Читая сказки, мы развиваем кругозор, мышление и фантазию, проживаем вместе с героями целую жизнь, полную опасностей и приключений. А когда пишешь сказку сама - тем более…
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_liter.chteniyu_mazeinoy_kati.docx | 31.49 КБ |
МКОУ Куртамышского района
"Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1"
Сочиняю свою сказку
Предмет: литературное чтение
Выполнила:
Мазеина Катя,
ученица 2 «Б» класса
Руководитель:
Малая Марина Петровна,
учитель начальных классов
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта……………..……………………………………………….…...3
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Сказка – наиболее развитый жанр русского народного творчества……….5
1.2.Виды сказок и их характерные особенности……………………....………..6
1.3.Воспитательное значение сказок……………………………….....................9
Глава 2. Практическая часть
2.1. Сочиняю свою сказку……………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………….………………12
Список использованной литературы…………………………………………...13
Приложения……..….……………………………………………………………
Паспорт проекта
«Сочиняю свою сказку»
Тема проекта | «Сочиняю свою сказку» |
Сроки реализации проекта | Март, 2019 год |
Исполнитель проекта | Мазеина Катя, ученица 2 «Б» класса |
Координатор проекта | Малая Марина Петровна, учитель начальных классов |
Актуальность проблемы, на решение которых направлен проект | Актуальность моей темы состоит в том, что читая сказку, мы развиваем кругозор, мышление и фантазию, проживаем вместе с героями целую жизнь, полную опасностей и приключений. А когда пишешь сказку сама - тем более… |
Цели и задачи проекта | Цель: написать свою сказку Задачи: 1) Узнать информацию о жанре русского народного творчества как сказка; 2)Встретиться с библиотекарем нашей школы; 3) Раскрыть характерные особенности сказок о животных, волшебных, бытовых; 4) Написать сказку собственного сочинения, которая станет продуктом моего проекта. 5) Сделать книгу своими руками |
Мероприятия проекта | Этапы реализации проекта: 1. Выбор темы проекта, целей, задач. 2. Сбор информации. 3. Оформление результатов в форме книги. 4. Презентация результатов проекта на конкурсе. 5. Анализ полученных результатов. |
Результаты проекта | Сказка собственного сочинения |
Введение
Наверное, в каждой семье на полке стоят книги в разноцветных переплётах.
Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. А иначе как вообще можно представить себе жизнь без книг. Это же скучно и неинтересно! Как иногда можно видеть лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. А ещё книга развивает кругозор, мышление и фантазию. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины.
И, наконец, читая любое произведение, мы становимся грамотнее. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Поэтому я считаю, что моя тема интересна и актуальна. Я очень люблю читать и не представляю себе ни одного дня без книги. А особенно мне нравится читать сказки. Ведь когда читаешь сказку, проживаешь целую жизнь, полную опасностей и приключений, когда пишешь сказку - тем более…
Таким образом, при выборе темы проектной работы я остановилась на сказке собственного сочинения.
Поставила перед собой цель – написать свою сказку.
Для этого нужно решить несколько задач:
Глава 1. Теоретическая часть
1.Сказка – наиболее развитый жанр русского народного творчества
Сказка – один из самых популярных видов эпического народного творчества. На протяжении многих веков она жила в устном народном творчестве, передавалась из поколения в поколение. В библиотеке мы нашли словарь В.Даля и прочитали определение сказки. Сказка – вымышленный рассказ, небывалая или даже необычная повесть, сказание.
«Оказывается, сказки есть в фольклоре каждого народа, населяющего землю. Бесспорно, у каждого народа сказки свои, но во всех с необыкновенной полнотой воплощены его чаяния и мечты, обычаи и поверья, образ жизни и занятия».Сказки переносят нас в разные земли и страны, рассказывают о том, где и как живут люди, как они жили в стародавние времена.
Итак, сказка – «один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение – эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни». А точный выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребёнка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, телевидению, ставятся в театрах и кино.
1.2. Виды сказок и их характерные особенности
Сказки могут быть авторскими и народными. Авторские сказки написаны определенным лицом – автором (Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и многие другие). Народные сказки – вид устного повествования с фантастическим вымыслом. ( «Колобок», «Теремок», «гуси-лебеди и многие другие)
«По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые».
Но прежде чем говорить о каждой из групп, остановимся на общих особенностях жанра.
Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек: добрый, справедливый, красивый, сильный; он преодолевает всякие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам – уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке.
Несмотря на широкое разнообразие, сказки имеют ряд характерных особенностей, которые приемлемы к любому из видов:
1)сказка включает в себя, как правило, троекратные повторы.
2) небольшие по объему, с простым, занимательным сюжетом;
3) не соответствие действительности (сказочность);
4) очеловечивание животных, вещей, предметов;
5) наличие положительных и отрицательных героев;
6) противопоставление качеств человеческой личности: ум и глупость, храбрость и трусость и т.п.;
7) идейная направленность: борьба добра и зла;
8) сказочные предметы;
9)устойчивые выражения»
(В тридевятом царстве тридесятом государстве, жил-был царь)
Далее рассмотрим характеристики трех основных категорий сказок: волшебных, о животных, социально-бытовых.
Вот что мы узнали о сказках о животных. Сказками о животных (животным эпосом) называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. В сказке животные приобретают человеческие черты – думают, действуют, говорят. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера. Так, традиционно главная черта лисицы – хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой.
«Волшебные сказки - это сказки, где действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов – борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его – не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и прочие».
