В школьном музее есть раздел «Увековечение памяти учителей школы разных лет». Как человеку, интересующемуся краеведением, мне было очень любопытно узнать «Кто же Илья Бримов?» Углубляясь в исследование творческого и жизненного пути Ильи Михайловича Брянского (1919-2000), я испытала чувство уважения к Учителю, Фронтовику и Поэту, этому талантливому и преданному своему делу человеку.
Мои действия носят познавательный и поисковый характер.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.02 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Иволгинский район»
МАОУ Иволгинская СОШ
Республиканская историко-краеведческая конференция обучающихся, посвящённая памяти Малхановой И.Н.
Направление секции конференции –история семьи, села, история Бурятии
Памяти Учителя, Фронтовика будем достойны!
Федоренко Зоя - член Клуба юных краеведов и любителей поэзии, ученица 10 «а» класса МАОУ Иволгинская СОШ
Руководитель - Дамбаева Нима-Ханда Бабасановна,
руководитель Клуба юных краеведов,
учитель русского языка и литературы
Иволгинск
2020 г.
Оглавление---------------------------------------------------------------------------стр. 1
Введение -----------------------------------------------------------------------------стр. 2
Основная часть----------------------------------------------------------------------стр. 4-7
Заключение-------------------------------------------------------------------------- стр.8
Список литературы и источников--------------------------------------------стр. 9
Приложения-----------------------------------------------------------------------стр.10
Введение
В школьном музее есть раздел «Увековечение памяти учителей школы разных лет». Как человеку, интересующемуся краеведением, мне было очень любопытно узнать «Кто же Илья Бримов?» Углубляясь в исследование творческого и жизненного пути Ильи Михайловича Брянского (1919-2000), я испытала чувство уважения к Учителю, Фронтовику и Поэту, этому талантливому и преданному своему делу человеку.
Мои действия носят познавательный и поисковый характер.
Актуальность
Талантливые люди славят родную землю, делают её богаче духовно и внутренне, заставляют воспылать народ лучами патриотизма и любви к отчему краю. Вот и я прониклась чувством глубокого уважения и гордости за свою школу, где творили и трудились такие Учителя как И.М.Брянский
Проблема исследования
Немногие люди могли бы похвастаться хорошими знаниями об именитых людях родного края. Конечно, имение краеведческих познаний многое дает, но их абсолютное незнание приводит к деградации патриотического мышления как человека, любящего свою страну, свой край отчий.
Цель:
Исследование краеведческих материалов из архивных документов школьного историко-краеведческого музея имени А.А.Гаськова
Задачи:
Методы исследования:
- Изучение разнообразных источников с целью получить информацию по исследуемой теме.
- Анализ полученной информации
- Самостоятельный анализ стихотворений «Первичны деревеньки» и «Прекрасный друг» Ильи Бримова
Объект исследования – исследовательские материалы Клуба юных краеведов и любителей поэзии и поисковый материал о творчестве поэта
Предмет исследования – немного о моём прадедушке Котлыкове К.П.(1909-1969)
Данная исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и 3 приложений
Основная часть
Мне бы хотелось поделиться с вами познавательной информацией о человеке-патриоте моей России, моей Бурятии и моего родного Иволгинского района. Для того, чтобы добыть данные сведения, мне пришлось познакомиться с уже имеющимися материалами в архиве школьного музея и Клуба; изучить их и поделиться своим трудом. Проведено мною и исследования из лирики поэта.
Я, Федоренко Зоя, ученица 10 а класса, член Клуба юных краеведов и любителей поэзии Иволгинской средней общеобразовательной школы, продолжаю свою поисково-краеведческую работу о Брянском Илье Михайловиче(1919-2000).
Илья Брянский – Учитель, Фронтовик, Поэт. Я восхищаюсь боевым и жизненным подвигом этого замечательного человека. Я благодарна моим предшественникам, Клубу и Совету историко-краеведческого музея имени Афанасия Александровича Гаськова моей школы. Я многое узнала, изучая материал и документы. Идея увековечивания имени знаменитого земляка принадлежит именно им. 28 апреля 2010 года в селе Иволгинск они открывали первую мемориальную доску.
Вот некоторые первые открытия для меня. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения Ильи Михайловича, участника Великой Отечественной войны, учителя истории и директора моей школы и поэта Иволги моей.
Грозные, роковые, сороковые… В феврале 1942 года, будучи директором Средне-Убукуйской семилетней школы Селенгинского района, он добровольно ушел в ряды защитников Родины. Хотел попасть на фронт. Однако его направили на учебу в Тульское оружейно-техническое училище, эвакуированное в Томск.
Это были краткосрочные курсы по подготовке оружейных и артиллерийских техников и мастеров. Позднее Илья Михайлович вспоминал: «Учились по 12 часов в сутки по сокращенной 5-ти месячной программе». Лейтенантом направляется на Северо-Западный фронт. Дислоцировался в городах Дмитрово и Бологое.
