В работе рассказывается об аспектах принадлежности человека к одной из цивилизационных категорий как его истинном предназначении и выявлении последнего.
Вложение | Размер |
---|---|
svyataya_esse.doc | 45.5 КБ |
Департамент науки и образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТОЛИЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА»
(ГБПОУ СКИСиГ)
Эссе на тему:
«ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЕГО ВЫЯВЛЕНИЕ»
(на примере х/ф «Попутчик» (The Hitcher) (1986))
Специальность
43.02.14 Гостиничное Дело
Учебная группа
1ГД(11)-20
Учебная дисциплина
«Основы философии»
ФИО студента
Святая Диана Максимовна
Научный руководитель
Преподаватель права, к.и.н.
Можаев Антон Викторович
Москва 2020
Многие люди прямо с утра понедельника начинают со своего рабочего места рассылать в соцсетях картинки с общим логотипом «Пятница, приди!» Казалось бы, рабочая неделя только началась, отчего же такая тоска по ее последнему дню? Возможно, эти люди заняты тяжелым физическим трудом и не смогли отдохнуть за выходные? Вряд ли, поскольку у таких людей нет рабочего места за компьютером. Значит, здесь второй вариант – их работа им непонятна, не интересна, хотя и умственная, но вызывает у них чисто физическое утомление. Вряд ли от такого работника будет много пользы для дела, которое он делает. Проще его уволить. А с другой стороны – где найти другого, мотивированного, интересующегося своей работой? Наверное, по теории вероятности где-то такие есть, однако их явное меньшинство – судя по тому количеству картинок, демотиваторов, гифок и прочих компьютерных картинок, которые «живут» и пересылаются на просторах Интернета.
Современная цивилизация, к счастью, все-таки продолжает развиваться, и делает она это в большинстве случаев за счет тех, кто занимается действительно своим делом. Своим – потому, что человеку это интересно, у него есть к этому склонность, можно сказать, призвание, которое он смог выявить, сам или с чьей-то помощью. С самого начала формирования цивилизации, со времен неолита, люди, осознанно или нет, формируют из своего состава 4 категории действующих лиц со следующими условными названиями и соответствующими характеристиками.
1. Жрец/маг – тот, кто видит, пусть и туманно, все возможные дороги, по которым могут пойти люди, и самое главное – видит ближайшую точку окончания этого пути, который осознает смысл такого движения и может заинтересовать или наоборот, оттолкнуть людей от движения в ту или иную сторону.
К этой же категории, на мой взгляд, относится и шут – стремящийся к Неведомому, возможно, скрытый жрец/маг, а возможно, его зарождающаяся или последующая стадия.
2. Воин – тот, кто видит свою задачу в защите людей от тех, кто им мешает и хочет на них паразитировать; если воин поддержит жреца/мага в его действиях, то более верного сторонника у последнего не будет, потому что просто не может быть.
3. Обыватель – тот, кто в своем деле действует творчески, старается, чтобы его результат был полезен как можно большему количеству людей, чтобы на основе его дел можно было создать что-то новое.
4. Исполнитель – тот, кто выбирает дело либо исходя из требований других людей, вышестоящих по отношению к нему, либо потому что это дело выгоднее прочих; тот, кто в каждом деле ищет прежде всего способ удовлетворения собственных желаний, не совместимых с идеей развития и совершенствования цивилизации. Этим исполнитель отличается от обывателя, который тоже выбирает дело для удовлетворения собственных потребностей, но у обывателя эти потребности в первую очередь творческие, тогда как у исполнителя – материальные.
Каждый может прийти в ту или иную категорию либо уйти из нее, все зависит от склонностей к достижению своего личного благополучия.
Истинное предназначение человека, его истинная категория – вещь достаточно сложно понимаемая, в первую очередь самим человеком. Различные тесты на профориентацию, психологическую совместимость и т.д. – это только самый первый шаг, притом не всегда удачный. Всегда есть риск того, что человек, даже искренне желая познать себя как можно глубже, будет отвечать так, как закладывалось в него средой обитания и его окружением, с их пониманием престижности, выгодности и т.п.
Как же совершенно точно узнать свое истинное предназначение? Ответ есть, и он в духе Шута или Жреца/мага – «Если хочешь научить человека плавать, просто брось его в воду». Как ни странно, но в большинстве случаев именно так, выходом или принудительным выводом из зоны комфорта, и провоцировалось проявление истинного предназначения человека.
Именно эта жизненная ситуация приходит на ум при просмотре американского фильма 1986 г. «Попутчик» (англ. The Hitcher) (реж. Роберт Хармон, автор сценария Эрик Ред, в гл. ролях Рутгер Хауэр (Попутчик, Джон), Си Томас Хауэлл (Джим), Джеффри ДеМанн и Дженнифер Джейсон Ли) (URL: https://www.youtube.com/watch?v=89ZNhpYtO04, дата обращения 30.11.2020).
