Анализ выполнен учениками 6 класса под руководством учителя. Его достоинствами являются доступное пониманию детей данного возраста изложение и в то же время достаточная концентрация литературоведческих терминов.
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_anz_na_severe_dikom.docx | 15.67 КБ |
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна, на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Дата создания: 1841 г.
Анализ
стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»
для учеников 6 класса
Данное произведение относится к жанру «элегия», что предполагает философские размышления, печальное настроение. Размер — четырехстопный амфибрахий – очень точно передаёт эту грусть, безнадёжность, монотонность бытия. Лермонтов использовал очень интересную рифму: вроде бы она перекрёстная, но при этом рифмуются только 2 и 4 строки внутри строфы. Вне неё рифмуются, и то неточно, первая с первой и третья с третьей РАЗНЫХ строф. Достаточно уникальное явление.
Михаил Юрьевич никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов. Но зимой 1841 года, незадолго до гибели на дуэли, он записал в свой дневник несколько версий перевода стихотворения Генриха Гейне.
Видимо, Лермонтов сделал исключение потому, что проблема одиночества была поэту очень близка: Михаил Юрьевич ещё в юности осознал, что ему суждено было родиться «не в свое» время. Темы взаимоотношений между людьми и «ПОЭТ и ОБЩЕСТВО» - основные для любого творца. Лермонтов не находил понимания ни у сверстников, ни у представителей старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становился раздражительным. Как следствие, поэт провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой. Кстати, в немецком языке существительное «сосна» мужского рода – у Гейне в центре внимания, в отличие от Лермонтовского текста, проблема безответной любви.
С помощью приёма антитезы (контекстные антонимы «сосна» – «пальма», «север дикий» – «край, где солнца восход») автор даёт знать читателю, насколько далеко, труднодостижимо бывает счастье.
Это произведение интересно и с точки зрения использования приёма звукописи, а именно аллитерации: при чтении мы 17 раз прозносим свистящие согласные звуки (16 раз [с` / с ] и 1 раз - [ з ]). Скорее всего, так поэт пытался передать свист холодного ветра на севере, состояние тоски.
Но лирический герой не теряет надежды на встречу с духовно близким человеком, который станет для него настоящим другом - «прекрасной пальмой», которая не менее одинока в жаркой стране. В этом и состоит основная мысль элегии: не поддавайся безысходности, как бы тебе ни было одиноко, не теряй надежды на счастье.
Ночная стрельба
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Северное сияние
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью