С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Ни у кого не возникает
сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим
друзьям - одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам. Я искренне верю в то, что русский язык –
«великий и могучий». Моё внимание давно привлекает речь молодежи и манера изъясняться ведущих молодежных телеканалов и телепрограмм от языка классической литературы.
Особенно много слов, которые не встречаются в литературе или имеют совершенно другое значение, мы слышим на каналах СТС, ТНТ. («Универ», «Дом – 2», «Один дома») Например, в тропическом комедийном сериале «Остров»: «Почему мы должны батрачить вместо тех, кто накосячил?»; «Смотрите, какое дерево позитивное»; «Да вы задолбали уже»; «А я чувак тертый»; «Сначала я ухожу, потом ты, чтобы не спалили»; «Где моя тачка, чувак?»; «Иногда ты децил подтормаживаешь»; «Сейчас вроде все так прикольно разрулилось».
Я тоже сама люблю использовать некоторые слова, например: клево, ес, блин, домашка,офигеть, типа. Все эти слова употребляем междус собой дети, а иногда бывает, дома произношу. Моя эмгэшка, т.е бабушка ругается, что воспитанная девочка так не разговаривает.
Очень интересно получается: мы знаем этот «свой» язык, но никто и никогданас ему не учил. Когда же приобретается он? Откуда берётся? Почему взрослые отрицательно к нему относятся, но… иногда используют «наши» словечки тоже?
Актуальность темы заключается в активном использовании таких слов в речи учащихся школы, повышенном интересе школьников, как к кодифицированному языку.
Я решила исследовать употребления таких слов в нашей школе. Новизна работы обуславливается тем, что данная тема не исследована среди учащихся МБОУ Алтайской СОШ, полученный материал характеризует среду, в которой происходит взаимодействие между учащимися 4 -11 классов.
Вытекает проблема, с которой столкнулся русский язык на современном этапе: засилье сленговых выражений в речи нынешних детей. Оказалось, что сленг стал неотъемлемой частью общения школьников конца XX - начала ХХI веков.
Вложение | Размер |
---|---|
lsb_2.docx | 48.49 КБ |
prezentatsiya_lsb.ppt | 707.5 КБ |
Министерство образования и науки РФ
Кяхтиский район
МБОУ «Алтайская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
«Молодёжный сленг в речи учащихся моей школы»
Автор работы: Лумбунова Соёла, 4 класс
Руководитель: Чагдурова Октябрина Николаевна
с. Усть-Дунгуй
2018
Введение………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретический аспект исследования………………………4 -7
Глава 2. Практический аспект исследования……………………….8-12
Заключение……………………………………………………………13
Список используемой литературы…………………………………..14
Приложение 1. Анкета………..………………………………………………………..15
Приложение 2.
Словарь «Сленг учащихся МБОУ Алтайской СОШ».………….16 - 19
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Ни у кого не возникает
сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим
друзьям - одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам. Я искренне верю в то, что русский язык –
«великий и могучий». Моё внимание давно привлекает речь молодежи и манера изъясняться ведущих молодежных телеканалов и телепрограмм от языка классической литературы.
Особенно много слов, которые не встречаются в литературе или имеют совершенно другое значение, мы слышим на каналах СТС, ТНТ. («Универ», «Дом – 2», «Один дома») Например, в тропическом комедийном сериале «Остров»: «Почему мы должны батрачить вместо тех, кто накосячил?»; «Смотрите, какое дерево позитивное»; «Да вы задолбали уже»; «А я чувак тертый»; «Сначала я ухожу, потом ты, чтобы не спалили»; «Где моя тачка, чувак?»; «Иногда ты децил подтормаживаешь»; «Сейчас вроде все так прикольно разрулилось».
Я тоже сама люблю использовать некоторые слова, например: клево, ес, блин, домашка,офигеть, типа. Все эти слова употребляем междус собой дети, а иногда бывает, дома произношу. Моя эмгэшка, т.е бабушка ругается, что воспитанная девочка так не разговаривает.
Очень интересно получается: мы знаем этот «свой» язык, но никто и никогданас ему не учил. Когда же приобретается он? Откуда берётся? Почему взрослые отрицательно к нему относятся, но… иногда используют «наши» словечки тоже?
Актуальность темы заключается в активном использовании таких слов в речи учащихся школы, повышенном интересе школьников, как к кодифицированному языку.
