(По ссылке на диске находится ролик из аниме, показанный перед защитой работы, чтобы ввести всех в тему работы)
https://drive.google.com/file/d/1CknU0RFIuIMFzFg-m...
Все знают роман Достоевского «Преступление и наказание», но мало кто может сказать, в чём его главная идея, что хочет показать автор. В то же время многие легко сформулируют ответ по отношению к «Тетради смерти». Можно найти сходство между двумя этими произведениями: персонажи, мотивы, даже сюжет легко соотносятся и выглядят похожими. Две совершенно разные по своей сущности культуры имеют схожую идею. Мы убеждены, что в каждой культуре хоть раз возникала эта идея, потому что люди, в какой бы стране они не жили, всегда останутся людьми со своими потребностями, интересами и ценностями.
В этом и заключается гипотеза - идея господства одних людей над другими способна возникнуть в любой культуре, но она везде обречена на развенчание.
Отсюда тема нашей работы: «Интерпретация антигуманной теории в искусстве».
Объект исследования – роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и аниме Цугуми Оба «Тетрадь смерти».
Предмет исследования – генезис и дальнейшее существование идеи господства.
Основная цель – доказать, что несмотря на разницу культур, гуманизм в любом обществе понимается одинаково.
Для достижения цели мы ставим перед собой задачи:
- изучить литературу по теме;
- изучить роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
- изучить аниме Цугуми Оба «Тетрадь смерти»;
- изучить и сопоставить социокультурную ситуацию в романе и аниме;
- проанализировать образы героев в романе и аниме;
- выяснить ценностные ориентиры героев и общества произведений;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Существует много работ, посвященных этим произведениям в отдельности, но в нашей работе мы рассматриваем их в сопоставлении и в этом заключаются актуальность и новизна нашего исследования.
Методы исследования, которые использовались в исследовательской работе:
- наблюдение;
- анализ;
- сравнение и изучение.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может помочь по-новому увидеть роман «Преступление и наказание».
Вложение | Размер |
---|---|
nir_interpretatsiya_antigumannoy_teorii_v_iskusstve.docx | 61.21 КБ |
interpretatsiya_antigumannoy_teorii_v_iskusstve.pptx | 1.94 МБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛАРУСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал БНТУ
«Солигорский государственный горно-химический колледж»
Интерпретация антигуманной теории в искусстве
(опыт сопоставления романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и аниме Цугуми Оба «Тетрадь смерти»)
Выполнил: Клишевич Иван,
учащийся 1 курса группы ГМ-19
Научный руководитель: Парфёнцева Е.А.
преподаватель русского языка и литературы
Солигорск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Обоснование выбора объектов исследования | 4 |
Сопоставление романа «Преступление и наказание»и аниме «Тетрадь смерти» | 7 |
Вывод | 16 |
Список использованных источников | 18 |
Введение
Все знают роман Достоевского «Преступление и наказание», но мало кто может сказать, в чём его главная идея, что хочет показать автор. В то же время многие легко сформулируют ответ по отношению к «Тетради смерти». Можно найти сходство между двумя этими произведениями: персонажи, мотивы, даже сюжет легко соотносятся и выглядят похожими. Две совершенно разные по своей сущности культуры имеют схожую идею. Мы убеждены, что в каждой культуре хоть раз возникала эта идея, потому что люди, в какой бы стране они не жили, всегда останутся людьми со своими потребностями, интересами и ценностями.
В этом и заключается гипотеза - идея господства одних людей над другими способна возникнуть в любой культуре, но она везде обречена на развенчание.
Отсюда тема нашей работы: «Интерпретация антигуманной теории в искусстве».
Объект исследования – роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и аниме Цугуми Оба «Тетрадь смерти».
Предмет исследования –генезис и дальнейшее существование идеи господства.
Основная цель –доказать, чтонесмотря на разницу культур, гуманизм в любом обществе понимается одинаково.
Для достижения цели мы ставим перед собой задачи:
Существует много работ, посвященных этим произведениям в отдельности, но в нашей работе мы рассматриваем их в сопоставлении и в этом заключаются актуальность и новизна нашего исследования.
Методы исследования, которые использовались в исследовательской работе:
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может помочь по-новому увидеть роман «Преступление и наказание».
