НПК по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
НПК по литературе | 81 КБ |
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
ГАУ ДО «Центр развития талантов «Аврора»)
Конкурс исследовательских работ и проектов в рамках Малой академии наук
школьников Республики Башкортостан
Направление: Литературоведение
Тема научно-исследовательской работы (проекта)
Образ березы в произведениях русской и башкирской литературы
Выполнила: Дульцева Мария,
обучающаяся 5а класса
МОБУ лицей с.Булгаково
МР Уфимский район
Республики Башкортостан |
Научный руководитель: Рамазанова А.Р., учитель русского языка и литературы,
г. Уфа 2020 год
Рецензия на работу ученицы 5а класса «Образ березы в произведениях русской и башкирской литературы»
учителя русского языка и литературы Рамазановой А.Р.
Актуальность темы, постановка проблемы и уровень ее раскрытия освещены полностью. Так, в данной работе присутствует актуальность темы, что немало важно для написания работы. Постановка проблемы определена достаточно четко. Проблема раскрыта в полной мере. Выводы, сделанные в конце работы, соответствуют поставленным целям и задачам.
Степень самостоятельности и творческого подхода к рассмотрению темы наивысшая. В работе в полной мере проявлена самостоятельность. Лексика автора грамотна, уравновешена. Одним из достоинств работы является то, что автор не раз употребляет различные термины, руководствуясь специализированной литературой. В работе прослеживается достаточно высокий уровень знаний в области русского языка и литературы, а также богатый словарный запас. Автор подходит к написанию работы творчески, при этом используя богатое воображение.
Анализ и систематизация информации в процессе исследования в работе присутствует. В данном случае видна большая работа, проделанная автором, т.к. выбранные произведения проанализированы досконально. Структура работы правильная. В работе содержится введение, основная часть, заключение и список использованной литературы. Грамотность изложения, аккуратность оформления работы прослеживается. Автор данной работы грамотно изъясняется, четко формулирует свою точку зрения. Работа оформлена аккуратно, без ошибок и искажений.
Интерес авторов к данной теме заслуживает одобрения. Предметом научного исследования стал образ русской березы. Работа имеет хорошую методологическую основу, включающую в себя работы современных ученых и исследование самого автора. Оценивая работу в целом, она заслуживает положительной оценки.
Содержание
2.Происхождение слова «береза».
3. Значение образа березы в произведениях русской литературы.
4.Значение образа березы в башкирской литературе.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Введение
Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают. Это самое распространенное дерево, символ и гордость русского народа.
Свою работу я решила посвятить именно красавице-березе, а точнее образу березы в русской поэзии.
Актуальность исследования состоит в том, что такие понятия как «береза» и «Россия» - понятия, неотделимые друг от друга, то есть работа имеет патриотическую направленность. Ведь каждого человека, любящего сою Родину, волнует простая русская природа. А разве можно представить себе русское поле без березы? А русский лес без светлой березовой рощи?
Цель исследования – раскрыть значение образа березы в русской и башкирской литературе(на примере произведений С.Есенина,В.Рождественского,В.Шукшина,О.Шестинского,С.Кудаша,М.Тажи,М.Карима)
Объектом исследования являются произведения русских и башкирских поэтов и писателей; предметом исследования – образ русской березы.
Гипотеза исследования заключается в том, что береза привлекает внимание многих поэтов своей красотой, поэтому для описания этого дерева авторы прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств.
Для анализа я остановилась на произведениях:
С.Есенина «Береза»,В.Рождественского «Береза»,В.Шукшина «Калина Красная», О. Шестинского «Без березы не мыслю России…»,М.Карима «О березовом листе»,С.Кудаша «Одинокая береза»,М.Тажи «Плакучая береза»,А.Филиппова «О добре и зле».
Происхождение и значение слова «береза»
Русский художник Игорь Грабарь говорил: "Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал".