Я решила исследовать употребления таких слов в нашей школе. Новизна работы обуславливается тем, что данная тема не исследована среди учащихся МБОУ Алтайской СОШ, полученный материал характеризует среду, в которой происходит взаимодействие между учащимися 4 -11 классов.
Вытекает проблема, с которой столкнулся русский язык на современном этапе: засилье сленговых выражений в речи нынешних детей. Оказалось, что сленг стал неотъемлемой частью общения школьников конца XX - начала ХХI веков.
Объект исследования – языковая среда учащихся 4-11классов МБОУ Алтайской СОШ
Предмет исследования – молодёжный сленг.
Цель работы – изучить особенности речи современных школьников.
Задачи исследования:
1) выяснение причин появления жаргонизмов в речи молодежи;
2) классификация жаргонных слов и выражений школьной лексики;
3) составление словаря «Сленг учащихся МБОУ АСОШ».
Гипотеза: жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?
Методы исследования:
*изучение литературы по теме исследования
*изучение сленга телеканалов и Интернета
*беседы с учащимися, анкетный опрос, интервью
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в декабре-январе 2018 года и имело несколько этапов.
На первом этапе изучалась литература по теме исследования, проводились наблюдения за использованием сленга на телеканалах, в популярных телепередачах.
На втором этапе проводился опрос школьников, анализировались полученные результаты.
Глава 1. Теоретические исследования.
1.1. История развития сленга
Русский молодежный сленг - это интереснейший феномен, использование которого ограничено возрастными, социальными, временными и пространственными рамками. Он используется в среде учащихся, молодежи и отдельных с собственными интересами группах.
В исследованиях выделяют три волны в развитии молодёжного сленга в России. Я считаю, что в настоящее время можно говорить и о четвертой такой волне.
20-е годы. Первая волна вызвана появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасились множеством «блатных» словечек.
50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».
70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения, в частности, хиппи. «Хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.
Начало ХХI века – наши дни. В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает повсеместная компьютеризация, широкое использование Интернета. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счет этого интернет-сленг проникает в молодежную среду.
Само понятие - «сленг» появилось в русском языке не так давно.
1.2 Что такое сленг?
Так что же такое сленг и почему современные школьники так активно используют его в своей речи?
Своё исследование я начала с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянула в интернет. Выявила, что данные источники по-разному трактуют понятие «сленг». Я остановилась на «Большой советской энциклопедии» и выяснила, что сленг (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.
В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.
В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.
В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости.
Существует ещё несколько определений сленга:
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Сленг- речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг- это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Из этих определений следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!») Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
1.3 .Молодёжный сленг
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 10- 22 лет
( я так думаю), возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
На мой взгляд, понятие школьный язык – это возрастной язык, которым владел каждый в пору учения. Школьный сленг включает в себя наименования учебных предметов, школьных оценок, некоторых школьных помещений, отдельных работников школы, видов учебной деятельности. Как видно из школьного жаргона, любимым способом образования новых слов является сокращение слова либо отсечение его части: дискач – дискотека,
днюха – день рождения и другие. Также речь молодёжи богата словами – междометиями: «типа», «короче», «блин», «прикинь» и другие.
Школьники используют сленг, называя учебные предметы (матем, физра, литра, русиш, инглиш); оценки (пара – 2, трындяк – 3, пятак – 5); школьные помещения (тубзик, столовка); виды учебной деятельности (контроша, домашка, лабораторка).
Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменит человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость
1.4. Способы образования сленговых слов
Пополнение лексики молодёжи происходит в основном за счет имен существительных, затем идут глаголы, реже встречаются имена прилагательные.
Ещё одной особенностью школьного жаргона является его обновляемость.
Меняются поколения, меняется и жаргон. Пройдёт несколько лет, и старые жаргонизмы сменятся новыми.
1.5. Причины употребления сленга.
Сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются дети, подростки и молодые люди.
Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход? Чтобы ответить наэтот вопрос, я проводила языковое исследование, анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы). Выясняла, что учащиеся 4 - 11 классов моей школы активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
Глава 2. Практический аспект исследования
.2.1 Лингвистическое исследование речи школьников
Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась нами экспериментальным путем. Учащимся 4 - 11-х классов МБОУ Алтайской СОШ была предложена анкета (Приложение № 1), целью проведения которой было следующее:
*определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся;
*определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;
определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;
*выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов;
*составить словарь «Сленг учащихся МБОУ АСОШ».
