Роль смайлов в истории письменности. Проектная работа, победитель научно-практической конференции "Эврика" муниципального уровня.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. История письменности……………………………………………3
Глава 2. История смайла……………………………………………………6
Глава 3. Лингвистический эксперимент…………………………………..8
Заключение………………………………………………………………….9
Список использованной литературы……………………………………..10
Приложение №1 Виды письма……………………………………………11
Приложение №2 Виды алфавита………………………………………….12
Приложение №3 Смысловые смайлы…………………………………….13
Приложение №4 Эмоциональные смайлы ………………………………15
Приложение №5 Результаты анкетирования обучающихся………………...16
Приложение №6 Время, затраченное ребятами на выполнение
заданий………………………………………………………………….….17
Приложение №7 Результаты опроса учителей, работников школы, родителей...17
Приложение №8 Работы обучающихся с текстами писем …………………..18
Русский язык
ОРЛОВА Полина Викторовна
Краснодарский край, Крымский район, х. Школьный,
МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 59 хутора Школьного муниципального образования Крымский район, 11 класс
РОЛЬ СМАЙЛОВ В ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ
Научный руководитель: Лях Наталья Геннадьевна, учитель русского языка МБОУ СОШ № 59, Крымский район, хутор Школьный
Введение.
Большинство людей, не причастных к компьютерным сетям, не имеет представления о том, что такое смайлы и в чём заключается их роль в языке. Кроме того, в силу консерватизма, многие люди, даже знакомые с этим понятием, считают смайлы чем-то избыточным, неким кратковременным модным веянием, стоящим в стороне от развития основного языка и не приносящим какой-либо пользы. Hередко встречаются мнения о том, что смайлы засоряют язык, делая его примитивным, и отучают человека, активно их применяющего, от умения выражать обычными словами то же самое, что передают смайлы. Таким образом, сложилась и гипотеза данной работы: постоянное использование смайлов в письменной речи негативно воздействует на умение человека выражать свои чувства словами, ведет к оскудению словарного запаса языка отдельно взятого человека.
На наш взгляд, проблема частотного употребления смайлов пользователями социальных сетей, электронной почты очень важна, актуальна.
Цель: определение роли смайлов в истории письменности.
Задачи:
Методы исследования:
Объект: история письменности.
Предмет: место смайла в истории письменности.
Литературы, посвящённой истории письменности, очень много. Это и словари, и научные статьи, монографии. У авторов данных работ взгляд на историю письменности одинаков, больших противоречий не наблюдается.
Самостоятельных исследований о роли смайла в письменности не было обнаружено. На специализированных сайтах о смайлах встречаются отдельные замечания критического или позитивного характера. Поэтому считаю, что данная тема нуждается в исследовании.
Планируемый результат:
-расширить кругозор, повысить культурный уровень;
-выступить с данным проектом на школьной конференции;
-разместить выводы по теме работы в соцсетях, на школьном сайте.
Глава I. История письменности
Развитие человечества делится на «до алфавитный» период и на «алфавитный» период. Народ считается не цивилизованным, если у него не присутствует письменность. Письменность появилась для передачи информации и связана со способностью человека что либо создавать. Речь появляется раньше письменности. Она привязана к человеку, а письменность имеет свойство передачи информации независимо от присутствия человека.
Письмо – визуальный способ передачи информации. Зарождение письменности связано с рисунком, первой попыткой человека изобразить что-то важное из жизни. Появляются первые наскальные рисунки. Татьяна Ивановна Вендина, доктор филологических наук утверждает, что «первые наскальные рисунки датируются 4 млн. лет до нашей эры». …Наскальные рисунки использовались в качестве магических ритуалов ( в то время правила магия), «…изображение было как магическое изображение мира» [1, с.110].
Самое первое письмо – пиктограмма (рисунок). Основными средствами этого письма были более или менее сложные рисунки сюжетного, повествовательного характера или же серии рисунков (приложение 1).
Затем идеограмма – она отображает не сам объект, а идею, абстрагируется от буквального значения картинки. Связана исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и языка, с приобретенной ими способностью к большим абстракциям, с умением человека делить речь на элементы - слова (приложение 1).
Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Но не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу (приложение 1).
Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения (приложение 1).
Современный человек пользуется фонетическим алфавитом. Уже в наскальной живописи прослеживается тенденция к упрощению изображения. Колыбель человеческой цивилизации – Азии и Ближнего Востока – Месопотамия (около 4 т.л. до н.э.), там и зародилась первая письменность. Письменность позволила установить связи не только между современниками, но даже между людьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие достижения культуры. Так, Шумеры были очень активными и быстро распространили письменность на Востоке. В Китае писать было самой почетной работой. Единственной древней системой письма идеографического типа, оказавшейся жизнеспособной и сохранившейся до наших дней, является китайское письмо. До появления графического изображения слов китайцы, если хотели передать какое-либо слово, событие, рисовали его картинками. Со временем эти картинки начали изображать упрощенными линиями и кривыми (приложение 1).
Письменность служила так же, как регистрационные распознавательные элементы, ярлыки. Далее картинки превращаются в надпись. Появляются печати. Самые ранние эпиграфические пластины выполнялись палочкой по сырой глине, изображался некий объект. Писали справа и вниз. Примерно лет через 300 стали писать слева на право. Около 2,5 лет до н.э. ручки-палочки превращаются в треугольные. Так появляется клинопись.
Далее письмо преобразовывается в звуковое. Стали изображать буквы. Утрачивается визуальность.
Древнейшая иероглифическая письменность египтян, подобно шумерской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма, самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Складывание этой системы письменности относится к IV - III тысячелетиям до н.э. Письменность очень
путаная, сочетание пиктограмм, фонетических картинок и букв, напоминает современные ребусы. Египетская письменность насчитывает 7 тыс. иероглифов, при современном рассмотрении эти иероглифы выглядят как полноценный графический дизайн (приложение 1). Именно из египетских иероглифов берет начало и греческое фонетическое письмо, алфавит, а из Греции распространилось и дальше по всему миру.
Греческое письмо уступает высокой художественности египетского письма. Но греки первые применили декоративность в своем письме. Письмо было образцом возвышенного и прекрасного (приложение 2).
Иероглифы были везде. Египтяне изобрели папирус, он заменил глиняные таблички. Стали писать кистями. Письменность постепенно упрощалась. Влияние египетского
письма прослеживается в Азии и Европе. Примерно в 850 году д.н.э. появляется письменность на территории нынешнего Ливана, северо-семитский алфавит.
Арамийская ветвь сформировала арабскую письменность (финикийскую) (приложение 2). В конце 5 в. алфавит адаптируется в Афинах. Греки создали строгий сбалансированный шрифт, строго геометричный и симметричный. При А. Македонском письменность служит для создания первых документов. От греческого алфавита берут начало латинская и кириллическая письменности (приложение 2).
П.А. Истрин писал, что «русская азбука – уникальное явление». Она отличается от других алфавитов тем, что имеет содержание. Древний болгарский писатель, называвший себя черноризец Хабр, в своём сочинении «О письменах» пишет, что до того, как Кирилл и Мефодий изобрели азбуку для славян, использовали черты и резы – черточки и насечки на деревянных палочках - бирках. Так было и на Руси, где черты и резы были в ходу и тогда, когда уже писали по-славянски болгары и сербы, чехи и македонцы» [2, с.234].
Больше столетия понадобилось, чтобы и на Руси появились книги, написанные по-славянски. Произошло это одновременно с Крещением Руси, в 988 году. Русь, принявшая христианство, уже не могла обходиться без книг – богослужебных и четьих, т.е. предназначенных для чтения. Четьи книги содержали жития святых, разнообразные поучения, рассказы о христианских подвижниках.
