Проблема духовного самосовершенствования личности в романе-эпопее «Война и мир»
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема духовного самосовершенствования личности в романе-эпопее «Война и мир» | 17 КБ |
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ
Сочинение ученика 11а кл Другоруб Александра
Проблема духовного самосовершенствования личности в романе-эпопее «Война и мир»
Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого твердо обосновалась не только в русской, но и в мировой литературе. Несмотря на полтора прошедших века, «Войну и мир» активно читают и многократно экранизируют. Одна из важнейших проблем, затронутых в романе – проблема духовного роста человека. Результатом размышлений автора по этому вопросу можно считать судьбы таких героев, как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Именно эти герои входят в число любимых героев Толстого и проходят долгий путь нравственных исканий. Судьба Андрея определенно была непростой: и ранняя женитьба на «маленькой княгине», и мечты о воинской славе и последующее разочарование, и попытки участвовать в государственных делах (Сперанский), и трагичная любовь к Наташе. Все эти события привели Андрея Болконского к осознанию жизненных истин. Перелом сознания героя происходил постепенно. Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события жизни. Толстой так описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Кульминационным моментом для героя служит фрагмент «Небо над Аустерлицем». Тогда Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которая ранила его, Отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это – великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо». Свидетельством изменений в душе Андрея служат также две встречи с дубом. При первом знакомстве с ним Андрей воспринимает дуб мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Но по возвращении домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», - решил Болконский. Такое мироощущение в нем пробудила Наташа, Андрей застает ее при Луне и в нем просыпается давно забытое. Таким образом, Андрей Болконский умирает человеком, познавшим настоящую истину жизни! Пьер Безухов идет по другому пути. Его описание, внешние характеристики, душевная неопределенность наполнены неким чувством доброты и уважения писателя к своему герою. Не зря именно через Пьера озвучено большинство мыслей автора, через его дорогу Толстой выстраивает главные проблемы романа. В первых главах герой противопоставлен современному ему высшему обществу, в котором господствует неискренность, лесть, поверхностность. Это открытый, честный человек, которой во что бы то ни стало пытается найти истину и свое призвание в жизни чтобы делать добро, помогать людям и чувствовать свою необходимость обществу. Встреча с Платоном Каратаевым полностью меняет его мировоззрение. Именно этот простой солдат оказал максимальное влияние на перемену взглядов Пьера. Он раскрыл ему всю мудрость и ценность человеческой жизни. В конце своих идейных исканий Пьер Безухов награжден жизнью в атмосфере настоящей семейной идиллии. Герой наслаждается спокойствием и счастьем, окруженный заботой Наташи и четырьмя детьми. В конечном итоге автор даёт своим героям то, чего они так желали: Андрей Боконский познал вездесущую любовь, Пьер нашел своё место рядом с Наташей. Герои прошли через многое и заслужили своё счастье.
Ералаш
Две лягушки
Кто чем богат, тот тем и делится!
Петушок из русских сказок
Калитка в сад