Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Основная школа № 4
городского округа Красноуфимск
Тема: Стихотворное творчество - средство формирования интереса к родному краю, любви к своему Отечеству
учебно-исследовательский проект
г. Красноуфимск
2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 1. Отражение природы родного края в поэзии местных поэтов…………... 1.1Природа родного края – источник вдохновения и творчества……… 1.2 Встречи с писателями и поэтами родного края - традиция школы... 1.3 Стихи обучающихся школы ..……………………………………...…. 2. Создание сборника стихотворений обучающихся и выпускников школы…………………………………………………………….………… 2.1 Анкетирование обучающихся…………………………………………. 2.2 Конкурс стихотворений о городе……………………………………… 2.3 Оформление стихотворений обучающихся, выпускников, учителей школы в поэтический сборник……………………………...………… Заключение…………………………………………………………………….. Список литературы……………………………………………………………. Приложения……………………………………………………………………. | 3 5 5 6 20 22 22 25 26 28 29 30 |
Введение
Исследовательскую работу посвящаем 280-летию города Красноуфимска.
Тема работы «Стихотворное творчество - средство формирования интереса к родному краю, любви к своему Отечеству».
С первого класса мы учимся в школе №4 богатой своими традициями и очень гостеприимной. Уроки мужества, встречи с интересными людьми, трогательные воспоминания выпускников школы всегда волновали нас. Организующим и информационным центром таких праздников после уроков всегда был школьный музей. В маленьком помещении музея для нас проводили экскурсии, знакомили с экспонатами-свидетелями истории, древними и загадочными. Став старше, в музей стали приходить за помощью, информацией, необходимой для уроков, конкурсных творческих работ, и всегда возникало желание поближе познакомиться с экспозициями, не торопясь почитать рефераты выпускников школы, хранящиеся в музее, узнать своих родственников на многочисленных фотографиях…
Именно посещение школьного музея подтолкнуло нас к исследованию поэтического творчества обучающихся и выпускников нашей школы. Мы открыли для себя много интересных страниц: встречи с интересными творческими личностями, стихотворения выпускников школы, воспоминания учителей-ветеранов.
Своим исследованием мы хотели бы оказать помощь ребятам, изучающим историю города, родного края, глубже познать творчество местных поэтов, воспевающих Отечество, а также обратить внимание на стихотворения обучающихся нашей школы, занимающихся стихотворчеством, побудить к написанию стихотворений к юбилею родного города, интерес через их лирику к истории и культуре родной уральской земли.
Актуальность исследования заключается в том, чтобы дать возможность обучающимся и учителям узнать больше о творческих способностях наших детей.
Объект исследования: творчество поэтов родного края.
Предмет исследования: создание поэтического сборника, посвященного 280-летию города Красноуфимска.
Цель: знакомство с творчеством поэтов и писателей города Красноуфимск, исследование стихотворного творчества обучающихся, выпускников школы №4, выпуск поэтического сборника.
Задачи:
1) расширить представление о поэтическом мастерстве поэтов родного края;
2) определить роль встреч, мастер – классов местных поэтов и писателей в изучении и сохранении знаменательных событий родного края;
3) выяснить, какие возможности для организации самостоятельной творческой стихотворной деятельности школьникам дают такие встречи;
4) познакомиться со стихотворениямиобучающихся школы №4;
5) выявить поэтически одаренных обучающихся школы через проведение конкурса чтецов;
5) побудить ребят написать стихотворения к юбилею родного города и выпустить поэтический сборник.
Материалом исследования послужили стихи поэтов о Красноуфимске, написанные в разные годы. Для более полного исследования изучены и систематизированы номера городских газет: «Вперёд», «Знак опроса», «Твой посредник»…в которых напечатаны стихи поэтов;поэтические сборники стихотворений авторов литературного объединения «Жаворонок», изданных в 2010, 2014, 2015 годах, документы архива города.
Применялись следующие методы:
1) анализ и синтез информации,
2) литературоведческий анализ стихотворений;
3) анкетирование обучающихся.
Практическая значимость: создание поэтического сборника стихотворений, который можно использовать на уроках литературного чтения.
1. Отражение природы родного края в поэзии местных поэтов
1.1 Природа родного края – источник вдохновения и творчества
Нам повезло, мы родились в России, великой стране, подарившей миру А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета…
Мы любим Россию,свою малую Родину – красивейший из городов Урала– цветущий, прекрасный город Красноуфимск!Уральская природа щедро одарила окрестности моего города изумительными уголками. Особенно богата ими пойма реки Уфы. Здесь есть памятники природы озера Бутки и Криулинское, камни-утесы Соколовский, Желтый, Аликаев, Березовая и Сосновая рощи…
Благодаря урокам в школе, экскурсиям и походам по родному краю, мы знаем об уникальности природы малой Родины, знаемпроисхождение названий многих улиц города, историю старых зданий, имена известных людей, прославивших родной край….
Природная красота нашего города притягивает и завораживает. Родные поля, леса, красавица Уфа… воспеты в стихах и песнях поэтов нашего края:
Навек останется любимой
Частица малая земли –
Красноуфимская равнина
С казачьей сопкою вдали…
Василий Фёдорович Тулин
Я любить не перестану
Город над Уфой.
Виден с гор кварталов новых
Строгий мирный строй-
С Атамановской, Сосновой,
Дивьей, Юртовской…
Герман Горнов
Ласкает ветер озорной
Дыханьем радостным и робким
Старинный город над Уфой,
Хранитель тайны Пугачевской.
Здесь пахнут снегом тополя,
Звенят березовые рощи,
И юртовская сторона
Весенней свежестью полощет.
Анна Кошелева.
Юртовская сторона…–один из семи холмов, на которых расположен город Красноуфимск.Район Юртовской горы – красивое место.С одной стороны у подножия–Юртовское озеро, с другой – река Уфа. В центре посёлка железнодорожников (так ещё называют Юртовскую гору) возвышается белое трёхэтажное здание – наша школа №4.Когда-то по улице Уфимской бегали в школу №85 наши дедушкии бабушки, мамы и папы, а теперь учимся и мы.
Традиции очень гостеприимной школы №4 известны не только ученикам и жителям Юртовской горы.Уроки мужества, встречи с интересными людьми, зажигательные праздники, зарницы… никого не оставляют равнодушными.
1.2 Встречи с писателями и поэтами родного края - традиция школы
Традицией в нашей школе являются встречи с известными и только начинающими заниматься творчеством писателями и поэтами родного края, Красноуфимской земли, которые жили и живут рядом с нами, пишут о том, что нам близко и дорого. Они посвятили родному краю не одно произведение. Поэты — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном…
В нашем школьном историко-краеведческом музее «Я памяти в глаза смотрю» хранятся сведения о таких памятных встречах.
Оказывается, в нашей школевстречались с ребятами, любителями поэзии, Василий Тулин – поэт, автор прозаических детских книг, журналист, участникВеликой Отечественной войны, член Союза журналистов СССР (Приложение 1).
Учитель русского языка и литературы, Жигалова Тамара Петровна, с группой ребят поэтического клуба «Берёзка» побывали в гостях у земляка поэта в селе Александровском. Василий Фёдорович читал ребятам свои стихи, рассказывал о войне, делился творческими планами…Память о дружбе с поэтом является гордостью школы.
В 2014 году в рамках городского проекта «Успешное чтение» в нашей школе состоялся праздник поэзии. Ребята читали замечательные стихи талантливого земляка, уроженца деревни Подгорная, поэта Василия Фёдоровича Тулина, которые покоряют читателей и слушателей безграничной любовью к родному краю: уральской природе, людям села, истории страны… (Приложение 2). Стихи легки, мягки и певучи. Именно этим они привлекли внимание известных уральских композиторов: С. Трофимова, В. Горячих, Е. Родыгина…
Стихи Тулина легли в основу двадцати пяти песен, которые исполняют Уральский и Прикамский народные хоры, хор Коми-Пермяцкого национального округа, московская хоровая капелла:
Край уральский- с ущельями, скалами,
С синим морем лесов- это ты
Даль украсил озёрами малыми,
Разбросал голубые цветы…
Выйдешь в горы, а осень- кудесница
Пышет пламенем алым рябин,
Паутинками- шёлковой лестницей
Добралась до вершинок осин…
Так пишет поэт о родном крае в одном из своих стихотворений и несёт нам, читателям, добро, красоту природы от чистого сердца и благородной души, помогает увидеть эту красоту. К 250-летию города Красноуфимска Василием Тулиным была написана песня «Наш город родной».
Наш город родной
Над рекоюУфой опускается вечер.
Зажигаются звёзды над Дивьей горой.
Разве нам позабыть задушевные встречи
В нашем городе светлом вечерней порой?
Припев:
Чудесный город, ты вечно молод.
Красноуфимск наш, поклон тебе.
Лихие годы, войну и голод –
Всё превозмог ты в своей судьбе.
Время быстрой Уфой убегает куда-то.
Только нивы шумят каждый год на полях,
Только память живёт о погибших солдатах,
Отстоявших Россию в жестоких боях.
Мы, уральцы,умеем сражаться и строить.
И любая работа привычна рукам.
Ни к чему нам стареть, нынче время такое,
Как наш город родной не стареет в веках.
Стихи В.Ф. Тулина публиковались во всесоюзных и областных газетах и журналах, коллективных сборниках…была выпущена пластинка песен на стихи поэта!
В нашей школе делился секретами творчества автор известных произведений «Бабий век», «Костёр на горе», «Взрослая должность», « Мои семнадцать» …, член Союза писателей, основатель литературного объединения «Жаворонок» в г. Красноуфимске Леонид Александров (Приложение 3).
В юбилейный год рождения,80-летиеписателя,в 2006 годус поклонниками творчества Леонида Александрова встречалась его жена –Александрова Маргарита Степановна. Она представила ребятам главы книги «Сеннушка спасённая», изданной уже после смерти мужа.
На фотографиях, хранящихся в музее школы, местные поэты - Юрий Иванов, Герман Горнов, Людмила Змеева, Анна Кошелева, учитель нашей школы Владимир Подгайный и выпускница 1954 года, поэтесса Скворцова Валентина Фёдоровна, руководитель литературного объединения «Жаворонок» (Приложение 4). Не один мастер-класс провела она для учеников- поэтов нашей школы! Родному Красноуфимску В. Ф. посвятила много стихотворений. Представляю некоторые из них:
Город Красноуфимск
На Урале таких изумрудов не счесть,
Отдаю своему я гражданскую честь,
Пусть стоит на Земле из расчёта на жизнь-
Городок мой по имени - Красноуфимск!
Городок небольшой средь холмов на реке,
Просыпается он на уральской заре,
Начинается день- город с солнцем встаёт,
А под окнами нежно рябина цветёт.
По весне и до осени город в цвету,
Лучше мест у природы нигде не найду-
Лес. Поля, и роса, и туман над водой,
Город славится тихою речкой Уфой.
Год рожденья его- восемнадцатый век,
Городку моему впереди – триста лет!
И его седину охраняет один –
Личный герб – вечный сокол летает над ним…
Городок драгоценный – Уральский рубин
Среди гор и лесов, на уральской земле,
Городок отражается в речке Уфе.
Городок, как колыбель и твоя, и моя,
Где у каждого дом и скамейка своя.
Где заря на восходе играет огнём,
Мы по улицам города нынче идём.
Отправляемся в завтра, мечтая о том,
Что, сроднившись, свой век только в нём проживём.
И, влюбляясь душой, каждый день, каждый год-
Многочисленный и разноликий народ,
Любит город с названием Красноуфимск,
Город драгоценный – уральский рубин…
Стихи В.Ф. Скворцовой печатаются в местных газетах «Городок», «Знак вопроса», «Вперёд», можно познакомиться с ними и в областной газете, в 3-м и 4-м выпусках альманаха стихотворного марафона, в многочисленных журналах Урала.
Выпустила поэтесса сборники стихов для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Когда приходит ёлка» (2006 год). В стихах выражены переживания, восприятия, восхищения детей зимними явлениями и новогодним праздником.Сборник «Ах, рыжая осень» (2008 год) посвящён людям старшего возраста. Автор в стихах воспевает Родину, любовь к Отечеству.
Следующий сборник Валентины Фёдоровны «Семьдесят лет от весны до весны»представляет собой пример изложения в стихотворной формеисторической темы.
Стихи отражают дух поколения 40-х годов, которое, благодаря чувству патриотизма, сумело отстоять свободу и независимость страны, жизнь и будущее нашего народа. Для молодого поколения стихи очень значимы и понятны.
Спасибо деду за Победу!
Спасибо деду за Победу!
Спасибо бабушке за тыл-
Зато, что, отстояв Отчизну
Вы, остудили вражий пыл.
За то, что ворогам не дали
Занять Москву и Сталинград.
Спасибо Вам, что Вы сумели-
Прогнать захватчика назад!
Спасибо Вам, за Мир и счастье,
И за свободную Страну,
Что отвели от нас несчастье –
Познать военную нужду…
В последней декаде октября провинциальная поэтесса, автор многочисленных стихотворений для детей, руководитель литературного объединения местных поэтов и прозаиков «Жаворонок»им. Леонида Александрова Валентина Фёдоровна Скворцова встретилась с любителями поэзии на внеклассном мероприятии. Валентина Фёдоровна прочитала свои стихи о родном городе Красноуфимске, Юртовской горе… (Приложение 5)
На Юртовской горе родилась и выросла поэтесса. На улице Набережной находится её родной отчий дом. Из него много лет подряд ученицей она бегала в нашу школу №4. В школе №4 училась и её единственная дочь - Татьяна, а Валентина Фёдоровна возглавляла родительский комитет класса, организуя досуг школьников и оказывая посильную помощь учителям.
С интересом послушала Валентина Фёдоровна стихотворения пятиклассников: Тебневой Надежды, СкарединойАнастасии, Южаковой Яны, Филимонова Павла, Лещёвой Марины…, а потом провела для начинающих писать стихи мастер – класс. Она доступно и понятно познакомила учащихся с теорией стихосложения, показала, как сама рифмует строки стихов.
После практического разбора четверостиший Валентина Фёдоровна ответила на все вопросы ребят и пообещала написать стихотворение о нашей школе №4. На следующий день на её сайте появилось стихотворение «Юртовская гора, на пригорочке-школа»!
Каждый год незабвенной, осенней порою,
Мы размашисто школьные двери откроем,
Каждый год, в сентябре, словно, вновь и впервые,
Голосами заполнятся классы пустые.
Пусть проходят года чередою и снова,
Юртовская гора, на пригорочке школа,
Где уральские дети уверенно, смело,
На доске пишут цифры, орудуя мелом.
Классы школьные и коридоры родные,
На подбор одноклассники все озорные,
Как звонок прозвенит, коридоры пустеют,
Языки у доски, почему то немеют.
Как же много в учебники вложено смысла,
Беззаботное детство кончается быстро,
До последнего класса компьютер не слышим,
Но пытаемся видеть и дальше, и выше.
Мы учебники в школу носить забываем,
А из окон больших за Уфой наблюдаем,
Что течёт ниже школы, река городская,
От предметных занятий детей отвлекая.
И учитель серьёзный, порой удивляет,
Что уже замечать красоту не желает,
Убеждает учитель: "Всему своё время",-
Что порой в убеждения, лично, не веря.
Каждый год незабвенной, осенней порою,
Мы размашисто школьные двери откроем,
Каждый год, в сентябре, словно, вновь и впервые,
Голосами заполнятся классы пустые.
Пусть проходят года чередою и снова,
Юртовская гора, на пригорочке школа,
Где уральские дети уверенно, смело,
На доске пишут цифры, орудуя мелом.
Местные писатели и поэты посвятили родному городу, краю не одно произведение!Они жили и живут рядом с нами, пишут о том, что нам понятно, близко и дорого.
В музее школы мы познакомились с творчеством Иванова Юрия Викторовича-поэта города Красноуфимска.
