Актуальность выбранной темы состоит в том, что успехи М.В. Ломоносова в преобразовании российской лингвистики малоизвестны широкому кругу современных людей.
Проблема заключается в том, что в школьной программе мы можем услышать о Ломоносове лишь на уроках истории, литературы и немного на химии. Оды М.В.Ломоносова изучаются поверхностно, они сложны для понимания и надолго в памяти не откладываются. В истории его имя упоминается лишь на одном уроке, а за один урок все достижения раскрыть невозможно.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_m.v.lomonosov.docx | 45.68 КБ |
МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района
Республики Марий Эл
Дерзновенное, великое, ломоносовское…
(Вклад М.В.Ломоносова в развитие русской лингвистики)
Исследовательская работа
Автор: Комягина Ксения, Степанова Наталья,
обучающиеся 8 класса
Руководитель: Соловцова С. Г.,
учитель русского языка и литературы
с. Помары, 2017г.
Содержание.
I. Введение
I.1. М.В. Ломоносов – «первый русский университет» 3-6
I.2. Биографические данные М.В. Ломоносова 7-13
II. М.В. Ломоносов – один из основоположников русской лингвистики
II.1. «Российская грамматика» - один из основных трудов Ломоносова-лингвиста 14-15
II.2. Вклад М.В. Ломоносова в развитие риторики 16-17
II.3. Роль М.В. Ломоносова в создании научного языка 18-19
II.4. «Теория трёх штилей» М.В. Ломоносова 20-21
Заключение 22
Литература 23
Введение
I.1. М.В. Ломоносов – «первый русский университет»
В ноябре 2016 года исполнится 305 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова – первого русского учёного – великого энциклопедиста. В канун юбилея я решила заняться исследованием по теме «Михаил Васильевич Ломоносов в истории российской лингвистики».
«Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет, вернее сказать, сам был первым русским университетом», - так охарактеризовал гениального русского учёного-энциклопедиста великий русский поэт А.С.Пушкин, подчеркнув его роль как учёного и просветителя. Многие идеи Ломоносова опередили науку его времени на столетие. Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, как бы заглянувший на два века вперёд и предугадавший значение Северного морского пути, и замечательный геолог. Один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, великий химик, физик М.В.Ломоносов оставил ряд трудов по металлургии, горному делу, имевших важное значение для промышленного развития России. Он известен как талантливый инженер и педагог, один из создателей первого в стране Московского университета в 1755 году, ныне носящий имя Ломоносова.
Актуальность темы проекта.
Актуальность темы в том, что идеи Ломоносова являются сегодня современными. Вся жизнь М.В.Ломоносова, служение своему отечеству оказывает вдохновляющее влияние на молодежь.
В современной школе уделяется внимание работе с одаренными детьми. Учёный - энциклопедист придавал огромное значение подготовке молодой научной смены. Ломоносов считал необходимым сформировать у молодежи исследовательские навыки и самостоятельность в научном поиске. В нашей школе у учащихся воспитывают исследовательскую культуру, вовлекая в исследовательскую деятельность, как в урочное, так и во внеурочное время. Цель воспитания Ломоносов видел в формировании человека - патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, знаниям, трудолюбием, бескорыстным служением на благо Родины.
Белинский говорил, что «благодаря Ломоносову проявился дух русский во всей своей богатырской силе». Ломоносов – великий гений, который озаряет и обнимает многие сферы знаний. Удивительно то, что Ломоносов знал 31 язык.
М.В.Ломоносов высоко ставил учителя, отводя ему главную роль в народном просвещении. Он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные программы по предметам. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности. (2010г. – Год учителя)
В ноябре 2016 года страна будет отмечать 305-летний юбилей М.В.Ломоносова. Он доказал на собственном примере:
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
Проблема - в школьной программе мы можем услышать о Ломоносове лишь на уроках истории, литературы и немного на химии. Оды М.В.Ломоносова изучаются поверхностно, они сложны для понимания и надолго в памяти не откладываются. В истории его имя упоминается лишь на одном уроке, а за один урок все достижения раскрыть невозможно.
Гипотеза: я предположила, мы должны знать, какое влияние оказал великий учёный на развитие науки и культуры России, чтобы понять то, что он хотел донести до своих современников и оставить в наследие последующим поколениям.
В связи с этим, у нас появилась цель работы: - изучить роль М.В.Ломоносова в истории российской лингвистики.