Обоснование выбора объектов исследования
В своем исследовании мы рассматриваем два, казалось бы, совершенно разные по жанру и творческому методу произведения. Однако «Преступление и наказание» и «Тетрадь смерти» имеют больше общего, чем кажется на первый взгляд.«Тетрадь смерти» была написана Цугуми Обой как манга для чтения, и идея, как говорил сам автор, черпалась из литературы «этих русских медведей в ушанках с балалайками». Теперь всё встаёт на места, мы-то знаем, какое произведение послужило основой. Это не обычное сходство двух произведений, а адаптация русского сюжета на японский лад с последующим дополнением. Цугуми Оба пошел дальше и показал, к чему приведет путь Родиона Раскольникова, если идти по нему до конца.
Чтобы обосновать сопоставление романа и аниме, рассмотрим их характеристики и популярность, время, на которое приходится расцвет жанров, а также восприятие их людьми в стране и за рубежом.
Роман (фр. Roman-романский) - литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу. Будучи развернутым повествованием о жизни и развитии личности главного героев в кризисный, нестандартный период жизни, отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.
Вторая половина 19 века в истории России - это время общественного подъёма и разнообразных перемен. Поражение в войнах, реформы, отмена крепостного права, уход в прошлое «дворянских гнезд», возникновение множественных общественно-политических течений, революционные течения, индустриальное развитие, начало формирования капиталистического строя, появление нигилистов… Тогда не было такого количества разнообразных наук и институтов, занимающихся отдельно психологией, социологией, философией, этикой и т.д. Все эти вопросы решала литература. Литература вобрала в себя всю полемику, царившую в обществе. А роман был самым популярным жанром, потому что позволял изобразить место человека в мире и взаимоотношения человека и общества во всей полноте, многогранности и красках. Его авторы становятся не просто мастерами слова, а учителями, духовными наставниками.На страницах романов звучали острые вопросы и споры, в них были попытки найти ответы, понять смысл жизни. И самыми неравнодушными, активными, поклонниками жанра, конечно, является в первую очередь молодежь.
Аниме (от англ. Animation - анимация) — японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов и фильмов. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Вершиной аниме принято считать работы режиссёра Хаяо Миядзаки. Его «Унесенные призраками» стали первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля, как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».
Популярность жанра поддерживает то, что аниматор и режиссер стараются ответить на вопросы, волнующие людей в том возрасте, на который рассчитано аниме. Широта тем привлекает самых разных людей из множества стран. Еще одним важным фактором является современная тенденция ориентации большей части общества не на чтение, а на просмотр художественного произведения. Но, как и в связи с романом, можем подчеркнуть, что наиболее преданные поклонники и внимательные зрители – это молодые люди.
В своей работы мы сопоставляем роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и аниме Цугуми Оба «Тетрадь смерти». Чтобы обосновать выбор этих двух произведений, рассмотрим историю создания и творческий замысел произведений.
Замысел романа возник у Достоевского еще во время ссылки – в 1859 г. Это должен был быть роман-исповедь. Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан Достоевскому реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Достоевскому было знакомо это уголовное дело. Его он и взял за основу романа. Планировался своеобразный «психологический отчёт одного преступления». Причину убийства, которое совершает Раскольников, автор объяснял так: глупая и злая старуханикому не нужна, а её деньги могли бы спасти близких героя. Потом герой «загладил бы свое преступление». Однако немного позднее писатель переосмысливает идею. Раскольников уже не просто убийца и грабитель, он благодетель: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». По замыслу Достоевского, раскрыть преступление не удается, и герой на свободе, но «тут-то, – пишет Достоевский, – и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце… и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести». Федор Михайлович переживал, что много преступлений стали совершать образованные, развитые молодые люди. Проникая в душу Раскольникова, чтобы объяснить его поступок, автор находит там чудовищную идею – «идею Наполеона». Образ Наполеона - символ вседозволенности. Сильный человек имеет право переступить через любые преграды: «через труп, через кровь». Возникает ключевая фраза: «Право на преступление». Теория Раскольникова предвосхитила идею, которая распространилась вскоре по Европе. Спустя полтора-два десятилетия немецкий философ Фридрих Ницше создаст теорию сверхчеловека, «философию жизни», которая утверждает, что всем в мире, в том числе и сознанием человека, управляют «сила и власть». Философия Ницше будет отрицать всякую мораль. Его произведение «Так говорил Заратустра» станет «культовым»– и захватит многие умы. Но если Ницше в этой книге поэтизирует силу и власть, воспевает сверхчеловека, то Достоевский показал опасность идеи вседозволенности. Весь его роман – опровержение теории Раскольникова.
