Аннотация.
В данной работе мы постарались выяснить, насколько верно распространенное среди молодежи мнение о том, что книги, написанные более 200 лет назад уже не стоит читать, так как они давно устарели. Для этого были поставлены следующие задачи : изучить историю создания комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»; выявить основные проблемы, затронутые в комедии; исследовать на примере учащихся 7 класса восприятие комедии; сделать выводы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу
Методы исследования :
Эмпирический, анкетирование, опрос, погружение в образы.
Предмет исследования: комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Объект исследования :восприятие учащимися 7 класса комедии «Недоросль»
Гипотеза: Если комедия написана в XVIII веке, то она не может быть интересна современным школьникам, так как устарела.
Вложение | Размер |
---|---|
ustarela_li_komediya_nedorosl.docx | 304.13 КБ |
Номинация : проза
Название работы : «Комедия «Недоросль»: из XVIII века в XXI»
Вид работы : исследовательский проект
Ф.И.О. участника : Чернова Полина Романовна
Дата рождения : 30.07.2007
Домашний адрес : 356110 пос.Рыздвяный, ул. Комсомольская 20,
Телефон : 89620136322
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» пос. Рыздвяного Изобильненского городского округа
Ставропольского края.
Руководитель : учитель русского языка и литературы
Березуева Оксана Анатольевна
Аннотация.
В данной работе мы постарались выяснить, насколько верно распространенное среди молодежи мнение о том, что книги, написанные более 200 лет назад уже не стоит читать, так как они давно устарели. Для этого были поставлены следующие задачи : изучить историю создания комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»; выявить основные проблемы, затронутые в комедии; исследовать на примере учащихся 7 класса восприятие комедии; сделать выводы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу
Методы исследования :
Эмпирический, анкетирование, опрос, погружение в образы.
Предмет исследования: комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Объект исследования :восприятие учащимися 7 класса комедии «Недоросль»
Гипотеза: Если комедия написана в XVIII веке, то она не может быть интересна современным школьникам, так как устарела.
Введение
Цель проекта: выяснить, насколько верно распространенное среди молодежи мнение о том, что книги, написанные более 200 лет назад уже не стоит читать, так как они давно устарели.
Задачи проекта:
Методы исследования :
Эмпирический, анкетирование, опрос, погружение в образы.
Предмет исследования: комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Объект исследования :восприятие учащимися 7 класса комедии «Недоросль»
Гипотеза: Если комедия написана в XVIII веке, то она не может быть интересна современным школьникам, так как устарела.
Актуальность
Фонвизинская комедия актуальна в плане освещения проблемы воспитания. Драматург наглядно показал, что родительское воспитание занимает в жизни ребенка важное, определяющее место. Невежественное воспитание Простаковыми стало причиной становления невежественной личности Митрофанушки. Надлежащее воспитание Софьи способствовало тому, что она выросла умной, образованной и нравственной. Д.И. Фонвизин еще в 18 веке показал, что личность ребенка зависит от родительского воспитания, и об этом не следует забывать в современности. Это важно помнить уже во взрослом возрасте, когда человеку предстоит воспитывать собственных детей.
1.Теоретическая часть
1.1Основные проблемы, затронутые в комедии «Недоросль»
Д. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» подчеркивает важные проблемы, которые были актуальны в то время и имеют место в современном мире. Главная проблема комедии «Недоросль» – это невежество и нравственный упадок, из-за которых страдают окружающие.
Проблема воспитания и невежества
На примере отношений Митрофанушки и его матери выявляется основная проблема произведения. Невежество и нежелание учиться, тотальная глупость и безграмотность делают всю семью Простаковых посмешищем для нормальных людей. Простакова искренне любит сына. Но сама являясь невежей, она в поисках лучшего находит только худшее. Мог бы вырасти из Митрофанушки хороший человек? Возможно. Но Простакова сама не дает ему такой возможности, потакая глупости, лени, беспардонности.
Проблема нравственного упадка
Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросле».
1.2Мнение современников о комедии
А. С. Пушкин: "«Недоросль» ... единственный памятник народной сатиры, "Недоросль", которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор..." (А. С. Пушкин, статья "Опровержение на критики")
Н. В. Гоголь: "Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России... <...> Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души... " (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями")
Вывод : комедия «Недоросль» актуальна до сих пор, потому что она учит тому, что нужно по-доброму относиться абсолютно к каждому человеку, не важно, какое положение в обществе он занимает и какими денежными средствами он обладает. Уважение всех людей, доброе отношение к окружающим – авторские мысли, актуальные во все времена.