В анкетировании принимало участие 29 человек: 4 человека из 4 класса, 9 человек из 5 класса , 7 человек из 8 класса , 6 человек из 9 класса, 3 человека из 11 класса. Данные анкетирования показало , что нашей школы знают и используют в своей речи слова молодежного сленга.
На вопрос: «Чья речь является для вас эталоном?»
Мы видим, сперва речь одноклассников 13чел, учителей 9, родителей 7.
Отвечая на вопрос: «Нужно ли бороться с жаргоном?»- утвердительно из общего числа опрошенных ответили 9 учащихся (4 и 5 классы); 15 сказали, что не могут обойтись без сленга, 5 учащихся вообще об этом не задумывались.
Как вы относитесь к жаргонным словам? 16 человек положительно, 9 отрицательно (4 и 5 классы) , 4 безразлично.
Отметим, что наиболее часто употребляются слова: хавчик, хавать, лох, козел, класуха, училка, реально, офигенно, отстойно, отвали, блин, прикид, фигня, обалдеть, короче, телик, комп, шестерка, тормоз, типа, клево, ес, тачка, крыса, угарный, прикольно, сто пудов, прикинь, пипец.
Анализ анкеты позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников сленговые слова:
Существительные: лох, чувак, тормоз, чайник, бабки, видак, телик, ящик, тема, прикид, прикол, тачка, музон, косяк, харя, салют, молоток, базар, пятак, фигня, понтач, черт, столовка, хавка.
Глаголы: отвали, не свисти, гонишь, рубать, хавать, базарить, отвянь, заколебал, забить, гуляй, кирдык, сгинь, прикинь, мутить, офигеть, обалдеть, очуметь, зашибись, попутал, тусуйся, обломиться, грузить, приколоться.
Наречия: клево, прикольно,офигенно, мощно, типа, потрясно, по фиг,
сто пудо, реально, ништяк, угарно, отстойно.
Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, я не в курсе, речи не, елки-палки, все тип-топ, вали отсюда, ни фига себе, я валяюсь, ну ты блин, даешь, базар фильтруй, да ты че.
Проанализировав значение сленговых слов, мы выделили тематические группы:
Наименования людей по профессии: училка, класнуха, мусор, мент.
Наименование людей по родству: предки, браток, родаки, сеструха, маман, батя.
Бытовая техника: ящик, видак, видик, телик, комп, труба.
Пища и процесс её поглощения: хавка, хавчик, хавать.
Обозначение людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, ботаник, лох, тормоз, шестерка, бич, чурка, дятел, козел, кобыла, коза, чмо.
Деньги: бабки, зелень, бабло.
Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, угарно, отстойно.
Результаты следующего опроса показали, что эталоном речи для многих подростков является речь их одноклассников, а также старших товарищей.
Собранный материал заставляет задуматься над происхождением сленга. Наши наблюдения позволили сделать следующие выводы:
- среди сленга есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением, например, клевый – хороший; крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый– ненастоящий;
- переходят в сленг технические термины, приобретая новые переносные значения, например, мобила - мобильный телефон; глюк – ошибка, незавершенность в компьютерной программе;
- в молодежный сленг переходят арготизмы: отстой, отстойный – плохой; ботаник – старательный ученик; лох, базар, туфта, хавка и другие.
Как показывают наши наблюдения, в сленге современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать; угорать, угар, пригорать, угарный; прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист; офигеть, офигенно, офигенный; обалденно, обалденный, обалдеть и другие.
Нетрудно заметить, что большое распространение в ученической среде получили жаргонизмы – оценки, наименования людей по родству, по профессии, качествам характера. Скорее всего, это связано с тем, что эти группы слов в большей степени, чем другие семантические группы подвержены речевой моде. В целом можно констатировать, что использование большинства приведенных слов делает речь грубой, может обидеть или даже оскорбить собеседника.
На вопрос «Зачем я употребляю жаргонные слова?» Я получила такие ответы:чтобы…
*меня понимали сверстники – 23 % *не отстать от жизни – 4 % *сэкономить время при общении – 28% *вписываться в ту или иную компанию – 0% *выразить свои эмоции и чувства – 36% *все мои друзья так говорят –4% *не быть отсталой (ым) – 5%; *выглядеть более крутой (ым) – 0%; *со мной было интересней – 0%; *следовать моде – 0%.
