Исследовательская работа для ежегодной областной научно-практической конференции «Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского
Вложение | Размер |
---|---|
molodost_nauke_potapova_alina_20_shkola.doc | 357.5 КБ |
Ежегодная областная научно-практическая конференция
«Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского
Автор: Потапова Алина Олеговна
Учащийся: МБОУ «ООШ №20», 8 «А» класса
Тема работы
«Читательская активность учащихся. Игра как средство, способствующее ее улучшению»
Научный руководитель: Осипенко Анастасия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «ООШ №20» г. Калуги
СЕКЦИЯ Литературоведение
Калуга, 2018
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………..….3
Глава 1.
1.1. Исследование познавательной и читательской активности школьников………..5
1.2. Игра как деятельность, развивающая познавательную и читательскую
активность ………………………………………………………………………………….….8
Глава 2
2.1. Отбор материала и создание игры…………………………………………………..….10
2.2. Правила игры…………………………………………………………………………..….12
Заключение………………………………………………………………………………….…..13
Список используемой литературы………………………………………………………..…15
Приложения
Введение
По нашему мнению, в современном обществе роль книги является недооцененной. Мы можем видеть людей, читающих книги по пути на работу или домой, реже подростков, читающих книги на переменах, во время каникул, дома. Сейчас чтение – способ отвлечься от окружающей действительности. В связи с этим печально признавать тот факт, что современные подростки отводят чтению далеко не главенствующую роль в своем досуге. Возможно, это связано с информатизацией общества, так как сейчас крайне редко можно увидеть людей, читающих книгу не в электронном, а в печатном виде. Наряду с этим можно отметить увеличившуюся нагрузку в школьной программе, и как следствие – отсутствие времени на самостоятельное чтение в свободное время, так как многие предпочтут более активный отдых от учебы для тела и ума. Еще одной проблемой является слишком большое количество книг разных по тематике, подростку сложно выбрать из этого разнообразия, а после выбора неудачной по содержанию книги, может и вовсе пропасть желание читать что-либо еще. Мир литературы заслуживает внимания современного подростка, именно в нем он может почерпнуть знания о науках, о жизненных ситуациях, взаимоотношениях, учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках героев. Именно поэтому нами была выбрана тема читательского интереса и активности учащихся. Данный вопрос заслуживает особого внимания.
Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами гипотезу:
Действительно ли современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса и активности.
Объект исследования:
Учащиеся 8 класса МБОУ «ООШ № 20»г. Калуги
Предмет исследования:
Читательская активность подростков.
Цель работы:
Создать условия для повышения читательской активности учащихся.
Постановка задач:
1. Провести анкетирование учеников 8 класса для выявления уровня читательской активности; обработать результаты.
2. Собрать и проанализировать теоретический материал по теме.
3. Провести интервьюирование педагогов-словесников и библиотекаря
3. Практическая часть: а) отобрать материал, для создания игры на основе анкетирования; б) создать правила и карточки.
История разработки выбранной темы: данная тема выбрана по тому, что интересна и актуальна в современных реалиях. От того насколько хорошо ученик владеет читательской компетенцией зависит его владение коммуникативной компетенцией, что является результатом освоения школьной программы по русскому языку и литературе. Следовательно, читательская компетенция зависит от уровня читательской активности и интереса ученика. Также выбранная тема затрагивает культурное наследие разных стран мира. Именно через литературное творчество писателей большинство людей узнает о культурах других народов.
Степень изученности вопроса: в данной работе отражены особенности познавательной и читательской активности учащихся, что помогло в работе над самими исследованием и его конечным продуктом - игрой. Данные вопросы изучаются давно, но их исследование проводится и по сей день, так как невозможно переоценить значения чтения в нашей жизни.
Актуальность работы:
1. Уместность работы заключается в том, что тема актуальна сама по себе, особенно в современных реалиях.
2. Проблема познавательного и читательского интереса особенно актуальна в наш век современных технологий.
3. Данная работа и ее конечный продукт (настольная игра) актуальны для учащихся школ и преподавателей, т.к. помогают в развитии читательского интереса, что особенно важно для развития школьников.
Методы работы: анкетный опрос, анализ, сравнение, эксперимент; интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей;
ГЛАВА 1.
1.1. Исследование познавательной и читательской активности школьников.
Одной из самых значительных областей “интереса”, выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний.
Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.
В рамках достаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету. Сейчас проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, так как в обществе и образовании произошли значительные изменения, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Увеличившиеся объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.
Познавательный интерес представляет собой важнейшую для развития личности сторону. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется: активный поиск; догадка; исследовательский поиск; готовность к решению задачи. Познавательный интерес в образовательном процессе развивается в результате самостоятельной работы ученика, при осознании смысла его работы над тем или иным вопросом.[2]
При этом нужно отметить важность читательской активности ученика, так как она помогает в развитии познавательной активности, ведь большинство знаний ученик берет в учебниках, энциклопедиях, различных книгах. Помимо этого читательская активность как читательский интерес входят в читательскую компетентность. Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.[5]
Чтение представляет собой один из ведущих видов речевой деятельности учащихся, позволяющих погрузиться в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, действовать автономно и в процессе чтения совершенствовать умения поиска, хранения, передачи и использования информации, а также совершенствовать языковые навыки в целом и коммуникативную компетенцию в частности.
Следовательно, без чтения сложно представить человека, говорящего грамотно с точки зрения норм русской языка, чья речь будет яркой, выразительной, наполненной различными синтаксическими конструкциями, обладающая обширным словарным запасом. Именно поэтому было принято решение изучить уровень читательского интереса учащихся и их читательскую активность.
Для того чтобы изучить уровень читательской активности 8 «А» класса МБОУ «ООШ №20» г. Калуги, было проведено анкетирование. (Анкета приложение 1) В анкетировании приняли участие 15 учеников.
Результаты анкетирования
Большинство учащихся не читает, так как это скучно или из-за нехватки времени. 60% опрошенных читают только то, что требует школьная программа. На вопрос о жанрах были даны разные ответы, но больше всего отмечались книги в жанре фантастика/ фэнтези, мистика, детективы. Абсолютное большинство читает раз в месяц. Наиболее актуальным занятием чтение книг было в возрасте 5-10 10-13 лет. 10 человек из 15 предпочитают электронные книги, так как их проще найти, а печатные книги по их мнению «прошлый век». Мало кто слушает аудиокниги, а большинство опрошенных предпочитают книге просмотр ее экранизации.
Как показало анкетирование, уровень читательской активности класса достаточно низкий, ранее в школе проводилось тестирование познавательной активности учеников, где был также выявлен низкий уровень. Можно сделать выводы, что познавательная и читательская активность тесно взаимосвязаны. В связи с этим было принято решение создать настольную игру об авторах и их произведениях, для повышения уровня читательской активности у учащихся.
Для полноты картины было проведено интервьюирование учителей русского языка и литературы МБОУ «ООШ №20» г. Калуги, а также школьного библиотекаря. Конечно, нельзя утверждать, что полученные данные являются истиной, но на их основе можно делать выводы о читательской активности и читательском интересе учеников.
В ходе интервью был задан ряд вопросов:
Можно отметить, что, по мнению учителей русского языка и литературы, большинство учеников подросткового возраста уделяют время лишь на прочтение краткого содержания книги, так как это вызвано нехваткой времени, нежеланием читать, потому что есть другие «более интересные» для подростков занятия. При этом педагоги отметили, что читательский интерес низок, хотя есть и ученики, которые читают постоянно и большом количестве. Такие учащиеся часто спрашивают педагогов, о стоящих прочтения книгах, делятся мнением и впечатлениями о прочитанном, но такие ученики – редкость. Эти же учащиеся пользуются услугами школьной библиотеки в целях саморазвития, т.е. чтения для себя, в свое удовольствие сверх школьной программы. При этом библиотекарь отметил, что другие учащиеся все же посещают школьную библиотеку для того, чтобы взять книги для чтения по школьной программе. Можно отметить, что учителя, столкнувшись с проблемой низкого читательского интереса у учеников, предприняли ряд мер для его повышения: беседы о современной литературе, внеурочная деятельность, библиотечные уроки.