1.3 Проблемы воспитания в современной семье
Изучив историю создания комедии, основные проблемы и взглады современников, мы решили выяснить, есть ли общее между воспитанием во времена Д.И.Фонвизина и воспитанием в наше время.
Воспитание детей начинается с самого раннего возраста. Еще с пелёнок они начинают впитывать порядочность, заботу о близких, доброту, честность.
Сейчас всем родителям доступны различные методики воспитания, об этом написано много литературы, опыт прошлых поколений, а также педагоги и нянечки. Это все здорово, но не стоит забывать, что самым главным воспитателем являются родители.
Кнут и пряник Метод кнута и пряника один из самых известных и часто применяемых. Но встаёт вопрос как же не переборщить с той или иной формой. Многие родители меняют местами период, когда ребенку нужна только ласка и период, когда необходимо быть немного строже к ребенку.
Наказания и угрозы Примерно в два года ребенок уже начинает осознавать свои поступки. Ни в коем случае не стоит применять силовой метод наказания. Терпение и только терпение становится соратником родителей.
Критика Дети плохо воспринимают критику, и когда взрослый начинает открыто, да еще и прилюдно критиковать ребенка, тот чувствует себя униженным, что сказывается на его самооценке.
Родитель - профессия ответственная, и тут главное понять, что можно сделать. Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что, то каким он станет, зависит только от родителей и методов, которыми они воспитывают своих детей. В любом случае главное, воспитывая любить ребёнка, при этом взвешивая каждое свое решение и поступок, понимая каким вы его хотите видеть в будущем.
Вывод
Проблемы, связанные с воспитанием ребенка остаются общими, независимо от времени и эпохи. Основной посыл комедии, связанный с воспитанием подрастающего поколения в том, что именно в семье начинается воспитание, и каждый родитель должен помнить, что ребёнок учится жить, глядя на то, какой пример подают ему родители. И только потом к воспитанию подключается школа.
2.Практическая часть. Исследование восприятия комедии современными школьниками
Мы решили выяснить, как воспринимается комедия современными школьниками. Действительно ли она не представляет интерес для них, так как написана более 200 лет назад.
2.1 После прочтения комедии на уроках, мы провели опрос:
1)Что заставило вас смеяться?
Наиболее частыми стали следующие ответы:
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
2)Что заставило задуматься?
Оказалось, что ребятам запомнились афоризмы Стародума:
2.2 Провели инсценированные представления полюбившихся эпизодов:
2.3 Выразительно читали отрывки из комедии
2.4 Провели анкетирование:
1)Показалось ли вам комедия устаревшей?
2)С какими тезисами вы бы согласились сегодня?
3)Какие выводы по воспитанию детей вы сделали?
Результаты анкетирования
1)Показалось ли вам комедия устаревшей?
На этот вопрос 24 человек из 27 ответили отрицательно.
2)С какими тезисами вы бы согласились сегодня?
3)Какие выводы по воспитанию детей вы сделали?
Вывод: изучение комедии на уроках литературы стало увлекательным путешествием в прошлое, комедия воспринимается современными школьниками как интересное, поучительное произведение.
Заключение
Проводя наше исследование, мы изучили историю создания комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»; выявили основные проблемы, затронутые в комедии; познакомились с мнением современников автора о комедии; выяснили, какие проблемы семейного воспитания возникают в наше время; исследовали на примере учащихся 7 класса восприятие комедии.
Вывод : Д.И. Фонвизин особое внимание уделил проблеме образования. В современном обществе от молодого поколения часто можно услышать о том, что получать образование не нужно, так как оно не дает особых знаний и опыта. Но в комедии «Недоросль» показано, к чему приводит отсутствие у человека элементарных знаний об окружающем мире и таких базовых умений, как читать, писать и считать. Получение образования важно как для конкретного человека и его развития, так и для развития всего общества. Причем важно не просто формально получить образование, но и приобрести знания, которые помогут в реальной жизни.
Гипотеза : «Если комедия написана в XVIII веке, то она не может быть интересна современным школьникам, так как устарела» НЕ ПОДТВЕРДИЛАСЬ
Список использованной литературы
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем "Осенний дождь"
Лавовая лампа
Как напиться обезьяне?
Лепесток и цветок