Юрий Викторович приехал в Красноуфимске после окончания железнодорожного техникума. В маленький уральский городок он был направлен мастером железнодорожного училища №97. Думал, что вернётся в родной город Орёл. Но красота Урала заворожила, не отпустила. Красноуфимск стал родным. Здесь Юрий Викторович встретил свою жену, создал семью, появились дети… Работа преподавателя (ей отдано 20 лет!) нравилась. Ежедневные встречи с ребятами, разговорами «по душам», совместные путешествия по Уралу, ночёвки у костра, красота лесов…наполняли душу восторгом, вызывали чувства радости, восхищения…приходило вдохновение, рождались стихи:
Как Рим, на холмах
И в излучине рек
Дозорную крепость
Воздвиг человек
В красивых местах
«Уфа» речка бежит
Дружина покой,
Тишину сторожит.
Три века почти
Город крепнет, растёт
Весной, словно сад
Белым цветом цветёт!
И славим его
Лучше всякой столицы
И радость улыбкой
Играет на лицах.
Что каждый «кулик»…
Все пословицу знают
Но мы здесь живём
Нас здесь уважают.
И любим свой город
Здесь нет суеты
И больше нигде
Нет такой красоты!
Здесь Марьин утёс
В окружении сосен,
Багрянец рассыплет
В лесах щедро осень,
И лентою синей
Река разрезает
Наш город,
Который в ночи засыпает.
Красноуфимск – это Родина наша!
И нет тебя лучше!
И нет тебя краше!
Мы выросли здесь,
Здесь готовы трудиться
Да так, чтобы было
Чем в жизни гордиться!
Стихи Юрия Викторовича Иванова, просты и понятны, в них нет ничего заумного. Автор воспевает красоту родной природы, прочитав которые наполняешься чувство гордости и ответственности за сохранение природных богатств родного края. Многие произведения местного поэта напечатаны в газете «Вперёд», «Твой посредник»…Их можно прочитать и в поэтических сборниках литературного объединения «Жаворонок».
Рабочим поэтом называли в городе Германа АлександровичаГорнова.Писать стихи он начал с 7 лет. В школе его стихи о друзьях - товарищах, рыбалке, временах года …помещали в стенгазету, читали и обсуждали одноклассники. Более серьёзные стихи появились позднее и печатались в местной газете «Ленинский путь». О чём эти стихи? Герман Александрович ответил так: «О природе нашей уральской, о родном городе, о закатах и восходах… о людях добрых!» Вот некоторые из стихотворений Германа Александровича:
Любовь и судьба
270-летию Красноуфимска
В долине Уфы живописной,
По склонам холмов, вдоль дорог
Раскинулся Красноуфимск мой-
Уральский родной городок.
К столицам не ближний – не дальний,
Не маленький и не большой,
В глуши нашей провинциальной
С открытой уральской душой.
Историю вспомнить не ново,
Избе караульной века…
Казачьей счастливой подковой
Наш край обнимает река.
Здесь нет у нас споров-раздоров,
Хоть разноязыкая речь.
Вот эти спокойные горы
Нам надо хранить и беречь!
Народ наш, воистину братский.
Во все времена будет свят
Отцов наших подвиг солдатский,
Что в братских могилах лежат!
Забыть же про подвиг не меньший
Нам совесть людская не даст
Про слёзы и труд наших женщин,
Поднявший из пламени нас….
Расти, умножай свои силы,
Будь светел, уютен и чист,
Мой город с названьем красивым,
Любимый наш Красноуфимск!
Красный Яр - красивый берег
Сторожила сокол-птица
Тишину реки.
Красный Яр – свою станицу
Звали казаки…
Я легенде этой верю,
Хоть и есть тут риск.
Красный Яр - красивый берег,
Наш Красноуфимск…
Будут плыть шелка - туманы
Белою фатой,
Я любить не перестану
Город над Уфой.
Знают и поют в городе песни на стихи Германа Горнова!
Вальс Красноуфимский
Светит над Дивьей горою
Летний заката уют
В парке над реченькой нашей Уфою
Новые песни о прошлом поют.
Тихо мелодию вальса
Гордый ведёт баянист
Слушают песню седые уральцы,
Слушает Красноуфимск.
Вспомнилось, как уходили
С нею на фронт земляки,
Как они крепко и верно любили
Город у нашей реки,
Домики эти, заборы,
Жизнь, что далёко не рай,
Эти суровые синие горы
И сердцем согретый наш край…
Не только местных композитор волнуют стихи поэта (Владимир Шорохов подобрал мелодию и исполнил песню к 275-летию города Красноуфимска на стихи Г.А. Горнова), но и известных на Урале, например, Евгения Радыгина.
С 1989 года Герман Александрович «входит в команду жаворонков», отзывается на все предложения написать стихи к праздникам, знаменательным датам, на определённую тему.
«Стоит только заикнуться о стихах - Герман Горнов тут же отзовётся- и утром принесёт заветные строки», - говорит о поэте с уважением руководитель литературного объединения «Жаворонок» Валентина Фёдоровна Скворцова.
Город над Уфой
Сторожила сокол-птица
Тишину реки.
Красный Яр- свою станицу
Звали казаки.
Красный Яр – красивый берег,
Наш Красноуфимск.
Анна Ивановна Кошелева- автор песни «Красноуфимские рассветы»:
Ласкает ветер озорной
Дыханьем радостным и робким
Старинный город над Уфой –
Хранитель тайны Пугачёвской.
Здесь пахнут снегом тополя,
Звенят берёзовые рощи,
И Юртовская сторона
Весенней свежестью полощет.
Припев:
Красноуфиские рассветы
Волнуют сердце нежным светом.
Идарит зорька золотая
Объятия свои.
Красноуфиские закаты
Хмельным дурманя ароматом,
И над простором необъятным
Кружится вальс любви.
Незабываемые дни
Венчают памятные даты,
Где закалялись и росли
В России верные солдаты;
Их помнят в парках тополя
И звёзды, пахнущие хлебом.
Моя родная сторона
Хранит их в отблесках рассветов.
Красноуфиские рассветы-
Минувших лет полоска света,
И дарит зорька золотая
Багряные лучи.
Красноуфиские закаты
Хмельным дурманят ароматом
И над простором необъятным
Кружится вальс любви.
Отцов сменяют сыновья,
Ложатся звёзды на погоны.
Красноуфимская земля,
Ихлеб, и соль тебе с поклоном…
Поэтесса проживает в деревне Ключики, но судовольствием встречается в нашей школе с юными любителями поэзии.
Слушает, рецензирует стихи ребят, читает свои, личные, которые заставляют плакать. Например, стихотворение «Гипсовое детство» (с 4 до 9 лет Анна Ивановна пролежала в Свердловской больнице, скованная гипсом):
Маленькая крошка
Четырёх годочков
В гипсовой кроватке
В беленьком платочке.
Гипсовое детство
В чистенькой кроватке,
Ему, как птице в клетке,
Не живётся сладко.
В горе и страданьях
Детство тихо стонет,
Серою лошадкой
Таким образом, творчество поэтов и писателей Красноуфимска обладает неиссякаемым богатством.Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут радостями и тревогами своего времени, своей страны.
Творчество поэтов – земляков питается соками родной Красноуфимской земли. В стихах любовь к родным местам, людям.
1.3 Стихотворенияобучающихся школы
После встреч с такими интересными, творческими людьми, школьники тоже начинают писать о родной школе, о дорогом сердцу Красноуфимске, о красоте уральской природы. В музее школы бережно хранятся стихотворенияАнны Веретенникой, Ирины Бугуевой, Татьяны Идоловой, Юлии Житниковой. Их стихи о природе, родной школе, городе Красноуфимске, Юртовской горе интересные, заслуживающие уважения.
Беседа деревьев
Забарабанил дождь по веткам.
На листьях появились капельки дождя.
И зашумела тут берёзка,
Что мокрая-премокрая она.
И ёлочка тут ёлочке сказала,
Что у неё иголочка отпала.
А яблонька вдруг прошептала клёну,
Что в поле много разрослосялёну.
Болтали так легко деревья до полночи,
Пока не закричал петух в деревне, что есть мочи…
Анна Веретенникова
Анна Веретенникова – призёр муниципального конкурса детского творчества 2014 года «Отражение природы родного края в зеркале поэзии Урала».
