Проектная работа, 9 кл.
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_opalennye_voynoy_2018.doc | 482.5 КБ |
Брянская городская администрация
Управление образования
Брянский городской информационно- методический центр
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»
Конкурс учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений г. Брянска
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Стихи, опалённые войной»
Литература, краеведение
Выполнили: ученицы 9а класса
Комарова Полина,
Сычева Анастасия
Руководители:
учитель русского языка и литературы
Тарасова Анна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Осовитная Мария Геннадьевна,
учитель английского языка
Шерман Андрей Сергеевич
Брянск 2019
I. Паспорт проектной работы
1.2 Аннотация к проекту
И память нам покоя не даёт,
И совесть нас с тобой частенько гложет,
И тридцать лет, и триста лет пройдёт,
Никто из нас войны забыть не сможет.
М. Ножкин
Великая Отечественная война – самая страшная страница в истории нашей страны – Великой России. 1941 – 1945 годы… Сколько боли, страданий, преодолений и подвигов! Вот уже три четверти века простирается тишина над нашей Родиной. Не гремят раскаты орудий, не летят с жутким свистом бомбы и снаряды, не кричат от страха женщины и дети. Более 70 лет прошло со дня Великой Победы. Трагедия этой войны коснулась каждой семьи. Это наша гордость и боль: гордость за героическое прошлое своего народа и боль потерь, которую не заглушит даже самая большая радость – радость Победы. Но время неумолимо, доблестное поколение победителей уходит, и нам, живущим в 21 веке, всё труднее встретить живых свидетелей тех грозных событий.
Брянщина… Сколько сыновей и дочерей ты отправила на фронт! Сколько осталось лежать на поле боя! Высокие сосны, устремившие свой взор в поднебесье, да рощицы белоствольных берёз – вот безмолвные свидетели той страшной войны. Кто нам сейчас расскажет о ней? Так мало осталось в живых ветеранов. И тем ценнее каждое воспоминание каждого защитника Отечества.
Священная земля Брянская навсегда останется в памяти благодарных потомков. Заслуги наших земляков велики! И нужно помнить всё, ничего не забывая. Ведь человек, забывший свои корни, теряет не только память, но и часть души, рвёт нить, протянутую через века. Нужно обязательно изучать историю родного края, чтобы её знали и помнили и земляки, и другие люди нашей славной необъятной Родины. История Брянщины, несомненно, стала одной из значимых страниц великой книги, называемой историей России.
Изучением истории родного края занимается наука «краеведение». Литература же изучается «литературным краеведением». Ей уделяется большое внимание. Мы должны изучать её, знакомиться с писателями-земляками, современными поэтами, проживающими на Брянщине, чтобы продолжала существовать преемственность поколений.
Литературное краеведение – это молодая, но активно осваиваемая современной культурологией область знания и социальной духовной практики. Она обнаруживает тесную связь между художественными произведением и местом, где оно было написано. Приобщая к исторической памяти, краеведение обеспечивает преемственность духовных традиций, зафиксированных в лучших образцах отечественной литературы.
Одной из важных страниц литературного краеведения является изучение поэзии времен Великой Отечественной войны. Запечатлеть всё, прожить одной судьбой со своим народом, на своих плечах вынесшим все годы лихолетья, – долг каждого писателя, поэта, ведь в России поэт всегда больше, чем просто поэт…
Чтобы помнили потомки, расскажем о той войне. Добавим ещё одну страницу нашей истории. Обратимся на этот раз к жизни и творчеству нашей брянской поэтессы-фронтовички Анастасии Селивёрстовны Власьевой. Этот человек нам особенно дорог, нам приятно говорить о ней, так как она работала учителем в родном нам учебном учреждении – Брянском городском лицее № 2 имени М.В.Ломоносова (ранее школа №10 в Бежицком районе). И до последнего (к сожалению, А.С. Власьевой не стало в июле 2017 г.) поддерживала отношения с лицеем № 2, при встречах рассказывая ребятам о Великой Отечественной войне, о своей жизни и, конечно, о творчестве, напрямую связанном с той страшной порой, что болью отзывается в сердце каждого русского человека.
Чтобы уроки, классные часы и внеклассные мероприятия о Великой Отечественной войне, о брянской поэтессе-фронтовичке, об учителе-ветеране Анастасии Селиверстовне Власьевой, были интересными и познавательными, чтобы не забывали о войне и всех её ужасах, а также в знак благодарности тем людям, что вынесли на своих плечах все тяготы войны, важно иметь разнообразный дополнительный материал, пособия, презентации, но лучше иметь видеокнигу в качестве наглядного дидактического пособия (биографические сведения, фотографии, воспоминания поэтессы – ветерана, чтение стихотворений в авторском исполнении, видеозаписи стихов). Ведь наглядность обеспечивает мотивацию, помогает лучше усвоить знания учащимся, выступает как средство, позволяющее включать эти процессы в контакт умственной деятельности и стимулировать ее, привлекает интерес к литературе, истории, краеведению, способствует формированию чувства патриотизма.
1.3 Цель проекта
Цель проекта - создать видеокнигу о брянской поэтессе-фронтовичке Анастасии Селивёрстовне Власьевой, с целью привлечения внимания к литературному краеведению, к важному событию в жизни нашей страны –Великой Победе над немецко-фашистскими захватчиками - и для обеспечения лучшего запоминания материала о Великой Отечественной войне, о жизни, деятельности и творчестве брянской поэтессы Анастасии Селивёрстовне Власьевой. Расширение и обогащение знания школьников по литературному краеведению поможет учащимся осознать связь литературы с жизнью и историей родного края.
1.4 Целевая аудитория
Данный проект предназначен для учащихся, учителей литературы и истории, а также классных руководителей, школьных библиотекарей и всех тех, кто неравнодушен к истории своей страны. Видеокнига поможет при проведении уроков, внеклассных мероприятий и может быть использована при оформлении тематических выставок.
Этап | Сроки | Задачи | Методы работы |
Диагностический этап | Январь-февраль 2017 | Выявить интересы учащихся к творчеству брянской поэтессы, определить мотивацию деятельности участников проекта, цель и задачи информационного, творческого проекта. | Анализ анкетирования учащихся. |
Подготовительный этап | Март 2017 | Поиск литературы, составление плана работы, сроки и формы отчета, сбор материала. | 1. Анализ и синтез при работе с литературой. 2. Дедуктивный метод (определение оптимальной структуры электронного пособия). |
Исполнительский этап | апрель-сентябрь 2017 | Отобрать и проанализировать материал для электронного пособия, подготовить фотографии и организовать встречу с поэтессой, провести её видеозапись. | 1. Метод работы в микрогруппах. 2. Метод индукции и дедукции. 3. Анализ и синтез при работе с собранным материалом. |
Заключительный | Октябрь 2017 — январь 2018 | Обобщить и систематизировать материал для видеокниги, провести конкурс стихов. Записать и смонтировать видеокнигу. | Анализ и синтез при выявлении формы и вида, достоинств и недостатков видеокниги. |
Оформление результатов работы | Февраль-май 2018 | Оформить рабочую папку проекта, подготовить презентацию для его защиты, опробировать видеокнигу на уроках литературы и внеклассных мероприятиях | Создание портфолио проекта, электронной презентации. |
1.7 Необходимое оборудование
Продукт – видеокнига «А.Власьева. Стихи, опалённые войной» -предназначен для проведения уроков и внеклассных мероприятий, связанных с изучением краеведения, событий Великой Отечественной войны.
Для изготовления продукта были использованы компьютер и набор ПО для видеомонтажа, микрофоны, звукозаписывающее оборудование, камера для видеосъемки, SD-карта для съемки видео, цифровые носители для записи итогового продукта.
Смета расхода для выпуска электронного пособия:
1.8 Отзыв руководителя
Проектная работа по этой теме является дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении таких предметов, как литература, история, краеведение. Материал, представленный в работе, расширяет кругозор учащихся и пополняет их теоретические знания.
Учащиеся, работавшие над этим информационным, практико-ориентированным творческим проектом, показали высокий уровень организации совместной деятельности.
Творческий проект был направлен на сбор информации о жизни и творчестве брянской поэтессы Анастасии Селивёрстовны Власьевой. Особое внимание уделено малоизвестным страницам биографии, художественного наследия нашей землячки и изучению интересующего учащихся материала с целью его анализа и обобщенного представления для широкой аудитории в виде видеокниги. Проект необходим для более успешного проведения уроков и внеклассных мероприятий, связанных с изучением литературного краеведения и событий Великой Отечественной войны.