«Тетрадь смерти» — манга Цугуми Обы, проиллюстрированная Такэси Обатой, вышла в 2003 году и сразу обрела статус культового произведения. А в 2007 году началась трансляция аниме сериала, который вызвал восхищение у зрителей всего мира. В основу сюжета легла философская идея: «Можно ли добиться блага для одних людей путём убийств других?» Автор придумал оригинальную историю, в которой отражается суть того, что могло бы быть с миром, если бы человек мог безнаказанно убивать одних людей, чтобы сделать лучше жизнь других. Цугуми Оба рассматривает реакцию как самого убийцы, его мотивы и желания, так и реакцию общества на действия убийцы
В произведении поднимаются темы морали, человеческого доверия и идеи создания нового мира путём уничтожения преступников.
Таким образом, можно повторить, что оба произведения, выбранные для сопоставления, имеют важные черты, которые делают это возможным: две совершенно непохожие культуры, популярность жанра в своих времени и стране, сходство основной идеи, общая сюжетная канва, интернациональность поднятых проблем и антигуманная теория главных героев.
Сопоставление романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и аниме Цугуми Оба «Тетрадь смерти»
Таблица сопоставительной характеристики персонажей
Главный герой | |
Раскольников Родион Романович, 23 года, бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно. | Ягами (фамилия)Лайт (имя), в начале истории 17-летний школьник. Становится тем, кого все называют Кира (от англ. Killer) – за то, что он убивает преступников. |
Мать, сестра Дуняша, отец умер | Отец детектив полиции, мать, младшая сестра |
«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». | Очень привлекателен, каштановые волосы средней длины с челкой и орехового цвета глаза. Так же в перечисление особенностей Ягами идут точеные черты лица, идеальная белая кожа и заразительная харизматичная улыбка. Он всегда опрятно одет. Одежду Лайт предпочитает строгую и не вызывающую, что подчеркивает его дисциплинированность. Многие девушки просто мечтали о свидании с Лайтом. |
«Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее». «Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил». | Самый умный в школе, до получения тетради был очень приятен, общителен. После получения стал черствее, сосредоточеннее на своей главной цели. Не имеет друзей. Не любит проигрывать, ради победы готов на многое. Гордыня требует покрасоваться, победив. Высокомерен и постепенно становится очень лицемерным. |
«Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить!... Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё...» | Умен, расчетлив, с выдающимися интеллектуальными способностями, по словам окружающих, гениален. Способен предвидеть и рассчитать сложную комбинацию, понимает людей и умеет использовать это в своих целях. |
Убийство: проба и «справедливость» | |
Решается убить только после получения письма от матери. Сам к этому относился со страхом, и после убийства долго мучается. «…когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?…» «Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!» «…Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит». «…я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» «…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…» | Сначала было страшно решиться и взять на себя ответственность, после того, как убил преступников – втянулся, понял, что так он только поможет миру, после – стал убивать и тех, кто встанет на его пути. «День за днем всё повторяется снова. Этот мир прогнил». «Чёрт возьми, мне сейчас стольких убить хочется. По-моему, мир станет только лучше, если я избавлю его от этих скотов». «Знаешь, Мацуда, в этом мире такие как он — честные и прямые люди — всегда погибают напрасно!» «А если кто-то умрет на самом деле, я стану убийцей?» «В моих руках есть средство, а в сердце — желание!» «По-моему, я нашел самый эффективный способ борьбы с преступностью». «Я – зло? Я – справедливость! Я тот, кто пришёл в сей мир, чтобы поддерживать справедливость и защищать слабых... я – бог! Но те, кто противятся богу... они – зло!» |
Сущность антигуманной идеи | |
Теория Раскольникова | Цели Лайта |
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». «Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». «Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели». «…преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большеючастию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте». «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» | Создать новый мир, очистив его от преступников, стать богом этого мира. «Мир прогнил. Отбросы заслуживают смерти. Я изменю мир. Я правосудие». «Нельзя выиграть, если ты только защищаешься. Чтобы выиграть, нужно идти в атаку». Лайт: Я создам идеальное общество, создам такой мир, в котором будут жить только ответственные и добрые люди! Рюк: И в этом идеальном мире ты окажешься единственным злодеем... Лайт: Как я могу быть злодеем? Я буду богом!» |
«Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить!.. Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». | Перед смертью одинок, зовет девушек, которых предал и использовал. |
На каторге: «Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя….Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». «И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы — ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении». | Приводит к смерти самого Лайта, который до последнего пытается победить, но оставшись в одиночестве, зовет на помощь. |
Двойники героя | |
Лужин Павел Петрович | Второй Кира |
«Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? Выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился сближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния». «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел». «Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его...» | Кира (от англ. Killer) - прозвище, данное нескольким серийным убийцам, использующим для убийств преступников тетрадь смерти. В глазах общества – это один и тот же человек. АманэМиса – ее родители были убиты, поэтому она испытывала к Лайту благодарность за то, что он карает преступников. Карала (именно карала, а не убивала, по ее мнению) без угрызений совести во имя благой цели. КёсукэХигути- с помощью тетради убивал руководство компаний-конкурентов, его цели – нажива, власть, богатство, влияние. ТэруМиками - с детства разделил людей на добрых и злых, наказывая тех, кого относил к последней категории. Имел убеждение, что существуют «лишние» люди, которых невозможно изменить и нужно уничтожать. Фанатичный последователь Киры, звал его Богом, не задумывался о своих поступках. КиёмиТакада – сильное чувство справедливости, верит в цели Лайта, в насильственную очистку мира, помогает ему, считает, что станет богиней нового мира. |
Свидригайлов Аркадий Иванович | |
«…то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» «...Действительно, я человек развратный и праздный...» | |
Противники героев | |
Порфирий Петрович | Эл |
«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Тонкий и умный психолог». | Обладает рядом необычных привычек, в частности сидит, поджав ноги, практически не спит, любит сладкое, но, несмотря на это обладает худощавым телосложением. Прямолинеен, беспристрастен, честен. |
Порфирий Петрович не имеет доказательств против Раскольникова. Допрашивая его, он жестко и целенаправленно подводит героя к признанию. И почти добивается своего, но в последний момент убийство на себя берет красильщик Миколка. «Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства». | Ведёт двойную игру, задействует полицию, следит за подозреваемыми и устраивает логические ловушки. В начале сериала Л убедился, что Кира – японец, после – что он школьник, затем, посылая агентов ФБР и ведя двойную игру, понял, что Ягами и есть убийца. |
«Станьте солнцем, вас все и увидят». | «Бух-бух-бух (стреляя из пальца в полицейских) – вы убиты. Были бы убиты если на моем месте был бы Кира. Нельзя никому называть свои настоящие имена» |
«Вашу статейку я прочел как знакомую». | «Я - Справедливость!» |
«Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью. Это ведь невежливо, Порфирий Петрович, ведь я еще, может быть, не позволю-с!.. Встану, да и брякну всем в рожу всю правду; и увидите, как я вас презираю» - первый поединок с Раскольниковым. | «Он всё предусмотрел… может, всё же убить его сегодня?» - слова Лайта об Эл. «Теперь, это - битва интеллектов». |
«…я, наконец, вижу ясно, что вы положительно подозреваете меня в убийстве этой старухи и ее сестры Лизаветы. <…> Если находите, что имеете право меня законно преследовать, то преследуйте; арестовать, то арестуйте. Но смеяться себе в глаза и мучить себя я не позволю…» - второй поединок с Раскольниковым. | «Око за око и зуб за зуб, я ведь тоже умею драться». «Кира словно ребёнок, который ненавидит проигрывать. Вы догадались, я похож на него и ненавижу проигрывать» |
«Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили‑с…» «…пришел к вам с открытым и прямым предложением – учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее, – потому с плеч долой. Ну что, откровенно или нет с моей стороны?» - третий поединок с Раскольниковым. | «Человек, который пытается кому-либо подражать, всё равно делает это по-своему! Никто не может скрыть свою натуру и привычки!» |
Соня Мармеладова | Миса Аманэ / Киёми Такада |
«…худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях». | Обе красавицы, одна блондинка с длинными волосами, вторая брюнетка с короткой стрижкой |
Любит Раскольникова, подобно жёнам декабристов едет с ним на каторгу. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» | Влюблены в Ягами. Миса ради него дважды заключает сделку с богом смерти, дважды сократив свою жизнь вдвое. Обе девушки убивают по просьбе Лайта. |
Вынуждена заниматься проституцией для спасения детей, преступая тем самым божий закон. | Миса: «Известная фотомодель, выигравшая конкурс «Выбор читателей» в журнале «18» Такада: известная телеведущая |
«А когда сердцу девушки станет жаль, то, уж разумеется, это для нее опаснее всего. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности». | «Я могу звать тебя прекрасный рыцарь! Или принц на белом коне!» «Ты мой герой! Я во всем буду тебе помогать!» |
«Бог такого ужаса не допустит!» | «Смерть? Какая прелесть!» |
«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…» | |
Бог | Рюк |
Христианское смирение, душа и вера – не для Раскольникова. Но - просьба к Соне прочитать главу про воскресение Лазаря. | Бог смерти, полноценный персонаж. «Люди… Они такие занятные!» |
Чтение Евангелия, что ещё раз показывает, что бог для ГГ не на последнем месте. | Поступки Лайта развлекают Рюка, но он предупреждает, что всякий, использовавший тетрадь смерти, за это заплатит. |
Яблоко - запретный плод, который вкусил Родион, когда совершил убийства. | Наркотик для богов смерти. |
Финал романа | |
«Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, – но теперешний рассказ наш окончен». | Смерть в одиночестве. |
Родион и Ягами: один убил троих невинных людей, второй – сотни опасных преступников. Нам рассказывается об их жизни, мучениях, трудностях, через которые они проходят после содеянного, как меняется их характер и жизнь.
