Национальный русский характер в современной российской литературе на примере романа А.В. Дмитриева Крестьянин и тинейджер
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Национальный русский характер в современной российской литературе на примере романа А.В. Дмитриева «Крестьянин и тинейджер»
Автор:
Орехова Екатерина Витальевна,
филиал МБОУ «Солнечная СОШ №1»,
«Локосовская средняя школа-детский сад
им. З.Т. Скутина»,
11 класс,
Сургутский район,
с. Локосово
Руководитель:
Макарова Лариса Ивановна,
учитель русского языка и литературы
филиал МБОУ «Солнечная СОШ №1»,
«Локосовская средняя школа-детский сад
им. З.Т. Скутина»,
11 класс,
Сургутский район,
с. Локосово
Сургутский район
2020
Введение
Выбор темы исследования обусловлен желанием понять, в чём заключается особенность русского национального характера, и выяснить, проявляются ли национальные черты характера в современном обществе и как раскрывается в современной литературе.
Цель исследования – изучение национального русского характера в романе А.Дмитриева «Крестьянин и тинейджер».
Объект исследования: роман В.Дмитриева «Крестьянин и тинейджер»
Предмет исследования: особенности характера героев романа В. Дмитриева «Крестьянин и тинэйджер».
Задачи: выяснить основные черты русского национального характера; определить лексическое значение слова «характер» «тинейджер» и словосочетания «национальный характер»; выделить основные черты национального характера у героев романа; изучить публицистические статьи по теме.
Методы: чтение и анализ текста, составление таблиц.
Для нашего исследования необходимо выяснить лексическое значение слов: « характер», «тинэйджер» и словосочетания «национальный характер».
Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер [5].
Характер (в литературе) – образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования [5].
Национальный характер – это представление народа о самом себе, это, безусловно, важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле – свое будущее [5].
Тинэйджер - подросток - юноша или девушка - переходного возраста от 14 до 17 лет [5].
1. Особенности русского национального характера.
Русский национальный характер: Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека проявились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и энергия, чувство собственного достоинства, честность, доброта, самопожертвование: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом и малом, и поднимается в нём великая сила - человеческая красота», - писал А.Н. Толстой [6]. О «таинственном» и «загадочном» русском характере слагались легенды.
В центре рассказов, повестей, романов, поэм многих русских писателей и поэтов раскрывается проблема русского национального характера. Об этом говорится в произведениях Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», Б. Васильева «А зори здесь тихие», М. Шолохова «Судьба человека», В. Распутина «Пожар», А. Солженицына «Матренин двор», Абрамова «Последний поклон», и др. Всех героев этих произведений объединяют стойкость, вера, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.
Национальный характер – это совокупность наиболее значимых определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой. В китайской пословице говорится: «Какова земля и река, таков характер человека». У каждого народа свой особенный характер. О тайнах русской души, о русском национальном характере много сказано и написано. И это не случайно, потому что Россия, имея долгую историю, переживая много страданий, перемен, занимая особенное географическое положение, вобрав в себя черты и западной, и восточной цивилизаций, вправе быть объектом пристального внимания и целевого изучения. Особенно сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда в связи с произошедшими глубокими изменениями в России, интерес к ней все более возрастает. Характер народа и судьба страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга на всем историческом пути, поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру русского народа. Как говорит русская пословица: «Посеешь характер, пожнешь судьбу».
Русский национальный характер складывался на протяжении веков. К основным чертам русского характера относят широту души, стойкость, сострадание, смирение, стремление к справедливости, общительность, способность к подвигу, умение не сдаваться, взаимопомощь, духовность. Русским не свойственны такие черты, как высокомерие, заносчивость, лицемерие (наоборот, весьма распространена болезненная самокритика). Русские, как правило, часто переживают эмоциональные подъёмы и неплохо умеют находить общий язык с представителями других народов. Времена трагических событий наши предки явили немало примеров мужества и самоотверженности, проявления национального характера.