Основной задачей бригады, в которую был зачислен Илья Брянский, -было уничтожение вражеских огневых точек, а это ох как непросто! Впрочем, вряд ли на войне что-либо бывает просто! Как правило, бригада выполняла боевые задания под бомбёжками и артиллерийскими обстрелами.
В сентябре 1942 года лейтенант Брянский был тяжело ранен. Лечился в медсанбате до апреля 1943-го. С мая снова встал в боевой строй. В составе 93-й отдельной Краснознамённой Оршанской артиллерийской бригады резерва Главного командования принимал участие в прорывах сильно
укреплённых оборонительных линий врага. Так было на Брянском, III Белорусском, I и II Прибалтийских фронтах. В конце войны Илья Брянский воевал с фашистами в составе войск Ленинградского фронта. В ходе боевых действий на всех этих фронтах артбригада не раз выходила напрямую на танково-опасных направлениях.
В 1945 году Краснознамённая Оршанская артиллерийская бригада принимала капитуляцию немецких войск в Прибалтике. За свои боевые заслуги и ратные дела Брянский И.М. награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени, медалью «За боевые заслуги». Несколько раз получал благодарности Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
С 1 декабря 1990 года по 3 ноября 1994 года И.М. Брянский оформлял «Книгу Памяти» о погибших и пропавших без вести солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны по нашему Иволгинскому району. Для него стало делом чести увековечить память о своих земляках-фронтовиках. Несмотря на зимнюю стужу, летний зной, когда пешком, когда на попутках, он побывал во всех сёлах и селениях нашего района, он заходил в каждый дом, который затронула война, с благодарностью выслушивал и записывал воспоминания родственников о фронтовиках, оставшихся на полях сражений, умерших от ран в госпиталях и медсанбатах.
В этой священной книге в списках значится и мой прадед Котлыков Куприян Петрович(1909-1969), рядовой Советской Армии, уроженец села Калёново Иволгинского района. Он был призван в июле 1941 года. Всю войну прошёл в конной армии; войска стояли в Архангельске. В 1945 году вернулся с Победой домой! Работал в родном селе: добросовестно трудился в сельском хозяйстве. Вырастил 7 детей. К сожалению, в 60 лет ушёл из жизни. Вот и я, как и все мои сверстники, ежегодно в День 9 Мая с гордостью несу портрет моего прадеда Куприяна в строю Бессмертного полка в моём родном селе Иволгинск. Вечная память! Память им вечная!!!
Еще бесценнее были беседы Ильи Михайловича Брянского с самими фронтовиками – защитниками Родины. Дневники многих лет и особенно времен Великой Отечественной войны, его еще не исследованные рукописи, стихи и мемуарные записи Ильи Михайловича Брянского позволяют судить о колоссальном и неустанном труде человека-гражданина, патриота своей Родины, о многогранном спектре его раздумий о жизни, об истории России и отношении человека к природе.
Родом из села Брянск Кабанского района Брянский И.М. работал завучем школы №2 г. Улан-Удэ; учителем, завучем, директором Торейской средней школы и назначался Заведующим Торейским райОНО.
В 1955 году учительская чета Брянских переехала в Иволгу. Запомнились выпускникам тех лет крольчатник на 120 голов, выращивание телят и цыплят до зрелого возраста, выступления с концертами на отарах и фермах, на кондитерской фабрике; уборка картофеля и других овощей на полях ОПХ «Иволгинское».
Силами ученической производственной бригады построили шлакоблочный спортивный зал с пристроем.
В эту пору туристические слеты в Иволге на Трифоновой поляне стали традиционными. Ведь юные туристы Иволги в течение ряда лет были признанными лидерами в республике и занимали призовые места во всероссийских турслетах.
В 1961 г. при школе был открыт один из первых краеведческих музеев в республике.
И.М.Брянский – «Отличник народного просвещения РФ» (1963); ему было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы Бурят-Монгольской АССР»(1967).
И.М.Брянский оформлял «Книгу Памяти» о погибших и пропавших без вести солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны по Иволгинскому району (1990-1994).
В 2000 г. вышел в свет в ОАО «Республиканская типография» сборник стихотворений «Гуси-лебеди» Ильи Брянского под литературным псевдонимом Илья Бримов.
28 апреля 2010 г. на доме, где жил И.М.Брянский(село Иволгинск, квартал Студенческий, дом № 2), установлена первая в Иволге мемориальная доска памяти прославленного земляка. Проводился и шахматный турнир в дань светлой памяти Брянского И.М. С 2001 года проводится литературно-краеведческая конференция «Бримовские чтения», на которых Почётным гостем при жизни бывала его супруга Мария Николаевна Алемасова (1927-2017), учитель русского языка и литературы, ветеран педагогического труда Иволгинской средней школы. К большому горю, она покинула этот мир.