Кириллица – азбука, к которой восходит и наш алфавит, - похожа на раннесредневековое греческое письмо и названа в честь святого Кирилла, но придумали Кирилл и Мефодий не её, а другую азбуку – глаголицу. Именно глаголицей в 9 веке были написаны самые древние славянские книги (до нашего времени сохранились только рукописи конца 10 – начала 11 веков). «Глаголицей давно уже никто не пользуется, хотя ещё в 18 столетии разновидность глаголицы употребляли в Боснии. А на Руси, вероятно, глаголицу знали в древности, но писать предпочитали всё более удобной кириллицей, изобретённой уже учениками Кирилла и Мефодия» [1, с.111].
Глава II. История смайла
Смайлами называются изображения, удовлетворяющие следующим критериям:
1. использующие символы из диапазона 20h-7 Fh ASC11, как наиболее постоянные в различных кодировках;
2. обозначающие достаточно широко используемые понятия;
3. наиболее наглядно отражающие обозначаемое понятие;
4. наиболее краткие варианты из возможных;
Всему миру смайл открыли два изобретательных брата-испанца, вложив в улыбчивые уста желтобокого кругляша замечательную фразу «Have a happy day!» («Счастливого дня!»). «Говорящий» смайл стал хитом номер один.
Улыбающаяся рожица появлялась на эмблемах, открытках, футболках, бейсболках — на всем, что можно было продать. Но отцом-родителем был Харви Болл, который не спешил оформлять авторские права на смайл. В 1971 году один более расчетливый француз Франклин Лоуфрани решил использовать мировую смайломанию в свою пользу и зарегистрировал смайл как торговую марку.
Существует еще одно предположение, что смайл изобрёл некто Скотт Фалман 19 сентября 1983 года как знак, обозначающий шутку. Сам С.И.Фалман доказывает это в своём письме «Алхимия улыбки:-)» [8].
Первым смайлами заинтересовался итайский учёный Тианук Срумлен в 20-е - 60-е гг. 20 века. Он предположил, что смайлы как вид тайнописи появились вслед за иероглифами в древнем Китае, но чётких доказательств этому явлению не представил.
Мысль о специальном знаке для передачи улыбки в письменной речи высказывалась и русским писателем В.В. Набоковым в 1969 г.: « Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак для улыбки - нечто вроде изогнутой пометки или лежащей круглой скобки, которую я хотел бы поместить в качестве ответа на ваш вопрос»[8]. Но далее идея не получила развития.
Единственным реально использовавшимся смайлом, достоверно возникшим задолго до современных смайлов, является символ вида «()», используемый для краткого обозначения аплодисментов, сопровождающих записываемую речь.
Для того чтобы изобразить классический смайлик требуется повернуть голову на 90 градусов против часовой стрелки, использовать символ напоминающий глаза, вроде «:», «=» и добавить улыбку. Раньше также обозначали символ носа «-», сейчас данный смайл не используют.
В настоящее время смайлы активно используются и развиваются в компьютерной среде, сети Интернет и практически полностью отсутствуют в других сферах как русского, так и прочих языков.
Так, например, в 1993 году был создан словарь смайлов, составленный Дэвидом Сэндерсеном. В то же время Джеймс Маршал, аспирант астрономии, создал онлайн- словарь, который сегодня насчитывает более 2200 записей. Для удобства поиска все символы разделены на тематические группы и приведены в алфавитном порядке их толкований. Выделяют следующие группы смайлов: смысловые и эмоциональные [3]. К смысловой группе относятся смайлы, обозначающие: (приложение 3) занятия, онтогенетические категории людей, этнические категории людей, социальные категории людей, предметы одежды и аксессуары, части человеческого тела и причёски, психическое состояние, болезни, отклонения и состояние организма, интеллектуально-коммуникативные понятия, физические действия, животные, растения и грибы, предметы живой природы, еда, явления неживой природы, фантастические существа, абстрактные существа, имена собственные, сигналы.
