Я, Батясова Ольга, член Клуба юных краеведов и любителей поэзии, ученица 10-A класса Иволгинской средней общеобразовательной школы. Для научно-практической конференции мною выбрано литературно-краеведческое исследование о своём прославленном земляке – Учителе, Поэте и Фронтовике – Брянском Илье Михайловиче.
Вложение | Размер |
---|---|
mir_ptits_ili_brimova.docx | 44.23 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МО Иволгинское районное управление образования
МАОУ Иволгинская общеобразовательная средняя школа
Назови той птицы имя,
Нарисован чей портрет?
И. Бримов.
Мир птиц Ильи Бримова
/по сбору материалов о творчестве Ильи Бримова (Брянском И.М. – Учителе, Поэте и Фронтовике (1919 – 2000)
Автор: Батясова Ольга - член Клуба
юных краеведов и любителей поэзии,
ученица 10а класса.
Руководитель Клуба:
Дамбаева Нима-Ханда Бабасановна,
учитель русского языка и литературы.
Иволгинск
2016
Оглавление
Введение 3
1. Благородные дела моего Клуба по увековечиванию имени Брянского И.М. ……………………………………………………………………….5
2. Мир птиц Ильи Бримова 8
а). Размышления о стихотворении "Прекрасный друг" И.Бримова
б). Самостоятельный анализ стихотворения «Сойка» 10
в). Сравнительный анализ стихотворения А.Фета "Ласточки"(1884) и стихотворения И.Бримова "Ласточка" (2000)
Заключение. 15
Список источников и литературы. 16
Приложения 17
Я, Батясова Ольга, член Клуба юных краеведов и любителей поэзии, ученица 10-A класса Иволгинской средней общеобразовательной школы. Для научно-практической конференции мною выбрано литературно-краеведческое исследование о своём прославленном земляке – Учителе, Поэте и Фронтовике – Брянском Илье Михайловиче.
Цели исследования:
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
Актуальность проблемы:
26 ноября 2017 года моя родная школа отмечает свой 100-летний юбилей. Ведь на примере жизни и творчества замечательного человека как И.М. Брянский происходит осмысление гражданственности и патриотизма учащимися нашей школы.
Обоснование выбора темы:
Создание иллюстрированного стенда по теме «Мир птиц Ильи Бримова» (подбор рисунков птиц к стихотворениям Бримова о птицах)
Объект и предмет исследования – жизнь и творчество Брянского И.М.;чтение, изучение и анализ выбранных стихотворений из сборника Ильи Бримова «Гуси-лебеди»(2000 г.)
Предмет исследования – Сборник «Гуси-лебеди» И.Бримова и стихи о птицах Ильи Бримова из данной книги.
Методы исследования:
В основной части доклада даю самостоятельный анализ стихотворений «Прекрасный друг» и «Сойка», сравнительный анализ стихотворений о ласточке А.Фета и И.Бримова. В них я попыталась разобрать отдельные аспекты, которые необходимы при анализе лирических произведений.
В заключение своей работы подвожу закономерный и аргументированный итог всего исследования.
В 2007 году был создан Клуб юных краеведов и любителей поэзии под руководством моего учителя Дамбаевой Нима-Ханды Бабасановны. Объектом нашего исследования стал подвиг Учителя, Поэта и Фронтовика И.М. Брянского. Я и мои единомышленники по Клубу на этом ещё не завершают свою поисково-исследовательскую деятельность. У нас впереди много интересных и полезных дел.
В преддверии векового юбилея (2017) моей родной школы не могу не отметить то, что мы, ее выпускники и ученики, учителя и работники, родители и руководители, невольно повторяем знакомые нам бримовские строки: «Поначалу в убогой хатенке набирались ума малыши, и горели ребячьи глазенки на занятьях почтенных багши». Именно эти строки из стихотворения «Юбилейное» /с.38-40 Сб. «Гуси-лебеди…»/ легли в слова Гимна Иволгинской школы, музыку к которым написал композитор В. Малдаев.
Илья Бримов - псевдоним Ильи Михайловича Брянского, выдающегося педагога, общественного деятеля, замечательного поэта нашего Иволгинского района, села Иволгинск, участника Великой Отечественной войны, составителя Книги памяти по Иволгинскому району (1990-94 годы).
Вряд ли найдется в Иволгинской долине уголка, где бы не знали о замечательном поэте и патриоте. Его повсюду знали и уважали, его любили и почитали за огромный личный вклад в педагогическую науку, за гражданственность его позиции, за мудрость и высокую простоту.
Мир Ильи Брянского - это и родная Бурятия, и Брянский фронт, история Средне-Убукунской, Торейской и Иволгинской школ, это история и современность, это «Книга памяти» Иволгинского района.
Ведь Илья Михайлович Брянский – это не просто известное иволгинцам имя, это не просто Учитель, Поэт и Фронтовик, на мой взгляд, - это особое духовное явление, и все, кто соприкасался с этим высокоинтеллигентным человеком, ощутили силу, исходившую от его ума и благородства. По-настоящему счастливы те односельчане, когда в их жизни встретилась вот такая чудесная учительская чета Брянских – Ильи Михайловича и Марии Николаевны Алемасовой. Эта семья трудилась честно и добросовестно: они не щадили себя, не жалели своих сил и здоровья, своего личного времени, чтобы передать свои знания и воспитать патриотов Родины.
Лирика Бримова почти всегда автобиографичная. О чем бы она ни была: о родине, природе, любви, счастье, смерти и бессмертии - веянье современности. С 1955 по 1965 годы Брянский И.М. был директором Иволгинской средней школы. В этот период была налажена и развёрнута краеведческо-туристическая деятельность под мудрым руководством учителя-фронтовика, краеведа и организатора туризма Гаськова А.А. Подряд на 14 Республиканских слётах туристы-краеведы нашей школы занимали призовые места и побывали на Всероссийских турслётах в Кемерово (1962), Москве и пионерском лагере «Артек» (1965), оз.Селигер (1964), достойно защищая честь Бурятской АССР. С тех исторических пор у нас школьные туристические слёты проводятся ежегодно на Трифоновой поляне.
Примечательным явлением становятся Бримовские чтения – конкурс чтецов произведений местных авторов, творчество которых ещё не изучено достаточно широко как наших известных земляков таких, как Бабасан Абидуев, Намжил Балдано, Алексей Бадаев и Константин Брянский. В рамках нашей школы Бримовские чтения проводятся с 2001 года, а нынче состоятся уже VI районные Бримовские чтения и II Республиканская литературно-краеведческая конференция «Бримовские чтения». Главной гостьей бывает Мария Николаевна Алемасова, выступающая с воспоминаниями о совместной жизни с И.М. Брянским. Почётными гостями приглашаются ветераны педагогического труда школы, которым довелось работать с Брянским И.М. Обстоятельно, интересно и задушевно раскрывают нам любопытные детали жизни и творчества своего коллеги.
От всего облика И. Бримова исходит спокойствие, благоразумие. Мужественное, красивое, располагающее к себе, благородное лицо. Аккуратно зачесаны назад мягкие волосы. Глаза зоркие, добрые, ясные. Взгляд неспешный, внимательный, умный.
Илья Михайлович ещё любил играть в шахматы. В 2001 году стартовал шахматный турнир памяти И.М.Брянского среди учащихся 3-11 классов школы. Инициатором выступил друг и коллега Брянского И.М. ветеран педагогического труда, учитель физики нашей школы Базаров Ц.Н.(1939-2012), а ныне продолжает это нужное дело тренер по шахматам Ц.О. Хорганов в районном Дворце спорта. Ежегодно для поощрения и награждения победителей, призёров и участников данного турнира спонсорскую помощь осуществляет методическое объединение учителей-словесников школы.
