В исследовательской работе (проекте) на тему «Женщины-воины в истории древнего мира и средневековья» автор изучает, как передан образ амазонок в исторических источниках и мифах, а также исследует работы древнегреческих историков об амазонках. В работе содержатся интересные сведения о славянских амазонках - поляницах, о женщинах-гладиаторах, а также о кельтских женщинах-воинах, нубийских царицах-воительницах и других.
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylinova_evelina.doc | 90 КБ |
Женщины-воины в истории древнего мира и средневековья
Тематика: История
Автор работы:
Михайлинова Эвелина
Руководитель проекта: Никитченко А.Ю.
Учреждение: МКОУ «Яшалтинская СОШ имени В.А.Панченко» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Класс: 6
В исследовательской работе (проекте) на тему «Женщины-воины в истории древнего мира и средневековья» автор изучает, как передан образ амазонок в исторических источниках и мифах, а также исследует работы древнегреческих историков об амазонках. В работе содержатся интересные сведения о славянских амазонках - поляницах, о женщинах-гладиаторах, а также о кельтских женщинах-воинах, нубийских царицах-воительницах и других.
Оглавление
Введение
1. Амазонки в исторических источниках и мифах.
1.1 Древнегреческие историки о женщинах-воинах.
2.1 Поляницы - славянские амазонки.
2. Женщины-воительницы древней истории.
1.2 Женщины-гладиаторы.
2.2 Кельтские женщины–воины.
3.2 Нубийские царицы-воительницы.
3. Воительницы средневековья.
1.3 Женщины - участницы крестовых походах.
2.3 «Девы Щита» Викингов.
3.3 Женщины-самураи и ниндзя.
4. Женщины-воительницы в средневековой Европе.
Заключение
Литература
Введение
Не так давно, на уроках истории изучали тему Столетней войны, в которой французская народная героиня Жанна Д Арк спасает страну от англичан, возглавив освободительное движение. Свято хранит Франция память о великом патриотическом подвиге Орлеанской героини войны. Жанна поражает своим мужеством и бесстрашием.
В настоящее время довольно часто в художественных фильмах, компьютерных играх видим женщин - воительниц. Они носят тяжелую броню, хорошо управляются с мечом и другими видами оружия.
В новой книге Памелы Толер «Женщины-воительницы: неожиданная история» рассказывается о нескольких тысячелетиях истории человечества, на протяжении которых женщины скачут на лошадях на поле брани, отрубают головы врагам, отдают приказы о казнях, организуют атаки и командуют десятками тысяч солдат. «Женщины воевали всегда, – утверждает Толер, – но мы склонны упускать это из виду».
Современные методы, такие как экспертиза ДНК, а также повторное изучение артефактов и исторических документов, дают историкам новое понимание жизни женщин, сражавшихся наравне с мужчинами (или даже без мужчин). По словам Толер, «многие женщины были лидерами, и для них битва не воспринималась метафорой».
Мне стало интересно, когда впервые появились женщины – воительницы? А были ли на нашей русской земле такие женщины?
Социологический опрос показал, что учащиеся лицея знают имена женщин, участниц Великой Отечественной войны. Других примеров не прозвучало.
Тема работы: Женщины- воины в истории древнего мира и средневековья.
Цель: изучить примеры женщин-воительниц в истории древнего мира и средневековья
Задачи:
Древнегреческие историки о женщинах-воинах
Само слово «амазонка» древнегреческого происхождения. После нескольких лет обучения молодая воительница должна была продемонстрировать свое воинское мастерство в настоящей битве. Тех, кто выдерживал испытание, принимали в ряды амазонок. На тело воительницы ставили огненное тавро – знак принадлежности к женскому воинству. [1]
Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Были представительницы прекрасной половины рода человеческого, которых язык бы не повернулся назвать «слабым полом», женщины - профессиональные воины, наравне с мужчинами несущие ратную службу и сражающиеся с врагами. Греки называли ихамазонками. На Руси же такие девы-воительницы назывались поляницами.
