В работе рассказывается о сочетании философии желаний и цивилизационных категориях человечества.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Департамент науки и образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТОЛИЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА»
(ГБПОУ СКИСиГ)
Эссе на тему:
«ФИЛОСОФИЯ ЖЕЛАНИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
(на примере х/ф «Попутчик» (The Hitcher) (1986))
Специальность
43.02.14 Гостиничное Дело
Учебная группа
1ГД(11)-20д
Учебная дисциплина
«Основы философии»
ФИО студента
Колесник Никита Николаевич
Научный руководитель
Преподаватель права, к.и.н.
Можаев Антон Викторович
Москва 2020
Человеческое желание – очень сильное явление. Благодаря желаниям человечество стало тем, что оно есть сегодня – цивилизацией. Желание направляет деятельность человека, желание помогает создавать или разрушать, правильно будет даже сказать – желание определяет жизнь человека.
Бывают разные желания, их положительность или отрицательность определяет мораль и нравственность той или иной исторической эпохи. Желание устроить гладиаторские игры в Древнем Риме и совместить приятное (заработать на них денег) с полезным (принести очередные искупительные жертвы в виде убитых и раненых гладиаторов римским богам за римский народ) было абсолютно положительным в эпоху Античности. Аналогичное желание в христианской Византии было абсолютно отрицательным, поскольку с распространением христианства в мире и становлением его как господствующей религии в Византии, в полную силу вступило указание «Боги языческие суть бесы», а истинный христианин никогда не будет делать то, что услаждает бесов.
Но разность желаний относится не только к временам и эпохам, это различие носит уровневый характер. Бывают желания глубинные и поверхностные, при этом те желания, которые человек исполняет, означают сочетание глубинных и поверхностных желаний. Желание построить карьеру, достичь наивысшего по своим возможностям положения, зарабатывать много денег может быть поверхностным в сравнении с глубинным желанием доказать окружающим, что этот человек не такой, как они все, что он лучше, успешнее их. А в чем измеряется успешность на том или ином отрезке исторического пути человечества, к тому и стремится человек, возможно даже не осознавая причины таких стремлений.
В деле построения и развития цивилизации каждый человек, в соответствии со своими глубинными желаниями, включен в одну из 4-х категорий, которые сформировались еще в эпоху неолита и до сих пор в том или ином виде присутствуют среди людей, в т.ч. и неявно. Это:
1. Жрец/маг - это человек, достигший полного совершенства в своих умениях. Таких людей не интересует ничто материальное. Власть, деньги, политика – все это им чуждо. Этот человек познаёт окружающую действительность, он хранит свои знания и умения, а также стремится к созданию новых развивающих технологий. Этим людям важен процесс выполнения работы, а не её результат.
К этой же категории, по моему мнению, можно отнести и шутов. Шут - стремится к Неведомому, т.е. к чему-то неизвестному, непостижимому. Некоторые выделяют шутов в отдельную категорию поведения людей, но мне всё же кажется, что их можно отнести к категории жрецов/магов, т.к. шутов также, как жрецов/магов, не интересует ничего материального, эти люди тоже хранят свои знания и умения при постижении Неведомого, а возможно даже они тоже стремятся к созданию новых технологий. Ну и наконец, шуты так же, как и жрецы/маги – не стоят на определённом этапе эволюции, а развиваются.
2. Воин - это тот человек, который сражается с врагом. Он обладает властью и ролью в управлении, руководстве. Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – все это природные качества воина, которые необходимы для исполнения своего долга. Воину необходимо сражаться за справедливость и стараться придерживаться определенных правил, чтобы не причинить вред тем, кого он защищает.
3. Обыватель – это человек творческий, он делает свое дело, потому что ему интересно это делать и неважно, в какой отрасли хозяйствования он работает.
4. Исполнитель – это слабый человек (и в психологическом, и в моральном, и зачастую в физическом смысле). Он имеет права, но не может их реализовать из-за своей слабости, и обязанности свои ему приходится выполнять в полном объеме потому, что ему это удобно или потому, что заставляют. Исполнители угнетены жизнью, они не ставят перед собой определённых целей и не пытаются чего-то достичь в данной им жизни.