В канун 65-летия Великой Победы в рамках «Победного марша культуры» 28 апреля 2010 года произошло историческое событие – открытие Мемориальной доски памяти прославленного земляка И.М.Брянского на доме, где он жил (село Иволгинск, кв. Студенческий, дом №2). Мы гордимся тем, что идея и инициатива этого мероприятия принадлежит членам нашего Клуба. А как же всё начиналось? Наши предшественники - члены Клуба (сегодня - пятикурсники различных вузов России) организовали сбор подписей среди жителей села и обратились с предложением перед администрацией поселения Иволгинское об увековечении имени Ильи Михайловича, а именно - установить мемориальную доску на доме, где жил Илья Михайлович, и присвоить имя Брянского И.М. одной из улиц села.
Ежегодно проводятся тематические классные часы о Брянском И.М. с экскурсией в музей школы.
День Победы – самый главный праздник в нашей стране, наполненный особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда. В 70-летний юбилей Победы по всей стране 12 миллионов россиян участвовали в патриотической акции «Бессмертный полк». Портреты тех родственников, кто не вернулся с той войны, кто работал в колхозах для фронта, кто защищал Родину от фашизма, понесли и по моей Иволге их внуки и правнуки. А наши клубовцы-девятиклассники (9а класс), следуя в колонне, с особой гордостью и щемящим волнением пронесли портреты 9 учителей-фронтовиков нашей школы, в том числе и Брянского И.М.
Мир птиц Ильи Бримова
Книга И. Бримова «Гуси-лебеди» - символ своеобразной поэзии и неподдельной гражданственности. Вышла в свет в 2000 году.
Имя И.М. Брянского для иволгинца ныне звучит, как боевой пароль героизма, как призыв к борьбе за счастье человечества. Я думаю, что общение с поэтом, человеком, много повидавшим, тонко чувствующим все движения человеческой души, помогает нам через его книгу определить собственное место в окружающем мире. На размышления и анализ человеческих поступков, о взаимоотношении человека и природы, о людях и птицах наталкивает меня книга И. Бримова «Гуси-лебеди...».
Я думаю, что тематика стихотворений И. Бримова разнообразна. Могу предложить свою перечень основных мотивов бримовской лирики:
патриотическая; педагогическая; политическая; пейзажная; любовная; альбомная; бытовая.
Нами исследованы темы патриотизма и геройства, природы, малой родины и сибирской деревни, истории иволгинской школы в лирике Ильи Бримова. Я для моего исследования выбрала тему «Мир птиц Ильи Бримова»
а). Мои размышления о стихотворении «Прекрасный друг» И. Бримова
Среди друзей довольно многих.
Друзей прекрасных, числю лес...
Всего лишь две эти строки говорят о том, как автор относится к лесу. И. Бримов считает его своим другом. Причём другом непростым, а «другом прекрасным».
Картина, изображенная в этом лирическом произведении, динамична: всё дано в движении, в постоянном изменении. Пространство стихотворения постепенно расширяется, именно в нём живет человек и чувствует себя здесь своим.
...Мои тропинки и дороги
К нему бегут из разных мест...
Да, как часто И. Бримов посещал своего «прекрасного» друга.
Как наш народ, многоязычен
Российский лес в родном краю.
Автор сравнивает российский лес с нашим народом.
Для И. Бримова лес - это дом для птиц и зверей, фабрика по производству первых благ, без которых мы в жизни ни на шаг, также лес это прекраснейшая галерея, хранящая самые прекрасные картины, способная за малую долю времени поставить человека на ноги.
Лирический герой стихотворения как часть природы вместе с ней испытывает ту же радость, ощущая свою родственную часть со всем миром. Он всецело способен в обычной повседневности увидеть бытийные начала.
Бримов называет лес участником Великой Отечественной войны, защитником родины, хранителем наших партизан.
…К нему бежали наши партизаны
Лес укрывал их и хранил
Также автор называет лес гостеприимным хозяином, «готовым все выложить на стол», способным даже встревоженного человека сделать добрым и счастливым.
