Ломоносовские региональные чтения.
Направление: Русский язык и литературное творчество
Вложение | Размер |
---|---|
tema_prirody.doc | 231.5 КБ |
prezentatsiya_tyutchev.ppt | 983.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского
Союза В.И.Лаврова с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»
Ломоносовские региональные чтения.
Направление: Русский язык и литературное творчество
Исследовательская работа
«Мир природы лирики Тютчева познаётся через художественно – выразительные средства языка»
Автор: ГнётоваДарьяСергеевна,
учащаяся 9 класса
МОУ«СОШ имени Героя Советского
Союза В.И.Лаврова с.Горяйновка
Духовницкого района
Саратовской области»
Научный руководитель:
Шамарина Самига Тюлегеновна
учитель русского языка и литературы
МОУ«СОШ имени Героя Советского
Союза В.И.Лаврова с.Горяйновка
Духовницкого района
Саратовской области»
с.Горяйновка
2019
Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А.С.Пушкин, воспевал красоту природы и её величие, и стихию романтик М.Ю.Лермонтов. У каждого художника было своё восприятие природы. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Фёдором Ивановичем Тютчевым.
(Слайд 1 – «Портрет Тютчева»)
Стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена, – одно из самых замечательных явлений русской поэзии.
Думаю, что трудно найти русского человека, который бы ни разу не встречался с произведениями Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихотворения его не могут оставить человека равнодушным.
Я обратилась к творчеству Ф.И.Тютчева, потому что считаю, что главное достоинство его стихотворений заключается в живом, грациозном, пластически-верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её, и всё это превосходно отражается в его стихотворениях. Строчки стихотворений буквально читаются как музыкальные ноты, как песня природы. В каждой тютчевской строчке о природе есть своя необычайность, та самая красота слов и неповторимость…
Через произведения Тютчева о природе я хочу проанализировать состояние и чувства поэта, когда он обращался к окружающей нас Матушке-Природе и творил столь поразительные стихотворения.
Тема моей исследовательской работы «Мир природы лирики Тютчева познаётся через художественно-выразительные средства языка».
(Слайд 2 – «Тема исследовательской…»)
Для анализа взяла следующие стихотворения о природе: «Весенние воды», «Осенний вечер», «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Сияет солнце, воды блещут…», «Что ты клонишь над водами…» и др.
Поэзия Тютчева – это поэзия контрастов и антитез.
(Слайд 3 – «Контрастность»)
Излюбленный тютчевский контраст – день и ночь. Так в большем ряде стихотворений темой является контраст между «светлым» и «мрачным» краем. Это противопоставление не только погоды и сезона, но именно края, это тема севера и юга. В то же время это и тема зимы и лета, ибо север в поэзии Тютчева обычно даётся зимой или поздней осенью, юг – весной или летом.
Хочу подчеркнуть, что наряду с резкой контрастностью в поэзии Тютчева есть переходные состояния между светом и тьмой, теплом и холодом. Рядом со стойкими символами дня и ночи, лета и зимы часты переходные времена суток и года: утро и вечер, весна и осень, зима и лето.
В ранних стихах есть образ грозы, восхищающий и подымающий душу своим весёлым буйством. Особенно характерно известное стихотворение конца 20-х годов «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…» с «молодыми раскатами» «как бы резвяся и играя» грохочущего грома, которому «вторит весело» и «гам лесной и шум нагорный». Весёлая гроза разражается, гром грохочет, солнце золотит. Хочу обратить ваше внимание на то, что динамизм тютчевской поэзии выражается больше всего в повторах слов.
(Слайд 4 – «Весенние воды»)
Обращусь к стихотворению «Весенние воды», вся композиция которого строится на повторах. Но, повторяясь, слово всякий раз выступает с новым смыслом и новой энергией. Они вроде бы те же и не те. Повторяясь и обновляясь, слова в стихотворении («весна», «идёт», «гласят») передают не только движение в природе, но и сильное движение чувства: весеннее половодье и поэзию чувств. Это стремление улавливать малейшие изменения в природе – важное достижение русской лирики, которому у него учились и будут учиться и поэты и прозаики.
В лирике великого поэта рядом с образом мира в покое дан образ мира в грозе и буре.
(Слайд 5 – «Осенний пейзаж»)
Для меня вообще интересны наблюдения над осенней лирикой. Считаю, что тютчевская осень «шире и глубже», чем у других русских поэтов, несмотря на то, что мне очень нравятся стихи Пушкина и Бунина.