А.С.Пушкин вспоминал в одном из писем к А. Дельвигу, как он обрадовался в своем путешествии на юг, когда увидел березу: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось»
Русское слово береза очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый», «белый». Видимо, так прозвали березу за цвет ее коры. Интересно, что и слово береста – того же происхождения. Если поискать в словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в немецком – Birke, в английском – birch, в латышском – berzs.
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные — сережки. А когда появятся на березе желто-лимонные листья, — значит, сентябрь на дворе.
Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов. Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги. И все из березы идет в дело: из почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метлы и веники, из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке, из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.
Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию — от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают.
Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет. Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость — березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево, лишаясь своих запасов, которые идут для образования молодых побегов и листвы, истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее. А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву.
Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик — чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Их собирают круглый год. Приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются желтенькие упругие лисички. Там, где береза растет в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднимаются подосиновики с красно-желтыми шляпками. Но особую радость испытаешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гриба, слывущего среди грибов царем.
Есть интересные народные приметы и поговорки, связанные с образом берёзы:
«Если берёза раньше клёна опушается – жди сухого лета»;
«Зацвела берёза – начинай сажать картофель»;
«Если из берёзы весной течёт много сока – лето будет дождливым».
Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление
С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далеком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью березовой рощи, любим березовый сок, с удовольствием хлещем себя в бане березовым веником. А напоминанием о прошлом стали плетеные из бересты поделки, лукошки, корзинки, шкатулки, которые сегодня превратились в сувениры и произведения народного искусства.
Что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.
Образ березы в текстах русских поэтов многозначен: в нем и грусть опущенных ветвей, и свет, исходящий от ствола, - грусть, которой овеяно это северное дерево.
При доминушке береза
Белая стояла;
При березоньке девица
Плакала,рыдала
(Н.Цыганов. При доминушке береза)
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом «беречь». Это объясняется тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. В настоящее время береза не утрачивает своей популярности, она считается символом нашей страны, а как красиво и развернуто преподносят нам образ березы поэты! Пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. Это ясно можно увидеть в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.
Значение образа березы в произведениях русской литературы.
Для анализа мы взяли несколько произведений известных поэтов и писателей русской и башкирской литературы: С.А.Есенина, В.А.Рождественского, В.М.Шукшина, О.Н.Шестинского, А. Прокофьева «Березка»,Н. Рубцова «Березы», Мустая Карима, Сайфи Кудашева и Мухиддина Тажи.
Сергей Александрович Есенин в своем стихотворении «Береза» одухотворяет образ этого дерева. Березка представлена им в образе девуши, юной и стройной. Это можно увидеть по ее чисто женскому жесту «принакрылась снегом». Автор в стихотворении употребляет сравнение, эпитеты и олицетворение. Например, в строках:
Принакрылась снегом, Точно серебром.
Снег сравнивается с серебром. А в третьей строфе:
И стоит береза
В сонной тишине, И горят снежинки
В золотом огне
эпитеты « в сонной тишине», «в золотом огне» создают более сказочный, волшебный пейзаж.
В последней строфе стихотворения:
А заря, лениво
Обходякругом, Обсыпает ветки
Новым серебром.
Есенин употребляет олицетворение «заря, лениво обходя кругом», тем самым он наделяет зарю таким человеческим качеством, как лень. Это дополняет зимний пейзаж, описанный поэтом, делает его более красочным.
Береза в стихотворении Есенина ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище. Береза для С.А. Есенина — это одновременно символ русской природы и женской красоты. В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной — все самое светлое, чем живет человек в этом мире.
Также хотелось бы рассказать о стихотворении Всеволода Александровича Рождественского «Береза». В этом стихотворении автор приводит сравнение березки с душой русского народа:
Что кажется – в шуме берёзы
Есть что-то от русской души.
Стихотворение Рождественского говорит нам о том, что береза имеет большое значение для народа нашей страны. Она помогает переживать самые тяжелые трудности, придает сил и уверенности. Строки из стихотворения:
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.
Данные строки показывают нам силу березы, ее стойкость. Таким и является русский народ. Когда наша страна переживала не лучшие времена, люди находили в себе силы жить дальше и верить в лучшее.