Итак, в 1866 году, выходит полифонический роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», главным героем которого является Родион Раскольников. Родион находится в положении, граничащим с бедностью, и закладывает у старухи-процентщицы Алены Ивановны свои вещи. Он уже давно вынашивает идею ее убийства, ему противно, что она даёт деньги под проценты. Он видит массу плюсов в её убийстве. «Злая вошь» больше не будет обманывать людей и строить и строить своё богатство на несчастьях бедных людей. Вначале Раскольников ужасается своим мыслям, однако совершает задуманное… В его руках топор становится тем самым орудием, с помощью которого он хотел перестать быть «тварью дрожащей». Родион убивает Алену Ивановну, но вместе с ней он убивает и Лизавету, которая внезапно вернулась домой, и ее нерожденного ребенка. Так выглядит история на первый взгляд.
«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». В таком мире живет главный герой. Видит нищету, пороки, жестокость. И страдает. Ему пришлось бросить университет из-за бедности, его сестра собирается продать себя Лужину, Соня жертвует собой ради детей, Мармеладов гибнет под колесами кареты, а вокруг равнодушие и мерзость. «Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях».Вот и у Раскольникова появляется теория (он слишком горд и себялюбив), где он делит людей на два сорта. Это идея власти ради власти, идея, разделяющая человечество на две неравные части: большинство («тварь дрожащая») и меньшинство («властелины»). «Властелины» призваны управлять большинством, они стоят вне закона и имеют право, как Наполеон, во имя нужных им целей переступать через закон. «Идея Наполеона» становится основой теории Раскольникова, символом вседозволенности. Сильный человек имеет право переступить через любые преграды: «через труп, через кровь». Возникает ключевая фраза: «Право на преступление».Ради благой цели. А убийство – проба, доказательство, что сам Раскольников и так знает: он из тех, кто право имеет.
«Тетрадь смерти» Рассказывает о старшекласснике, нашедшем сверхъестественную тетрадь, позволяющую ему убить любого человека, написав имя жертвы и вообразив его лицо. Сюжет показывает его попытку создать и возглавить мир, «очищенный от зла» с помощью этой тетради, и сложный конфликт между ним и его противниками.Изначально, Ягами не воспринимает этого всерьёз, но всё же решается испытать тетрадь. Его отец полицейский, юноша знает, как много вокруг преступлений. О них вещают все телеканалы и радиостанции. Он думает, прежде чем вписать первое имя. «А если кто-то умрёт на самом деле, я стану убийцей?» Вмешивается случайность, как и у Раскольникова: тот подслушивает разговор, подводящий его решительному выбору, - Лайт видит сюжет о преступнике, захватившем в заложники детей. Он убивает преступника. Это тоже проба, себя и тетради. Видите сходство Лайта и Раскольникова? Родион выбирает старуху-процентщицу, которая наживалась на несчастьях других. Лайт же мог вписать любое имя, имя того, кто был самому Лайту неприятен, или просто знакомого, но нет же, он вписал имя преступника. Вначале звучат его мысли о том, что кто-то же должен взять на себя эту ответственность. Он начинает вписывать в неё имена преступников, которые только отравляют общество. Тетрадь в руках Ягами – топор в руках Родиона. «В моих руках есть средство, а в сердце – желание», - говорил Лайт.
Топор раскалывает жизнь Раскольникова на до и после, заставляя переосмыслить теорию. Это руки бывшего студента держали топор и опускали на головы женщин, и эта фантомная тяжесть потом не позволяет придумать себе оправдание. Тетрадь влияет на душу героя по-другому – он не видит смерть воочию, не слышит стонов и слез, ему легко об этом не думать. Наблюдая за Лайтом, мы можем наблюдать трансформацию хорошего японского школьника в хладнокровного расчётливого убийцу.