Результаты исследования
Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают, что наблюдается к возрастанию уровня использования сленга в повседневной речи школьников. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Например: и мои дети будут употреблять жаргон, но уже совсем другие слова. Я не представляю нас, современных школьников совсем без сленга. Гораздо важнее, на мой взгляд, заставить каждого ученика задуматься над тем, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов.
2.2 Причины резкого увеличения числа жаргонизмов в речи школьников
Откуда школьники узнают о жаргонных словах? Вот что ответили ребята: «слышал в школе от одноклассников», «из телека и Интернета», «от старших друзей», «от родителей» это правда, от родителей сказали 4 человека. Но, кроме субъективных, существуют объективные причины:
1.Стремление СМИ завоевать популярность любой ценой.
2. Низкий уровень речевой культуры.
3. Снижение интереса к русской классической литературе.
4. Постоянное обращение к услугам компьютера.
5. Незнание языковых норм и нарушение правил речевого этикета.
2.3 Результаты исследования
Таким образом, анализ ответов позволил подтвердить положения, о том, что основная причина появления молодежного сленга состоит в желании, создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников.школьники вместе с тем «в минуты жизненных неурядиц прибегают к сленгу: на нем легче высказаться». На вопрос о том, смогли бы они обойтись без сленга, большинство учащихся ответили отрицательно. Мне кажется, что они сейчас данное время так говорят. Взрослея, многие из них забудут эти слова, и не будут употреблять их в своей речи.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что молодёжный сленг впитал в себя большое количество единиц уголовного жаргона. И хотя молодёжь пытается «смягчить» криминальный язык, переосмыслить его, всё равно не прекращает им пользоваться. Использованиеуголовного языка делает речь грубой, вызывающей.
Большая группа арготизмов (единиц уголовного жаргона) перешла в молодёжный сленг без изменения своего лексического значения, например: смыться – скрыться, убежать; хата – дом , стучать – сообщить, доносить, косяк – что – либо сделанное неправильно и т.д.
Причину такого «увлечения» лексикой преступного мира мы видим в конкретных социальных условиях, которые всегда воздействуют на язык и в первую очередь на его лексику. Разгул преступности, криминал - эти страшные реалии современного мира – определили активизацию арготической лексики, проникающей и в школьный сленг. Добавим к этому ещё и некоторые передачи, кинофильмы СМИ.
Заключение
Молодёжный сленг – это тот язык, которым мы ежедневно выражаем свои мысли и чувства, общаясь друг с другом. Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или нет? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в остальных пластах языка. Плохо, если он полностью заменит человеку нормальную речь.
Статистика показывает, что сленг присущ молодым людям 10- 22 лет. Но в последние годы молодежный сленг стало активно употреблять и старшее поколение, даже люди, которым далеко за 60!
Я считаю, что сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно.
Список литературы
1. Виноградов, В.В. История русского литературного языка. [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 1978. – 156 с.
2. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл. [Текст]/ А.И. Горшков. – М.: Дрофа, 2001. – 464с.
3. Крысин, Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. [Текст] / Л.П. Крысин. – М.: Наука, 1989. – 64 с.
4. Кронгауз, М. И. Русский язык на грани нервного срыва. [Текст] / М.И. Кронгауз. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 90 с.
5. Розина, Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга. [Текст] / Р.И. Розина. – М.: Русский язык, 2000. – 142 с.
6. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка: 57000 слов. [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык,1984. – С.382.
7.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр./ ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. С. 679.
Интернет-ресурсfile:///C:/sputnik/Resurs/http_rus.1september.ru_urok
Приложение № 1
В анкетировании участвовало 29 человек, учащиеся 4 -11классов.
АНКЕТА
Напишите известные вам жаргонные слова.
Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
1. Чья речь является для вас эталоном?
а) Учителей
б) Родителей
в) Друзей и одноклассников
г) Ничья –
2. Нужно ли бороться с жаргоном?
а) Да -
б) Нет –
в) Не знаю -
3. Как вы относитесь к жаргонным словам?
а) Не обращаю внимания -
б) Положительно -
в) Отрицательно
Приложение №2
Словарь «Сленг учащихся МБОУ Алтайской СОШ».
Б
Бабки, бабло-деньги
Базар – разговор, обсуждение какой – либо темы.
Балдеж – удовольствие.
Батя – отец.
Без обид – не обижайся.
Блин – (слово – паразит) имеет междометную функцию.
Братан – брат
В
Вау – выражение восторга.
Валяй – говори.
В натуре – по-настоящему.
В принципе – наверно.
Все в шоколаде – все хорошо.
