Проектная работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dueli_v_zhizni_i_tvorchestve_a.s._pushkina.ppt | 2.59 МБ |
Слайд 1
Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина Выполнила ученица 9 «А» класса МОУ «Сусанинская средняя школа» Румянцева Анастасия Руководитель: Голубева Марина АлександровнаСлайд 2
Цель и задача исследования Цель: анализ произведений А.С.Пушкина, в которых изображены дуэли, их сопоставление. Задачи : - ознакомиться с дуэльным кодексом и историей дуэли в России; - проанализировать сцены дуэлей в произведениях А.С.Пушкина; выявить особенности изображения дуэлей и определить авторское отношение к поединку.
Слайд 3
Актуальность данной работы Актуальность данной работы обусловлена особым интересом сегодня к дворянской культуре и истории нашей страны.
Слайд 4
Из истории дуэлей Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской. В Европе в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно. Этому способствовали и «щадящие» условия дуэльного кодекса. Барьерная дистанция устанавливалась такая, которая бы обеспечивала невысокую вероятность попадания. Обычно 30 - 35 шагов. Русские стрелялись обычно с 8 - 10 шагов. Бывали случаи - и с трех! (Это называлось «приставить пистолет ко лбу».) И стрелялись, как правило, «до результата». А результатом признавалось либо тяжелое ранение, либо смерть.
Слайд 5
Дуэли в жизни А.С. Пушкина Часто дуэли возникали по малейшему поводу. За 37 лет жизни поэт вызывал и был вызван на дуэль 28 раз. В двадцати поединках дело до выстрела не доходило, и все заканчивалось примирением.
Слайд 6
1837 год Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса. Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена Пушкина изменяет ему с Дантесом. Пушкин скончался от ранения 29 января 1837 года. Дуэль сыграла роковую роль в жизни поэта.
Слайд 7
« Жена моя — ангел, никакое подозрение коснуться ее не может…»
Слайд 8
Жорж Дантес, французский поданный, кавалергард
Слайд 9
Пистолеты для дуэли Пушкина и Дантеса
Слайд 10
Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! М. Лермонтов И все-таки возмездие настигло Дантеса еще при жизни, в его собственном доме, в образе его третьей дочери Леони-Шарлотты (1840—1888). Свою жизнь Леони посвятила памяти Пушкина, знала наизусть многие его стихи. Вместо распятия в ее комнате висел портрет Пушкина. Леони своей любовью к Пушкину бесила отца, она даже имела смелость называть его в лицо УБИЙЦА! Леони прямо подчеркивала отцу, что, выходя на дуэль с Пушкиным, он целился в сердце русской культуры. Она умерла отдушевной болезни в 1888 г. Кажется, существование этой несчастной женщины было подлинным наказанием, постигшим Дантеса!...
Слайд 11
Дуэли в творчестве А.С.Пушкина. В основе сюжета повести «Выстрел», открывающей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», лежит история с отложенным выстрелом. Литературоведы говорят о том, что есть основания предполагать, что Пушкин отталкивается от реальных событий, произошедших во время четвертой дуэли Шереметьева и Завадовского, когда после гибели Шереметьева секунданты, Грибоедов и Якубович, отложили свой выстрел.
Слайд 12
Повесть «Выстрел» Жизнь активизирует сознание героев, проверяет их способность понять окружающий мир, других людей и самих себя. «Оказавшись в сложной ситуации, герой «Повестей Белкина» должен совершить выбор, служащий показателем его нравственных возможностей. И прежде всего решить для себя вопрос о долге своем по отношении к «другому человеку». Сильвио не убивает, совершая тем определенный нравственный выбор. И здесь он уже следует не законам чести, а голосу совести, довольствуясь моральным отмщением. И граф меняется: из бесшабашного повесы – в мужа, который несет ответственность за жизнь, спокойствие своей жены. Он осознает свой нравственный долг перед другим человеком, и это для него самая главная правда.
Слайд 13
А.С.Пушкин «Выстрел»
Слайд 14
«Евгений Онегин» Дуэль главных героев романа «Евгении Онегин», Онегина и Ленского, – одна из кульминационных сцен романа, определившая судьбы героев. Это один из самых трагичных и самых загадочных эпизодов романа. На дуэль выходят «лед» - Онегин и «пламя» - Ленский. Онегин не хладнокровный убийца и дуэлянт. В романе нет указаний на это. Но он опытнее Ленского, обучен мастерству дуэли. Владимир Ленский неопытен, стреляется впервые. Трагичен финал нелепого события, гибель Ленского Онегин переживает как личную драму. В чем же причина столь странного поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее? Почему герой романа, независимый и даже дерзкий теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?
Слайд 15
Дуэль Онегина с Ленским Нелепость дуэли Условия дуэли были очень жесткими, хотя причин для вражды явно не было Нарушение правил дуэли. Секундант Ленского Зарецкий, был единственным распорядителем дуэли (не по правилам) и вел дуэль с большими нарушениями. Он не пытался примирить противников, не объявил дуэль несостоявшейся, хотя Онегин опоздал более чем на час (через 15 мин). Зарецкий вел себя как лицо, заинтересованное в скандале. Почему Онегин не отказался от выстрела Выстрел в сторону считался бы новым оскорблением и не мог способствовать примирению дуэлянтов. Боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен тоже сильно повлияли на поведение Онегина. Исход дуэли. Как неслужащий дворянин отделался бы 1-2 месяцами крепости и последующим церковным покаянием. Но дуэль не разбиралась в суде. Ленский был похоронен за кладбищенской оградой как самоубийца.
Слайд 16
Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений
Слайд 17
Вывод Убив Ленского на дуэли во имя норм светской морали, Онегин испытывает угрызения совести. Вместе с тем убийство Ленского стало не только незаживающей раной в душе Онегина, но и началом перелома в его мировоззрении. На этом жестоком жизненном уроке он ясно понял пагубность светской морали. Эта сердечная боль стала источником трагедии Онегина, открыла путь к возрождению героя.
Слайд 18
«Капитанская дочка» Особняком стоит дуэль между Гриневым и Швабриным в романе «Капитанская дочка», действие которого разворачивается в Екатерининскую эпоху и приходится на один из самых сложных периодов русской истории – период восстания под предводительством Пугачева. Заявленная уже в эпиграфе тема чести становится одной из центральных в романе. Поэтому не удивительно, что герои выходят на поединок. Дуэль между Гриневым и Швабриным, в отличие от дуэли Ленского и Онегина, Сильвио и графа Р., проходит на шпагах. Повод для поединка – защита чести и достоинства женщины (Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова), один из самых распространенных в те времена.
Слайд 20
Вывод Таким образом, поединок Гринева и Швабрина позволяет выявить точку зрения на дуэль людей различных поколений. Кроме того, она является средством характеристики героев.
Слайд 21
Заключение Рассмотрев дуэли в жизни и в произведениях Пушкина и проанализировав критическую литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что дуэль у Пушкина становится не только важным сюжетно-композиционным приемом, но и играет одну из основных ролей в раскрытии характеров героев. Дуэль в произведениях Пушкина связана, прежде всего, с понятием чести, как это видим в романе «Капитанская дочка», либо с ложным ее толкованием («Повести Белкина», «Евгений Онегин
Слайд 22
Спасибо за внимание
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рыжие листья
Где спят снеговики?
Мост из бумаги для Киры и Вики
Зимний лес в вашем доме