Задачи: познакомиться с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова;
выяснить, какие труды были созданы учёным в области лингвистики;
проанализировать полученную информацию, сделать выводы о роли М.В.Ломоносова в области языка;
создать презентацию «Вклад М.В.Ломоносова в развитие русской лингвистики».
Основные направления деятельности и методы работы над проектом:
Данная работа приурочена 305-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.
Описание метода
Работая над проектом, мы пользовались огромным количеством литературы, изучали и анализировали самые различные факты. Основным источником информации для нас были книги о М. В. Ломоносове, имеющиеся библиотеке. Проблема для нас состояла в том, что литературы было много, не хватало времени изучить её полностью сразу, и, конечно же, исследование будет продолжаться.
В ходе работы столкнулись с некоторыми проблемами. Во-первых, многие источники противоречат друг другу. Например, существует много разных мнений о фамилии ученого. Точно неизвестно где, когда и при каких обстоятельствах он её получил. Некоторые историки предполагают, что родоначальник Ломоносовых Артемий в 1570г. бежал из Новгорода от гнева Ивана Грозного. Фамилия Ломоносовых упоминается в Ипатьевской летописи: Володьслав Ломоносой, воевода Галицкий – это 1273г. Есть мнение, что грамоте Ломоносова научил дьяк местной церкви, но многие биографы считают, что молодежь в семье Ломоносовых была грамотной. Мне интересно было узнать о том, хотя считается, что Ломоносов сбежал из дому, но, как пишет Б.Н.Меншуткин, отец Ломоносова скорее всего знал о замыслах своего сына. А до второй половины 1747г. Ломоносов числился крестьянином в бегах, т.к. крестьяне Куростровской губернии вносили за него подушный оклад – 1 рубль 20 копеек. Вероятно, отсюда и сложилось мнение о том, что Ломоносов сбежал из дому.
В 1753г. Ломоносов владел огромным поместьем и был Коллежским Советником, а когда учился за границей, испытывал очень тяжёлое материальное положение. Также Ломоносова однажды чуть не завербовали в гвардию прусского короля. Эта работа интересна для меня, так как я изучаю биографию своего земляка, принадлежащего к морским династиям: его отец и дед мореходы, родственники участвовали в освоении Сибири и Северного морского пути, они своими открытиями поставили Россию на более высокую ступень развития.
М. В. Ломоносов прожил очень нелёгкую жизнь. Но сам учёный никогда не жалел о прожитом. Он внёс огромный вклад в развитие Отечества, в науку и искусство.
Проведя исследование по теме, убедились, что М.В.Ломоносов в истории российской лингвистики был первым человеком, который предпринял попытку упорядочить и усовершенствовать русский язык. Он создал первые нормативные теории, ставшие основой развития русского литературного языка. Он стоял у истоков развивающейся русской журналистики. Михаил Васильевич Ломоносов превзошёл всё, что было создано до него на протяжении двухсотлетнего периода истории восточнославянской филологии.
I.2. Биографические данные М.В. Ломоносова
19 ноября 1711 года в д. Мишанинской Куростровской волости в семье крестьянина-помора родился М. В. Ломоносов. Изначально на Курострове существовало 30 деревень, которые впоследствии были объединены в село Денисовка. В 1911 году в честь 200-летия со дня рождения М. В. Ломоносова это село было переименовано в Ломоносово.
Фамилия Ломоносовых не считалась старинной на Курострове. О происхождении этой фамилии существует много разных мнений. Было предположение, что Ломоносов сам придумал себе эту фамилию по дороге в Москву, а прежняя его фамилия была Дорофеев. Этого мнения придерживается дальний родственник Ломоносова М. В. Ершов. Куростровские старожилы уверяют, что настоящей коренной фамилией этого рода была Дорофеевы, а Ломоносовы – это всего лишь уличное прозвище, полученное одним из родоначальников из-за сломанного в драке носа. Есть версия, что фамилия Ломоносовы возникла от лютых Афанасьевых морозов, которые зовутся как «Афанасий ломонос». Или из-за цветка ломонос, который произрастает во многих районах России, в том числе и на севере.
М. В. Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С десяти лет он начал помогать своему отцу, Василию Дорофеевичу Ломоносову. Мальчик ходил с ним в далёкие морские плавания, где научился познавать природу, различать направление ветра, определять приближение земли, предвидеть возникновение штормов и бурь, предсказывать погоду. В этих походах он изучил всё, что касается самоедов и лопарей: их происхождение, язык и нрав.
