слово о Ломоносове
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuyte_uvazhaemye_organizatory.doc | 31 КБ |
Здравствуйте, уважаемые организаторы заочной экскурсии на родину Михаила Васильевича Ломоносова! Пишет Вам ученица 1 класса МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Вилегодского района Настя Шульгина. Писать и читать я только ещё учусь, поэтому книги о Ломоносове мне прочитала мама, а письмо печатать на компьютере я ей помогала, так как буковки почти уже все знаю.
Мама мне рассказывала, что Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии 19 ноября 1711 года. В нашей школе 19 ноября – День Науки. В этот день третьим уроком проходят уроки – мастерские. Каждый ученик может выбрать урок по своим интересам. Мне хотелось бы подробнее узнать про мозаичные картины Ломоносова, поэтому я пойду на урок к учителю рисования. На этом же занятии могут быть ребята с 1 по 11 класс, конечно же те, кто заинтересуется этой темой. И для меня будет интересно в этот день поучиться вместе со старшими ребятами в одном классе.
Отца у Михаила Васильевича звали Василием Дорофеевичем. Он был потомственным помором, рыбаком. На гукоре «Чайка» они выходили в открытое море на рыбный промысел. Маленького Мишу отец брал с собой. Мальчиков – подростков, которые выходили вместе со взрослыми мужчинами в море, называли зуйками. Вот как об этом написано у Бориса Шергина. «Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой – зуйком на отцовском судне… Промысловые лодьи идут в море. Многопарусная «Чайка» Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната – нате, мол, на буксир возьму. Лодейшики ругаются, а Михайло шапкой машет: «До свиданья, дожидаться недосуг!» Когда мы с моей бабушкой беседуем о чём – нибудь, она тоже говорит это слово – недосуг, т.е. некогда. Мне оно кажется таким забавным и в то же время очень метким!
«Вратами своей учёности» Ломоносов считал «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого, печати 1645 года. Эти книги он раздобыл в семье у старика Дудина. Интересно об этом написано у Бориса Шергина в «Слове о Ломоносове». «Михайло терял сон и еду, пока не получал на руки какой–нибудь полюбившейся книги. Вот он узнаёт, что за рекой, в доме Дудиных, есть две книги по новой мудрости. «Как свеча я теплился перед старым идолом Дудиным, - рассказывает сам Ломоносов. – Помер, а не дал. В воду я совался ради этих книг перед наследниками Дудиными и наконец получил в вечное владение». Вот какой сильной была у Ломоносова тяга к знаниям! Да и мачеха ругалась, «рот не запирала», и приходилось ему прятаться по соседям, читать ночью в бане, при свете лучины.
Знаю я и о том, что юный Ломоносов ушёл пешком учиться в Москву. Мимо их деревни шёл на Москву рыбный обоз. Миша и ушёл с обозом. «Снёс на себе шубу, да кафтан, да три рубля денег». Этот момент запечатлён на картине Н.Н.Кислякова «Юноша Ломоносов на пути в Москву» 1948 г. На картине я увидела ещё и спрятанные за пазуху две книги, вероятно, это те, которые он называл «вратами своей учёности». С помощью обозников Михайло отыскал в Москве рыбного старосту, холмогорца. Земляк, выслушав юношу, умилился и прослезился: «Неслыханно! Отрок, из одной токмо жажды знания, презирая тысячи препятствий, за тысячу вёрст бежит в Москву учиться». Таких примеров я больше не знаю!
Поступил в Славяно – греко – латинскую академию, ног под собой не чуял от радости. Учился с великим усердием. Библиотекарь даже ключи ему оставлял. «Начитаешься, дак закрой! А я ужинать да спать!...» Довелось поучиться ему и в Петербурге, и в Киеве, и в Германии. И везде он поражал своим гениальным умом и желанием учиться.
Я тоже стараюсь учиться. По окончании 1 четверти в моём дневнике появилась такая запись, сделанная моей учительницей Зинаидой Александровной: «Настя! Поздравляю с окончанием 1 четверти. Молодец! Потрудилась очень хорошо. Так держать!» А оценок нам пока ещё не ставят.
А ещё мне запомнилась инсценировка, которую ребята приготовили к 19 ноября. Роль Ломоносова тогда играл ученик 6 класса Томилин Валера, он был даже в таком же парике, какой носил Михаил Васильевич. А роль императрицы играла ученица 5 класса Суворова Ксения. У неё было очень красивое платье и поверх -голубая лента. Наряды ребята готовили сами. Ну а мамы помогали немножко. Ломоносов был на приёме у императрицы по поводу того, чтобы в России открыть химическую лабораторию. А то они с Рихманом (его играл Саша Ларионов, ученик 7 класса,) ставили опыты прямо на сцене, и у них всё «взрывалось». Нужна была химическая лаборатория! И мы все перешли в кабинет химии, и там уже девочки из 10 класса показывали нам опыты. А Настя Егорова, ученица 6 класса, прочитала в заключение оду о Ломоносове, которую она сочинила сама. Молодец!
Вот так интересно в нашей школе проходит День Науки – 19 ноября
Про Михаила Васильевича Ломоносова мы с папой прочитали ещё в книге «Русская история» Натальи Олеговны Майоровой серии «Моя первая книга» - проект «Энциклопедия малыша». В этой книге ему посвящены 100 и 101 страницы. Статья называется «Поморский гений». В ней сказано: «Такие люди очень редко рождаются на свет. О них говорят: гений».
По телевизору можно было посмотреть фильмы о Ломоносове. Роль Ломоносова играли талантливые актёры: Борис Ливанов, Михаил Зимин, Виктор Степанов. Фамилии актёров я , конечно, не запомнила, мне их подсказала мама.
Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: «Он был великий человек… Он создал первый наш университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Мы преклоняемся перед великим нашим земляком и чтим святую память его!
Спасибо Вам, уважаемые организаторы викторины, за интересные вопросы. Они заставили нас обратиться к книгам, почитать, узнать новые сведения из жизни Ломоносова.
До свидания. С уважением к Вам Анастасия Шульгина.
05.11.2010. Может быть письмо моё и опоздает к 10 ноября, т. к. почта у нас будет работать только 9 ноября. Извините за опоздание.
Басня "Две подруги"
Агния Барто. Сережа учит уроки
Медведь и солнце
Для чего нужна астрономия?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде