В работе рассказывается об осознании смысла жизни под влиянием окружения (на примере х/ф «Попутчик» (The Hitcher) (1986))
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Департамент науки и образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТОЛИЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА»
(ГБПОУ СКИСиГ)
Эссе на тему:
«СМЫСЛ ЖИЗНИ И ЕГО ОСОЗНАНИЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ОКРУЖЕНИЯ»
(на примере х/ф «Попутчик» (The Hitcher) (1986))
Специальность
43.02.14 Гостиничное Дело
Учебная группа
2ГД(9)-19д
Учебная дисциплина
«Основы философии»
ФИО студента
Карпова Анастасия Сергеевна
Научный руководитель
Преподаватель права, к.и.н.
Можаев Антон Викторович
Москва 2020
Понятие смысла жизни очень многосторонне, при этом многие путают его с целью жизни: создать семью, сделать карьеру, наконец просто обеспечить материально родных и близких… Однако мы видим, что все перечисленное – это действия, которые имеют свое начало и – что важно – свое окончание. Семья создана, карьера построена, родные и близкие обеспечены на несколько жизней вперед… а что дальше?
Попытка осознания смысла своей жизни, на мой взгляд, была нам всем предоставлена во время первой волны пандемии, когда была объявлена всеобщая самоизоляция. Каждое утро подходит человек к окну, смотрит – дома стоят, транспорт ездит, магазины работают… а его там нет! Значит, все так и будет происходить дальше и без него? Без его участия? Значит, он, такой успешный, такой работящий, такой любящий свою семью и близких – не нужен? Значит, все его усилия были напрасны? И вот тут начинается осмысление – да, я чего-то в этой жизни достиг, но чего мне это стоило? Каким я был и каким стал? Как изменилась моя жизнь? А эти мысли уже первый шаг к пониманию смысла своей жизни.
Человек есть существо общественное, без других людей человек даже забывает родной язык. Каждый человек есть часть современной цивилизации. Каждодневная деятельность человека, самостоятельная или под чьим-то влиянием, направлена в целом на сохранение и развитие цивилизации. Тем или иным путем каждый человек приходит к одной из цивилизационных категорий, которые сформировались еще в эпоху неолита и в том или ином виде существуют до сих пор. Подразделение происходит строго в соответствии с поведенческими особенностями и личной свободе от каких-либо зависимостей, которые мешают человеку участвовать в формировании цивилизационного контента. Каждый человек может стать кем угодно, если он действительно направлен своим воспитанием и поведением на развитие и совершенствование цивилизации. Каждый может перейти из одной категории в другую, зачастую даже не осознавая этого.
Вот эти категории:
1. Жрецы/маги – люди идей, люди смыслов, те, кто видит направление развития и знает, как идти по нему и куда оно приведет.
2. Воины – люди действия, люди-охранители, умеющие мобилизовать людей на реализацию смыслов и защитить смыслы и тех, кто их осуществляет, от откровенно вредоносного воздействия и собственных заблуждений всех прочих.
3. Обыватели – люди, непосредственно формирующие цивилизационный контент своим трудом, создающие вещи, выполняющие работы и оказывающие услуги потому, что им это интересно, потому, что они хотят показать остальным, что и как можно сделать для всех.
4. Исполнители – люди, действующие в рамках реализации смыслов по чьей-то воле либо потому, что им так удобно, не несущие творческого подхода, их основная задача – получение средств от реализации чужих идей и смыслов для достижения своих собственных целей, не во всех случаях совпадающих с целями и смыслами, общими для цивилизации.
Искусство, как плод творчества людей, отражает в себе как сознательные, так и подсознательные смыслы, и при внимательном рассмотрении можно найти достаточно много обращений в т.ч. и к теме цивилизационных категорий, и к переходу из одной категории в другую. В этом смысле у меня вызвал интерес американский фильм 1986 г. «Попутчик» (англ. The Hitcher) (реж. Роберт Хармон, автор сценария Эрик Ред, в гл. ролях Рутгер Хауэр (Попутчик, Джон), Си Томас Хауэлл (Джим), Джеффри ДеМанн и Дженнифер Джейсон Ли) (URL: https://www.youtube.com/watch?v=89ZNhpYtO04, дата обращения 30.11.2020).
По моему мнению, Рутгер Хауэр (Джон Райдер/попутчик) относится к категории жрецов/магов, так как его появление в нужное время и в нужном месте можно отнести как чудо или превосходный ум и тактика его мышления. Ведь каждый маг это гений, который может управлять людьми, а именно его внимательностью и вытекающие из увиденного действиями. А так же его загадочная история происхождения и его мотивы убийств, которые должен разгадать Си Томас Хауэлл (Джим Хэлси).
Этого героя я решила отнести к трём основным и одной добавленной категории поведения людей, а именно жрецов/магов, воинов, исполнителей и шутов, его действия в сюжете показывают его переходы из одной категории к другой. Изначально он был исполнителем, то есть обычным человеком, который работает для того, чтобы жить - но только до встречи с Джоном Райдером, который перевернул его жизнь с ног на голову.
В момент, когда Попутчик дважды подставил Джима (первый раз, когда его арестовали, думая, что это именно тот человек, который им нужен, второй когда Попутчик убил всех в участке) Джим стал воином. Категории шута Джим достиг в момент, когда сидел в кафе и задал Попутчику вопрос «Зачем ты это делаешь?»; именно в тот момент Джим стал стремиться к неведомому, после шута не далеко и до жрецов/магов. В последних фрагментах фильма это можно понять, когда Джим знал, что Джон выберется из фургона, полного полицейских, и Джим сам убедился в этом, а убийство Джона стало началом нового Пути для Джима.
Джим в момент убийства Джона достиг его морали, возможно Джон его избрал как преемника – Джим ведь нашел выход, чтобы жить, а не умереть. На протяжении фильма Джон заставляет Джима пережить разные ситуации, потихоньку приучая Джима к непредсказуемости жизни, чтобы Непостоянное стало для Джима Постоянством – философский парадокс стоиков, о которых Джон вряд ли знал, но который очень хорошо подходит для подготовки воинов и тем более жрецов/магов.
Однако переломным моментом для Джима стала смерть Нэш – той, которая отнеслась к незнакомому человеку без предубеждения, которую никто не заставил поверить в изначальную виновность Джима, которая – при других раскладах – вполне могла бы стать его девушкой.
Это заставило Джима захотеть убить Попутчика, ведь конец стал переигранным началом, только в этот раз Джим потерял чувства и возможно, что и интерес к самой жизни, смыслом жизни Джима – как он сам думал – стало убийство Джона. Возможно, Джон сам этого хотел, возможно, Джон неосознанно стремился к уходу из этого мира, но искал – кому он перед этим может передать свои знания и навыки. Ведь жрецы должны передать свои знания своим ученикам, и Джим смог занять место последнего. Джим убил Джона, это убийство переродило Джима в Джона, и он стал таким же.
Скорее всего, в этот момент Джим понял, что убийство Джона – это не смысл, а цель в его жизни, первая настоящая цель, которой он достиг. А смыслом – по моему мнению – стала возможность нести Непостоянство другим, как сейчас говорят «извлекать их из зоны комфорта» и смотреть – смогут ли они с этим справиться.
Цветок или сорняк?
Два петушка
Новый снимок Юпитера
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Хитрость Дидоны