Выявлению особенностей национального характера русского народа были посвящены исследования И.В. Ильина, И.В. Киреевского, Н.А. Бердяева [7]. Об особенностях национального характера в своих произведениях говорили Н.М.Карамзин, К.Симонов, А.Н.Толстой, А.Куприн, М.Е.Салтыков-Щедринн, Ф.М.Достоевский [8]. Оценку русского характера в своих трудах дают и другие знаменитые личности: А.Суворов, Д.Голсуэрси, А.А.Пластов [9]. Цитаты о русском характере известных личностей мы представили в таблице (приложение 1.)
Особенности национального русского характера мы представили в таблице.
Таблица 1.
№ | Наименование отношения | Особенности и черты личности |
1 | Отношение к людям | Общительность, откровенность. Чуткость, доброта, замкнутость |
2. | Отношение к деятельности | Добросовестность, трудолюбие, инициативность, исполнительность |
3 | Отношение к общественной и личной собственности. | Аккуратность, бережливость, экономичность. |
4. | Отношение к себе | Скромность, требовательность, самокритичность |
Приходим к выводу, что русский характер многогранен и загадочен. Понятие русского национального характера можно найти не только в справочных материалах, он также и во многих литературных источниках, в том числе и в художественной литературе, где можно выявить отражение русского характера через художественные образы.
2. Национальный русский характер в произведении «Крестьянин и тинейджер» в изображении А.В. Дмитриева
А. А. В. Дмитриев - наш современник, писатель, сценарист. Его произведения многоплановые, повествующие о том, что происходило с нами и нашей страной как в последние тридцать лет, так и раньше. Герои Дмитриева – интеллектуалы и работяги, столичные жители и провинциалы, старики и неоперившиеся юнцы. Они ищут, находят, теряют и снова ищут главную жизненную ценность – свободу, без которой всякое чувство оборачивается унылым муляжом. Его рассказы, повести, романы доказывают, что сегодня, как и прежде, реальны и поэзия, и любовь, и поиски смысла жизни.
В 2012 году премию «Русский Букер» Андрей Дмитриев получил за роман «Крестьянин и тинэйджер»: произведение является «наследником русской классической прозы прошлых веков», «конкурентоспособным товаром на современном литературном рынке». Роман «Крестьянин и тинейджер» [9] одновременно и современен, и обращён к вечной теме русской литературы: теме национального русского характера. Сам автор определяет актуальность произведения: «Устав от пустых игр, она (литература) возвращается к смыслам». В романе лежит не противопоставление, а сопоставление героев разного возраста, образа жизни. Не случайно в названии автор использует не два имени или фамилии, о две характеристики совершенно различные не «Крестьянин и городской» и не «Стареющий и тинейджер», а « Крестьянин и тинейджер».
А. Дмитриев продолжает традицию многих русских классиков: Тургенева, Чехова, Толстого – в изображении эволюции внутреннего мира персонажей, поиска ими своего места в окружающей их действительности. Основной проблемой в романе «Крестьянин и тинейджер» является традиционная проблема становления личности.
18-летнего Геру (Герасима), отчисленного из университета, родители скрывают от призыва в армию в глухой деревне. Сорокалетний сельский мужик Панюков и столичный тинейджер, сведенные автором на короткий срок сюжетного действия в одном пространстве, не составляют ожидаемого конфликта города и деревни, провинции и столицы, «продвинутости» и технической отсталости, патриархальной и современной нравственности.
Такие чужие, на первый взгляд, друг другу люди – русский непьющий крестьянин, служивший на войне в Кандагаре и вернувшийся в деревню, заботящийся о своем маленьком хозяйстве (несколько кур и корова), не случайно названный по имени великого старообрядца протопопа Аввакума (Абакум), и современный подросток, не выпускающий из рук ноутбук, не пьющий молока, прячущийся от работников военкомата, на протяжении всего повествования находят в друг друге больше общего, нежели различного.
От взаимного недоверия к друг другу, свойственного представителям разных поколений: «Этот Панюков со мной довольно мрачен и моим приездом недоволен. Впрочем, он домовит, работящ и чистоплотен», как замечает Гера – они постепенно приходят к взаимопомощи и взаимопониманию, их судьбы выстраиваются параллельно.
Тревожные родители, брат-наркоман, агрессивные одноклассники, загадочная и потому особенно притягательная девушка – этот круг определяет жизнь Геры до приезда в деревню. Узнавание Герой иной жизни, его движение к другому человеку, разочарование в любви, отталкивание от родителей создаёт канву взросления юноши, изменения его характера.
В деревне люди вымерли или спились; Панюков составляет исключение, никогда не пьющий и «знающий цену алкоголя», он беспокоится о Гере и призывает его не пить: «И никогда ты больше с ним не пей. Ты меня понял?» Панюков приобщает Геру к своему быту, культуре: «Мы с Панюковым ходили париться и мыться к одной старухе; Я, наконец, попробовал знаменитые макароны по-флотски; Он начал мне рассказывать и о себе, и о своей деревне Сагачи». Деревня Сагачи нас ничем не удивляет: глава поселковой администрации командует бригадой « чёрных лесорубов» и нет вокруг ни одного мужчины, как среди мёртвых, так и среди живых, не побывавших в тюрьме.
Следует обратить внимание на такие поведенческие детали: Гера делает Панюкову компрессы на больные ноги и пытается узнать у матери, как помочь крестьянину: «Ты там спроси у Савенкова, какие нужны лекарства, и купи их и отправь по почте!», а Панюков устанавливает в доме новую розетку для компьютера, увидев, как Гере важен его ноутбук. На протяжении всего романа А. Дмитриев пытается показать, как городской юноша находит свое «Я», попав в среду совершенно не привычную для него, но раскрывающую самые лучшие качества в нем. «Пока что у него бардак в башке, но парень он хороший, это видно»,- так отзываются о Гере охотники, гостившие у Панюкова в доме.
Мотив взаимопонимания становится ключевым в романе и определяет поведение героев и их отношение друг к другу. В произведении много знаковых ситуаций, раскрывающих особенности их взаимоотношений, показывающих изменение в их характерах: поиск убежавшей коровы, попытка починить поломанный штакетник. В хозяине дома юноша начинает видеть не просто деревенского мужика, а доброго, отзывчивого, пусть и скрытного человека, прибегая к форме дневниковых записей: «Пока я жил у него в доме, я с ним все более смирялся: не слишком он хорош в общении, но есть в нем что-то и хорошее. Интересна в раскрытии характера молодого человека сцена с коровой: когда Панюкова не оказывается рядом, городской парнишка впервые в жизни пробует доить корову, и им движет чувство сострадания: «Сейчас главное не молоко, а чтобы сделать тебе легче и чтобы ты тут больше не ревела…»
И крестьянин, и тинейджер проходят испытание любовью, и для обоих оно заканчивается трагично. Эта особенность русского характера описана в литературе многими писателями. Гера встречает Татьяну, которая старше него на несколько лет. Она произносит длинные и умные монологи, но в то же время независима и резка, держит с Герой дистанцию, не говорит о прошлом. Благодаря Татьяне Гера открывает для себя Суворова – он становится своеобразным символом их отношений; книгу о Суворове он «берег как талисман и вслух звал книгой своей судьбы».
Впоследствии Татьяна забывает о Суворове, а Гера находит для себя увлечение и даже мечтает написать роман о полководце, но пока это остаётся лишь бесплодной фантазией 18-летнего юнца «Гера страдал надеждой найти когда-нибудь нестыдные и сильные слова, которые так столкнут книжыцу, что дальше она как- нибудь покатится сама собой».
Сюжет романа разворачивается таким образом, что Герасим, уехав на несколько дней в Москву, узнает о тайных «странных» отношениях между Татьяной и «рыхлым стариком с голым и угловатым черепом, с редкими клочками седых волос над хрящами ушей». Д. А. Дмитриев не случайно детально дает портрет старика и то, как, стоя на коленях, Татьяна стрижет ему ногти на ноге. Телесное уродство старика и душевная нечистота Татьяны в сознании Геры соединяются, что приведёт юношу к избавлению от разрушающей, обманчивой любви.
Представление о динамике душевной жизни героя, его взрослении дается Дмитриевым в репликах героя по отношению к Татьяне: «Ты – не та, за кого я тебя принимал. Ты – не то, что я о тебе думал. Пусть это глупость. Но это моя глупость и ничья больше. Гера противопоставляет себя девушке, все «умные речи» которой заёмные, подслушанные у старика. Татьяна создавала иллюзию заинтересованности в Герасиме, но, как только он оказался в деревне, не стала отвечать на звонки, ей не были интересны ни деревенская жизнь Геры, ни его внутренняя жизнь. После расставания с Татьяной герой формирует программу своих «недетских» действий: «В одном она права: пора взрослеть: выкупить Панюкова. А сумму выкупа отработать и отцу вернуть. Приучить себя пить молоко. Найти Максима (брата), привезти его сюда, выгуливать по воздуху, отпаивать молоком». Молоко здесь – и знак обращения Геры к естественному, это своеобразная защита, противоядие от всего нездорового.
Увидев родителей и их привычную жизнь через окно, Гера не заходит в дом. Это свидетельствует о том, что Гера не просто повзрослел, а осознал свою отдельность от родителей, решил сам, по-взрослому, распоряжаться своей судьбой. Стремление к независимости, к некой свободе -это тоже проявление характера русского человека.
Трагичную историю любви переживает и Панюков. Влюбившийся в молодости в девушку Саню, он наказан за стремление поторопить события. «По-человечески – это когда всё после свадьбы», - говорит ему девушка, но ослепленный ревностью, доверяясь совету друга взять возлюбленную силой, Панюков теряет её, не переставая любить, терзаясь, надеясь на прощение. Саня выходит замуж за ветеринара, который постепенно её спаивает. Запуганный местным начальником Панюков решает порвать с деревней, продать свой дом и хозяйство, увезти Саню в город лечиться. Но Панюков не успевает реализовать задуманное: в финале романа женщина умирает.
Одним из способов характеристики образа Панюкова является тема телевидения. В романе несколько раз говорится, что герой любит смотреть телевизор, выбирая такие телепрограммы, как новости, передачи о вампирах и экстрасенсах. Однако главное не это: образ телевизора становится своеобразным символом. У героя четыре телевизора, которые стоят на комоде. С одной стороны, они свидетельствуют о нем, как о человеке, укоренившемся в своих привычках. Телевизор для него – это своеобразная единица измерения времени собственной жизни; фактически ее этапы обозначены покупкой очередного экземпляра. С другой стороны, телевидение здесь выполняет не столько свою основную, информативную или культурно-просветительскую функцию, сколько интегративную: создает видимость сопричастности и даже общения.
Основными средствами коммуникации для Геры являются телефон и ноутбук. Оба предмета предназначены для общения лишь с Татьяной. Она же осознанно ограничивает общение: запрещает писать смски, звонить более одного раза в день. Таким образом, телефон из средства неограниченного общения превратился сугубо в техническое средство передачи информации. Молодой человек может позвонить только для того, чтобы получить или передать какую-либо информацию, но он не получает эмоциональную поддержку. Он терпеливо переносит запреты на телефонные звонки любимой девушки.
Писатель в начале романа сталкивает две культуры: городскую – Геры и деревенскую – Панюкова. А в финале романа эти грани стираются, выстраиваются параллели судеб героев. Гера хочет начать новую жизнь в деревне, а Панюков пытается решить свои проблемы в городе. Не доверяя друг другу в начале романа, в конце произведения они идут навстречу друг другу, оба решившие поменять свою судьбу, оба обладающие даром чуткости и искренности, и оба – лишние в окружающем их мире.
Автор отмечает близость людей, принадлежащих к разным сословиям, несмотря на первоначальное внешнее видимое отчуждение. Оба героя проникаются уважением к ценностям друг друга.
А. Дмитриев раскрывает особенность русского национального характера посредством портретных деталей, деталей-символов, речевой характеристики героев, средств психологизма. Крестьянин и тинейджер не антиподы, они не противопоставлены друг другу. Тинейджер Гера - это тот же самый крестьянин Панюков, только выросший и сформировавшийся в иное время, на «другом поле». Он в чём-то мягкий, лиричный, иногда инфальтийный, но способный одновременно, проявляя характер, отстаивать свои жизненные позиции. Финальная нота романа звучит оптимистично и светло: крестьянин и тинейджер, уже, казалось бы, расставшись навсегда, снова идут навстречу друг другу.
Заключение
Интерес к проблеме о русском национальном характере возник в русской литературе еще в 19 веке. Но и сегодня он остается актуальным для литературы, которая всегда была основой русской духовности. Характер любого народа находится в постоянном движении, развитии, он формируется в зависимости от среды, определённых условий.