Исследовательская деятельность учащихся носила практический характер и была рассчитана на учащихся с любым уровнем знаний. Результативность совместной работы учащихся стала возможна благодаря умениям:
Таким образом, в процессе работы над данным проектом по литературе и краеведению расширился образовательный кругозор учащихся, возрос стойкий познавательный интерес к предметам, сформировался проектно- исследовательский навык работы и умение пользоваться материалами литературных сайтов в сети Интернет. Учащимися продемонстрирована оригинальность замысла и подхода при выборе стратегии достижения цели.
Всё это способствовало интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся, формированию высокой гражданской позиции, воспитанию чувства патриотизма, пробуждению интереса к жизни своего города, литературе и культуре Брянщины, к её национальным обычаям и традициям.
Поставленные в начале работы цель и задачи достигнуты, полученный продукт имеет большое практическое применение и духовно-нравственную ценность, так как воспитывает любовь как к малой нашей родине, так и ко всей нашей стране в целом.
1.9 Лист сопровождения проекта
Педагогическая цель данной проектной деятельности состояла в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
• самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, анализ, построение гипотез, обобщение);
• развивают индивидуальные способности и системное мышление, используя метапредметные связи и умения;
• воспитывают речевую культуру и умение корректно работать с первоисточниками (рукописи, мемуары).
Участники проекта не только освоили необходимые навыки работы над проектом, но и научились сотрудничеству, взаимопомощи. Работая в микрогруппе, они развивали умения принимать коллективные решения, вести диалог, находить компромиссные выходы в спорных вопросах. Несмотря на то что цель проекта состояла в создании видеокниги, ученики смогли проявить свои творческие способности как при создании пособия, так и при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Общая работа над проектом сплотила творческую группу учащихся, что позволило в короткое время создать данный продукт – видеокнигу о жизни и творчестве А.С. Власьевой «Стихи, опалённые войной».
II. Описание процесса исполнения
Этап I. Диагностический
На уроках литературы мы обращаемся к творчеству писателей и поэтов, но мало внимания уделяется нашим авторам-землякам. Как выяснилось в результате опроса учащихся, немногие имеют представление о литературном процессе Брянского края. Мы решили узнать, насколько учащиеся владеют информацией о творчестве брянских поэтов и писателей.
Анкета.
Результаты анкетирования:
№ | Вопросы | Результаты опроса |
1. | Что такое литературное краеведение? | 51% |
2. | Считаете ли вы необходимым изучать жизнь и творчество брянских поэтов и писателей? | 92% |
3. | Знаете ли вы писателей, поэтов - земляков и их произведения? | 70% |
4. | Знакомы ли вы с творчеством нашей брянской поэтессы-фронтовички А.С.Власьевой. | 30% |
5. | Хотелось ли узнать от очевидца о Великой Отечественной войне? | 97% |
Выводы:
1. Большая часть опрошенных учащихся 7 – 9 классов не владеет информацией соответствующего характера, многие хотели бы узнать и по возможности встретиться с поэтессой - землячкой.
2. Следовательно, наш творческий проект поможет ученикам восполнить недостающие знания, расширить кругозор. Видеокнига как результат проектной работы будет хорошим подспорьем на уроках литературы, краеведения и при проведении внеклассных мероприятий о Великой Отечественной войне.
Этап II. Подготовительный
Данная тема заинтересовала нас творчеством нашей землячки. Подготовительный этап нашей проектной работы начался с изучения страниц биографии и художественного наследия брянской поэтессы А.С.Власьевой. Для этого собирали материал, имеющийся в библиотеках города Брянска, работали с литературными сайтами в сети Интернет, обсуждали план работы над темой проекта, составляли вопросы для интервью, распределяли обязанности внутри творческой группы, продумывали форму отчета данного проекта.
Этап III. Исполнительский
Как и в любой другой работе, при создании нашего проекта мы четко распределили обязанности в микрогруппе. Одна учащаяся занималась разработкой дизайна продукта и составлением вопросов к анкете, затем ей было поручено провести конкурс чтецов и обработать результаты анкетирования. Второй и третьей учащимся было поручено фотографирование каждого этапа проекта, составление папки и видеозапись лучших исполнений школьниками стихотворений А.С.Власьевой. Все вместе занимались подбором материалов для видеокниги, их съёмкой, презентацией для защиты проекта, составлением сценария для будущей книги, монтированием видеокниги.
Вывод: в рамках данного этапа мы отобрали и проанализировали материал, необходимый для создания видеокниги «А. Власьева. Стихи, опалённые войной», записали и смонтировали видеокнигу, опробировали её на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.