Именно поэтому итогом исследования стала настольная игра, так как она в рамках внеурочной деятельности может помочь в развитии читательского интереса учеников.
1.2. Игра как деятельность, развивающая познавательную и читательскую активность.
Для учащихся игра является увлекательным занятием. Этим она и привлекает преподавателей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
В играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание. [8]
Результаты использования игр в работе:
Значение игры нельзя оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, будучи развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
В одном из учебных пособий П.М.Баева даётся основное понятие игры как средства обучения и делаются такие выводы:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
Именно поэтому для повышения читательского интереса была выбрана игра. Настольная игра помогает развивать не только интерес к чтению, но и способствует улучшению памяти, помогает преодолевать психологические барьеры в процессе игры.
Для игры были отобраны сведения о писателях: фото, имя, годы жизни, произведения и их краткое описание, цитаты писателей – на основе проведенных исследований читательской активности и включенного в него вопроса о жанрах.
ГЛАВА 2.
2.1. Отбор материала и создание игры.
Прежде всего требуется определить какой вид игры будет интересен учащимся и позволит добиться хороших результатов.
Виды игр:
Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.
Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.
При создании игры надо знать основные принципы её организации:
Для работы была выбрана настольная игра с карточками. Настольная игра - игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. В число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры и другие. Игры данной категории, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т. п.
Было принято решение создать настольную карточную игру о писателях, писавших в жанрах: фантастика, фэнтези, мистика и детектив – так как именно этими жанрами увлекается большинство опрошенных учеников. В комплекты карт входят такие писатели как: Рэй Брэдбери, Аркадий и Борис Стругацкие, Сергей Лукьяненко, Герберт Уэллс, Дуглас Адамс, Стивен Кинг, Жюль Верн, Говард Филлипс Лавкрафт, Эдгар Аллан По, Брэм Стокер, Джордж Мартин, Джон Рональд Руэл Толкин, Анджей Сапковский, Джоан Роулинг, Терри Пратчетт, Клайв Стейплз Льюис, Роберт Сальваторе, Алексей Пехов, Кристофер Паоини, Ю Несбё, Альфред Хичкок, Ден Браун, Элизабет Костова, Стиг Ларссон.
Для создания игры первоначально отбиралась информация о писателях в жанрах: фантастика, фэнтези, мистика, ужасы, детектив – т.к. именно эти жанры являются наиболее популярными у подростков, что было подтверждено анкетированием.
Изначально планировалось включить в игру большее количество писателей, но т.к. это был тестовый вариант, было принято решение отобрать 24 писателя. Поскольку информации об авторах очень много – стало необходимым уменьшить ее количество для размещения на карточках. Для этого информация обрабатывалась, сокращалась до приемлемого для усвоения и чтения уровня. Биография была сокращена до даты жизни и смерти, принадлежности к стране, наиболее известных произведений и цитат, по которым можно запомнить автора. Эту информацию необходимо поместить на карточки, таким образом, чтобы она была читаема для участника игры. Более того, для зрительной памяти был добавлен портрет автора. Такие карточки мы решили сделать парными, для того чтобы внести в игру соревновательный элемент. Для победы необходимо собрать как можно больше парных карт авторов, что развивает зрительную память.
Кроме краткой информации об авторах требовалась и информация об их произведениях. Были сделаны краткие аннотации к одному – двум произведениям автора, данная информация помещена на второй комплект карточек, который не является парным. Он становится доступен игроку только после того, как он соберет парные карты автора.