Еще есть энциклопедия Эмодзи. Эмодзи – язык идеограмм и смайликов, используемых в электронных сообщениях и веб-страницах. Это уже графический язык, где вместо слов используются сочетания картинок. Появился в Японии в 1990-ые годы – создатель Сигэтака Курита – один из создателей платформы мобильного Интернета I –
mode. Однако в 1997 году Николя Лауфрани, обратив внимание на популярности эмотиконов, начал экспериментировать с анимированными смайликами, с целью создания красочных значков. Составил онлайн- словарь эмотиконов, разбитый на отдельные категории: «Классические», «Эмоции», «Праздники», «Спорт», «Погода», «Животные», «Профессии», «национальности» и т.д. В 2000 г. «Каталог эмотиконов» доступен для скачивания, собрано более 1000 графических эмотиконов-смайликов.
Эмоциональные смайлы используются для передачи на письме гримасы человеческого лица. Число их возможных вариантов так же велико, как и число возможных гримас, поэтому представить их полный список не представляется возможным.
Все эмоциональные смайлы строятся по одной схеме, основанной на смайле :-) и состоящей из последовательных независимых зон. Каждая зона может принимать как значимое, так и нейтральное значение (приложение 4).
Глава III. Лингвистический эксперимент.
Был проведен лингвистический эксперимент, цель которого проверить, с каким материалом легче - труднее работать, то есть выражать чувства, эмоции современным молодым людям: с помощью смайлов или языковых средств. Участниками эксперимента были ученики 10-11 класса МБОУ СОШ № 59. Учащимся был дан современный текст из романа Джоджо Мойеса «Последнее письмо от твоего любимого», письмо Энтони ОХара к Дженнифер Стерлинг (приложение 8).
В тексте были опущены вводные конструкции, слова, выражающие эмоции. Перед учениками была задача заполнить пропуски. Фиксировалось время, которое ушло на выполнение данной работы.
Когда ребята закончили задание, перед ними сформировалась новая задача: расставить смайлы, выражающие эти или подобные эмоции. Но было ограничение в количестве смайлов, в их повторяемости. Предложен был список возможно используемых смайлов и снова фиксировалось время.
Всего в эксперименте участвовало 13 человек.
Подобную работу ребята выполняли и с текстом письма Пульхерии Александровны Раскольниковой к своему любимому Роде из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Также фиксировалось время.
По окончании эксперимента был проведена анкета:
1. Работа с каким текстом вам показалась легче?
а) с современным
б) с текстом 19 века
2. Какая задача при работе с современным текстом была легче?
а) заполнить пропуски при помощи языковых средств;
б) расставить смайлы.
3. Какая задача при работе с текстом 19 века была легче?
а) заполнить пропуски при помощи языковых средств;
б) расставить смайлы.
При анализе анкет пришли к следующим результатам:
Отлично с работой справились 8 из 13 ребят, это составило 61%. На «хорошо» (т.е. с небольшими промахами) – 5 учеников (39%).
Как выяснилось, легче учащимся было работать с современным текстом (77% против 23%), проще расставить смайлы, чем слова, как в современном тексте, так и в тексте 19 века (61% против 39% и 69% против 31% соответственно) (приложение 5).
Больше времени у респондентов ушло на работу с языковыми средствами: на современный текст школьники потратили 9 минут, а на текст 19 века – 5 минут. Расставили смайлы ребята быстрее: 6 минут и 4 минуты соответственно (приложение 6). То есть быстрее и легче работалось со смайлами.
Опрос учителей и других работников школы показал, что из 21 опрошенного 16 (76%) пользуются смайлами, а 5 (24%) – нет.
Заключение.
Письмо – уникальное изобретение человечества. Оно развивалось вместе с эволюцией человека: от знакового письма к фонетическому, от пиктограммы и идеограммы к алфавиту.
Что наблюдаем сейчас: язык идеограмм и смайлов - это международный язык социальных сетей. Эмодзи – тоже язык идеограмм и смайлов, это код, к которому привязан конкретный смайл ("smile" (англ.) - улыбка) то есть пиктограмма, составленная из строчной последовательности знаков письма (букв, цифр, знаков пунктуации и т.д.). Смайл не зависит от языка и не подчиняется его грамматическим правилам, являясь понятием. В отличие от сокращений, смайл никогда не происходит от слов, а, как правило, является попыткой графического выражения ключевого понятия. Одним из основных назначений смайла является выражение на письме невербальной информации (эмоций), передаваемой в устной речи мимикой и интонацией, а в письменной языковыми средствами.