Что же дает людям возможность попасть в ту или иную категорию? По моему мнению, это самое глубинное желание – желание жить. Жить физически, ощущать свое тело, удовлетворять его потребности, ежедневно общаться с миром и по возможности получать все блага, ускользая от всех неприятностей. Я думаю, что чем выше у человека это желание, тем больше он склонен быть в категории Исполнителей, поскольку максимальное отсутствие собственных склонностей подразумевает максимальную ориентацию на того, кто может предложить что-либо выгодное и заодно объяснит, как это делать. В случае же провала всегда можно все свалить на него, не рискуя ничем своим.
Чем больше человек склонен к освоению нового, тем больше риск проигрыша, а если ситуация такова, что назад отыграть нельзя, то риск увеличивается через наслоение неверных решений, которые по итогу могут привести к абсолютно противоположному результату. Прорваться сквозь барьер неверных решений можно, но цена за это может быть очень высока – вплоть до собственной жизни. Однако те, кто ценят свою жизнь и, как следствие из нее, свое благополучие меньше, чем прочие факторы, способны добиться значительно большего. Именно такие прорывы и позволяют человеку переходить из одной категории в другую, почти всегда это связано с точками бифуркации – специфическими состояниями, когда возникает внешнее воздействие на человека, и под влиянием этого воздействия он выбирает те или иные действия, зачастую резко меняющие его жизнь. Я думаю, что выбор как раз зависит от глубинного желания человека.
В качестве примера напрашивается американский фильм 1986 г. «Попутчик» (англ. The Hitcher) (реж. Роберт Хармон, автор сценария Эрик Ред, в гл. ролях Рутгер Хауэр (Попутчик, Джон), Си Томас Хауэлл (Джим), Джеффри ДеМанн и Дженнифер Джейсон Ли) (URL: https://www.youtube.com/watch?v=89ZNhpYtO04, дата обращения 30.11.2020).
Начнем с того, кто же такой попутчик? Попутчик – человек, едущий или идущий вместе с кем-нибудь по одному направлению, спутник. Как говорится, «если человеку для того, чтобы пройти дорогу, нужен попутчик, то, скорее всего ему нужен в первую очередь попутчик, а сама дорога ему не так уж и нужна».
В начале фильма главный герой по имени Джим чуть не попал в аварию из-за недосыпа. На этом моменте я подумал, что главный герой умер в аварии, и все, что происходило с Джимом, являлось его адом, что это все не по-настоящему. Я думал, что Попутчик ненастоящий, как и все остальное, что он некий демон. Ведь про Попутчика нет никакой информации. Как будто его не существует (на вопрос Джима, откуда он, на 1:19:20 времени фильма Джон отвечает «из Диснейленда»), также все его быстрые исчезновения и появления не являются вполне человеческими.
Но просмотрев фильм несколько раз, я понял, что Джим остался жив, поскольку в аду обычно искупают свои грехи, а вряд ли у молодого парня могли быть такие грехи, чтобы ему пришлось их искупать таким образом. Именно на момент возможной аварии и пришлась точка бифуркации для Джима. Его глубинное желание жить оказалось очень сильным, и первое, что он сделал, придя в себя – резко выворачивает руль, чтобы уйти от опасности (3 – 4 минута времени фильма). Но проверка совместимости его желаний и возможностей продолжается, и Джим в непогоду, на ночной дороге подбирает Попутчика.
Попутчика можно отнести к самой первой категории – категории жрецов/магов, потому что Попутчик – человек, которому важен процесс выполнения работы, а не ее результат. Ему нравится преследовать Джима, убивая при этом случайных людей. Джон наблюдает за тем, как Джим будет поступать в таких ситуациях, где Джим будет выглядеть как убийца в глазах полиции, ведь орудие убийства Джон подкинул ему. Попутчик детально анализирует каждый шаг Джима, делая ему трудности на пути. Как будто Джон знает, что сделает и куда поедет Джим.
