Комарова Екатерина, студентка 3 курса отделения Сольное народное пение ВМКРприняла участие в IV Всероссийской интерактивной студенческой научно-практической конференции «Профессионалы для России» , проходившей с 14по 22 октября 2020 года в Воронежском юридическом техникуме
В своей статье она поделилась проблемами, с которыми сталкивается на своем пути будущий исполнитель народных песен. "Спецификой подготовки будущего исполнителя народной песни является то, что, с одной стороны, у студента происходит становление вокально-исполнительского мастерства, формируются навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, а с другой стороны, для будущей профессиональной деятельности студента необходимо иметь высокий уровень вокальной культуры, выражающейся в знании российской истории и народно-песенной культуры".
.
Вложение | Размер |
---|---|
Каким должен быть современный исполнитель народных песен | 41.5 КБ |
Каким должен быть современный исполнитель народных песен
Комарова Е. А., руководитель Бобрышева Н.И.
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»
С раннего возраста музыка оказала на меня сильное влияние. Я восхищалась людьми, чей музыкальный талант вызывал восторг у слушателей. Именно такие личности разожгли во мне интерес к музыкальному творчеству. «Песня - душа народа» - это определение прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Где, как ни в песне можно постичь характер народа. Его безмерную широту, удаль, молодецкий задор, доброту и щедрость, самородный нрав. Русская народная песня становится еще более известной и популярной благодаря великим русским исполнителям, среди которых: Федор Шаляпин, Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Мария Мордасова, Ольга Воронец и другие.
Со временем я начала им подражать и раскрыла в себе певческий талант, который предопределил мою будущую профессию.
Выдающейся исполнительницей народной песни в период с конца 60-х гг. прошлого века и до настоящего времени была и остается Екатерина Михайловна Молодцова (урожденная Балбекова, с именем, данным при рождении - Хадича). Певица, педагог, народная артистка Российской Федерации, почетный гражданин города Воронежа, автор нескольких сборников песен и частушек.
Песни Екатерины Михайловны исполняют известные сейчас в нашей стране выпускницы Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей: Ольга Чиркова, Инна Каменева, Вероника Курбан - Мамадова, Марина Девятова, Оксана Молодцова, ансамбль Воронежские Девчата и Воронежский хор. Эти песни звучат на каналах центрального телевидения.
Я знала, что с таким замечательным наставником сбудется моя мечта-стать народной певицей, и с этого момента началась тернистая дорога к осуществлению главной цели моей жизни. Во время обучения могут возникнуть разные сложности, случаются взлёты и падения, но обязанность тех, кто хочет стать талантливым артистом - научиться признавать свои ошибки, приобретая при этом ценный опыт. По мнению Л. Д. Аспелунда, «…для достижения подлинного мастерства исходные данные, в виде наличия опыта и даже таланта, далеко не достаточно, они должны быть помножены на огромную работу [1].
Кроме работы над техникой пения и основными навыками звукоизвлечения, студенту-вокалисту необходимо осваивать специфические народные элементы пения: диалектные особенности исполнения, жанровую специфику народных песен и их роль в жизни народа, обряды, костюмы и многое другое.
Художественно-образный строй народного песнетворчества для исполнителей является жизненной реальностью, которой пропитано их сознание. Е. Э. Ленева видела пути овладения искусством передачи подлинного народного исполнения в методе «вживания в песню», как в свою роль, и в безыскусной передаче глубины и искренности чувств [2]. Каждый песенный жанр требует своей техники исполнения, которой следует обучать.
Необходимо овладеть определенными исполнительскими приемами, характерными для данного песенного жанра. Народная музыка также неразрывно связана с обрядовым действием, хореографическим движением. Ты не только исполнитель, ты еще и танцор, и актер в одном лице. Какое это чудо, когда ты воплощаешь на сцене целый спектакль из народной жизни!
Огромную роль в моей жизни играют и профессиональные конкурсы. Они оттачивают мастерство, открывают для меня новые горизонты, знакомят меня с новыми именами, подстегивают мои амбиции, и одновременно с этим я чувствую себя миссионером в пропаганде умирающего сейчас искусства. Неоднократно об этом напоминала и Екатерина Михайловна. Она уникальная исполнительница народных песен и частушек, хранительница традиции, которая сегодня может угаснуть. Ученица великой Марии Мордасовой, дорожащая подлинной интонацией.
А ведь что такое - сохранять традицию? Петь то, что исполнялось раньше, очень хорошо. Но важней творить новое, произрастающее из созданного ранее, опираясь на народную мелодику.
По мнению Екатерины Михайловны, молодежь должна слышать настоящую музыку. Сейчас многие не знают имен Зыкиной, Мордасовой. Почему? Да все просто: раньше их песни передавали по радио и телевидению. Канули в лето и наши хоровые коллективы - Воронежский, Омский, Уральский, Оренбургский, Рязанский и другие. Их не показывают, они не имеют возможности выезжать на гастроли.
Моя упорная работа над собой изо дня в день принесла свои плоды. Я побывала на многих всероссийских и многонациональных конкурсах, проходивших в Воронежской области, в Краснодарском крае, Казани и Белгороде, Курске и Туапсе, Москве и Минске. Участвовала в открытом телевизионном международном проекте «Таланты России» при поддержке Министра культуры РФ. Сейчас работаю в профессиональном ансамбле «Воронежские девчата».
Возможность выступать перед людьми даёт мне шанс найти с ними общий язык. Для меня сцена - это способ самовыражения, ведь с её помощью можно показать все свои чувства, эмоции, отразить красоту народной песни. Я как будто веду со зрителями диалог. Весь этот процесс вдохновляет меня совершенствовать свои умения дальше. Это доставляет мне удовольствие. Мой голос как кисть, которой я вожу по холсту, вырисовывая узор, заложенный в песне. .Это и является главным в моей профессии.
К русской песне относиться надо с глубочайшим уважением и - осторожностью. И как бы ни менялось наша жизнь, песня останется.
Народная песня, постепенно уходящая из привычной ей среды обитания, всё в большей степени попадает в зависимость от реалий современного информационного процесса. Практически исчезла существовавшая веками практика передачи традиции народного пения из уста в уста, от старшего поколения к младшему; крайне мало звучит народная песня в повседневной жизни россиян. Становясь преимущественно объектом деятельности самодеятельных и профессиональных артистов, народная песня переместилась из сферы культурного обихода в сценические условия, что определило ее попадание в информационное поле средств массовой коммуникации.
Поэтому задачи, стоящие перед нами, исполнителями народной песни, обязывают нас еще более упорно овладевать необходимыми знаниями.
Итак, спецификой подготовки будущего исполнителя народной песни является то, что, с одной стороны, у студента происходит становление вокально-исполнительского мастерства, формируются навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, а с другой стороны, для будущей профессиональной деятельности студента необходимо иметь высокий уровень вокальной культуры, выражающейся в знании российской истории и народно-песенной культуры.
Пока я только учусь, но я верю в то, что у меня обязательно получится стать тем, кем бы я хотела – профессионалом!
Литература:
Как нарисовать портрет?
Ветер и Солнце
Разноцветное дерево
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