Еще появились стикеры- это картинки, которые как и смайлы, привязанный к коду(эмодзи).
Hекоторая часть смайлов выражает конкретные понятия, являясь синонимами соответствующих слов, или занимает промежуточное положение.
Проведённый нами лингвистический эксперимент и опрос показали, что подросткам, молодым людям и взрослым гораздо проще и быстрее в письменной речи выражать свои эмоции смайлами (стикерами), нежели словами. Это, конечно, удобный, практичный, экономный (экономит время, пространство) способ передачи своих чувств, информации.
В итоге можно предположить, что все больше компьютеризированное общество движется «частично» в обратном направлении, от звукового письма к пиктограмме, которая в своё время была необходимостью. В век «цифры» современное общество воплощает устную речь в письменную все больше с помощью компьютерных технологий. Такое общение ученый Маршал Маклюэн называет трайбализацией, то есть возвратом к «состоянию племени». По мысли известного блогера Лии Канарской, письменная речь нейтрализует эмоции из-за отсутствия невербального контакта, современный ритм жизни не дает возможности точно и быстро выразить особенно эмоции, поэтому эмодзи – смайлы и стикеры становятся необходимым языком для общения членов постписьменного общества[9].
Можно считать, что наша гипотеза нашла своё подтверждение: постоянное использование смайлов (стикеров) в письменной речи негативно воздействует на умение человека выражать свои чувства ярко словами, ведет к оскудению словарного запаса языка отдельно взятого человека.
Список использованной литературы
8. Фалман Скотт И. Алхимия улыбок:-). - http://www.BestSmileys.ru/article 9.htm
9. Лия Канарская. Нужны ли эмодзи маркетологам.-http://www.ebpromoexperts
10. История смайлика.- http://www.ethnomir.ru
11. Руслан Асланов. Смайлик как эволюция письменности. - http://www.ecology.md
Приложение №1
Виды письма
Пиктограмма Идеограмма
Палочное письмо Вампумы
Китайское письмо Египетское письмо
Приложение №2
Виды алфавита
Греческий алфавит Арабский алфавит
Латинский алфавит
Глаголица Кириллица
Приложение №3
Смысловые смайлы
1.Занятие 2.Онтогенетические категории людей
(-::-( | актёр | :-) + :-( | |
d:-) | бейсболист | от Q:-) | |
(]|:-|] | ( ]|:-|] | военачальник | (]:-| + |:-) + :-)] |
+:-)>-o | +:-)>–o | врач /с фонендоскопом/ | +:-) + :-)>-o |
+:-)-8 | медсестра | +:-) + :-)-8 | |
(]:-|” | ( ]:-|”" | офицер /с погонами/ | от (]:-| |
8:-) | девочка | от :-) | |
:-) -< | женщина | от :-) | |
:-) :- | :-) :– | мужчина | от :-) |
:) | ребёнок | от :-) | |
:-=) | :-==) | старик | от :-) |
:-)-B | старуха | от :-)-8 |
3. Этнические категории людей 4. Социальные категории людей
3]:-) | 3 ]:-) | король | от =|:-) |
(_5_) | отличник | (_!_) + 5 | |
?:-) | ??:-) | философ /сомневающийся/ | ? + :-) |
:-)>-+ | :-)>–+ | христианин | от :-)>-o |
<|-) | < |-) | вьетнамец | от |-) |
>|-) | китаец | >:-) + |-) | |
|-) | монголоид | от :-) | |
(^_^) | японец | прямой вид |
5. Предметы одежды и аксессуары
:-)X | бабочка | от :-) | |
/:-) | берет | от Q:-) | |
Q:-) | кепка | от :-) | |
:-)} | :-)}} | борода | от :-) |