Еще древние греки в свое время слагали легенды о женщинах-воинах, или амазонках. Якобы жили они где-то на северо-востоке Малой Азии, на южном побережье Черного моря. Амазонки жили отдельно от мужчин, в боях были храбры, попавших в плен мужчин, пожив с ними, убивали. Родившихся мальчиков калечили или превращали в рабов. Девочек же учили верховой езде, владению оружием.
Подробно об амазонках писал греческий историк Геродот. Он сообщал о том, что когда-то в бою амазонок захватили в плен греки в Малой Азии. По пути в Грецию амазонки восстали, перебили охрану, но оказалось, что они не умели управлять кораблями. В конце концов, три мятежных корабля прибило к побережью Меотиды (Азовского моря).
Амазонки нашли свободные земли на левом берегу Танаиса (Дона) и стали жить там. На другом же, правом берегу обитали скифы. Как-то раз скифы сразились с незнакомыми воинами, нападавшими на их земли.
Амазонки, лютые враги древних греков, однажды они напали даже на Афины и разграбили город.[2]
Можно не доверять тому, что сообщил древний историк. Но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находят женские погребения, в которых, как и в мужских, находится оружие. [3]
Таким образом письменные и вещественные исторические источники говорят о существовании амазонок- женщин воительниц. Они были очень смелы и воинственны, многие народы, в том числе и греки опасались их.
Поляницы - славянские амазонки
Между тем, об амазонках как о реально существующих людях, рассказывает, и Повесть Временных Лет. На первый взгляд это может показаться странным. Откуда автор Повести Временных Лет почерпнул свои сведения об амазонках? Однако ничего удивительного нет.
В русских былинах поляницы описаны как могущественные воины, гордые и благородные женщины. Кстати, название этих воительниц происходит от старинного слова «поляковать». Под данным обычаем подразумевалось «боевое крещение» всякого воина. Так называли обычай, который заключался в следующем: ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. В случае победы пленных не брали, трофеи -тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.
Едет поляница удалая, Удалая поляничища великая, Конь под нею как сильна гора, Поляница на коне будто сена копна, Она палицу булатную покидывает Да под облако, под ходячее, Одною рукой палицу подхватывает, Как пером-то лебединым ею поигрывает.
Вот как в былинах выглядит северная амазонка. По преданиям, с воинственными поляницами остерегались связываться даже такие прославленные богатыри, как Алёша Попович и Добрыня Никитич. Хотя Добрыня даже женился на полянице . Это была дочь богатыря землепашца Микулы Селяниновича Настасья Микулишна. Их «знакомство» произошло в битве, которую, по преданиям, Добрыня проиграл Настасье. По описаниям, Настасья Микулишна была под стать своему отцу богатырю, была хорошо сложена, сильна и обучена владению оружием.
В эпоху раннего Средневековья прославилась мордовская княгиня Бориславна, жившая около Самарской Луки. Она была известна своей воинственностью и силой. До сих пор местные жители Самарской Луки хранят легенды об усольках — бесстрашных амазонках, которые контролировали местное соляное месторождение.
В историческую эпоху, о которой мы можем судить не по народным преданиям, а по письменным документам, в Западной Европе традиции жен-щин-воительниц постепенно исчезли. Однако у славян в целом и на Руси в частности они пережили века.
В походах князя Святослава, согласно историкам Льву Диакону и Иоанну Скилице, принимали участие сначала русские, а затем и болгарские женщины-воительницы. Об их существовании враги узнавали лишь после сражений, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду.
Русские летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов. Причем участвовали они, не только поднося стрелы или поливая врагов со стен кипятком и смолой, но и с оружием в руках.
Также необходимо отметить, что среди героев, победивших врага на Куликовом поле (1380 г.), были и две русские амазонки — Дарья Андреевна Ростовская и Феодора Ивановна Пужбольская.
Примечателен и тот факт, что амазонки-телохранители просуществовали при дворе московских царей вплоть до 18 века. О них много рассказывали иностранные путешественники, побывавшие в России.
Например, один из сопровождающих датского принца Иоанна, приехавшего свататься к московской княгине Ксении, так описывал стражу царевны Ксении: ««…Все горничные женщины ехали верхом, как мужчины. На головах у них были белоснежные шляпы, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, с золотыми пуговками и кистями, спадавшими на плечи. Лица их были покрыты белыми покрывалами до самого рта, они были в длинных платьях и желтых сапогах. Каждая ехала на белой лошади, одна возле другой (попарно). Всех их было 24».