По фильму мы можем заметить, как постепенно меняется категория поведения Джима. В начале фильма Джима можно было отнести к категории исполнителей, т.е. обычный человек, который хотел получить деньги за обычное дело – перегон машины в Калифорнию. Но после того, как он взял с собой Попутчика в машину, все поменялось. Момент, который показал, что Джим не слабый по воле и духу человек – это когда он хотел убить себя из револьвера (даже не проверив его), но потом передумывает (момент на 43:47 времени фильма). Переход Джима в категорию воина происходит после того, как он познакомился с официанткой Нэш, которая поверила Джиму, что он не убийца. Джим начал ее защищать, то есть своим поведением по категории он стал воином. К сожалению, ситуация в фургоне была безвыходной (при любом выборе она бы умерла) и он все-таки не смог ее спасти от Попутчика.
Попутчик придерживается – возможно, неосознанно – идеи консьюмеризма, которая строится исходя из большей ценности для покупателя самого акта покупки, нежели владения товаром. Т.е. Попутчик нашел свой товар (жизнь Джима), «приобретая» ее (преследуя его, делая препятствия на пути Джима, наблюдая за ходом его действий), он наслаждается «товаром», не убивая Джима. Даже несмотря на то, что ценой всему этому может стать жизнь Джона (что и оказалось впоследствии), Джон это делает и в конце он все-таки платит эту цену своей жизнью.
На 1:30:17 времени фильма Джон бросает наручники. Я считаю, что этот знак является скрытым сравнением, т.е. свободой. То, что его ничего не держит, что он получил наслаждение от преследований Джима. Если бы Джону была важна жизнь, то он мог бы лежать, притворившись мёртвым. И в жизни Джона сработала точка бифуркации – он выбрал смерть как уход из этого мира, как отдых.
Джим являет собой – опять же, вопрос, насколько осознанно – типичный пример результата постмодернизма: усталый физически и нравственно человек, не имеющей никаких опор и убеждений, неуверенный в самом себе, не имеющий близких людей, потому что он – в центре хаоса. В конце Джим все-таки убивает Попутчика. После такого, что он прошел за эти сутки, может и психика поехать. Убийство, так еще и неудачная попытка предотвратить убийство человека. Это может терзать его до конца жизни.
Я считаю, что Попутчик хотел оставить Джима в категории исполнителей, но так, чтобы последний это осознавал и, возможно, страдал от этого; в самом начале фильма можно предположить, что Джим относится к категории обывателей – ему нравится его дело. Но впоследствии мы узнаем, что Джим взялся перегонять машину только потому, что хотел попасть в Голливуд, т.е. это его дело лишь давало ему средства к достижению какой-то своей личной цели.
Джон хотел себе игрушку, которая будет играть по его правилам, слушать его приказы и т.д. Для полноты игры Попутчик дает Джиму револьвер и патроны к нему. Также Джон убивает всех людей, которых видел Джим, считая полицейских, чтобы поиграть со своей главной жертвой.
По итогам фильма можно понять, что план Джона удался, но не полностью. С одной стороны Джон «наигрался» со своей жертвой. Это удовольствие стоило ему жизни, но как я понял, она не сильно уж и была Джону важна. Ведь, как я говорил выше, он мог бы и не вставать и не кидать наручники. С другой стороны, Джим не остался в своей категории – Исполнителя, настроенного для Джона, а стал Воином. Так что могу сказать, что план удался 50 на 50.
Свой дальнейший путь Джим будет строить в соответствии с герменевтикой, как философией понимания, выяснением воздействий на человека его жизненного опыта. То есть после убийства Джим будет думать, зачем этот ненормальный человек все это делал. Если, конечно, полицейские не поймают его за угрозу полицейскому и убийство заключенного, то, возможно, Джим сделает вывод – что не надо приглашать к себе в машину всяких попутчиков и неизвестных людей. Ведь не известно, что у них в головах. А уж если пригласил – надо уметь давать отпор. Как и положено Воину.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Крутильный маятник своими руками
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Попробуем на вкус солёность моря?