И вот душа уже светлеет
И с песней шествуем назад.
Природа и человек являются в восприятии поэта единым целым. Бримовская природа одушевлена. Автор призывает нас бережно относиться к этому чуду природы, к нашему с вами другу – лесу.
Мир природы рисуется с любовью и интересом. «Раскрываются разнообразные связи с крылатыми друзьями. В некоторых случаях птицы могут служить даже моральным примером.(«Ты поучись у него, человек... »)- верно отмечает А. Залуцкий в предисловии к книге «Гуси-лебеди».
Здесь, я считаю, имеется ввиду обращение Ильи Бримова к человечеству, к каждому из нас в стихотворении «Лебеди»:
Лебедь! Твоей восхищён я натурою:
Если полюбишь – полюбишь навек.
Вместе порою и ясной, и хмурою...
Ты у него поучись, человек!
Сегодня, я считаю, нам не хватает воздуха, живой природы. Проходя по улицам, мало кто из нас замечает птиц: у нас нет времени взглянуть на небо - на эту далёкую, синюю, бездонную высь. Взглянуть на птиц. Связь с природой обрывается под тяжестью прогресса, продвигающегося вперёд, а мы отдаляемся от естественного мира, погружаясь в мир искусственный. Анализируя стихи Ильи Бримова, я поняла: вот тот человек, который всю жизнь хранил в себе чувство привязанности к миру природы. В своих стихах о птицах он утверждает неповторимую ценность всякой минуты, проведенной в лесу, в поле и в саду. Он любил слушать пение птиц. При интервью у М.Н.Алемасовой я поинтересовалась: «Почему Илья Михайлович так нежно относился именно к птицам?» «Он каждому виду птиц посвящал отдельное стихотворение. Илья Михайлович каждое утро ходил смотреть и слушать птиц за нашими дачами. Он восхищался, внимательно и подолгу слушал их пение. Любил гусей, любовался жаворонком» - так делилась со мною вдова поэта. Из всех бримовских стихотворений о птицах, а их в сборнике «Гуси-лебеди» - 21 стихотворение, а я ещё выбрала бримовскую «Сойку» (см. приложение 2).
Исходя из того, что поэзия – это познание мира и человека в нём, можно утверждать, что это стихотворение от первого и до последнего слова проникнуто искренней любовью и нежностью лирического героя к птице сойке.
Размер стихосложения - ямб (2-ой ударный слог) и хорей (1-ый ударный слог).
Синтаксическая структура стихотворения такова: состоит из 24 строк, из 3 микротем. Начинается с обращения лирического героя к птице: « Скажи мне, птица,…» с риторических вопросов. Как к живому собеседнику. Олицетворения – «взяла наряд», «ярко облачилась»; « леса облили»; «свет и тени переплелись»; «вдруг крикнет…, засвищет…, затокует…». Эпитет: «рыжим пламенем» - ведь оперение у сойки красновато-серое. Наблюдается инверсия: «протекает птицы жизнь»; «поделились своей лазурью небеса». Сравнения: «словно лесовод толковый»; «засвищет тонко, как синица».
Далее описывается жизнь птицы. Сойка для автора –
1. Лесовод: «гектар засеет не один».
2. Санитар леса: «насекомых губит вредных» - полезна сойка тем, что уничтожает насекомых.
3. Вредитель: «разоряет гнёзда бедных пичуг безжалостно она» - сойка наносит вред тем, что разоряет гнёзда мелких птиц.
Автор восхищается пением сойки: «на подражанье мастерица» - запоёт то как грач, то как синица, то как косач.
В этих двух стихотворениях мы наблюдаем умение поэта Бримова соединить живые краски природы и чувства людей.
Мною к стихотворениям о крылатых друзьях в бримовской лирике подобраны рисунки и фотографии тех птиц, чьи портреты любезно и нежно нарисованы в «Мире птиц Ильи Бримова». (См. в Приложении)
в). Сравнительный анализ стихотворений Афанасия Фета и Ильи Бримова
Держа в руках брошюру стихов Ильи Бримова, вновь и вновь зачитываясь его строками о природе, я не понапрасну начала сравнивать его стихи с лирикой известного русского поэта Афанасия Фета. Ведь всем понятно, что имя А.Фета – это золотое наследие человечества, истинный образец классической поэзии и классический образец пейзажной лирики. Вспомнились знаменитые строки:
Учись у них – у дуба, у берёзы.
А.Фет, поэт с непростой судьбой и удивительным поэтическим даром, призывает к терпению при помощи глаголов повелительного наклонения: «учись», «молчи», «верь». Преодолевая жизненные преграды, лирический герой Фета учит терпеть, молча выжидать и верить в светлое будущее.
Предлагаю свой сопоставительный анализ стихотворения «Ласточки» (1884) А.Фета и стихотворения «Ласточка» (2000) И.Бримова. Они написаны разницей в 100 с лишним лет. В них природа предстаёт источником душевного спокойствия, гармонии и творческого подъёма, поэтического вдохновения. В них уже в заголовках выносится существительное «ласточка» - у Фета во множественном числе, у Бримова - в единственном числе.
Разумеется, это стихотворение А.Фета знает наш народ, поёт романс на эти стихи. Стихотворение же И.Бримова пробуем изучать мы, школьники-иволгинцы.
Нахожу в толковом словаре. «Ласточка – перелётная птица отряда воробьиных с узкими острыми крыльями, юркая и быстрая в полёте».
У обоих авторов темой их лирических текстов выделяю непостижимость творческого процесса, вдохновения. Эти два произведения полны надежды, чистоты и свежести помыслов. Можно смело отнести к пейзажной и философской элементам лирики. И А.Фет и И.Бримов посредством слова передают любовь к природе, к родине, к птице ласточке. Читателей многих поколений поэзия А.Фета привлекает своим лиризмом, глубиной проникновения в тайны души человека. Гениальный Фет воспевал красоту, которую видел вокруг себя во всём – в природе и в человеческих чувствах.
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
I часть стихотворения - картина природы и описание полёта ласточки – «Соглядатай – по словарю В. Даля – тайный разведчик, лазутчик, шпион, подосланный наблюдатель» или современное понятие – «смотрящий».
II часть стихотворения – вдохновение как творческий процесс.
Не так ли, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
В христианской традиции образ ласточки символизирует жажду духовной пищи. Ласточка ассоциируется с размышлениями человека о смысле жизни, о природе вдохновения. «Сосуд скудельный - употребление библеизма, т.е. сделанный из глины, праха; смерть – чуждая и запредельная стихия. Ласточки выступают как своеобразное балансирование между жизнью и смертью.
Стихотворения написаны ямбом, катренами. У Фета – рифмовка перекрёстная. Нужно выделить следующие ИВС (изобразительно-выразительные средства):
Эпитеты: сосуд скудельный, молниевидного крыла – у Фета; касатки бархатной, нежный гуд – у Бримова.
Метафоры: зачерпнуть, понеслась, зачертила – у Фета; реет, прошьёт, загрустит, почуя стылость – у Бримова.
Анафора: И снова... И та же... – у Фета; Как... как..; А с ним...А то... А, мним... - у Бримова.
Риторический вопрос – у Фета, риторические восклицания – у Бримова.
Обращения: соглядатай, сосуд – у Фета; лужайки и поля – у Бримова.
Афанасий Фет как тонкий мастер улавливает и передаёт малейшие нюансы как состояния природы, так и эмоциональное состояние человека. Лирический герой А.Фета воспринимает себя единым и гармоничным целым с окружающим миром. Илья Бримов максимально углубляется в состояние души человека и птицы. Мудрый талант и невероятно тонкий стих А.Фета и чуткое отношение к ласточке И.Бримова воедино созвучны моей душе. У них обязательно найдёшь мотивы, милые и тёплые душе. И ты вместе с авторами сопереживаешь эмоции и впечатления от встречи с ласточкой.