После просмотра фильма я могу сказать, что Попутчик показался мне человеком достаточно сложным. Мотивы его действий вызывают много вопросов, не всегда понятно из-за чего он совершает те или иные действия. Тем не менее, я заметила, что для этого человека процесс убийства, погони, угроз является наслаждением. Он мастер своего «дела». Попутчик четко понимает, что и как он будет делать в данной ситуации, продумывая свои действия наперёд, читая эмоции своей жертвы.
Мне кажется, что его способность манипулировать людьми и анализировать все их действия, эмоции, мимику, может охарактеризовать его, как человека мага. Все действия Попутчика против Джима были чётко связаны, поскольку он понимал свою жертву. Тем не менее, поведение Джима хоть и было предсказуемым, но оно несколько отличалось от других его жертв, что и заинтересовало Попутчика. Ему стало интересно вывести Джима из зоны комфорта, чтобы посмотреть на его реакцию. Будучи «магом», Попутчик мог самостоятельно «просчитать» способности Джима по первым же его фразам, интонациям и пр., и таким вот образом помочь Джиму занять достойное место в общецивилизационной деятельности.
Я бы могла сказать, что первоначально Джима можно причислить к исполнителям, но я также хочу отметить, что по многим его поступкам можно сказать, что он стал настоящим воином. Его нескончаемые попытки сбежать, обвести вокруг пальца Попутчика впечатляют. Можно назвать его действия везением, а можно приписать к ним силу воли и нескончаемое желание жить и восстановить справедливость.
Почему я хочу приписать Джима к категории исполнителей? Это потому, что его действия, поведение и мысли, особенно в первой половине фильма, показывают его, как простого парня, который мало думает о последствиях и не понимает, что ему делать в стрессовой, опасной для жизни ситуации. Его охватывала паника и он попросту совершал действия на уровне инстинкта.
Наблюдая за главными героями, пытаешься разложить их поведение, мысли по частям. Потому что, глядя на их поступки, как на единое целое, очень сложно понять их мотивы. Могу сказать, что Попутчик и Джим действуют в соответствии с герменевтикой, ведь её задача толкование чего-либо (например, в литературных произведениях) для нахождения истинного скрытого смысла. Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей необходимо иметь представление о целом.
И после просмотра фильма сложно разобраться в мотивах деятельности главных героев, ведь разбирая их по частям, теряешь общую картинку, а рассматривая всё в целом, не можешь понять отдельные её части. И процесс понимания их деятельности невозможно окончить, поскольку ты продолжаешь думать об этом и находишь ещё больше путей познания их мышления и ещё больше вопросов.
Тем более что после просмотра понимаешь, что не только Попутчик весь фильм анализирует поведение Джима и толкует его, но и Джим в итоге включается в этот увлекательный процесс – увлекательный, естественно, для тех, кто испытывает радость от процесса мышления – и начинает анализировать действия Попутчика. Иначе как бы Джим предсказал поведение Попутчика в финале фильма?
Издеваясь над Джимом, Попутчик заставляет его действовать так, как бы первый ранее ни за что не поступил, думать так, как ранее не мог. Тем самым он манипулировал им, заставлял Джима чувствовать постоянное напряжение, из-за чего его действия стали более резкими, превращая Джима в воина, который борется за свою жизнь.
Можно сказать, что для безумного Попутчика всё это было игрой, а Джим был его игрушкой, которой он управлял. Главную цель сложно понять, ведь Попутчик безумец, для него все эти кошмары, что он сотворил, были развлечением, они удовлетворяли его душу. Нетипичный Джим показался ему интересным, поэтому Попутчик продолжил «играть» с ним.
Он словно нашёл того самого человека, кто внёс в его повседневность нечто новое. Джим вызывал у Попутчика некие эмоции, что не могло не забавлять его. Думаю, что Попутчик понимал, чем закончится эта игра. И он был к этому готов. Поэтому можно сказать, что Попутчик достиг той скрытой цели, которую он поставил в своей голове.
После того, как Джим убил Попутчика, мы можем сделать вывод, что его жизнь больше не станет прежней. Убив его, он выбрал другой путь, что дало ему внутреннее успокоение, отомстим за тех, кто стал жертвой безумца. Думаю, жизнь Джима в дальнейшем будет складываться сквозь призму Дуализма, ведь здравый смысл в его голове будет вечно напоминать о том, что тот сделал ошибку, ведь после убийства в его жизни будет больше проблем. Но его сердце будет считать, что так и должно было произойти, ведь теперь этого человека точно нет, и он не сможет более лишать жизни других людей.
Джим будет вечно жить, борясь со своими мыслями, размышляя о правильности своего поступка. Да и просто размышляя – в частности, когда стоит подсаживать в машину незнакомых людей, а если происходит что-то непонятное – когда давать отпор и какой именно. Нашел ли Джим свое истинное предназначение? По итоговым кадрам фильма я считаю, что да. Его поза, когда он стоит у полицейской машины – это поза человека, удовлетворенного выполненной им работой. Пусть даже она и была тяжелая и грязная. И я почему-то уверена, что Джим, как бы ни сложилась его жизнь дальше, совершенно точно не станет по понедельникам рассылать в соцсетях лозунги типа «Пятница, приди!».
Рисуем тыкву
Что такое музыка?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Две снежинки
Груз обид