Ягами Лайт в начале истории является копией Раскольникова. Они руководствуются одними и теми же принципами: создать лучший мир. И считают себя вправе принимать такие решения: кому жить, кому не жить. Вот она гордыня нечеловеческая! Когда человек получает огромную силу, он теряет человечность. Лайт не задумывается о своих жертвах, он видит только официальный ярлык: преступник – и этого достаточно. Преступники – зло! Неважно, кто осудил, не было ли злого умысла, за что, есть ли шанс на искупление, кто будет страдать от потери этого человека. Перед Лайтом не стоит вопроса: все ли преступления заслуживают такой кары? Голоса Цугуми Оба нет в аниме в прямом смысле, но он показывает нам то, что Достоевский выражает словами. Например, сцена смерти отца на глазах маленького сына, который безутешно плачет. А потом и того более: уничтожить надо уже не только тех, кто преступил закон, но и тех, кто встает на пути Киры, Бога нового мира. В том числе и агентов ФБР, невинных людей, Эла. Если Раскольников готов на многое, чтобы защитить свою сестру, то Лайт готов ею пожертвовать при необходимости.
Оба героя становятся в некотором роде причиной смерти своих родителей. Пульхерия Александровна, мать, Родиона теряет здоровье и быстро умирает от переживаний за сына. Отец Лайта, Соитиро Ягами, сильно сдает, когда его сына подозревают в убийствах, и погибает в результате действия Лайта.
По пути преступников идут гениальные детективы, слишком хорошо понимающие преступников – Порфирий Петрович и Эл. Мы видим, что в чем-то идеи эти им близки и понятны, но отвергнуты как негуманные. Они выбирают быть на стороне закона и не переступать через человеческую жизнь. Оба знают, кто убийца, но не имеют доказательств. Но если Порфирий Петрович, опираясь на законы психологии, прямо просит Родиона признаться, то Эл идет путем решения логических задач, сопоставления фактов и создания ловушек, чтобы вскрыть правду.
Порфирий Петрович понимает помыслы Раскольникова и давит на него. Знакомство со своими жертвами не позволяет абстрагироваться, а незапланированное убийство невинной Лизаветы мучает Родиона, ведь он убил ту, ради которой, по сути, и совершил это преступление: убить во благо. Еще не разогнавшись, его теория спотыкается и застревает, что и приводит к ее развенчанию.
У Лайта же этот этап удается. До убийства знакомых еще далеко, все кажется правильным, и уже никто не убедит его в том, что он не вправе судить; кого-то спас – значит, все правильно. Эл не может воззвать к совести Киры, он может сыграть с Лайтом в интеллектуальные догонялки, попытаться загнать его в ловушку, потому что не сомневается в своих выводах. Вот теперь наступает очередь убийств, «чтобы не поймали». Но Лайт уже не переживает по этому поводу, он уже зашел за грань, где есть отличия добра и зла, верит, что создает идеальное общество. А значит – все для победы. Эл погибает, просчитав все последствия и оставив после себя замену.
В обоих произведениях есть девушки, которые идут с главным героем рука об руку.
Соня Мармеладова полюбила Раскольникова, и даже после вскрытия страшной тайны не бросила его, даже поселилась рядом с местом его ссылки. Но она не поддерживает идею Раскольникова, ее ужасает сама мысль, решать чью-то судьбу. Не может человек решать «кому жить, кому не жить». Свою силу она черпает в боге, милосердии, прощении. И Раскольников, которого презирают на каторге даже жестокие преступники, за его убийство по теории, не отринувший идею, но признающий собственное ничтожество, бросается к ее ногам. Сердце одной стало шансом на возрождение другого. В конце романа Раскольников на пороге новой жизни начинает отказываться от своей идеи, объединившись с Соней.
УЯгами же дела обстоят иначе. Девушки в его жизни становятся на сторону героя и его теории, разделяют его цели, а потому они вместе проходят по этому пути намного дальше, чем Раскольников, разрушив свои жизни. Это Аманэ Миса и Такада Киёми. Обе преданно любят его, помогают, жертвуют собой и гибнут. Фактически, только Такада совершает самоубийство по приказу Лайта, но и Миса практически закончила свою жизнь, дважды сократив свои дни сделкой с богом смерти. А Лайт всего лишь использует их обеих в шахматной партии с Элом, жертвуя пешками, даже не задумываясь. Умирая в одиночестве, он тщетно зовет обеих.