У птиц есть тоже ностальгия,
Одна родимая земля!
Илья Бримов.
Выбирая, изучая, анализируя и заучивая наизусть стихотворения о птицах Ильи Бримова, я прониклась любовью к нашим крылатым друзьям. Мне кажется, что я уже совсем по-иному, как-то по-другому и с каким-то особенным интересом учусь наблюдать за птицами. Мир бримовских птиц обширен и ещё совсем не исследован. Надеюсь, мой интерес и мои исследования по данной теме поддержат наши клубовцы для дальнейших открытий в этой области.
Не до конца найдены и изучены архивные документы, рукописи, дневниковые записи и воспоминания Брянского И.М. Нам еще предстоит исследовать ценный материал, который хранится в историческом музее им. М. Хангалова в г. Улан-Удэ.
Учитывая все заслуги моего знаменитого земляка, я и все члены Клуба полны решимости, энтузиазма и веры в то, что непременно одна из новых улиц нашего села Иволгинск достойна носить имя Ильи Михайловича. Каждый из нас, я уверена, при выборе собственной позиции в жизни не раз вспомнит жизненный подвиг Учителя с большой буквы, самобытного Поэта и Фронтовика - участника Великой Отечественной войны Брянского И.М.
Список источников и литературы
1. Афанасий Фет. Избранная лирика. Улан-Удэ, 1979.
2.Автобиография И.М. Брянского (1919-2000) от 12 февраля 1998 года (из архивных документов Музея им. Гаськова МАОУ «Иволгинская средняя общеобразовательная школа»)
3.Илья Бримов «Гуси-лебеди...» г. Улан-Удэ. 2000 г.
4. Видеозаписи встреч, бесед с М.Н. Алемасовой, вдовой И.М. Брянского от 6 апреля 2014 года
5. Интервью у М.Н. Алемасовой (с. Иволгинск, кв. Студенческий 2/23) апрель и декабрь 2015 г.
Приложение 1
Из плана работы Клуба:
№ | Сроки | Мероприятия |
1 | Октябрь 2013-ноябрь 2017 | Подготовка материалов к 100-летнему юбилею Иволгинской СОШ |
2 | Ноябрь - май | Публикация статей в районной газете «Жизнь Иволги» |
3 | Март 2014-2017 | Ежегодные Бримовские чтения 1 этап – школьный 2 этап – районный 3 этап - республиканский |
4 | Февраль 2014 Январь2016 | Проект исследовательской работы на тему «Мир птиц Ильи Бримова» |
5 | Март 2014 Март 2016 | Республиканская литературно-краеведческая конференция «Бримовские чтения» |
6 | Май 2014-17 | Шахматный турнир памяти И.М. Брянского |
7 | Встречи с Алемасовой Марией Николаевной, вдовой поэта | |
8 | Апрель-май 2014-17 | Проведение тематических классных часов о жизни и творческом пути И.Брянского (по графику) в 1-9 классах) |
9 | Сбор и систематизация литературного архива И.М.Брянского | |
10 | 2013-2017 | Историко-краеведческая конференция «Времён связующая нить» |
11 | 2017 | Выпуск книги по истории и о выпускниках ИСШ (ИСОШ). |
Приложение 2
СОЙКА
Скажи мне, птица, сделай милость,
Где ты взяла такой наряд?
Куда так ярко облачилась,
Уж не на бал ли – маскарад?
С тобою, верно, поделились
Своей лазурью небеса
И рыжим пламенем облили
Тебя осенние леса?
В твоей натуре свет и тени
Так мудрено переплелись!
В противоречиях стремлений
И протекает птицы жизнь.
То словно лесовод толковый,
Гектар засеет не один –
И зашумит подлесок новый,
Повеет амброй черемшин.