В русских былинах достаточно часто встречаются амазонки - поляницы и некоторые историки долгое время сомневались в их реальном существовании. Однако множество исторических источников доказывают обратное.
Славянские женщины – воительницы проявляли себя в момент серьезной опасности и наравне с мужчинами защищали свою честь, свой дом.
Женщины-гладиаторы
Римляне, любившие жестокие зрелища, первыми осознали, что женский пол обладает великим состязательным духом и яростью, которые могут рождать великолепные (по их представлениям) зрелища. Древние римляне обожали гладиаторские бои, а женщинам-гладиаторам была присуща особая привлекательность для болельщиков, они сражались даже более свирепо, чем мужчины и умирали не менее мужественно, чем они. Женщины на арене были редкостью, поэтому каждое их появление обставлялось с помпой как особо изысканное зрелище.
Женские гладиаторские бои, в отличие от мужских, не так хорошо изучены историками, однако их существование можно считать установленным фактом. Известно, что женщины боролись либо друг с другом, либо со зверями, смешанные бои не допускались. Судя по всему, не всем мужчинам нравились подобные развлечения. Так, например, Ювенал высмеивал женские бои: «Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры; Вместо того не стремится ль она к настоящей арене? Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме, Любящей силу, презревшей свой пол?»
Доказательства существования гладиаторш содержатся в правительственных указах и в произведениях римских авторов тех времен. Например, сохранилось несколько правительственных эдиктов, ограничивающих участие женщин в гладиаторских боях.
Помимо письменных источников, существуют археологические данные, неопровержимо доказывающие существование в Древнем Риме женщин-гладиаторов.
Резной мраморный барельеф из Галикарнасса (совр. Бодрум, Турция), изображающий двух женщин-гладиаторов, датируется археологами первым или вторым столетием нашей эры. Барельеф, находящийся теперь в Британском музее - один из самых убедительных доказательств существования женщин-гладиаторов.[4]
Имена гладиаторш выгравированы по-гречески, под их изображениями подтверждая еще раз, что это женщины - Амазония и Ахиллия. Надпись вверху по-латински означает "missae sunt", что значит, что гладиаторши (или одна из них) получили почетное освобождение от дальнейшей борьбы или "пощаду" (missio). Это освобождение, впрочем не означает свободу от службы гладиаторами.
Самым удивительным является то, что в смертельных схватках на арене участвовали не только рабыни и пленницы, у которых не было выбора, но и свободные римские женщины, порой даже из знатных семей. Вероятно, в момент расцвета женских игр - в I веке нашей эры при императорах Нероне и Домициане - это развлечение стало просто модным.
Кельтские женщины–воины
Женщины издревле считаются в первую очередь хранительницами домашнего очага, но по ходу истории это не мешало им проявлять отвагу, которая временами превосходила мужество мужчин. На волне современной эмансипации нам порой кажется, что женщины в старину всегда были «слабым полом» - рожали детей и прислуживали мужчинам. Однако в разных странах и в разные времена существовали женщины-воины. Иногда они даже составляли действующие боевые подразделения, которые наводили ужас на противников не только из-за необычности бойцов, но и из-за их невиданной жестокости.
Те же кельты были не против того, чтобы их женщины наравне с мужчинами участвовали в боях и походах. Согласно сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто бились и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли вступить в бой. [5]
Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступно для женщин.
Боудикка была женой вождя независимого бриттского племени иценов. Во время вторжения римских войск в Британию по приказу императора Клавдия в 43 году нашей эры ицены добровольно перешли на сторону римлян, надеясь таким образом сохранить свою независимость. Рим тут же объявил земли иценов аннексированными, всю казну вождя, перешедшую Боудикке, римские солдаты тут же разграбили, имущество конфисковали. И возмущённые ицены восстали. Оскорблённая Боудикка выказала свою готовность возглавить эту войну.
Армия Боудикки двинулась из Восточной Англии, победоносно прошла через такие города. За своей спиной мятежная королева оставляла дымящиеся развалины и бесчисленные трупы (по некоторым источникам, количество жертв достигало семидесяти тысяч.
Однако в последнем сражении римлянам удалось одержать победу. Боудикка приняла яд и погибла. Так закончилось последнее восстание племен на юго-востоке Англии.
Нубийские царицы-воительницы
К самым влиятельным женщинам Древнего мира относятся кандакии, царицы, которые правили 2 000 лет назад в Нубии, королевстве Куш, на севере современного Судана.
Особенностью этих цариц, которые нередко передавали власть дочерям, было то, что они сами командовали армией и возглавляли военные экспедиции. Античный историк Страбон представляет кандакию, которая правила в конце I века до н.э. как яростную и опасную военачальницу, которая потеряла глаз в бою.
Сделанные на севере Судана находки, судя по всему, подтверждают его слова.
На фасаде храма в городе Нака кандакия Аманиторе (правила в начале I века н.э.) изображена как великанша, которая обезглавливает сразу нескольких врагов, держа их за волосы.
Аманиторе отличается на изображении мощным телосложением, широкими плечами и сильными ногами. Быть может, это просто пропаганда? В любом случае, можно представить себе церемонию казни пленных в Наке или где-то еще. В таком случае кандакия могла официально выполнить роль убийцы врагов своего королевства.
Женщины древней истории не только были хранительницами домашнего очага, они проявляли отвагу и решительность, которая временами превосходила мужество мужчин. Археологические раскопки и письменные свидетельства, говорят о том, что женщины воительницы не вымысел.
Участвуя в гладиаторских боях, восстаниях и войнах они умело пользовались разными видами оружия и сражались наравне с мужчинами.
Женщины - участницы крестовых походах
Существуют сведенья об участии женщин в крестовых походах. Имад ад Дин, биограф легендарного предводителя сарацин Саладина, пишет, что после того, как битва закончилась, сарацины вяли пленников и были изумлены, когда воины оказывались воительницами. В сражении они вели себя как рыцари и несмотря на свой слабый пол проявляли поистине мужскую выносливость. [6]
Судьба этих женщин не известна, однако Имам ад Дин сообщает, что некоторые из них были проданы в рабство пожилым женщинам. Еще один арабский хронист Беха ад Дин отмечает храбрость франкских женщин во время осады Акры – второго по значению города Святой земли во времена Крестовых походов. Во время сражения мусульманские бойцы видели женщину, одетую в зеленый плащ. Она стреляла в них из лука и многих убила, прежде чем сама сложила голову под напором сарацин. Когда воины принесли Саладину ее лук, он был глубоко впечатлен храбростью и упорством погибшей франкской женщины.
Кроме того, в период с XI по XVI век известно несколько десятков случаев, когда женщины, сестры, дочери и жены аристократов и рыцарей, брали на себя руководство обороной родового замка или города, если на него нападали враги, пока сам владетельный сеньор был в отъезде.
Для Средневековья это была обычная "военная хитрость", увы. Считалось, что женщины не в состоянии организовать оборону и дать отпор - но многие давали, да еще как!
«Девы Щита» Викингов
Благодаря канадско-британскому сериалу "Викинги" и компьютерным играм "Скайрим" и "Ведьмак 3", в последние годы стал очень популярен образ скандинавской девы-воительницы. "Боевые подруги" с копьем и щитом, готовые пойти в бой бок о бок со своими мужчинами (и лично проверить их верность в походе). Но существовали ли они на самом деле? И главное - могли ли они существовать с учетом раннесредневекового менталитета, религии и традиций?
Существование женщин-воительниц у древних викингов долгое время вызывало у историков сомнения. Однако новые данные позволяют делать такие смелые выводы. Еще в XIX веке на юго-востоке Швеции было раскопано крупное захоронение на территории древнего города Бирка. Погребение Bj 581 было описано как могила знатного воина. В последний путь с ним положили меч, топор, копье, стрелы, боевой нож, два щита, двух лошадей и даже набор игральных фишек.