В юности Ломоносов нередко наблюдал такие природные явления, как северное сияние, движение полярных льдов, морские приливы и отливы, сильные штормы и многое другое. Позднее все эти явления он попытался научно объяснить.
Ещё в девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери. В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней волости. Однако вторая жена прожила недолго, в 1724 году она умерла. Через несколько месяцев отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне Корельской. Третья жена для тринадцатилетнего Ломоносова оказалась «злой мачехой», её особенно ожесточала страсть пасынка к книгам. Постоянные ссоры с мачехой делали жизнь юноши невыносимой. Ломоносов принял решение оставить родной дом и уехать в Москву. В декабре 1730 года Ломоносов получил паспорт, что подтверждает: отец Ломоносова знал, что сын идет в Москву, но денег на дорогу не дал, поэтому Ломоносов занимал по соседям и с рыбным обозом отправился в Москву
В 1731 году в жизни Ломоносова начался новый и очень трудный период – его путь к знаниям. Всем известен факт, что 15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию как сын помещика. Он был зачислен в самый низший класс, где основным предметом был латинский язык. Обучаясь в школе, будущий ученый испытывал тяжёлое материальное положение. А в июле 1735 года Ломоносов был переведён в предпоследний класс, где ему предстояло изучить логику, физику и метафизику.
В конце 1734 года президент Петербургской академии обратился в Сенат с просьбой направить в Академию наук в Петербурге 30 юношей для обучения, именно они впоследствии должны были стать отечественными учеными. Но среди дворянской молодёжи желающих обучиться в Академии наук не нашлось. Тогда президент попросил отобрать 20 юношей из духовных училищ. В ноябре 1735г. ректор Славяно-греко-латинской академии получил распоряжение Синода выбрать двадцать наиболее способных к обучению учеников в Петербургской академии наук. В результате было отобрано только 12 воспитанников, в их число вошёл Михайло Ломоносов. И в январе 1736 года будущий учёный стал студентом Петербургской академии наук. В академии не позаботились об устройстве новых студентов. С конца марта Ломоносов вместе со своими товарищами переехал в снятый академией дом на Васильевском острове. С первых же дней учебы М. В. Ломоносов начал проявлять огромный интерес к наукам. В эти годы он усиленно занимается немецким языком, естественными науками, а также упражняется в стихосложении.
Вскоре 20-тилетнего Ломоносова отправили на стажировку в Германию. Он и его товарищи, Райзер и Виноградников, поселились в небольшом немецком городке Марбурге. Университет, в который собирались поступить трое русских студентов, был основан в 1526 году. Особую известность он получил с приходом сюда Христиана Вольфа. Студенты поселились в частных квартирах, Ломоносов жил в доме вдовы марбургского пивовара Екатерины-Елизаветы Цильх. После смерти мужа, вдова была вынуждена сдавать часть своего дома студентам университета. В 1738 году М. В. Ломоносов женился на дочери хозяйки дома, Елизавете-Христине Цильх. В это время великому помору было уже 27 лет.
Официально Ломоносов и его товарищи были зачислены в Марбургский университет 6 ноября 1736 года. В университете они слушали курс теоретической химии, лекции по гидростатике, механике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике, логике, естественной истории, а также изучали немецкий и французский языки, занимались рисованием, танцами и фехтованием.
Здесь Ломоносов начал собирать свою библиотеку, в которой хранился большой для того времени список книг (59 томов). Однако главное место в этом списке занимали труды Вольфа. М. В. Ломоносов очень уважал Христиана Вольфа, но в некоторых мнениях он с ним сильно расходился. Однако он никогда не старался идти на противоречия со своим учителем. К началу 1739 года Ломоносов, Райзер и Виноградников закончили своё обучение в Марбурге. Вскоре из Петербурга пришло извещение о том, что студенты должны готовиться к отъезду во Фрейберг для изучения металлургии и горного дела. И летом 1739 года они прибыли во Фрейберг.
Находясь в Германии, Ломоносов внимательно следит за всем происходящим в России. Осенью 1739 года он узнал о победе русских над Турцией и в честь этого создал «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года».
После четырёх лет пребывания в Германии студенты начали конфликтовать со своим преподавателем. Главной причиной конфликта стала задержка отправки денег из Петербурга на проживание студентам. Постоянные задержки пересылок денег из Петербурга вынудили русских студентов залезть в долги. По вине Петербургской академии Ломоносов недополучил почти годовое заграничное проживание.