Татьяне Идоловой-выпускнице2002 года, увлечение поэзией в детстве, подарило любимую работу. Сейчас Татьяна Александровна Идолова – корреспондент КСК, работает в родном городе, продолжает заниматься творчеством.Писать стихи начала в начальных классах школы, в городском конкурсе «Красноуфимские звёздочки» представила свою песню «Весна» и заняла второе место.
Стихотворение Юлии Житниковой, выпускницы 2004 года, написанное к юбилею школы, является визитной карточкой нашего учебного заведения более десяти лет!
На берегу красавицы Уфы
Ты возвышаешься,как будто королева,
Ты в центре нашей Юртовской горы,
И не заметно время пролетело.
Когда-то ты была так молода,
Учила наших бабушек радушно,
В их памяти уютна и мала,
Как теремок из сказки нашей русской.
А нынче ты высока и стройна,
Просторные и солнечные классы.
Учителями ты богата и сильна
И голоса звучат счастливо наши.
Директор школы - просто молодец!
Навёл повсюду красоту такую,
Что даже самый озорной малец
Идёт по коридору и ликует.
«А школа наша - лучшая на свете!»
И так ответят все ученики.
Родную школу очень любят дети
И благодарны ей выпускники!
Красноуфимск, 2002 год
Можно с уверенностью сказать, что в нашей школе много талантливых ребят, которые любят поэзию. Сквозь все произведения обучающихся школы звучит мотив любви к малой родине, родной земле. Ведь для каждого человека малая родина олицетворяется с родными людьми, с природой, которая окружала тебя с младенчества, и даже со звездами, освещающими твою землю с невиданных высот.
2. Создание сборника стихотворений обучающихся
и выпускников школы
Практическая часть работы состоит из нескольких этапов.
1 этап: Анкетирование обучающихся с целью выявления знаний детей о поэтах город Красноуфимска, о их поэтических способностях;
2 этап: Проведение конкурса стихов собственного сочинения, посвященного 280-летию города Красноуфимска, отбор произведений для сборника;
3 этап: Оформление стихов обучающихся, выпускников, учителей школы в сборник.
2.1 Анкетирование обучающихся
Мы предполагаем, что современный подросток не проявляет интереса к литературному наследию своего родного края. На уроках литературы так же недостаточно внимания уделено изучению творчества поэтов и писателей родного края. Для того, чтобы это выяснить, мы провели собственные исследования. Среди обучающихся 4-9 классов было проведено анкетирование, цель которого выявить уровень знаний детей о литературном наследии города Красноуфимска, о современных поэтах и писателях города, выявить творческих детей, сочиняющих стихи.
Всего в анкетировании приняли участие 86 обучающихся. Им была предложена анкета, состоящая из 4 вопросов:
1. Знаете ли вы поэтов и писателей города Красноуфимска? Назовите их.
2. Любите ли вы читать поэзию?
3. Сочиняете или сочиняли ли Вы стихи?
4. Как Вы относитесь к изданию сборника стихотворений обучающихся нашей школы и ее выпускников?
Результаты анкетирования представим в виде диаграмм.
Рисунок 1 – данные анкетирования
По данным анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Среди подростков школьного возраста есть такие, которые знают поэтов и писателей города Красноуфимска (34%), но только 28 % смогли назвать известных им автором, среди которых В. Тулин, В. Скворцова, Л. Александров.
2. На вопрос «Любите ли Вы читать поэзию?» только 31 % дали положительных ответ, остальные 69% пояснили свой ответ тем, что поэзия сложно воспринимается, ее не интересно читать, не понимаю часто смысл прочитанного в стихотворении.
3. Среди обучающихся 4-9 классов 24 % сочиняли или сочиняют стихи. В основном сочиняли по заданию учителя.
4. Радует тот факт, что больше половины опрошенных (68%) относятся положительно к созданию сборника стихотворений обучающихся нашей школы и ее выпускников и готовы принять участие в его создании
Таким образом, мы решили, что создание поэтического сборника о нашем городе весьма актуально и интересно обучающимся.
2.2 Проведение конкурса стихотворений собственного сочинения, посвященного 280-летию города Красноуфимска.
С целью сбора материала для поэтического сборника нами был организован конкурс стихотворений собственного сочинения, посвященный 280-летию города Красноуфимска.