Не только в поэзии можно встретить образ березки. Например, в киноповести Василия Шукшина «Калина красная» главный герой Егор Прокудин начало своего нового этапа жизни связывает с березами, обращаясь к ним, как к подружкам, ласково называя их «невестушками». Именно с землей, березками, простым крестьянским трудом связаны надежды Егора на светлую, чистую жизнь.
Хотелось бы еще привести в пример стихотворение Олега Шестинского «Без березы не мыслю России…». Это произведение также раскрывает перед нами непрерывную связь березы с народом. Первая строчка содержит главный смысл стихотворения: «Без березы не мыслю России…». Автор хотел сказать нам о том, что береза всегда играла настолько важную роль в жизни нашей страны, что теперь невозможно представить Россию и березу по отдельности. Недаром Шестинский пишет следующие строки:
Что, быть может, в столетья иные
От березы — вся Русь рождена…
Этими словами поэт хотел сказать, что березы имели большое значение с самого рождения Руси. Ведь уже в древности это дерево считалась для славян священным, они почитали его и считали даром Богов.
Оживляет березу в своем творчестве и Александр Прокофьев.
Березка
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, - но не ломится.
А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.
Сколько эпитетов использует автор при описании этого красивого дерева: светлая, грустная, плакучая, ясная, кипучая.
Стихотворение интересно тем, что поэт, описывая березу, использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Таким образом, это своеобразное признание в любви. Недаром поэт прибегает к повтору именно этой строки: «Люблю березу русскую». Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем самым еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в беленом сарафанчике», «с зелеными сережками», а используемые эпитеты светлую, грустную, плакучую помогают автору передать его мысль и эмоции.
В этом стихотворении мы видим уже не зимнюю березу; на березе белый сарафанчик и зеленые сережки. Но в какое бы время поэты не изображали березу, она всегда прекрасна.
Береза встречается и в стихотворении Николая Рубцова «Березы».
БЕРЕЗЫ
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
Здесь береза не просто красивое дерево, похожее на молодую девушку, береза – это память. Благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают переживания прожитого детства и юности. Березы – воспоминание и символ прожитых лет. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери.
В стихотворении поэт использует изобразительно-выразительные средства: олицетворения: шумят березы, набегают слезы, шумел листопад;
метафоры: набегают слезы, побеждает проза, убили пули;
эпитеты: хмурых дней, желтый листопад;
сравнения:
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...
Береза – неотъемлемая часть нашей страны, поэт признается в любви березам, а, следовательно, он признается в любви России. И, как и Есенин, как и Фет, Рубцов в первой и последней строфах употребляет глагол ЛЮБЛЮ, тем самым показывая читателям свои чувства.
Значение образа березы в башкирской литературе.
Как уже известно, символом нашей страны служит береза. Но неотъемлемой ее частью является наша малая Родина – Башкирия. И великий символ нерушимого единства башкирского и русского народов – зелёный листок на белоствольной березе. Этот союз представляют нам многие башкирские авторы, и одним из них является Мустай Карим – гордость башкирской литературы. В стихотворении «О березовом листе» он показывает читателю искренность, огромную трепетную любовь к своей земле и сравнение Башкирии с березовым листом.
Образ березы связан с понятием Россия, Родина. Мустай Карим использует метафору, представляя Башкирию как листок березы. Автор наделяет ее следующими эпитетами: великая, зеленая, высокая. Это художественное изобразительное средство указывает на могущество, процветание, величество России.
Также есть другие башкирские авторы, в произведениях которых встречается береза.
К примеру, в стихотворении Сайфи Кудаша «Одинокая береза» автор показывает переполненные чувства к ней, которые выражены в следующих строках:
Как березки Урала, она
И бела, и тонка, и стройна.
Я обнять захотел ее вдруг –
Пусть ревнуют деревья вокруг!
Я подолгу блуждаю один,
Но не вижу для грусти причин –
Загрустить не дает в тишине
Одинокое дерево мне.