Выеживаться, выпендриваться, привлекать к себе внимание.
Видак - видео
Г
Гнать – врать.
Глумиться – развлекаться.
Грузить – что – то требовать
Гуляй Вася – уходи отсюда
Д
Денчик–Денис
Детка- девочка.
Догонять – понимать.
Дятел – глупый человек.
Досвидос – до свидания.
Дурдом – сумасшедший дом.
Дурить – глупить.
Е-Ё
Ес! – выражение восторга, радости.
Е-мое
Ж
Жвачка – жевательная резинка.
Живем – все отлично, хорошо.
Жить в малине – жить богато
З
Зацени – попробуй.
Забить – перестать заниматься чем – либо.
Закройся – замолчи.
Запалить – поймать.
Заметано – договорились.
Замутить – начать какое – либо дело.
Замочить – убить.
Закалебал – надоел
Зашибись–прекрасно
И
-
К
Капец – конец.
Кирдык – попался ты
Клава-клавиатура.
Клево – хорошо, здорово.
Клеить – флиртовать, заводить знакомство.
Кликуха – кличка.
Косяк – что – либо сделанное неправильно.
Крыша – защита.
Кент – парень.
Комп – компьютер.
Колян – Коля.
Колись – раскрой секрет.
Клево – хорошо, здорово.
Контроша–контрольная работа.
Кореш - друг.
Круто – здорово.
Крутяк – интересная вещь, захватывающее событие.
Л
Лажа – вранье, чушь.
Левый – лишний, посторонний.
Лох – неудачник
Лузер – неудачник
Ляпнуть – сказать что – то невпопад.
Лепить - врать
М
Махач – драка.
Мобила – мобильный телефон.
Мутить – дружить.
Мент – милиционер.
Мешок – слабый человек
Мотек – мотоцикл.
Молоток – молодец
Мощно -
Музон-музыка.
Мульт – мультфильм.
Н
На фига-зачем?
Ни фига – ничего.
Никитос–Никита.
Надыбать – найти.
Ништяк – хорошо.
Напрячь, выпрячь – заставить насильно что – либо делать.
Нормуль – нормально.
О
Облом – неудача.
Обалдеть – здорово
Обломился - неудача
Отстой – ерунда.
Отпад, офигеть – здорово.
Оттягиваться – хорошо проводить время.
Отвалить – отойти.
Отвянь – отстань.
Офигеть, обалдеть – изумиться.
Очуметь -
П
Пара – двойка..
Параллельно – все равно.
Пипец – все
Предки – родители.
Приколоться – пошутить
Прикольно – здорово, отлично
Потрясно - здорово
Потеря потерь – выражение разочарования.
Попутал – перепутал
Понтач – красуется перед кем – то
Пофартило – повезло.
Прикинь –представь
Пятак –пять
Р
Разводить – обманывать.
Реально - точно
Родичи, родаки – родственники, родители.
Рубиться – играть на компьютере
С
Свалить – уйти.
Скатывать –списывать.
Сфоткаться – сфотографироваться.
Стопудово – точно.
Стремно – некрасиво, позорно.
Стебно – классно.
Стопэ – стоп.
Т
Тачка – машина..
Типа – вроде.
Телек – телевизор.
Трескать – есть.
Тормозить – медлить.
Тормоз – глупый
Трояк – три.
Труба – телефон.
Туса – дискотека
Тубзик – туалет.
Тусоваться – собираться
У
Угарно - смешно
Улет – круто.
Училка – учительница.
Ф
Фигеть – недоумевать, удивляться..
Фотик – фотоаппарат.
Фигня – ерунда.
Финиш – конец, итог, выражение восторга.
Футбик – футбол.
Фуфло – подделка, обман.
Х
Хавать – есть.
Хавчик – еда.
Харя - лицо
Хата – квартира.
Ч
Чел – человек.
Чёрт – плохой человек
Чувак – человек, парень.
Чмо – морально опустившийся человек.
Ш
Шняга – вещь.
Шо-шо? – Что?
Шнурки в стакане – родители дома.
Щ
Щемиться – пролезать вперед.
Ю
-
Я
Ящик – телевизор
Слайд 1
2014 годСлайд 2
Актуальность заключается в активном использовании таких слов в речи учащихся школы, повышенном интересе школьников , как к кодифицированному языку. Новизна , что данная тема не исследована среди учащихся МБОУ Алтайской СОШ.