Вопрос о национальном характере в современной литературе находит разрешение в теме русской деревни, ведь русская глубинка – это нравственное начало, где сходятся все человеческие отношения. Именно там еще сохранились традиции и обычаи наших предков, самобытность русского народа. События романа А.В.Дмитриева «Крестьянин и тинейджер» разворачиваются в современной деревне, поэтому, считаем, обозначены наиболее ярко и четко.
В романе мы видим, как при определённых условиях меняется отношение главного героя Герасима к жизни, меняется его характер. Он становится другим человеком, способным на сострадание и правильно оценивать ситуацию. Герои романа проявляют типичные для русского человека черты характера: умение быть самокритичным, извлекать выводы из трудной ситуации, стремление к свободе , независимости, интереса к истории страны, способность на самопожертвование. Крестьянин и тинейджер подвергаются испытанию любовью - это тоже типично для русского человека. Выдержал - происходит развитие дальше, нет - сходишь с дистанции, останавливаешься в движении вперёд. Любовь для русского человека - это счастье и в тоже время ответственность. Это надежда и разочарование. Через эти испытания Герасим и Панюков прошли достойно.
Есть в романе и отрицательные проявления национального характера: пьянство, предательство, равнодушие, стяжательство, но автор убеждает читателя, что на таких, как Герасим и Панюков, держится не только русская деревня, но и город.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что Дмитриев выделяет особые черты русского характера у героев: доброту и скромность, способность к сопереживанию и нетерпение к фальши, мудрость и простодушие и в то же время, смелость и мужество.
Список использованной литературы и источников:
Приложение 1.
Цитаты и афоризмы об особенностях русского национального характера
№ | Фамилия имя | Социальный статус | Цитата |
1 | Александр Суворов | Полководец | Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб. |
2 | Константин Симонов | Писатель и поэт | Русские — упрямый народ, и, если им однажды пришла в голову хорошая идея, они рано или поздно осуществят её с поистине русским размахом! |
3 | Иван Александрович Ильин | Философ | Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный русским людям, и в тоже время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит верить в Россию, так как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители. |
Иван Васильевич Киреевский | Религиозный философ | Западный человек почти всегда доволен своим нравственным состоянием, почти каждый из европейцев всегда готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми. Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки, даже в самые страстные минуты увлечения всегда готов осознать свою нравственную незаконность. | |
Николай Александрович Бердяев | Философ | Бесконечно трудная задача стояла перед русским народом — задача оформления и организации своей необъятной земли. Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта. | |
Николай Александрович Бердяев | Философ | Русский характер - это непрестанные приливы и отливы, и чисто русское словечко "Ничего!" хорошо выражает фатализм этих нескончаемых колебаний. | |
Антон Деникин | Командующий фронтом, генерального штаба генерал-лейтенант; позднее Временно исполняющий обязанности верховного правителя России со стороны Белого движения (1872—1947). | Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает её своим отечеством | |
А. Н. Толстой | Писатель | Да, вот они, русские характеры: кажется. Прост человек. А придёт суровая беда. И поднимется в нём великая сила-человечесая красота | |
А. Н. Толстой | Писатель | Русский человек-это тот, кто не будет спать спокойно, если знают, что где-то есть несправедливость | |
А. Н. Толстой | Писатель | Русский характер – легкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой, там прихвастнуть, там прикинуться дурачком… Но справедливость в больших идеях и больших делах живет в нем неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего дела, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь | |
А. Н. Толстой | Писатель | Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязался русский характер | |
А.Куприн | Писатель | Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его «не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости» | |
Писатель | Русский характер, если можно говорить о нем как о чем-то едином в стране, населенной многими народами, практически безразличен к ценности времени и места; главное для него — чувства, а еще больше, пожалуй, — выражение чувств, так что он не успевает достигать своих целей до того, как новые волны чувств смывают их прочь. | ||
Джон Голсуорси | Писатель | Высшая и самая характерная черта русского народа — это чувство справедливости и жажда ее. | |