Все карточки были созданы с помощью программы Paint, отобранная информация была помещена на подготовленные шаблоны, после чего оба комплекта карточек были распечатаны на плотной фотобумаге, т.к. карточки для игры должны быть достаточно жесткими, чтобы не потерять качество.
2.2. Правила игры.
Игра состоит из 2 комплектов карт. Первый комплект – карточки писателей. На карточках указаны имена, годы жизни, произведения и цитаты писателей, прилагается портрет. Карточки комплекта №1 (48 карт; 24 пары) нумеруются на лицевой стороне (с портретом) в нижнем правом углу, карточки комплекта №2 (24 шт.) также нумеруются в соответствии с парами писатель – произведение. Второй комплект – карточки с описанием произведений. Игра направлена на развитие памяти – 1 комплект карточек, а также 2 комплект позволяет привлечь внимание учащихся к произведениям. Всего 72 шт. Образец карт (Приложение 2)
Правила игры:
1. Вам необходимо собрать как можно больше одинаковых карточек из комплекта карт №1.
2.Перемешайте карточки комплекта №1 и разложите их на столе. Внимание! Все карточки комплекта карт №1 необходимо разложить на столе лицевой стороной вниз.
3. Право хода передается по часовой стрелке.
4. Игроки по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор. пока он находит карточки с одинаковыми картинками.
5.Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз и ход переходит к следующему игроку, сидящему слева.
6.Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет большее количество парных карточек.
7. Когда игрок собирает 2 одинаковые карточки комплекта №1, озвучивается информация об авторе, при этом другим игрокам дается возможность назвать уже известную им информацию, после берется карта из комплекта №2 с такой же нумерацией как и на карте из комплекта №1 и читает представленную там информацию всем игрокам.
8. Побеждает игрок, собравший наибольше количество парных карт.
Данная игра получила название «Мир внутри», так как в процессе игры игроки открывают для себя замечательный мир писателей и их произведений, чтобы окунуться в него нужно всего лишь заглянуть внутрь коробки с картами и начать путешествие по миру книг. Игра проводилась в рамках внеурочной деятельности в течение месяца, была отмечена положительная динамика в росте уровня читательской активности. Учащиеся даже предложили дополнить игру комплектами карт.
Заключение
В наше время игра получила серьезное психологическое и дидактическое обоснование как важный вид деятельности ученика, который помогает в развитии его личностных качеств. В процессе игры ученик познает новое, распознает уже известное, преодолевает психологические барьеры.
Был проведен эксперимент с учащимися 8 класса, которые ранее участвовали в анкетировании. Им было предложено поиграть в созданную настольную игру. В ходе проведения игры «Мир внутри» некоторые учащиеся сами называли известные им произведения авторов мировой литературы, на ряду с этим было выдвинуто предложение по расширению игры, т.е. добавление новых карт писателей. Так как игра представляет собой комплекты, то их можно обновлять с помощью новых карт, поэтому такая игра не надоест и каждый раз будет привносить что-то новое и интересное.
Для подтверждения положительного влияния на читательский интерес учеников приводим диаграмму повторного анкетирования учеников 8 «А». Так как данные о печатных/электронных книгах не изменились, то целесообразнее не приводить их повторно.
Можно отметить, что чтение книг теперь нравится большему количеству учеников, меньшее учеников читают из-за того, что их заставляют. Меньше опрошенных полагают, что чтение – скучное занятие, на которое не стоит тратить время. Практически все опрошенные стали чаще читать.
Гипотеза о том, что в современном мире подростки отводят меньшее значение чтению и, соответственно, меньшее количество времени посвящают данному занятию, подтвердилась в рамках исследования уровня читательского интереса 8 «А» класса МБОУ «ООШ №20» г. Калуги. Также подтвердился и низкий уровень читательской активности и интереса, что доказано проведенным анкетированием и интервьюированием педагогов.