Особое отношение автора к березе представляют такие средства выразительности, как эпитет - бела, тонка, стройна, олицетворение - не вздохнет, безмолвно стоит, не шелестит, встрепенется в ответ, запоет, которые показывают нам ее силу, неустанность, величие. Также писатель называет ее землячкой, то есть он находит в ней родную душу. Сайфи Кудаш называет березу одинокой лишь потому, что она единственная возвышается среди других деревьев на кавказской горе. Но поэт повествует, что «не узнать одиночества ей», которое представлено в таких строчках:
Нет, ни разу она не вздохнет,
Мне лишь издали веткой махнет.
Видно, здесь, среди южных друзей,
Не узнать одиночества ей!
Но когда б я в лесу не бывал,
Я поникшей ее не видал.
Видно, здесь, среди южных друзей,
Не узнать одиночества ей.
Обращаясь к творчеству Мухиддина Тажи, можно увидеть, что образ березы представлен в поэме «Плакучая береза». Эта поэма о башкирском джигите Ильмирде, который хотел восстановить правду, освободить свой народ от гнета баев. Здесь образ березы представлен верой в светлое и справедливое будущее. Автор употребляет эпитеты белая, в весеннем платьице, гибкий стан, показывая нам ее величественность, красоту и силу. Она – символ веры и надежды не только Ильмырды, но и его жены Гульбостан. Писатель называет березу плакучей потому, что она так же, как и молодая жена, ждет джигита. В конце поэмы поэт пишет «И ту плакучую березу у нас прозвали Гульбостан» ,и это не с проста, ведь береза, как и Гульбостан, страдает, плачет и тоскует об Ильмирде.
Уфимский поэт Александр Филиппов создал стихотворение «О добре и зле», в котором нам встречается образ березы. Это произведение о том, как жестоко была вырублена береза нетерпеливой, звенящей пилой. И перед тем, как это случилось, автор представил нам ее «белоствольной, молодой, зазеленелой», тянущейся к небу и не знающей горечи и слез. В конце поэт пишет, что «это все закономерно: в природе нет добра и зла», тем самым показывая жестокость, бесчеловечность и эгоистичность людей.
Заключение.
Ни в одной стране мира нет столько белоствольных деревьев с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. Береза стала олицетворением России. Пройдут сотни лет, но берёза будет символом нашей бессмертной могучей родины. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям свет. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля.
Поэты и писатели всегда будут прославлять в своих произведениях простое русское дерево – берёзу.
Познакомившись с произведениями русских и башкирских поэтов и писателей , я увидела, что образ берёзы в поэзии символичен. Такое изображение березы во многом совпадает с традиционными народными представлениями об этом дереве, а именно:
•береза является символом родного дома, родной земли; поэты изображают берёзу как нечто изначальное, без чего невозможен человек;
•береза – символ стойкости, мужества, надежды и света;
•береза – символ памяти, бессмертия всего живого, где и берёза, и человек – части этого живого;
•с берёзой связано настроение счастья, радости, грусти, печали, восторга, но всегда на первом месте – любовь к берёзе;
•поэты оживляют берёзу, она предстаёт перед нами как девушка, женщина;
•поэты показывают её в разное время года.
Известному русскому писателю двадцатого века, Виктору Петровичу Астафьеву, принадлежат замечательные строки о березе, как о символе нашей Родины: «Славно пахнет березка, славно! Я и не предполагал, что это скромное деревце так прекрасно, оно прекрасней всех деревьев на свете, потому что оно пахнет Родиной».
Список литературы
1.Брагина А.А. Поэтический символ русской земли // Русская речь. – 1984. - №
2.Горобец Ю.И., Симонов А.А. Береза. – М.: Просвещение, 1998. – 145 с.
3.Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
4.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – СПб.: Искусство-СПб, 1996. – 846 с.
5.Филологический анализ художественного текста: Практикум / Купина Н.А., Николина Н.А. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 408 с.
6.Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216 с.
7.Тексты произведений русских и башкирских поэтов и писателей.
Будьте как солнце!
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Лиса-охотница
Как нарисовать зайчика
Именинный пирог