|:-) | брови | от :-) | |
S:-) | SS:-) | волнистые волосы | от :-) |
6. Части человеческого тела и причёски
7. Психические состояния 8. Болезни, отклонения и состояние организма
.’\ | грусть (ом.) | от .’v | |
:-E | злость | от :-) | |
:-O | изумление | от :-) | |
:-{ | боль | от :-( | |
:-R | :-RR | воспаление горла /Red/ | от :-) |
&-{ | слезоточение | от :-{ | |
X-( | слепота | от :-( | |
3-I | сон | от :-I |
9. Интеллектуально - коммуникативные понятия
;-( | грустная шутка | ;-) + :-( | |
:-P | дразнение /языком/ | от :-) |
10. Физические действия 11. Животные
:-o | вздох | от :-) | |
,-) | подмигивание | от :-) | |
:-* | поцелуй | от :-) | |
:-D | смех | от :-) | |
})i({ | }))i(({ | бабочка | вид сверху |
=^..^= | котёнок | от (^_^) |
13. Предметы живой природы
`’`'` | `’`'`’` | женские следы | от `,`,` |
}:-) | рога | от :-) |
12. Растения и грибы
{= | {== | гриб | повёрнуто на +90° |
<|<|<|= | <|<|<|<|= | ель | повёрнуто на +90° |
14. Еда 15. Явления неживой природы
/’\ | гора | прямой вид | |
^v^v^ | ^v^v^v^ | горный хребет | разрез |
/’\_/’\ | долина | от /’\ | |
0|) | бутерброд | от (|0|) | |
<\~/ | <\~~/ | кофе | <\_/ + \~/ |
\~/ | \~~/ | напиток | от \_/ |
(‘) | ( ` ) | яблоко | прямой вид |
*:-( | застреленный | от :-( | |
:-( | | обезглавленный | от :-( | |
:-(O | повешенный | от :-( |
17. Казни
16. Фантастические существа
O:-) | ангел | от :-) | |
O :-) | O :-) | святой /с нимбом/ | от :-) |
18. Искусственные объекты
—E | —-E | вилка | прямой вид |
|==- | |===- | гвоздь | повёрнуто на +90° |
==#== | ===#=== | дорожный переход | вид сверху |
|—| | |—-| | кровать | вид сбоку |
C(_) | C(__) | кружка | от C\_/ |
—<> | —-<> | ложка | прямой вид |
—D | —-D | лопата | прямой вид |
19. Абстрактные понятия 20. Имена собственные
(_SOS_) | ( _SOS_ ) | беда | (_!_) + SOS |
(_13_) | ( _13_ ) | несчастье | (_!_) + 13 |
oZ-< | спешка | от oS-< | |
*<:-)} | Дед Мороз | от :-)} | |
*<:-)-8 | Снегурочка | от *<:-)} + :-)-8 |
21. Сигналы
(^_^)// | (^_^)/ / | аплодисменты | от (^_^) |
\(^_^)/ | \ (^_^) / | “ура!” | от (^_^) |
Приложение № 4
Эмоциональные смайлы
смайл | ключевой элемент | краткая форма | значение |
:-) | ) | :) | радость, улыбка |
;-) | ) | ;) | шутка, намёк |
:-( | ( | :( | огорчение |
;-( | ( | ;( | грустная шутка |
смайл | ключевой элемент | краткая форма | значение |
:-/ | / | :/ | неуверенность, недовольство |
:-\ | \ | :\ | неуверенность, недовольство |
:-| | | | :| | безразличие, уверенность |
:-I | I | :I | безразличие, уверенность |
:-[ ] | [ ] | :[ ] | удивление, изумление |
:-( ) | ( ) | :( ) | удивление, изумление |
:-* | * | :* | поцелуй |
:-E | E | :E | ярость |
:-> | > | :> | злорадство |
:-P | P | :P | дразнить |
:~- | ~ | :~) | радостный плач |
:~-( | ~ | :~( | горестный плач |
8-) | 8 | 8) | возбуждение |
Примеры Эмодзи
Приложение № 5
Результаты анкетирования учащихся 10 класса
Приложение №6
Время, затраченное ребятами на выполнение заданий (в минутах):
Приложение №7
Результаты опроса учителей и других работников школы
Алые паруса
Каргопольская игрушка
Хитрость Дидоны
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Разлука