Рисунок погребения Bj 581 из Бирки, сделанный в 1889 году Однако в 70-х годах XX века антропологи заподозрили неладное – кости из захоронения оказались женскими. Современные методы ДНК-тестов подтвердили этот шокирующий факт: мужественный воин и явный военный лидер был, несомненно, женщиной. Ученым пришлось вспомнить о неких «Девах со щитом» - skjаldmær, которые упоминались в северных сказаниях. Например, «Рыжая женщина», возглавлявшая флот викингов в Ирландии. Можно здесь вспомнить, конечно, и о Валькириях – грозных девах, собирающих на полях сражений души доблестных воинов. [7]Сказка, конечно, ложь, но намеки на давние и забытые уже традиции она вполне может отражать.
Женщины-самураи и ниндзя
На Западе не очень известен факт, что в средневековой Японии женщин из семей самураев тоже обучали боевым искусствам. Обычно они не были воительницами, но должны были, в случае нужды, защитить дом и своих детей от врагов. Если для самурая главным было служение его господину, то для женщины единственной целью становилось служение своему мужу. Из оружия Онна-бугэйся учили пользоваться главным образом нагинатой (холодное оружие с изогнутым клинком на длинной рукояти), а также копьем яри, цепями и веревками.
Вместо катаны они имели танто – короткий меч самурая. За поясом или рукавом такой грозной домохозяйки всегда был спрятан короткий кинжал кайкэн, который при необходимости мастерски пускался в ход. Этот нож вручался девушке в 12 лет, в день совершеннолетия.
Женщины-самураи, как и мужчины, были хранителями чести своей семьи, поэтому при необходимости они тоже должны были без раздумий провести ритуал самоубийства. История сохранила до наших дней имена многих доблестных женщин-самураев, которые даже командовали войсками, защищая свою страну.[8]
Томоэ Годзэн была несравненной воительнице, она прославилась своим умением укрощать диких, необъезженных коней и без промаха стрелять из лука на полном скаку. Она также блестяще владела мечом и алебардой и была одним из самых опасных воинов своей эпохи. Ей был дарован почетный титул «равной тысяче воинов».
В XVI веке в Японии возник странный и таинственный орден женщин-ниндзя, которые скрывали свою опасность под маской кротости и покорности и от этого становились ещё более опасными. В школу ниндзя попадали по-разному: одних отправляли в неё после плена, другие оставались без родителей, третьих покупали у разорившихся крестьян.
Сначала в них воспитывали безграничную преданность к благодетелям, а затем обучали азам шпионажа. Убить мужчину куноити могли и собственными ногтями: девушки отращивали их, покрывая разными составами для жёсткости, и затачивали.
Но чаще использовали нэкодэ — напёрстки с острыми когтями из закалённой стали. Таким напёрстком куноити могла вскрыть врагу сонную артерию и даже пробить череп. Самым частым оружием были яды. Ниндзя было известно не менее трёхсот различных составов: одни убивали мгновенно, другие медленно, третьи парализовали жертву или вызывали сердечный приступ.
Таким образом в средние века женщины принимали участие в военных походах, совершали подвиги и жертвовали собой ради защиты чести своей семьи. Женщин- воительниц отличались храбростью и выносливостью, что позволяло им наравне с мужчинами защищать интересы своего народа.
Женщины-воительницы в средневековой Европе
Женщины брались за оружие в Средние века по разным причинам. Как феодальные сеньоры, они могли отстаивать свои права и права семьи. Могли участвовать в сражении, защищая дом, родину или религиозные идеалы. Даже простые женщины могли участвовать в судебных поединках, отстаивая свою честь, что уж говорить про дворянок.
Случалось, что на войне женщина оказывалась гораздо опаснее мужчины. Грубой силе воительницы противопоставляли хитрость и расчет.
Шла столетняя война, и Францию могло спасти от поражения только чудо. И вот, в измученный трехлетней осадой англичанами Орлеан приходит весть, что к дофину явилась дева, которая утверждает, что избрана Господом, чтобы спасти Францию и возвести его на престол. Это была 17 – летняя Жанна.
С оружием в руках она вела отряды в бой, и люди следовали за ней беспрекословно.
