В основе исследовательской работы по обществознанию «Образцы нравственности в советском кинематографе на основе фильмов «А зори здесь тихие…» и «Москва слезам не верит» лежит анализ сюжетных коллизий фильмов, причин использования режиссером тех или иных приемов, а также художественных образов героев.
Вложение | Размер |
---|---|
tochka_evelina.docx | 26.78 КБ |
Тематика:
Автор работы: Точка Эвелина
Руководитель проекта: Никитченко Анастасия Юрьевна
Учреждение: МКОУ «Яшалтинская СОШ имени В.А.Панченко» Яшалтинский район, Республика Калмыкия
Класс: 7
Содержание
Введение
1. Влияние советских фильмов на формирование нравственных идеалов людей.
2. Нравственные ценности фильма «А зори здесь тихие…» .
3. Уроки жизни из фильма «Москва слезам не верит» .
Заключение
Список используемых ресурсов
Введение
Из всех видов искусства современного общества - кино занимает особое место. Оно передает наши чувства, привычки, обычаи, погружает человека в мир его иллюзий. Кино по своим сюжетам и жанрам бывает разным. Очень важно, чтобы кинематограф привлекал правильной, эстетической, морально- нравственной культурой. Воспитывал духовно-нравственные, патриотические ценности и нормы среди зрителей.
Целью моей работы является изучение морально-нравственного воспитания зрителей на основе советских фильмов, и какое влияние они могут оказывать на формирование духовно-нравственных ценностей.
Актуальностью темы является то, что на современную молодежь очень большое влияние оказывает фильмы, но в большинстве своём привлекают фильмы зарубежного производства. Отожествляя себя с главными героями, дети и подростки перенимают их манеру поведения, манеру речи. И я решила узнать, насколько правильными с точки зрения морально-нравственного воспитания являются фильмы советского кинематографа?
Гипотеза:как отражены нравственные ценности в фильмах советского периода в целях воспитания духовно-нравственного развития людей.
Методы исследования:
- просмотр фильмов;
- детальное изучение фрагментов фильмов;
- анализ сюжета;
- выделение выводов;
- обобщение исследования.
Ожидаемые результаты:
1) Расширение знаний о методах формирования духовно-нравственных ценностей через просмотр фильмов.
2) Совершенствование исследовательских и поисковых навыков.
3) Развитие самостоятельности собственного мышления и умение учиться.
4) Формирование понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства.
5) Формулирование выводов, обобщений.
6) Приобретение опыта выступления на незнакомую аудиторию.
Задачи, поставленные в работе следующие:
- Выявить нравственные идеалы соотечественников в разные исторические времена.
- Определить нравственные поступки среди героев кино.
- Определить систему ценностей.
- Продолжить формирование активной гражданской позиции, толерантности.
- Развивать интерес к литературе и кинематографу.
Проводить исследование я буду на анализе двух советских фильмов. Первый - «А зори здесь тихие…», поставленный по повести Бориса Васильева. Режиссёру Станиславу Ростоцкому удалосьна примере изображения женских образов отразить патриотизм, подвиг и мужество советских людей в годы Великой Отечественной войны. Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб.
Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознаёт свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Поведение девушек - это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.
Второй фильм - «Москва слезам не верит» режиссёра Владимира Меньшова 1980 года. В фильме рассказывается о трёх восемьнадцати летних подругах, приехавших из провинции. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек. Фильм нравственно обучает таким ценностям, как дружба, честность, взаимопомощь, взаимовыручка, милосердие. Я, по совету родителей, посмотрела оба эти фильма. Причём фильм «А зори здесь тихие…» производства ещё советского режиссёра Станислава Ростоцкого 1972 года.
Но, сначала, необходимо выяснить: что входит в понятие нравственные ценности и идеалы? Понятие «нравственность» включает в себя совокупность ценностей и норм, которые ориентируют людей поступать в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о «добре» и «зле», «счастье» – «несчастье», «совесть» – «бессовестность», «ответственность» - «безответственность», «честь» - «бесчестие» и т.д. Нравственность выступает одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. А ценности - это нравственные и эстетические нормы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид усваивает их в процессе своей социализации.
«У войны не женское лицо» - этот тезис существует на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.
Из всех произведений о Великой Отечественной войне этот фильм произвёл на меня наибольшее впечатление. Он помог переосмыслить роль женщины и, вообще, любого человека на войне. Героев толкали на фронт разные чувства, но одно у них было общее – огромная любовь и уважение к Родине. Надеюсь, что тот ужас, который пережили мои прабабушки и прадедушки и все люди, прошедшие войну, никогда не придется испытать нам, детям XXI века.
Хочется верить, что и в наше время есть истинные патриоты, готовые отдать жизнь за клочок своей России, за детей и стариков, за свою нацию и народ. Это главная нравственная ценность фильма и любого человека Российской Федерации, а тогда Союза Советских Социалистических республик (СССР).
2. Нравственные ценности фильма «А зори здесь тихие…»
Основные события фильма происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны, в районе Карелии. Старшина Васков и пятеро молоденьких зенитчиц противостоят отряду опытных диверсантов, которых забрасывают нацисты в удалённое от фронта местечко, разъезд, который имеет стратегически важное значение. Васкову и девушкам предстоит предотвратить диверсию, но заплатить за это высшую цену…
Воспитание каких же нравственных ценностей были указаны в фильме? Кроме патриотизма, в фильме я обратила внимание ещё на несколько других, которые я назову позже.
Сюжет фильма основан на реальном эпизоде в ходе войны. Повествование ведется от имени Васкова, сержанта, командира группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». Вся повесть построена на его воспоминаниях. Она написана человеком, который прошёл всю войну, поэтому вся она правдоподобна.
Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности его и девушек в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев фильма. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно показаны не мужчины - молодые парни, а молодые девушки, которые проявили особые черты своего характера в страшных, военных условиях.
Каждый персонаж имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну: «Жизнь одна и смерть одна». Абсолютно всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.
Именно из воспоминаний героев повести можно узнать больше об их жизни до войны, их социальную принадлежность, их характеры. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемой, неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.
В данной работе очень трудно подробно рассмотреть каждый персонаж в отдельности. Начну с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже можно увидеть одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Их было пять: Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женя Комелькова и Галя Четвертак.
Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек.
Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь.
А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В фильме есть момент, когда Васков вместе со взрослым сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Отсюда делаю вывод, что после окончания войны Федот нашёл сына Риты и помогал ему в жизни, чтя память и подвиг матери.
Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной, Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у неё были свои личные счёты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив.
С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив всё то, что у неё наболело.
Невзрачную Галю Четвертак они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них. Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы.
Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других. Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.
Из краткого изложения сюжета фильма и краткой характеристики героинь, я делаю следующие выводы:
1) сюжет фильма воспитывает у зрителей высокие патриотические качества;
2) показан героизм, мужество, отвага, отчаянная смелость всех героев;
3) материнская любовь к сыну;
4) память о тех, кто очень дорог и близок;
5) отражены нравственные категории такие, как дружба, понимание, уважение, заботу друг о друге.
3. Уроки жизни из фильма «Москва слезам не верит»
Второй фильм, который я посмотрела, отправляет меня в мироне время. Этот фильм посмотрело огромное количество зрителей у нас в стране и за рубежом.
В фильме «Москва слезам не верит» 1980 года рассказывается о трёх 18-ти летних подругах приехавших из провинции. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек.
Целеустремлённая и сдержанная Екатерина, не добрав баллов при поступлении в институт, стала работать на заводе. Стеснительная и простая Антонина устроилась на стройку работать маляром, позже выходит замуж за москвича-рабочего. Самоуверенной и весёлой Людмиле Москва представляется «лотереей», в которой она должна выиграть своё особенное счастье: выйти замуж за состоятельного столичного жителя, иметь прописку, жить беззаботной жизнью. Она знакомится с симпатичным парнем — восходящей хоккейной звездой.
Екатерина, которая пошла на поводу у Людмилы и вместе с ней солгав, выдавая себя за профессорскую дочь, горько расплачивается за свою авантюру. Она полюбила красавца-телеоператора Родиона, но он, узнав, что она - простая работница на заводе, оставляет Екатерину наедине с её личными проблемами.
Прошло 20 лет. Антонина по-прежнему маляр на стройке, любит мужа и любима им, у них растут три сына. Людмила развелась с мужем, который, не выдержав бремени славы, стал алкоголиком. Екатерина в одиночку вырастила дочь Александру, окончила институт и стала директором крупного предприятия. Её профессиональная карьера в полном порядке, однако личная жизнь так и не сложилась. Однажды в электричке она знакомится с неким слесарем Георгием, который совсем не похож на простого человека рабочей специальности: он интеллигентен, обаятелен, отличается широтой и оригинальностью жизненных взглядов.
Екатерина быстро влюбляется в него. Однако возлюбленный, несмотря на невысокий социальный статус, — сильная личность и привык быть лидером, и у героини возникает острая проблема: как сообщить ему о своей высокой должности? К тому же на жизненном горизонте неожиданно для Екатерины появляется биологический отец уже взрослой дочери Александры и предъявляет права на нее.
У каждого человека с годами меняются жизненные обстоятельства, круг друзей и моральные, нравственные принципы. Одни жизненные ценности вытесняются другими, и то, что было ранее не приемлемо становится нормой жизни.
Какие проблемы и уроки, я усвоила и осознала после просмотра советского шедевра? Их несколько:
1) Нужно иметь в жизни оптимизм. Некоторые подростки верят, что все лучшее впереди. Оптимизм всегда сближает, он дает силу и веру, а остальное приложится и все получится.
2) Нужно быть упорной, чтобы добиться успеха в жизни. Упорство может дать возможность познать себя лучше.
3) Дружба — одно из самых ценных качеств человеческих отношений.
4) Надо много трудиться, чтобы иметь какие-то успехи и заслуги. В мире не бывает ничего просто так, как говорится «без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
5) Честность, один из главных моральных принципов жизни. Очень важно не допускать в жизни обмана, лжи, как поступили героини фильма Людмила и Екатерина. Ложь рано или поздно проявиться и всё станет явью.
6) Очень многое в жизни зависит от характера человека, соответственно его судьба.
Так отражена духовно-нравственная культура России в кинопроизведении Владимира Меньшова “Москва слезам не верит». Фильм нравственно обучает нравственным ценностям: дружбе, верности, честности… Кстати, интересный момент: Владимиру Меньшову сообщили о том, что «Москва слезам не верит» получила Оскар 1 апреля, и он решил, что его разыгрывают. Этот фильм посмотрели миллионы зрителей нашей страны и зарубежья.
Заключение
В своей работе я постаралась проанализировать два фильма, которые абсолютно разные по историческому времени – военное и мирное время, но подходы режиссёров по духовному обогащению, культурно-просветительскому направлению, по формированию нравственных качеств у них общие.
Я думаю, что фильм «А зори здесь тихие…» не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа. Как бы хотелось, чтобы всегда были «… зори здесь тихие…».
Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни – и погибают. Они готовы умереть за победу, но всё говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной.
"...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам..." - С. Ростоцкий.
Фильм «Москва слезам не верит» получил американскую престижную кинопремию «Оскар». Эта награда подтверждает, что фильм, действительно, поучительный, особенно для подрастающего поколения. Он поможет обойти некоторые проблемы и обучает морально-нравственным ценностям.
Почему фильм получил такое название? Потому что в Москве слезами и жалостью себе не поможешь – надо действовать. Это правило следует применить и ко всей своей жизни – вместо того, чтобы при неудачах плакать и жаловаться, надо, как Екатерина в фильме, одну за другой предпринимать попытки для решения проблем. Не получается с первого раза – надо делать еще одну попытку, если опять не получается – еще одну и так до тех пор, пока проблема не решится. Только так можно встать на ноги, добиться успехов в работе и приобрести счастье в личной жизни в том числе.
Общая характеристика этих фильмов заключается в том, что они получили самую престижную мировую премию «Оскара».
В ходе исследования я выясняла, что советские фильмы не несут в себе опасность морально-нравственному воспитанию молодого поколения а даже наоборот, приучает детей быть честными, веселыми, смелыми, ценить дружбу, ценить родных и много ещё чему. Я считаю, что такие фильмы нужно включать в школьную программу для ознакомления и изучения по литературе и истории.
Список используемых ресурсов
1. Фильм «А зори здесь тихие …». Режиссёр С. Ростоцкий, 1972 г.
2. Фильм «Москва слезам не верит». Режиссёр В. Меньшов, 1980 г.
3. berestovitskaya.ru
4. baskino.co
5. etozhizn.ru
6. MaximOnline.ru
7. liveinternet.ru Дневник проба пера
Как Снегурочке раскатать тесто?
Кто чем богат, тот тем и делится!
Три загадки Солнца
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Фильм "Золушка"