Но можно отметить положительную динамику по увеличению уровня читательского интереса, после проведения эксперимента с настольной игрой. За один месяц ее использования на занятиях по внеурочной деятельности у многих учеников отмечается переход от низкого уровня читательского интереса к среднему, а у учеников и ранее проявлявших его он сохранился на прежнем уровне или же повысился, что отметил педагог и школьный библиотекарь. Количество обращений к ресурсам школьной библиотеки в 8 «А» выросло, что отмечается на диаграмме. Можно отметить, что чтение школьной программы держится приблизительно на одном уровне, в то время как внеклассному чтению стали уделять больше внимания. (Приведено количество обращений в школьную библиотеку)
Хочется отметить, что книга – бесценный источник информации, которая может помочь в любой момент жизни. При этом школьная библиотека, уроки литературы, помогают сформировать читательский вкус подростков. Средством привлечения внимания учеников к чтению может стать, а в нашем случае стала, настольная игра, посвященная писателям и их творчеству. Такая игра может дополняться блоками карт по желанию учеников самими учениками, что еще больше поспособствует развитию читательского интереса и читательской компетенции.
Вывод: с помощью настольной игры, посвященной писателям и их произведениям, можно повысить уровень читательской активности учащихся, при этом важно подобрать материал на основе опроса, т.к. он должен быть интересен участникам. Играйте, читайте и помогайте другим попасть в мир книг!
Список используемой литературы
1. Гакаева А. Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы. Самара: "Издательство АСГАРД", 2015.
2. Гиткартс Д.А. Литература в современной школе. СПб. 1996 г.
3. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. СПб, 2002
4. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии, М. 1996
5. Пташкина В.Н. и др. Игровые технологии на уроках литературы 5-9 классы. 2009.
6. Овсянникова Т.Г., Мовнар И.В., Шишигина Т.Л Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы. Вологда 2016
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1985
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978
9. Википедия URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/настольнаяигра
10. Открытый класс URL:http://www.openclass.ru/node/224613
11. Книжный портал URL:https://www.livelib.ru/authors/scifi
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемый читатель! Некоторые из предлагаемых вопросов содержат варианты ответов. Запишите те из них, которые соответствуют Вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант ответа.
1. Читаете ли Вы книги (любые, хотя бы иногда)?
А) да б) нет
2. Если Вы не читаете книги, то почему?
А) это скучно б) нет времени, потому что есть более интересные занятия
в) нет времени, т.к. учусь
3. Если Вы читаете, то почему?
А) потому что нравится б) потому что надо по учебной программе
в) потому что родители заставляют
4. Книги каких жанров Вы читаете чаще всего?
- научные книги - научно популярные - фантастика/фэнтези
- мистика - приключения - классика
- женские романы - исторические книги - детективы
5. Как часто Вы читаете книги?
А) несколько раз в неделю б) несколько раз в месяц в) крайне редко
6. В каком возрасте Вы больше всего читали? (возможно несколько вариантов ответов)
а) 5-10 б) 10-13 в) 14-16
7. В каком виде Вы читаете книги?
А) в печатном виде б) в электронном виде
8. Если читаете книги в печатном виде, то почему?
А) зрение не хочу портить б) она мобильнее и не разрядится на самом интересном, как КПК, ноутбук и т.д. в) не все книги и учебники доступны в электронном виде
9. Если читаете книги в электронном виде, то почему?
А) так проще, никуда идти за ней не надо б) печатные книги – это прошлый век, сейчас у нас информационное общество в) не все книги и учебники доступны в печатном виде
10. Слушаете ли Вы аудиокниги?
А) да б) нет
11. Что на Ваш взгляд лучше – прочитать книгу или посмотреть по ней фильм-экранизацию?
А) лучше прочитать б) лучше посмотреть фильм – экранизацию
Благодарим Вас за участие!
Приложение 2
Пример карт из комплектов № 1 и 2
Золотая хохлома
Дерево в снегу
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Акварельные гвоздики
Зимовье зверей