Михаил Салтыков-Щедрин | Писатель | Суть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на чудо, а с другой стороны - убеждение, что все решает не сила, а сострадание, доброта, созерцательность, отзывчивость | |
Никита Михалков | Актёр, режиссёр. | Я не могу предсказать действий России. Это головоломка, завернутая в тайну, завернутую в загадку | |
Ф.М. Достоевский | Писатель | Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее. | |
Екатерина II | Российская императрица(1762-1796) | Русский народ есть особенный народ в свете. Который отличается догадкою, умом, силою. Бог дал русским особые свойства | |
Н.М. Карамзин | Писатель | Бедствия всего более открываются силы в характере русского народа | |
Далай-Лама | Духовный лидер тибетского народа | Русская душа-это щедрость, не знающая границ | |
А.А.Пластов | Художник | Дорого стоит русский характер, и истинно дорог земле русской человек |
Приложение 2
№ | Автор произведения | Герой | Качества характера |
1 | Летопись «Повесть о Евпатии Коловрате | Евпатий Коловрат | Мужество, патриотизм |
2 | «Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского» | Дмитрий Донской | Мужество, справедливость, мудрость |
3 | Рылеев «Дума о Иване Сусанине» | Иван Сусанин | Мужество, преданность. |
4 | Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир» | Андрей Болконский | Честность, принципиальность, патриотизм. |
5 | Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир | Пьер Безухов | Скромность, застенчивость, эмоциональность, чуткость, самокритичность, добродушие, патриотизм |
6 | Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир | Наташа Ростова | Чистота, нравственность, доброта, отзывчивость, обострённая чуткость. |
7 | Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир | Кутузов | Не превозносит своих заслуг и не выставляет их напоказ. Уверенность в себе и солдатах, честность, патриотизм |
8 | Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир | Тимохин Тушин | Скромность, неуверенность в себе, патриотизм. |
9 | М.Шолохов Рассказ «Судьба человека» | Андрей Соколов | Нравственно сильный. Духовно стойкий, волевой, милосердный. Олицетворяет русский народный характер. |
10 | А.Толстой Рассказ «Русский характер» | Егор Дрёмов | Мужество, преданность |
11 | А.Т.Твардовский Поэма «Василий Тёркин» | Василий Тёркин» | Жизнерадостность, оптимизм, талантливость, патриотизм. |
12 | Б.Васильев Повесть «В списках не значился» | Николай Плужников | Патриотизм, несгибаемая воля |
13. | Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» | Алексей Мересьев | Патриотизм, вера в себя и победу |
14 | Современная публицистика | Герои горячих точек | Патриотизм, самопожертвование. |
Национальный русский характер в современной российской литературе на примере романа А.В. Дмитриева «Крестьянин и тинейджер»
Аннотация
Интерес к проблеме о русском национальном характере возник в русской литературе еще в 19 веке. Но и сегодня он остается актуальным для литературы, которая всегда была основой русской духовности.
В ходе исследования мы выяснили, что вопрос о национальном характере в романе А. Дмитриева находит разрешение в теме русской деревни, ведь русская глубинка – это нравственное начало, где сходятся все человеческие отношения. Именно там еще сохранились традиции и обычаи наших предков, самобытность русского народа.
В романе мы видим, как при определённых условиях меняется отношение главного героя Герасима к жизни, меняется его характер. Он становится другим человеком, способным на сострадание и правильно оценивать ситуацию. Герои романа проявляют типичные для русского человека черты характера: умение быть самокритичным, извлекать выводы из трудной ситуации, стремление к свободе, независимости, интереса к истории страны, способность на самопожертвование. Крестьянин и тинейджер подвергаются испытанию любовью - это тоже типично для русского человека. Выдержал - происходит развитие дальше, нет - сходишь с дистанции, останавливаешься в движении вперёд. Любовь для русского человека - это счастье и в тоже время ответственность, надежда и разочарование. Через эти испытания Герасим и Панюков прошли достойно.
Есть в романе и отрицательные проявления национального характера: пьянство, предательство, равнодушие, стяжательство, но автор убеждает читателя, что на таких, как Герасим и Панюков, держится не только русская деревня, но и город.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что Дмитриев выделяет особые черты русского характера у героев: доброту и скромность, способность к сопереживанию и нетерпение к фальши, мудрость и простодушие и в то же время, смелость и мужество, что и является основой русской духовности.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Сказка про Серого Зайку
Пчёлки на разведках
Круговорот воды в пакете
Два плуга