В одном из стихотворений поэта читаем:
Зловещий блеск и пестрота дерев
(«Осенний вечер»)
Следующий этап:
Из летних листьев разве сотый
(«Обвеян вещею дремотой…»)
И наконец:
Когда поля уж пусты, рощи голы
(«Когда в кругу убийственных забот…»)
Конечно, на первый взгляд, всё довольно-таки обще и обычно: всё больше листьев падает с деревьев, поля сжаты, птицы улетают, погода портится, начинают дуть холодные ветры. Но существенно, что Тютчев даёт эти наблюдения как примеры постепенного движения. Он рисует природу в процессе её изменения.
То, что я уже отметила как собственную, индивидуальную черту в стихотворении «Весенние воды» – сильный динамизм – является свойством всех стихов Тютчева о природе. Лирика его вообще богата не столько красками, сколько движением. Картины стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева благодаря выше указанным приёмам воспринимаются подвижными, всё в них живёт и движется.
(Слайд 6 – «Метафоричность и символичность лирики Тютчева»
«Ива над водами»)
В соответствии со своим философским миропониманием Тютчев наделяет природу «душой», очеловечивает, одухотворяет, активно используя олицетворяющие метафоры и эпитеты. Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья, цветущий мир природы – эти и подобные им образы тютчевской лирики дают ощущение родства человеческой и природной жизни.
Поют деревья, блещут воды…
(«Сияет солнце, воды блещут…»)
Вслушайтесь в эти строки! Не правда ли, какая необычная, неожиданная комбинация. Метафора «поют» показывает связь, казалось бы, самых отдалённых вещей и явлений: не птицы поют на ветках дерева, а слышится мелодия весеннего пробуждения деревьев.
В стихотворении «Что ты клонишь над водами…» мы видим и олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого: ива «ловит», «устами», струя «беглая», «бежит», «смеётся», лист «томится». Конечно же, в обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. Такой приём часто называют одушевлением. Но здесь перед нами особый случай. Одушевление как художественный приём есть не что иное, как разновидность метафоры.
(Слайд 7 – «Молодая весна»)
В строках с детства всем знакомого стихотворения «Ещё в полях белеет снег…» поэт создал фольклорный образ «молодой весны», идущей вслед за своими бегущими глашатаями (весенние воды) и ведущей за собой «майских дней румяный, светлый хоровод», который «толпится весело за ней». А в другом произведении ( «Зима недаром злится…») – образы старой зимы-ведьмы и «прекрасного дитя» – молодой весны.
Не могу не сказать об одном любопытном обстоятельстве и этим хочу поделиться и с вами: в просмотренной мною обширной литературе о Тютчеве нашла следующие замечания литературоведов: в своей лирике он устанавливает символические связи между русским пейзажем и русским женским характером. Как я уже отмечала выше, мне очень нравятся стихи,
посвящённые осени. Так вот, в образе русской осени ему чувствовалась женская душа.
(Слайд 8 – «Женщина-осень»)
В «кроткой улыбке» увядающей осенней русской природы (стих. «Осенний вечер») он разглядел стыдливую улыбку страдающего «разумного существа». Стихотворение «Сияет солнце, воды блещут…» имеет прямую связь с «Осенним вечером». В нём опоэтизирована красота душевного мира женщины, раскрывающаяся в «улыбке умиленья», подобно «кроткой улыбке увяданья» осени. (К сведению можно принять следующее: стих. создано после знакомства с любимой женщиной Еленой Денисьевой, и именно к ней обращена последняя его строфа – «Измученной души твоей…»). Поэт предпочитает здесь летнему «цветущему миру природы» – слабую, просветлённую улыбку страдающего существа; он отказывается от блещущего яркими красками летнего пейзажа ради «умильной, таинственной прелести» увядающей осени.
Таким образом, метафоричность и символичность в произведениях о природе Ф.И.Тютчева помогают увидеть, из чего же складывается жизнь природы и что природа у поэта органически связывается с философским осмыслением жизни.
«Сияет солнце, воды блещут…»
Перед нами выдающийся образец тютчевского лирического пейзажа, пейзажа настроения: через описание природы поэт передаёт свои настроения, чувства, своё отношение к миру. С первого же полустишия поэт погружает нас в атмосферу лучезарной, ликующей природы, в восторженное море звуков.
(Слайд 9 – «Звукопись»)
Красота звучания внутри стиха в лирике Тютчева достигается аллитерацией (в стихосложении – повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов) и ассонансом (повтором гласного или группы гласных): о во всех без исключения строках. Активно используется аллитерация в стихотворении «Что ты клонишь..»Если принять во внимание наиболее часто повторяющиеся согласные, то обнаруживается следующее: повтор Ш ({ш}то, клонишь, макушку, ловишь) ) в первой строфе, во второй строфе звуков Щ (трепещет, плещет, блещет), Ж (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, в этой части воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. (Повторяет одиннадцать раз шипящие звуки «Щ», «Ш», «Ж».) В строке «Хоть томится, хоть трепещет…» слышен лепет ручейка в этом шепчущем двойном повторе «хоть». Немаловажную роль играет приём ассонанса в стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…». Вы только вслушайтесь: есть что-то возбуждающе-радостное в этом мелодическом перекатывании гласных звуков о – е – е – у).