Прочитав сборник стихов «Гуси-лебеди» Ильи Бримова, я выбрала для анализа стихотворения «Первичны деревеньки» и «Прекрасный друг» Ильи Бримова. Эти стихотворения относятся к теме малой родины и природы в лирике Бримова.
В стихотворении «Привычны деревеньки» автор рассуждает об умелом выборе предками мест поселения и говорит о своём пристрастии к сельской жизни в виду её близости к природе.
Все – все мы из деревни,
Улуса, кишлака...
Селилися издревле,
Где рощи и река,
Где степь, холмы нередко
И борозда жирна.
Неплох был вкус у предков
И сметка недурна!
Стихи поэта о детстве, о светлом тепле родительского дома, о счастье и радости материнства и отцовства, об извечной тревоге за человеческий росток жизни.
Детство... Яркий луч памяти нашей обращён к нему, высвечивая далёкие и забытые лица, имена. предметы, запахи и ощущения. Детство – особая страна на карте человечества.
Теме малой родины в стихах Ильи Бримова относятся и другие произведения, такие как «Слово об Улан-Удэ», « Тополиный город», «Щучьему озеру», « Аршану», «На Байкале» и др.
Своим прекрасным другом считает И.Бримов лес. Да, именно лес! Всего лишь две строки говорят о трепетном отношении автора к лесу.
Среди друзей довольно многих,
Друзей прекрасных, числю лес.
Причём другом непростым, а «другом прекрасным».
Мои тропинки и дороги
К нему бегут из разных мест...
Да, как часто автор любил бывать в лесу.
Как наш народ, многоязычен
Российский лес в родном краю...
Здесь Илья Бримов родной лес сравнивает со своим народом.
Для автора лес – это дом для птиц и зверей, фабрика по производству первых благ, без которых мы в жизни ни на шаг. Также лес – прекраснейшая галерея, хранящая чудесные картины, способная за малую долю времени поставить человека на ноги.
Илья Бримов называет лес участником Великой Отечественной войны, защитником родины, хранителем партизан.
К нему бежали наши партизаны –
Лес укрывал их и хранил.
Далее автор называет лес гостеприимным хозяином, «готовым всё выложить на стол», способным даже встревоженного и рассерженного человека сделать добрым и счастливым.
И вот душа уже светлеет,
И с песней шествуешь назад...
Завершая это стихотворение, И.Бримов призывает нас бережно относиться к этому чуду природы, к нашему с вами другу, - к лесу.
Заключение
Мир природы рисуется с любовью и интересом. В предисловии к книге «Гуси-лебеди» Ильи Бримова А. Залуцкий верно подмечает: «Раскрываются разнообразные связи...» В стихотворениях о малой родине и природе ощущается творческое умение соединить живые краски природы с чувствами людей.
До скорой встречи, дорогие
Мои лужайки и поля!
Я считаю, что стихи Ильи Бримова стучатся в наши души. А ведь сам И.М.Брянский никогда не стоял на одном месте, он всегда двигался вперёд, по главной дороге народной жизни. Правда была основой и условием жизни поэзии, отражения и выражения жизни человека на земле.
Вся жизнь Брянского И.М. и его бримовская лирика легендарны. Дневники, записи и заметки, особенно о войне, о советской школе, его бесценные рукописи и сборник «Гуси-лебеди» с его стихами, ещё с большим интересом изучаемые нами, позволяют судить о его колоссальном и неустанном труде как поэта Бримова; о многогранном спектре его раздумий как фронтовика Брянского и о вечной памяти павших; уроки учителя Ильи Михайловича об истории страны и отношении к Отечеству.
Наш поиск и исследования продолжаются.
Список использованной литературы и источников
1 Автобиография Брянского И.М.(из архива историко-краеведческого музея им.А.А.Гаськова МАОУ Иволгинская СОШ).
/Приложения к презентации/
Звание: ст. техник-лейтенант в РККА с 02.1942 года. Место призыва: Селенгинский РВК, Бурят-Монгольская АССР, Селенгинский район. Место службы: 93 артбр. Дата подвига: 14.09.1944, 17.09.1944. Награждён Орденом Красной Звезды (№ записи:23933419)
Февраль - июль 1942 г. Илья Брянский учился в Тульском техническом училище и получил звание техник-лейтенант.
Воевал на Северо-Западном фронте в составе 93 отдельной Краснознаменной Оршанской артбригады на Брянском, 3-ем Белорусском и на 1 и 2 Прибалтийских фронтах.
Боевые награды: медаль «За боевые заслуги»(10.08.1943), Орден «Красной Звезды»(05.10.1944) и Орден« Отечественной войны» 1-ой степени, медаль «За победу над Германией», Благодарственные письма Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина и юбилейные медали к Дням Победы.
Тексты стихотворений «Прекрасны деревеньки» и « Прекрасный друг» Ильи Бримова.
Самый главный и трудный вопрос
Как Дед Мороз сделал себе помощников
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Рукавичка
Сказки пластилинового ослика