна из которых связана с его родным аулом, а вторая с его жизнью в монастыре. Романтическое двоемирие |
26) Когда я стану умирать, В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста... | Два куста на могиле как символ смерти ( четное число). причем эти кусты уже давно цвели. И место под ними стало могилой для главного героя поэмы. Следовательно, ему была давно уготована смерть.
Тема предопределенности судьбы |
Число 2 в поэме также во многом соответствует своим символическим значениям и противопоставлено числу 1 ( пара, семья с одной стороны и одиночество Мцыри с другой). Кроме того, оно указывает на наличие двух миров: реального, из которого стремится вырваться Мцыри, и идеального, соотносимого у героя с природой, частью которой он является, с домом, со свободой в целом. А также это число символизирует смерть, гибель, почти неизбежную для романтического героя.
Число 3
Значение:
1) является волшебным числом. всем известно сказочное троекратное повторение;
2) символ семьи (муж, жена, ребенок);
3) олицетворяет природу мира: небо, земля и вода. И природу человека : тело, душа, Дух. Рождение , жизнь и смерть.
4) в христианской доктрине символизирует Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), то есть это число божественное.
Используется в поэме 1 раз
2)Три дня все поиски по нем | Мцыри провел на свободе всего три дня, но только здесь он обрел радость жизни. Что ждало героя за стенами монастыря? Свобода, любовь (встреча с грузинкой) и борьба (бой с барсом) – это три ценности героя-романтика. Для Мцыри это были три блаженных, божественных дня. И снова , как нам кажется, в поэме звучит тема рока, предопределенности. Ему было свыше отведено всего три дня. За это время он ощутил красоту и силу природы, проявил силу духа, почувствовал наконец вкус жизни. |
Через число 3 Лермонтов доносит до читателя основные ценности романтического героя, его желания и стремления. Мцыри проходит этапы осмысления жизни, осознание нового себя.
Число 1000000
Значение (по словарю Ефремовой):
1) Миллион - неопределенно большое множество кого-либо, чего-либо.
Число используется в поэме 1 раз
15) И миллионом черных глаз | Изображение враждебности мира по отношению к Мцыри, страх и опасность. |
Это число передает враждебность природы по отношению к человеку, создает оппозицию «монастырь – природа». Это испытание для Мцыри, но он преодолевает страх на пути к заветной цели.
Число 100
Число воплотилось в существительном «сотня». Используется в поэме 1 раз.
10) Внизу глубоко подо мной | Образ бурлящего многоголосого ручья напоминает Мцыри о вечной борьбе, в вечном споре. Точно так же Мцыри неустанно борется со своей судьбой. Однако как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю. |
Сотня спорящих голосов олицетворяет протест главного героя поэмы против уготованной ему судьбы, борьбу за свои устремления.
Роль чисел и слов со значением числа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» такова: они глубже раскрывают идею и конфликт произведения, полнее показывают особенности романтического героя: мы увидели одинокую, цельную, смелую, свободолюбивую личность. Через символику чисел мы осознали связь человека и природы, связь человека с его родиной, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Числа показали нам важные для героя жизненные ценности, силу его внутреннего мира. Тема рока и предопределенности жизни человека через раскрытие значения числа становится более очевидной.
В поэме М.Ю. Лермонтов использует числа-символы первого типа, то есть символы, имеющие опору в культурной традиции. Значение чисел в принципе более или менее понятно читателю, но поэт привнес в их толкование индивидуальные смысловые оттенки, важные для него в произведении.
Валентин Берестов. Аист и соловей
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Прекрасная химия
Подарок
Сказка "Дятел, заяц и медведь"