Кажется, сама вдохновенная музыка весны, например, говорит в строках стихотворения «Весна идёт». Композитор Сергей Рахманинов воплотил её хрустальную мелодию в одном из самых известных романсов на стихи Тютчева.
Итак, в стихотворениях Тютчева легко заметить стройную систему звукописи. Со звуками и словами происходит то же самое, что и с тютчевской природой: в них ощущается дыхание жизни. У поэта живёт не только то, что он изображает, но и как бы сам материал изображения.
Язык Тютчева поразил меня своей красочностью, живостью, красотой оборотов.
Люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Ценю его стихи за тонкий вкус – «плод многостороннего образования». Я познакомилась и поняла только небольшую долю его творчества. Мастерство Тютчева всегда поражает. Он подмечает в самых обыкновенных природных явлениях что-то такое, что при всей своей невзрачности служит точнейшим, просто зеркальным отображением неземной красоты. И выражено это в простых и обычных словах, идущих от самого сердца поэта:
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали…
Не загромождая описания обилием подробностей, Тютчев выбирает самое необходимое, благодаря чему достигает большой художественной выразительности. Такое под силу только человеку, увидевшему в природе «душу», осознавшему, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».
Анализируя стихи поэта, я пришла к выводу, что человек не что иное, как часть природы. И ни в коем случае он (человек) не должен порабощать её, исчерпывая её недра. Ф.И.Тютчев внушает нам, что природа прекрасна. Её красоту помогают нам видеть художественно выразительные средства языка.
Слайд 1
Тютчев - вдохновенный певец природы "Мысль в стихах Тютчева всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им..." И.С.Тургенев 1803 - 1873Слайд 2
Тема исследовательской работы: « Мир природы лирики Тютчева познаётся через художественно - выразительные средства языка » Цель: показать , с помощью каких художественно - выразительных средств языка познаётся природа в произведениях Тютчева .
Слайд 3
Поэзия Тютчева - это поэзия контрастов и динамизма «День и ночь» «Чародейкою зимою…» «Смотри, как роща зеленеет…» «Небо, полное грозою…»
Слайд 4
С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Всё вторит весело громам. («Весенняя гроза») Лирика Тютчева богата движением, лексическим повтором слов (весна) Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!» («Весенние воды»)
Слайд 5
Примеры постепенного движения в природе (осень) Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест… («Осенний вечер…») Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Ещё на ветви шелестит. («Обвеян вещею дремотой…») Когда поля уж пусты, рощи голы, Бледнеет небо, пасмурнее долы, Вдруг ветр подует, тёплый и сырой… («Когда в кругу убийственных забот…»)
Слайд 6
Метафоричность и символичность лирики Тютчева Что ты клонишь над водами, Ива,макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами Ловишь беглую струю?.. («Что ты клонишь над водами…»)
Слайд 7
Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. («Весенние воды») Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... («Зима недаром злится…) Фольклорный образ "зимы" и "весны"
Слайд 8
Символическая связь русского пейзажа и русского женского характера Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть…. ……………………………… .. Ущерб, изнеможенье – и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья. («Осенний вечер») И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоенья Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей … («Сияет солнце, воды блещут…»)
Слайд 9
Аллитерация (повторение однородных согласных звуков) используется для звуковой выразительности. А ссонанс (повтор однородных гласных звуков) делает строку более благозвучной. Поэтическая фонетика Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… («Весенние воды»)
Слайд 10
Восторженное море звуков Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. («Сияет солнце, воды блещут…» Согласные звуки преимущественно в начале слов др, р, д, тр в третьей строке первой строфы, о во всех без исключения строках. Мелодическое перекатывание гласных звуков о-е-е-у. Аллитерация: Багряных листьев томный, лёгкий шелест. (Песня падающих листьев) И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою… (Пронизывающее дыхание ветра) Есть в светлости осенних вечеров Умильная таинственная прелесть… (Самое главное – тишина)
Слайд 11
Лил тёплый летний дождь, его струи По листьям весело звучали… "В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык..." "Мысль в стихах Тютчева всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им." И.С.Тургенев
Слайд 12
Вывод: Человек не что иное как часть природы. Ни в коем случае он (человек) не должен порабощать её, исчерпывая её недра. Стихотворения Ф.И.Тютчева – гимн прекрасной природе. А художественно-выразительные средства поэтической речи помогают видеть нам мир души природы.
Слайд 13
Благодарю за внимание!
Машенька - ветреные косы
Ночная стрельба
Рождественский венок
Юрий Алексеевич Гагарин
Три орешка для Золушки