Этап IV. Заключительный
После обобщения и систематизации материала на данном этапе был готов продукт - видеокнига. Было необходимо продумать дизайн будущего видеопособия, перенести всё на диск. Мы обратились к родительскому комитету класса с просьбой выделить средства для завершения проекта. Пробный экземпляр электронного пособия (видеокнига) был обсужден, внесены коррективы. Заказаны 3 экземпляра: для МО учителей русского языка и литературы, для защиты проекта и школьной библиотеки. Также видеоматериал был размещен для ознакомления на официальном сайте МБОУ БГЛ № 2 им. М.В. Ломоносова.
Этап V. Оформление результатов работы
Заключительный этап работы состоял из оформления рабочей папки проекта, презентации для его защиты.
III. Выводы и самоанализ работы над проектом
В результате работы над проектом была изучена литература о жизни и творчестве учителя-ветерана, поэтессы Брянского края Анастасии Селивёрстовны Власьевой, обработан необходимый материал, в конечном итоге представленный в творческом продукте – видеокниге «А. Власьева. Стихи, опалённые войной». Цель проекта достигнута. Электронное пособие (видеокнига), по нашему мнению, будет иметь практическое значение: его смогут использовать в работе учителя МО русского языка и литературы, классные руководители в их внеклассной деятельности и библиотекари.
Эта видеокнига нам особенно дорога, так как в ней представлены сведения о жизни и творчестве дорогого нам человека – учителя, который раньше работал в нашей школе. Мы благодарны всем тем, кто разделяет наши чувства, кто не остался равнодушным к удивительной судьбе поэтессы-фронтовички. Благодаря таким людям и была издана малым тиражом книга А.С. Власьевой «Стихи, рождённые сердцем» и быстро разошлась среди близких и знакомых. Наша видеокнига «А.С. Власьева. Стихи, опалённые войной» позволит большей аудитории узнать о нашей землячке. Размещение материалов видеокниги на сайте МБОУ БГЛ № 2, на сайтах Интернет, посвященных событиям Великой Отечественной войны, поможет сборнику стихов и воспоминаний А.С. Власьевой обрести сотни, тысячи благодарных читателей. Девизом нашего проекта стали слова: «Пусть книга пойдёт в мир!» Книга, без сомнения, учит нас доброте, милосердию и взаимопониманию. В работе представлены материалы, имеющие общечеловеческую ценность, гуманистическую направленность. Всё это позитивно будет влиять на учащихся, пробуждать в них чувство гордости за свой край и укрепит чувство патриотизма.
IV. Список источников информации по проекту
1. Власьева. Путешествие по Брянску [Электронный ресурс ]. URL: http://www.puteshestvie32.ru/content/vlaseva — (Дата обращения — 24.02.2017).
2. В память о военных водителях-13 Мая 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://bug-smi.ru/news/v_pamjat_o_voennykh_voditeljakh/2015-05-13 - (Дата обращения — 30.03.2017).
3. Журнал «Международные автомобильные перевозки» [Электронный ресурс]. URL: http://www.map.asmap.ru/3(91) _10/obdelo/images/5.jpg — (Дата обращения- 24.02.2018)
4. Из воспоминаний Власьевой Анастасии Селивёрстовны [Электронный ресурс ]. URL: http://libryansk.ru/fotoreportazh-vlaseva.13374/ - (Дата обращения — 01.03.2017)
5. Мастер ЛЦ- 1) Власьева Анастасия Селивёрстовна [Электронный ресурс]. URL: http://xn--32-6kcdaytbth8a0c.xn--p1ai/?page=pobeda&action=show&id=721 (Дата обращения – 30.03.2017)
6. 7 мая. Митинг у памятника «Воинам-водителям» [Электронный ресурс]. URL: http://bryanskrayblago.cerkov.ru/index.php/archives/3140 — (Дата обращения — 30.03.2017)
7. Рогова В.Ю. Анастасия Власьева. Стихи, рождённые сердцем. Сборник стихов и воспоминаний Анастасии Власьевой. – Брянск, 2013. - 21 с.
8. Стихи /Путешествие по Брянску [Электронный ресурс ]. URL: http://www.puteshestvie32.ru/content/stihi-0 — (Дата обращения — 30.10.2017)
9. У памятника воинам-водителям [Электронный ресурс]. URL: http://www.map.asmap.ru/3(91)_10/obdelo/images/5.jpg — (Дата обращения — 30.10.2017)
Свадьба в Малиновке
Музыка космоса
Заколдованная буква
Простые летающие модели из бумаги
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики