1.Краткая аннотация
«Голубушка, как хороша!
Ну, что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой,светик,не стыдись!Что,ежели,сестрица,
При красоте такой и петь мастерица,-
Ведь,ты б у нас была царь-птица!»
Вещьюнина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал –с ним была плутовка такова.
-Вспомнили строки из басни «Ворона и Лисица»?
- Добрый день! Мы ученицы пятого класса-Герюгова Алина и Есенова Фарида. Хотим вас познакомить с нашей исследовательской работой :«Почему нас привлекают басни И.А.Крылова?
(На примере басни «Ворона и Лисица»)».
Тема исследования
Почему нас привлекают басни И.А.Крылова?
(На примере басни «Ворона и Лисица»)
Проблемный вопрос
1.Как мы понимаем И.А.Крылова, читая его басни?
2.Для исследования обратились к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица».
Гипотеза
Возможно, читая басни, человек на примере животных, может научиться видеть свои недостатки и исправлять их.
План исследования:
1. Изучить справочную литературу о происхождении басни.
2. Прочитать и инсценировать басню "Ворона и Лисица».
3. Провести анализ героев басни Вороны и Лисицы.
4. Взять интервью у учащихся нашей школы: «Какой представляете себе Лисицу, а какой Ворону?»
5. Нарисовать и сравнить качества Лисицы и Вороны.
6. Изучить и сопоставить качества животных с людскими слабостями.
7. Вывод.
Вложение | Размер |
---|---|
vorona_i_lisitsa2.docx | 22.83 КБ |
1.Краткая аннотация
«Голубушка, как хороша!
Ну, что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой,светик,не стыдись!Что,ежели,сестрица,
При красоте такой и петь мастерица,-
Ведь,ты б у нас была царь-птица!»
Вещьюнина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал –с ним была плутовка такова.
-Вспомнили строки из басни «Ворона и Лисица»?
- Добрый день! Мы ученицы пятого класса-Герюгова Алина и Есенова Фарида. Хотим вас познакомить с нашей исследовательской работой :«Почему нас привлекают басни И.А.Крылова?
(На примере басни «Ворона и Лисица»)».
Тема исследования
Почему нас привлекают басни И.А.Крылова?
(На примере басни «Ворона и Лисица»)
Проблемный вопрос
1.Как мы понимаем И.А.Крылова, читая его басни?
2.Для исследования обратились к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица».
Гипотеза
Возможно, читая басни, человек на примере животных, может научиться видеть свои недостатки и исправлять их.
План исследования:
1. Изучить справочную литературу о происхождении басни.
2. Прочитать и инсценировать басню "Ворона и Лисица».
3. Провести анализ героев басни Вороны и Лисицы.
4. Взять интервью у учащихся нашей школы: «Какой представляете себе Лисицу, а какой Ворону?»
5. Нарисовать и сравнить качества Лисицы и Вороны.
6. Изучить и сопоставить качества животных с людскими слабостями.
7. Вывод.
2.Основная часть
1.1.Изучить справочную литературу (словари,энциклопедии,учебники).
Обратились за помощью в нашу школьную библиотеку. Изучили словари и энциклопедии.
Выяснили ,что басни служат, чтобы показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.
Значение первое: басня- краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
Второе значение: вымысел, выдумка.
В басне всегда есть вывод: мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале.
Басня «Ворона и Лисица» открывает книгу басен, подготовленную самим автором. Связывает «Басни в девяти книгах» с журнальной сатирой Крылова. Написана на тему «света»-дворянского общества, «наполненного чудовищами», «из которых может быть большая часть, под наружною личиною,в сердцах своих носят обман, злобу и вероломство».Из энциклопедий мы узнали, что первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенёсшим много заключений. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют «Эзоповым». Произведения раба составлялись в сборник под названием “Эзоповы басни”. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира.
А еще мы узнали о Жане де Лафонтене. Он тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Его отец служил по лесному ведомству. Лафонтен провёл свое детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях он следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора. В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».
В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.
Но самый любимый и известный русский баснописец-это Иван Андреевич Крылов. Он родился в Москве в семье бедного армейского капитана. Крылов был очень одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. Своё творчество начинал Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Его популярность баснописца росла необычайно быстро. За первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.
В ходе работы над произведением мы узнали, что басню используют для того, чтобы не причинив человеку прямой обиды, сказать ему правду в глаза. Басня создается автором в воспитательных целях, в них животные говорят, думают, действуют как люди. В самом начале басня имеет мораль, в которой заключена основная мысль .
Главными героями басни являются Ворона и Лисица, повествование ведется от лица автора. Прочитав басню, я увидела Лисицу хитрой, коварной, обманщицей, которая любой ценой захотела отобрать сыр у Вороны. Ворона показалась мне слишком доверчивой, а может быть даже глупой, ведь она прекрасно знала, что не умеет петь. Внешний вид вороны тоже не соответствовал словам Лисицы. Когда мы еще раз прочитали басню, то увидела Лисицу с другой стороны. Здесь Лисица показалась нам упорной, настойчивой, волевой в достижении своей цели. Сравнивая образы Вороны и Лисицы, мы увидели, что они противопоставлены друг другу. Лести противопоставлена доверчивость, которая основывается на незнании себя. Часто такое встречается у людей, когда они используя лесть, говоря неправду, обманывая других, добиваются того, чего хотят. Есть люди, похожие по своим качествам на образ Вороны, которые не умеют правильно оценить себя, тогда они будут всегда доверять людям и их легко будет обмануть.
Сравнивая характеристики животных, нам видно у Лисицы хорошее качество, которое может помочь человеку в жизни - ставить перед собой цель и добиваться её, но только не путём обмана. А Вороне следует лучше узнать себя, чтобы не попадаться на крючок таким как лиса.
1.2 Интервью
Чтобы узнать насколько помнят басни, каких известных баснописцев знают, мы провели интервью среди учащихся и учителей нашей школы.
Мы опросили учеников и учителей нашей школы.
Возраст опрашиваемых от 8 до 67 лет
Самая любимая басня у учащихся «Ворона и Лисица». А учителям нравятся почти все басни Крылова. Самые популярные «Слон и моська», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки»…
Результаты интервью помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.
Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?
В ходе работы над произведением мы узнали, что басню используют для того, чтобы не причинив человеку прямой обиды, сказать ему правду в глаза. Басня создается автором в воспитательных целях, в них животные говорят, думают, действуют как люди. В самом начале басня имеет мораль, в которой заключена основная мысль
1.3.Рисуем наших героев.
Работая над басней, захотелось нарисовать наших героев. Помогла нам учитель изобразительного искусства Елена Михайловна. Больше всего меня привлекла Лисица, потому что я увидела её с другой стороны, а Ворона показалась серой и безликой.
Выводы
Интервью показало, что ребята нашей школы считают Лисицу умной, коварной и хитрой, а ворону простой, стеснительной, глупой.
Мы выяснили, чем привлекают нас басни И.А.Крылова .На примере басни "Ворона и Лисица" и сделали вывод, что, читая их, можно увидеть недостатки и пороки людей. Также басни могут помочь человеку стать лучше.
Сейчас 21 век, а басни Крылова интересны и актуальны во все времена.
Одеяльце
Где спят снеговики?
Пчёлы и муха
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Ручей и камень