В начале 1740 года М. В. Ломоносов навсегда покинул Фрейберг. Он решил уехать в Россию с помощью русского посланника, который должен был находиться в Лейпциге. Но, приехав туда, учёный не застал его там. С этого момента у него началась скитальческая жизнь по Германии. Странствуя, Ломоносов скрывал свою национальность и выдавал себя за немецкого студента. Ломоносов решил уехать в Петербург через Голландию, по дороге заехав в Марбург. Там он поселился в доме у тёщи. 26 мая 1740 года состоялось венчание М. В. Ломоносова с Елизаветой-Христиной Цильх.
Великого помора постоянно подстерегали несчастья. Так, по дороге из Лейдена недалеко от Дюссельдорфа Ломоносов встретил прусского офицера, вербовавшего рекрутов в гвардию прусского короля. У Ломоносова было крепкое телосложение и высокий рост, что не могло не привлечь внимания вербовщика. Он пригласил учёного на ужин, напоил его и обманом завербовал его в армию. Но рискуя жизнью и свободой, Ломоносов бежал.
В середине 1741 года Ломоносов в Марбургском университете получил пропуск для проезда в Петербург и отправился в Россию. Дорога на родину заняла около двух недель.
Ломоносов – профессор Петербургской академии наук.
По прибытии в Петербург Ломоносов стал активно заниматься научной деятельностью. 8 января 1742 года Ломоносов стал адъюнктом Петербургской академии наук, а чуть позже, в 1745 году он был назначен профессором химии.
В середине 1746 года по просьбе Ломоносова Сенат издал указ о постройке химической лаборатории при академии наук. А через два года началось возведение центра химических исследований. Новая химическая лаборатория была оборудована современными по тем временам приборами и снабжена всеми необходимыми реактивами. Ломоносов проработал в этой лаборатории около 10 лет. В августе 1754 года Ломоносов отказался от поста руководителя Химической лаборатории и ушёл с должности профессора химии.
К середине 50-х годов материальное положение учёного немного улучшилось, и он решил обзавестись собственным домом. Он получил разрешение на постройку каменного дома в адмиралтействе на набережной реки Мойки. Рядом с домом он разбил сад, построил мозаичную мастерскую, небольшую астрономическую обсерваторию и химическую лабораторию. Работая в Химической лаборатории, Ломоносов достиг немалых успехов в изготовлении прозрачного стекла, а позднее учёный добился разрешения на постройку фабрики цветного стекла в окрестностях Ораниенбаума.
В 1754году Ломоносов предложил проект создания русского университета. Во многом он пользовался поддержкой президента Академии художеств графа И. И. Шувалова. В 1757 году Ломоносов стал советником Академической канцелярии. Ломоносов разработал новую структуру и систему образования Петербургского университета. Он ввёл новые предметы: химию, ботанику, анатомию, восточные языки и др. Также он заменил университетские классы факультетами.
Последние годы жизни Ломоносова
Ломоносов вёл усиленную борьбу за развитие отечественной науки. Ещё в конце 40-х годов Ломоносов тяжело заболел, особо тяжёлую форму его болезнь приняла в 1762 году. Сам он называл свой недуг «жестокой ножной болезнью» или «частой ломью в ногах и ранах». В течение весны 1763 года у него было три приступа. Но и этот недуг не мог заставить учёного закончить свою научную деятельность. В 1760 году он завершил диссертацию «Рассуждение о твёрдости и жидкости тел», в 1761 году написал «краткое размышление об испарении ртути» и наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. В июне 1764 года дом великого учёного посетила императрица Екатерина ІІ. За успехи, достигнутые в мозаичном искусстве, Ломоносов в 1763 году был избран почётным членом Академии художеств.
Но огромная научная деятельность истощила силы великого помора. В своём письме к М. И. Воронцову больной Ломоносов пишет: «Бороться больше не могу, будет с меня и одного неприятеля, то есть недужливой старости. Больше ничего не желаю: ни власти, ни правления». Большую часть работы он выполнял дома, так как не мог посещать Академию наук. В начале 1765 года Ломоносов заболел ещё тяжелее. С марта болезнь прогрессировала. 4 апреля 1765 года в 5 часов вечера, простившись с женой и дочерью, на 54-м году жизни великий русский учёный скончался. Через четыре дня на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге состоялись похороны Ломоносова, на котором присутствовало большое количество человек. Перед вами представлены предсмертные слова великого учёного: «Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии».