То насекомых губит вредных,
К привычной мелочи жадна,
То разоряет гнезда бедных
Пичуг безжалостно она…
На подражанье мастерица:
Вдруг крикнет истово грачом,
Засвищет тонко, как синица,
Иль затокует косачом.
И. Бримов
Приложение 3
Тематическая классификация стихотворений о птицах Ильи Бримова
Стихотворение | Страница в сборнике | Текст стихотворения | Картина (фото) к тексту |
Люди и птицы | 118 | ||
Воробей | 118 | + | + |
Друг спасённый | 119 | ||
Ласточка | 120 | + | + |
Журавли | 121 | + | + |
Трясогузка | 123 | + | + |
Кукушка | 125 | + | + |
Гуси | 125 | + | + |
Чибис | 126 | + | + |
Чёрный коршун | 127 | + | + |
Кедровка и кедр | 129 | + | + |
Снегирь | 130 | + | + |
Оляпка | 130 | + | + |
Свиристель | 131 | + | + |
Жаворонок | 132 | + | + |
Глухарь | 134 | + | + |
Кулик | 135 | + | + |
Огарь | 139 | + | + |
Сойка | 138 | + | + |
Лебеди | 136 | + | + |
Ласточка
Когда мне грезятся зарницы,
А с ними детства нежный гуд..,
Прелестный образ милой птицы
Ах, непременно тут, как тут!
То вижу реет в небе ясном,
Кружит под самой синевой,
А то прошьёт стрелой прекрасной
У самых ног, над муравой...
К гнезду в сарае с рани ранней
Иль к выси каменных дворцов –
Касатки бархатной мельканье
Да щебет радостных птенцов.
Как совершенны формы тела,
Как изумителен полёт!
Она всегда в заботах дела.
А, мним, играючи живёт.
Дитя тепла, цветов и неги
На юг невольницей летит,
Едва почуя стылость снега,
Уж защебечет, загрустит...
- До скорой встречи, дорогие
Мои лужайки и поля! –
У птиц есть тоже ностальгия,
Одна родимая земля!
И.Бримов
Рецензия
на научно-исследовательскую работу
ученицы 10-а класса,
члена Клуба юных краеведов и любителей поэзии Батясовой Ольги
Тема «Мир птиц Ильи Бримова»
Представленная поисково-исследовательская работа Батясовой Ольги объёмом 20 страниц, включая 5 страниц приложения, выполнена с учётом рекомендаций и требований к выполнению научно-исследовательских работ.
В ней присутствуют обязательные элементы: цели, задачи и методы исследования.
Определена суть изучаемой проблемы и её актуальность, дан анализ 4 лирических произведений. Объектом исследования выбран жизненный и творческий путь Учителя, Фронтовика и Учителя Брянского И.М.(1919-2000).Предметом исследования – стихи из сборника «Гуси-лебеди» Ильи Бримова(2000). Тема работы вполне раскрыта. Продемонстрирован хороший уровень понимания цели и задач исследования, знания принципа научности, способности к анализу лирического стихотворения, поиска путей решения проблем текста. Ученицей Батясовой изучен достаточный объём источников: краеведческая работа клубовцев, стихотворение «Ласточки» А.Фета и 3 стихотворения И.Бримова («Прекрасный друг», «Сойка» и «Ласточка»). Ольга по-своему выявляет поэтику о птицах, непревзойдённую любовь И.Бримова к малой родине через его трепетное отношение к крылатым друзьям человека.
В работе прослеживается творческий подход: подборка картин птиц к произведениям о птицах Ильи Бримова. Составлена классификация произведений по избранной теме.
Структура изложения материала, грамотность оформления библиографии позволяют оценить работу Батясовой Ольги на «отлично».
Руководитель: ______________ Дамбаева Н-Х.Б.
Учитель высшей категории,
руководитель Клуба
юных краеведов
и любителей поэзии
Сказка об осеннем ветре
Ледяная внучка
Без сердца что поймём?
Рисуем белые грибы пастелью
Калитка в сад