Конкурс проходил в начале декабря. В нем приняли участие 18 обучающихся 4-7 классов (Приложение 6).
На конкурсе прозвучали стихи о городе Красноуфимске, красоте его природы, о родной школе № 4.
В литературной гостиной царила торжественная и доброжелательная атмосфера. Дети и взрослые очень внимательно, с неподдельным интересом слушали выступление всех участников. Многие чтецы использовали мимику, разные интонации, жесты и были похожи на маленьких актеров, поэтому каждое стихотворение превратилось в мини-спектакль. Жюри предстояла нелегкая работа. Все ребята серьезно подготовились к этому этапу конкурса и очень старались.
Чтобы назвать имя победителя членам жюри, в состав которого вошли учителя литературы и школьный библиотекарь, пришлось нелегко.
Выбрать лучшего ребёнка, который, поборов смущение, перед большой аудиторией слушателей разного возраста, читает наизусть стихи так, что видишь в нём маленького артиста - очень непросто. Но всё же лучшие из лучших были определены.
Абросимов Сергей, ученик 6 класса, занял почетное первое место за стихотворение «Река Сарга», в котором призывает горожан бережно относиться к природе, не разрушать то, что ею создано. Сергей настолько эмоционально читал свое стихотворение, что по праву занял 1 место.
Второе место, по общему мнению жюри, было отдано Скарединой Анастасии за стихотворение «Мой город любимый», в котором Анастасия выражает чувство любви к родному городу, восхищается красотой его природы, архитектуры.
Третье место поделили Тебнева Надежда и Лещева Марина, стихотворения которых также вызвали массу положительных эмоций у присутствующих.
Таким образом, данный конкурс способствовал выявлению поэтически одаренных детей и помог в формировании материала для сборника.
2.3 Оформление стихотворений обучающихся, выпускников, учителей школы в поэтический сборник
Создание сборника также проходило в несколько этапов:
На первом этапе мы отобрали лучшие стихи, прозвучавшие на конкурсе стихов собственного сочинения.
Затем мы решили обратиться в школьный музей и библиотеку для того, чтобы подобрать стихотворения выпускников школы и опубликовать их
Следующим этапом стало редактирование стихотворений. Совместно с учителями литературы мы перечитали собранные стихотворения, отредактировали их, проверили на наличие ошибок.
Третий этап – это определение способа размещения поэзии в сборнике. Наиболее удачнойнам представилась компоновка по годам создания стихотворений: от самых ранних.
Четвертый этап – оформление стихотворений в сборник, обдумывание его названия, оформление иллюстрациями, эскиз обложки сборника. Для того, чтобы оформить сборник, мы предложили ребятам из нашей школы создать свои собственные рисунки на тему «Наш город». Эти рисунки и были помещены в него.
Пятый этап – завершающий. На данном этапе нам предстояло представить сборник обучающимся и учителям (Приложение 7).
Заключение
Новизна исследовательской работы заключается в том, что впервые собраны и систематизированыстихотворения обучающихся школы №4 разных лет. Поэтический сборник – доказательство одарённости ребят микрорайона, желания и умения их доверчиво открыть своё сердце, бескорыстно поделиться мыслями, чувствами восхищения тем, что их окружает, волнует.
Изучая материалы по выбранной теме в городском архиве, краеведческом музее школы, встречи с поэтами литературного объединения «Жаворонок», имени писателя Леонида Александровичамы пришли к следующим выводам:
1) знать и сохранять традиции школы не только полезно, но и очень интересно, так как это хорошая возможность осознанно понимать происходящие события, свой народ, уважительно относиться к опыту предыдущих поколений;
2) чтобы остаться в истории школы, надо не только хорошо учиться, но и заниматься творческой работой, выходить за рамки уроков, страниц школьных учебников;
3)творческие работы выпускников нужно знать и продолжать поэтические традиции школы.
Исследовательская работа может быть полезна всем обучающимся нашей школы – собранный материал можно использовать при проведении экскурсий, литературных праздников, уроков краеведения, для написания творческих работ по литературе.
Список литературы
Браво, Феликс!
За чашкой чая
Растрёпанный воробей
Ёжикина Радость
Сверчок