М. В. Ломоносов прожил очень нелёгкую жизнь. Но сам учёный никогда не жалел о прожитом. Он внёс огромный вклад в развитие Отечества, в науку и искусство.
II. М.В. Ломоносов – один из основоположников русской лингвистики
II.1. «Российская грамматика» - один из основных трудов Ломоносова-лингвиста
«Российская грамматика» - одно из главных филологических сочинений М. В. Ломоносова и одно из важнейших по значимости в истории русской филологии. К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приемы и четко систематизировал материал учебника.
Ломоносов начал работать над «Российской грамматикой» в 1749 г. 20 сентября (по ст. стилю) 1755 г. Ломоносов преподнёс перебеленную рукопись «Российской грамматикой» великому князю Павлу Петровичу. Из печати книга (тираж — 1200 экз.) вышла в январе 1757 г. Грамматика Ломоносова выдержала 14 изданий. В 1764 г. в Петербурге «Российская грамматика» вышла в переводе на немецкий язык.
Теоретически Ломоносов ориентировался на древних авторов и на французские грамматические руководства; основой послужила "Грамматика" Смотрицкого, откуда был заимствован ряд терминов. Работа впервые проводит резкую грань между языками русским и церковно-славянским. Признавая близкую взаимную связь обоих языков, Ломоносов впервые подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка собственно русского. Впервые точно наметил отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому, к языку живой, устной речи. Он положил прочное начало преобразованию русского литературного языка, которое обеспечило его дальнейшее развитие. В этом и заключается величайшее значение филологических трудов Ломоносова. Выход "Российской грамматики" принес Ломоносову вполне заслуженную славу "первейшего российского грамматиста".
Выход «Российской грамматики» был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом. Российская грамматика почти до самого начала XIX века была главным руководством, из которого русская интеллигенция черпала свои познания о грамматическом строе русского языка, об его звуковых и морфологических нормах, о правилах составления конструкций и их употребления. По «Грамматике» Ломоносова не только училось несколько поколений русских людей, но на её основе были написаны многие последующие учебники.
«Российскую грамматику» Ломоносов писал, опираясь на историю русского языка. Советский исследователь истории русского языкознания Березин отмечает, что Ломоносовский принцип опираться при изучении явлений языка на общефилософское понятие о человеческом слове стал в дальнейшем характерной особенностью русского языкознания. В «Российской грамматике» Ломоносов дал в унифицированном виде орфографические и орфоэпические нормы русского литературного языка. Он выдвигает морфологический принцип написания, который является ведущим в современной русской орфографии. Ломоносов разграничивает звук и букву. Но больше всего сделал Ломоносов в описании морфологического стоя русского языка. «Российская грамматика» была первой российской грамматикой, где были отмечены, приведены в систему, а значит, узаконены как единственно правильные сложившиеся нормы русского литературного языка.
II.2. Вклад М.В. Ломоносова в развитие риторики
До Ломоносова в России многие интересовались риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике - «Риторика» 1748 года стала первым общедоступным руководством по красноречию. «Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.
В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении.
«Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение».
Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.
Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и т.д «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто».
Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.
Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?».
Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. «Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Можно выделить несколько нововведений Ломоносова в области риторики.
Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей 18 века и принесло ученому громкую славу. До этого риторика использовалась только духовенством для наставлений и проповедей.
II.3. Роль М.В. Ломоносова в создании научного языка
Начало формирования языка русской науки относится к первой трети XVIII в. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И в этом немаловажная заслуга принадлежит М.В. Ломоносову.
Ломоносов оказал неоценимую услугу русской науке, заложив правильные основы для построения и развития научной и технической терминологии. Для этого ему пришлось преодолеть почти неисчислимые трудности и препятствия. Главное требование, которое выдвигал при этом Ломоносов, в русском языке искать необходимые средства для выражения новых понятий и терминов, создаваемых наукой. Ломоносов был убежден, что русский язык так богат и гибок, что в нем всегда можно найти нужные и точные слова для обозначения любых понятий и нам не для чего для этого обращаться к иностранца.
Ломоносов с большим тактом и тонким ощущением русского языка умело находил среди самых простых и обыденных слов такие, которые оказались вполне пригодными для выражения научных понятий. Такие слова, как опыт, движение, наблюдение, явление, частицы, легко и свободно вошли с помощью Ломоносова в научный язык. Ломоносов закрепил русские обозначения для множества предметов и понятий и ввел их во всеобщее употребление: земная ось, преломление лучей, законы движения, равновесие тел, зажигательное стекло, магнитная стрелка, негашеная известь, кислота и т. д.
Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:
а) чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык; б) оставлять непереведенными слова лишь в случае невозможности подыскать вполне равнозначное русское слово
в) в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку.
По этим правилам и составлялись М. В. Ломоносовым научные термины, громадное большинство которых и до сих пор продолжает обслуживать точное знание.
Он постоянно доказывал, что нам нет никакой нужды пользоваться непонятными народу иностранными словами, когда для этого уже существуют или легко можно создать ни в чем им не уступающие русские. И, например, вместо «антлия пневматическая» будет вполне уместно название «воздушный насос». Борясь за чистоту русского научного языка, Ломоносов снова водворил в русский технический язык такие слова, как чертеж вместо привившегося было «абрис», рудник вместе «бергверк», кровля вместо «дак», косяк вместо «пиляра», маятник вместо «перпендикула» и т. д. Этому бессмысленному засорению научного и технического языка в угоду иностранцам Ломоносов противопоставил живую и творческую стихию русского народного языка.
Создавая русскую научную терминологию, Ломоносов проявляет большую смелость, находчивость и неистощимую изобретательность. Некоторые предложенные им обозначения хотя и не привились или были вытеснены другими, все же свидетельствуют о напряженности его поисков, большом творческом процессе.
II.4. «Теория трех штилей » М.В.Ломоносова.
Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка.
Ломоносов выделяет в русской лексике три рода слов. В первую группу входят слова, общие для русского и церковнославянского языков. Ко второму - церковные слова или старославянизмы. Третья группа лексики- слова русские, которых нет в церковных книгах. Эти группы слов Ломоносов рекомендовал к употреблению. Из употребления этих трёх групп лексики и рождаются три стиля: высокий, посредственный и низкий. Высокий стиль состоит из слов первой и второй группы, средний - из первой и третьей группы, а низкий стиль из слов третьей группы, которых нет в церковнославянском языке. В низком стиле могут быть употреблены и простонародные слова. Таким образом, Ломоносов решает три важные проблемы: о роли старославянизмов в русском языке, разграничении стилей литературного языка, классификации литературных жанров. С первым русским журналом «Примечания» связаны и первые шаги М.В. Ломоносова как журналиста. Здесь в 1741 г. он работал в качестве автора и переводчика. Были опубликованы некоторые оды Ломоносова, переводы научных статей. С 1748 по 1751 г. Ломоносов являлся фактически редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Сотрудничал Ломоносов и в журнале, издававшемся на латинском языке Академией наук «Комментарий» (с 1750 г. «Новый комментарий»). С участием в этом издании связана статья Ломоносова «О должности журналистов», в которой впервые был сформулирован моральный кодекс журналиста, пишущего на научные темы, и вообще человека, берущегося публично давать оценку научным или иным явлениям действительности. Правдивость, умение правильно понять противника были провозглашены важнейшими профессиональными качествами журналиста.
Великий патриот своей родины, Ломоносов не переставал воспевать язык русский. Совершенствуя русский литературный язык, Ломоносов стремился сделать этот язык всемогущим, служащим процветанию русской науки и литературы. Он глубоко верил в великое будущее русского языка. Филологические труды Ломоносова продвинули далеко вперёд русское языкознание. Более полувека русская грамматическая мысль развивалась под знаком Ломоносова.
Заключение
Великий патриот своей родины, Ломоносов не переставал воспевать язык русский. Совершенствуя русский литературный язык, Ломоносов стремился сделать этот язык всемогущим, служащим процветанию русской науки и литературы. Он глубоко верил в великое будущее русского языка. Филологические труды Ломоносова продвинули далеко вперёд русское языкознание. Более полувека русская грамматическая мысль развивалась под знаком Ломоносова.
Преобразование русского языка было великой исторической заслугой Ломоносова. Ломоносов первый стал научно изучать русский язык во всем его многообразии. Он изучал вопросы грамматики и стихосложения, разрабатывал основы риторики и стилистики и закладывал основы русской научной терминологии для самых различных наук, от химии и физики до горного дела и мореплавания. Таким образом, М.В. Ломоносова по праву можно считать великим реформатором русского языка и одним из основоположников русской лингвистики.
Литература
Ночная стрельба
Галка в чужих перьях
Мать-и-мачеха
Чья проталина?
Мост Леонардо