Жанну сожгли на костре по обвинению в колдовстве, когда в ней отпала надобность, и она стала помехой для достижения дофином своих целей
Гвендолен была легендарной королевой Британии и женой короля Локрина. После смерти ее отца, воина Корина, Локрин провозгласил своей женой другую женщину. Однако Гвендолен не смирилась с решением мужа, а собрала в Корнуолле войско и выступила против него. Гвендолен победила в этой войне и единолично правила Британией в течение пятнадцати лет.
Жанна Лэнь, вошла в историю как Жанна Ашетт. Она жила во Франции, в городке Бове. А славу принёс ей воистину геройский поступок, совершенный ею при обороне родного города от войск герцога Бургундии Карла Смелого.
Было это так.
27 июня 1472 года бургундская армия внушительных размеров захватила предместье Бове и атаковала сам город. За стенами Бове было лишь три сотни человек гарнизона, во главе с Луи де Баланьи. Им и предстояло противостоять штурму. Штурм был в разгаре. В какой-то момент одному из бургундцев удалось забраться на гребень крепостной стены и установить там штандарт.
Бургундцы взликовали. Но некая девушка подскочила к их герою, сжимая в руках топор, и… Есть ещё одна версия произошедшего, где она отсекла руки злосчастному знаменосцу. Затем Жанна Лэнь сорвала штандарт со стены и отшвырнула его в крепостной ров.
Этот поступок хрупкой девушки словно добавил сил защитникам Бове, подняв их боевой дух. К оставшимся в живых мужчинам присоединились и женщины…
Гарнизону Бове удалось отбиться и продержаться 25 дней до прибытия подкрепления. Воинство Карла Смелого так и не взяло город.
К главной героине этого события — Жанне прочно прилепилось прозвище «Секира» (Hachette). Помимо звучного прозвища она была ещё вознаграждена неплохими деньгами, так же она и её потомки навсегда и навечно получили освобождение от налогов.
В средневековой Европе некоторые женщины воительницы, защищая независимость своей Родины, не просто участвовали в военных действиях, а возглавляли войска. Благодаря их героизму и стойкости, они остались в народной памяти до сих пор.
Заключение
На волне современной эмансипации нам порой кажется, что женщины в старину всегда были «слабым полом» - рожали детей и прислуживали мужчинам. Однако в разных странах и в разные времена существовали женщины-воины.
Иногда они даже составляли действующие боевые подразделения, которые наводили ужас на противников не только из-за необычности бойцов, но и из-за их невиданной жестокости.
В разные исторические периоды, женщины принимали участие в военных походах, совершали подвиги и жертвовали собой. Женщин- воительниц отличались храбростью и выносливостью, что позволяло им наравне с мужчинами защищать интересы своего народа, своей семьи.
Совсем немного имён и фактов дошло до дней сегодняшних, но на страницах истории женщины всегда играли далеко не второстепенные роли.
Литература
Приложение №1. Сравнительная таблица
№ | Амазонки | Женщины - самураи |
1. | Обучалась военному делу несколько лет | Женщин из семей самураев тоже обучали боевым искусствам. |
2. | Сдавали экзамен в ходе битвы | Наравне с самураями- мужчинами проходили специальное обучение владению оружием |
3. | На тело воительницы ставили огненное тавро – знак принадлежности к женскому воинству | --- |
4. | Многие жили отдельно от мужчин | Честь клана и звание самурая часто было для онна-бугэйся более почетным, чем звание жены |
5. | Сражались в доспехах как мужчины, хорошо управляли лошадью | Одетые в хакама девушки повязками на головах |
6. | Оружие: мечи, лук, стрелы | Оружие: цепи, веревки, копье и лук, короткий меч, самурая,нож |
7. | Обладали искусством рукопашного боя | «Женщины боевых искусств» |
8. | Принимали участие в битвах, служили телохранителями у правителей | Принимали участие в битвах, хранили честь своего клана |
9 | Амазонки жили с XV века до н. э. до II века до н. э | Женщины-самураи в XI-XVII вв. |
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Рисуем "Осенний дождь"
За еду птицы готовы собирать мусор
Весенние чудеса
Новый снимок Юпитера