Выйдя из возраста от «двух до пяти», мы уже знаем, что, как ни многообразны и заманчивы неиспользованные словообразовательные возможности языка, говорить нужно правильно, используя те слова, которые в языке существуют. Забавные фразы типа: «мы хорошо купались, такую брызгань подняли!», «вот и все Валино обувало!», «мама, смотри, петух без гребеха» - остались в дошкольном возрасте. Между тем некоторым детям удается сохранить надолго счастливый дар словотворчества. Они творят, играют в слова – и их речь становится яркой, образной, запоминающейся.
Мы с пятиклассниками тоже поэкспериментировали со словообразовательной системой языка. Ученикам предлагалось сочинить рассказ, в котором нужно было употребить как можно больше несуществующих в языке слов, производных от заданного корня: кот и динозавр. И в результате на уроке русского языка мы говорили не только по-русски, но и «по-котовски» и «по-динозавровски»… Языки, на самом деле, не самые сложные. Думаю, вы нас поймете, прочитав интересные произведения детей. Ребята постарались включить в них большое количество шуточных неологизмов и точно передать значения приставок и суффиксов, с помощью которых новые слова образованы.
Подсчитайте для интереса количество производных от «кота» и «динозавра» слов и назовите способы их образования.
1. Рядова София "Как я научилась динозаврскому языку"
2. Таркан Надежда "Котоведение"
3. Лев Нежнов "Как я повстречал котика"
Вложение | Размер |
---|---|
dinozavrskiy_yazyk.docx | 11.94 КБ |
kotovedenie.docx | 10.88 КБ |
kak_ya_povstrechal_kotika.docx | 10.62 КБ |
Как я научился динозаврскому языку. Рядова София, 5а класс.
Как-то раз я задумалась, а есть ли у динозавров свой язык? Вот думала я, думала, как вдруг увидела, что стою посреди пустыни, а вокруг мелькают какие-то пятна. Когда пригляделась, то поняла, что это динозавры.
Вдруг ко мне подошла одна травоядная динозавриха и сказала:
- О, еще один динозаврик придинозаврился.
- Что, что? – переспросила я. Не понимаю, о чем вы говорите?
- Позовите перезаврика, - крикнула динозавриха.
- Да, я здесь, чем могу подинозаврить? - спросил перезаврик (который был переводчиком).
Он был поменьше ростом, чем динозавриха, но все равно был намного выше меня.
- Перединозаврите, пожалуйста. И динозавриха повторила еще раз свои слова.
-Эта милая динодама сказала, - пояснил перезаврик, - что пришел еще один человек.
Затем динозавриха, которую, как оказалось, звали Диномила привела меня в свой динодом и познакомила с динодетками, их звали Динозавс и Диномис. Дети, увидев маму, радостно закричали:
- Пора обезаврить!
- Что, что? – переспросила я у перезаврика.
- Пора обедать, - спокойно отвечал он.
Диномила очень вкусно приготовила обед, и мы быстро все придинозаврили. Затем она рассказала мне о новых для меня словах и о многом другом.
Вот как я научилась динозаврскому!
Котоведение
Надежда Таркан, 5а класс.
У меня есть котобой!
Котделюсь сейчас с тобой!
Это просто Котоман
По фамилии Коткан.
Он котолог котовидный,
Перекот, закот завидный.
Котознойный котобой,
Перекотивший котбой.
Он совсем не недокот,
Не обкот, не дырокот.
Он котястый, как котобус.
С ним котельно! Котоглобус.
Можно накотить котиски.
Прикотюнились? Кот близко!
Как я повстречал котика
Нежнов Лев, 5а класс.
Я как-то проходил по котистой улице. Шел я, шел и увидел прекотистый переулок. Мне стало любопытно, и я завернул в него. Я увидел там котика. Мне стало его прекотически жаль. Я забрал его к себе в прикотный дом. И мы стали жить подкотно долго и закотисто счастливо.
Акварель + трафарет = ?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Упрямый зяблик
Вода может клеить?
Смекалка против Змея-Горыныча