В сюжете волшебной сказки главный эпизод – это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк.
Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта. Бытовые сказки включают в себя следующие темы: брак близких родных, падчерица и мачеха, младший брат и старшие братья, о правде и кривде, и т.д.
«В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе – Злосчастье». Данные сказки имеют большое познавательное и воспитательное значение: дети узнают о жизни, быте, нравах людей; учатся взаимовыручке, смекалке, честности; формируется понятие образности языка.
1.3. Воспитательное значение сказок
Я выяснила, что сказки учат добру, справедливости, состраданию и любви. Сказка учит любить природу и животных, жалеть слабых и обездоленных. Однако сказка учит, и наказывать зло, ложь, жадность, жестокость.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из любой ситуации; сказки «Теремок» и «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей и старших звучит в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Рассмотрев теоретические основы такого литературного жанра, как сказка, можно сделать следующие выводы:
Глава 2 Практическая часть
2.1. Сочиняю свою сказку
В третьей четверти мы всем классом посетили библиотечный урок (Приложение). На котором узнали: какие бывают сказки.
Именно с этого библиотечного урока у меня появилась мысль о написании собственной сказки.
Изучив необходимую информацию нужно было определиться, какую сказку я буду сочинять: волшебную, о животных, бытовую. И я решила остановиться на сказке о животных с элементами волшебства (Приложение).
Нужно было подумать и решить какой будет сюжет сказки, о чём будет сказка? (Приложение).
При этом нужно помнить , что в сказке о животных действующими лицами являются дикие звери или - домашние животные. В этих сказках герои приобретают человеческие черты – думают, действуют, говорят. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. В моей сказке встречаются необычные, волшебные сюжеты, в которых случаются чудесные превращения.
Я занималась написанием сказки после занятий в школе и на выходных. А после того как рукопись моей сказки была готова и , нужно было нарисовать иллюстрации . (Приложение).
После того, как были готовы иллюстрации, мы вместе с моим классным руководителем Мариной Петровной напечатали текст на компьютере (Приложение), отсканировали рисунки (Приложение). А уже дома вместе с мамой собрали всё в книгу ( Приложение).
При изготовлении книги использовали листы формата А 4, ножницы, нитки, иголка. Готовые варианты книги можно наблюдать в моей презентации.
На уроке внеклассного чтения я прочитала сказку собственного сочинения ребятам из нашего класса (Приложение). Думаю, что многие ребята захотят сочинить свою сказку, а я уже смогу оказать им помощь.
Заключение
Рассмотрев теоретические основы такого литературного жанра, как сказка, и сочинив сказку самостоятельно, я пришла к следующим выводам:
Приложение .
Где найти счастье?
В одном кошачьем государстве жили кошка Мурыся Муркина и её котята Царапка и Мявчик. Царапка была беленькая и пушистая, а Мявчик был серенький с белыми лапками.
Жили они и горя не знали. Кошка Мурыся о них заботилась , таскала им мышек, кормила рыбкой и поила молочком.
Но вот однажды , когда кошки не было дома, котята вздумали играть. Они стали бегать друг за другом, сдёрнули все половички, прыгнули на стол, опрокинули тарелку и разбили её. Потом просыпали муку и Мявчик стал белым, как Царапка. Мявчик прыгнул на лавку и попал в ведро с водой. Ведро опрокинулось на пол. Мявчик сидел в луже и весь дрожал. Когда пришла Мурыся и увидела, что творится в её доме, она выгнала котят на улицу.
-Какие мы несчастные,- сказала Царапка.
-Мы маме приносим одни несчастья,- плакал Мявчик.
-А давай найдём счастье и принесём его маме,- предложила Царапка.
И Мявчик с Царапкой пошли искать счастье. Идут они идут и вдруг видят- впереди река. А там плавает утка с утятами.
-Тётя Утка, вы не знаете, где найти счастье? –спросили котята.
-Счастье-это плавать по зеркальной воде и любоваться своими утятами. Смотрите, как смешно они ныряют!- прокрякала утка.
Котята не умели плавать и попросили утку перенести их на другой берег. Утка посадила их на спину и поплыла к другому берегу. Котята поблагодарили её и пошли дальше. Перед ними стояла высокая гора. Котята не могли на неё подняться , они карабкались и падали. Сверху пролетал орёл.
-Дядя Орёл, как найти счастье?- спросили котята.
-Счастье- это парить в голубых небесах и всегда возвращаться к своим орлятам- ответил Орёл.
Котята не умели летать .Они попросили орла перенести их через гору. Орёл посадил котят на спину и полетел. Перелетев горные вершины, котята оказались в лесу.
Шли они шли, устали, сели на пенёк отдохнуть. Мявчик увидел красивую бабочку и погнался за ней. Бабочка села на цветок и превратилась в маленькую девочку. А за её спиной были маленькие крылышки и в руках она держала волшебную палочку.
- Вы что ищете ? – спросила их девочка – бабочка.
-Мы ищем счастье,- промяукали котята.
-Не там ищете, - сказала девочка- бабочка. Вас уже давно ищет ваша мама кошка и переживает. Ваше счастье – то ваша семья! Быть всегда вместе!
Она взмахнула палочкой и котята оказались дома.
-Мамочка, прости нас ! –промяукали котята
-Мур, мур, мур,- промурлыкала кошка Мурыся.
Кошачья семья была счастлива!
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Сочные помидорки
Горячо - холодно
Сказка об одной Тайне
Мост Леонардо