Слайд 3
Объект исследования - языковая среда учащихся 4-11 классов МБОУ Алтайской СОШ Предмет исследования – молодёжный сленг
Слайд 4
Цель: изучить особенности речи современных школьников Задачи: выяснение причин появления жаргонизмов в речи молодежи; классификация жаргонных слов и выражений школьной лексики; составление словаря «Сленг учащихся МБОУ АСОШ».
Слайд 5
Гипотеза : жаргонные слова составляют группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?
Слайд 6
Три волны в истории формирования сленга в России: 20-е годы 50 – 60-е годы 70 – 80-е годы
Слайд 7
сленг (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.
Слайд 8
сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.
Слайд 9
На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни» На сленге : «Я просто тащусь от этой песни!»
Слайд 10
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
Слайд 11
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 10- 22 лет
Слайд 12
Школьники используют сленг, называя: учебные предметы (матем, физра, литра, русиш, инглиш); оценки (пара – 2, трындяк – 3, пятак – 5); школьные помещения (тубзик, столовка); виды учебной деятельности (контроша, домашка, лабораторка).
Слайд 13
АНКЕТА ( участвовало 29 человек, учащиеся 4 -11классов) Напишите известные вам жаргонные слова. Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто. 1. Чья речь является для вас эталоном? а) Учителей б) Родителей в) Друзей и одноклассников г) Ничья 2. Нужно ли бороться с жаргоном? а) Да б) Нет в) Не знаю 3. Как вы относитесь к жаргонным словам? а) Не обращаю внимания б) Положительно в) Отрицательно
Слайд 14
Наиболее часто употребляются слова: хавчик, хавать, лох, козел, класуха, училка, реально, офигенно, отстойно, отвали, блин, прикид, фигня, обалдеть, короче, телик, комп, шестерка, тормоз, типа, клево, ес, тачка, крыса, угарный, прикольно, сто пудов, прикинь, пипец.
Слайд 15
Чья речь является для вас эталоном?
Слайд 16
Нужно ли бороться с жаргоном?
Слайд 17
Как вы относитесь к жаргонным словам?
Слайд 18
Наиболее распространены в речи школьников сленговые слова: Существительные: лох, чувак, тормоз, чайник, бабки, видак, телик, ящик, тема, прикид, прикол, тачка, музон, , косяк, харя, салют, молоток, базар, пятак, фигня, понтач, черт, столовка, хавка.
Слайд 19
Глаголы: отвали, не свисти, гонишь, рубать, хавать, базарить, отвянь, заколебал, забить, гуляй, кирдык, сгинь, прикинь, мутить, офигеть, обалдеть, очуметь, зашибись, попутал, тусуйся, обломиться, грузить, приколоться.
Слайд 20
Наречия: клево, прикольно,офигенно, мощно, типа, потрясно, по фиг, сто пудо, реально, ништяк, угарно, отстойно.
Слайд 21
Устойчивые словосочетания и предложения : базара нет, я не в курсе, речи не, елки-палки, все тип-топ, вали отсюда, ни фига себе, я валяюсь, ну ты блин, даешь, базар фильтруй, да ты че.
Слайд 22
Наименования людей по профессии: училка, класнуха, мусор, мент. Наименование людей по родству: предки, браток, родаки, сеструха, маман, батя. Бытовая техника: ящик, видак, телек,комп, труба.
Слайд 23
Зачем я употребляю жаргонные слова? * меня понимали сверстники – 23 % *не отстать от жизни – 4 % *сэкономить время при общении – 28% *вписываться в ту или иную компанию – 0% *выразить свои эмоции и чувства – 36% *все мои друзья так говорят –4% *не быть отсталой (ым) – 5%; *выглядеть более крутой (ым) – 0%; *со мной было интересней – 0%; *следовать моде – 0%.
Слайд 24
Существуют объективные причины: 1.Стремление СМИ завоевать популярность любой ценой. 2. Низкий уровень речевой культуры. 3. Снижение интереса к русской классической литературе. 4. Незнание языковых норм и нарушение правил речевого этикета. 5. Постоянное обращение к услугам компьютера.
Слайд 25
Заключение. Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или нет? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие- появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг заменяет ученику нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Слайд 26
НО! Статистика показывает, что сленг присущ молодым людям 12- 22 лет… При вступлении во взрослую осознанную жизнь молодежь перестает активно употреблять сленговые выражения…
Мороз и заяц
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Загадочная система из шести экзопланет
Рыжие листья