Есть в этой истории и люди, которые могли бы быть друзьями героев. Это Вразумихин, который просто не верит, что Раскольников может кого-то убить и готов его поддерживать. Слова Вразумихина ранят сердце Раскольникова. В жизни Лайта – это ТодаМацуда, самый молодой и открытый детектив из команды расследования. Он больше всех верит в невиновность Лайта и справедливость и он же становится тем, кто смертельно ранит того.
Лужин и Свидригайлов – двойники Раскольникова в романе. Глядя на них, он подвергает сомнению свою идею, потому как при смене формулировок цель выглядит уже не так благородно и чисто. Смотрите, что получается: сам он верит в тиранические решения во имя благой цели, в сияющую фигуру благодетеля. Свидригайлов ему созвучен: «единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» А Лужин, еще один «благодетель» для бедных благодарных послушных жен, верит в то, что благосостояние общества держится на личном благополучии, а значит, каждый должен думать только о себе, тогда всем вокруг будет хорошо.
У Лайта такие двойники – это КёсукеХигути и ТэруМиками. Один жадный до власти и денег, беспринципный, эгоистичный и жестокий. Другой фанатичный заступник черно-белого мира, а оттого еще более жестокий человек.
Такие двойники снижают пафос, выступают в роли кривого зеркала, показывают другие грани красивой, на первый взгляд, теории.
Особое место в произведениях занимает религия. Раскольников отрицает бога, но просит Соню почитать главы из Евангелия о воскрешении Лазаря. Значит, какое-то место в жизни героя бог занимает. Это незримое «противостояние» между ними истерзает душу Родиона. Возможно, гордыня отступит перед милосердием.
В «Тетради смерти» бог смерти Рюк Лайта использует, чтобы развеять скуку. Но и его самого, как шахматного офицера, использует Лайт.Рюк размышляет в конце: может, убить Лайта самому, раз стало скучно, но не делает это, позволив людям самим завершить историю. Что очень символично, не так ли?Этот эпизод демонстрирует нам, что думает автор про новый мир и его создателя на самом деле.
И в романе, и в аниме множество разнообразных символов, которые опираются на культурные особенности. Но в аниме есть один особенный – это яблоко. Рюк сладострастно поедает яблоки в огромных количествах. Почему же боги смерти едят только яблоки? Да потому что яблоки – символ искушения, а боги смерти искушают своих подопечных, давая им тетрадь. А у христиан яблоко – это плод познания и грехопадения. Яблоко – та же антигуманная теория, которая разрушает все вокруг себя.
Вывод
Достоевский предвосхитил ужас теоретического преступления. Ни Освенцим, ни трагедия на Украине не возникают на новом месте. Они возникают на теории, внушается либо превосходство одной нации, идеи над другой, либо через СМИ разжигается вражда к другому человеку, народу и т.д. «Вначале было слово», но слово может быть не только благой вестью, а пропагандой насилия и уничтожения. А избавиться от навязанной идеи тяжело. Цугуми Оба пошел дальше, он показал, куда может привести путь, по которому пошел Раскольников. Он рассказал историю, в которой человека с антигуманной теорией ничто и никто не остановили в самом начале, он в нее уверовал и понес в мир. Руководствуясь единственно общим благом и правом решать за других. Уверен, многие задумывались: будь у меня средство, способное сделать мир лучше, – я бы им воспользовался?У Раскольникова – это топор, у Лайта – тетрадь.
Достоевский показывает, как герой постепенно приходит к пониманию антигуманности своей идей. Все вокруг подталкивает его к этой мысли. Одиночество преступления сменяется единением с людьми. Любовь послужила толчком для воскрешения Сони и Родиона, но до исцеления еще многое предстоит. «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом... Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Цугуми Оба убивает героя, не отказавшегося от своей идеи, тем самым показывая ее ошибочность и неприятие миром. Кира проиграл, от него отворачиваются все, его добрые устремления давно растаяли в жажде безграничной победы. Он кричит, что создал новый мир, где стало меньше преступников, где хорошим людям живется лучше, но следующие кадры показывают, что это не так. Все так же одни люди причиняют боль другим, но тайно. Другие манипулируют, угрожая оболгать и донести Кире, чье слово единственный закон для всего мира. Лайт умирает, а солнце продолжает светить.
Достоевский — писатель православный, глубоко религиозный, поэтому его роман пропитан христианством. Путь Раскольникова от преступления к наказанию — это путь от греха к покаянию и искуплению. В японской «Тетради смерти» все иначе. Однако и христианин Достоевский, и синтоист-буддист Цугуми Оба приходят к одному и тому же выводу. Что лишний раз доказывает: мораль не зависит от религиозных убеждений или их отсутствия.
Россия 19 века, Япония 20 века – вот время действия произведений, но и сейчас, в 21 веке, они актуальны для каждого из нас. Мы так же задумываемся над сложными вопросами. Люди разных культуры, религии, убеждений и мечтаний могут не соглашаться по вопросам моды, питания и традиций, но роман «Преступление и наказание» и аниме «Тетрадь смерти» показывают нам, что у всех нас есть общее: идея господства одних людей над другими, антигуманная теория любого тирана, обречена на развенчание.
В современных условиях, когда трендом становится чтение произведений в кратком изложении из-за страха непонимания, говорить на серьезные темы можно через мистику и фантастику. И тогда «Тетрадь смерти» может стать мостиком к классике, показав, что вечные темы во всех видах искусства интерпретируются по-разному, однако не изменяют истине.
Список литературы
История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 3 (1870— И90 1890 годы) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 «Рус. яз. и лит.» / [А.П. Ауэр и др.] ; под ред. В.И. Коровина. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 543 с. — (Учебник для вузов).
Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание.
Словарь литературоведческих терминов Автор-составитель С.П. Белокурова, 2005 г.
Словари и энциклопедии на Академике https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5105
История создания романа «Преступление и наказание» (сайт Корпорация «Российский учебник»)
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/istoriya-sozdaniya-romana-laquo-prestuplenie-i-nbsp-nakazanie-raquo/
Сайт Мир Достоевского
Слайд 1
Филиал БНТУ « Солигорский государственный горно-химический колледж» Интерпретация антигуманной теории в искусстве (опыт сопоставления романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и аниме Цугуми Оба «Тетрадь смерти») Выполнил: Клишевич Иван, учащийся 1 курса группы ГМ-19 Научный руководитель: Парфёнцева Е.А., преподаватель русского языка и литературыСлайд 2
«Преступление и наказание» «Тетрадь смерти» VS
Слайд 3
Гипотеза - идея господства одних людей над другими способна возникнуть в любой культуре, но она везде обречена на развенчание. Предмет исследования – генезис и дальнейшее существование идеи господства. Актуальность и новизна исследования в сопоставлении этих двух произведений
Слайд 4
Обоснование выбора объектов исследования наиболее популярный жанр в своем времени популярен в своей стране, известен за рубежом изображает жизнь во всем противоречии повествует о жизни и развитии личности в кризисный период жизни отличаются широтой тем и проблем, волнующих общество задает сложные вопросы и пытается найти на них ответы популярен у молодежи Роман / Аниме
Слайд 5
Обоснование выбора объектов исследования «Можно ли добиться блага для одних людей путём убийств других?» «Право на преступление» «Идея Наполеона» «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский «Тетрадь смерти» Цугуми Оба
Слайд 6
«Убей ее и возьми ее деньги… За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» … кровь по совести… В моих руках есть средство, а в сердце – желание «По-моему, я нашел самый эффективный способ бороться с преступностью» «Мир прогнил. Отбросы заслуживают смерти. Я изменю мир» Кто, если не я? « Тварь ли я дрожащая или право имею »
Слайд 7
Топор в руках Родиона Тетрадь в руках Лайта
Слайд 8
Убил сотни преступников Убил трёх невинных людей Преступники – зло! Перед Лайтом не стоит вопроса: все ли преступления заслуживают такой кары? «Я просто убил; для себя убил, для себя одного» - проба себя, потому что: « Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее».
Слайд 9
Идеи героев им близки и понятны, но отвергнуты как негуманные Их выбор - закон Порфирий Петрович Агент L
Слайд 10
Соня Мармеладова Киёми Такада и Миса Аманэ «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо ...» «Ты мой герой! Я во всем буду тебе помогать!»
Слайд 11
«Двойники» Лужин / Свидригайлов «Второй» Кира: Хигути , Минами «Человеку все позволено» Теория разумного эгоизма Власть! Богатство! Смерть конкурентам! «Лишние» люди должны умереть
Слайд 12
Достоевский — писатель православный Цугуми Оба — синтоист-буддист Однако они оба приходят к одному выводу Это лишний раз доказывает: мораль не зависит от религиозных убеждений или их отсутствия
Слайд 13
Итог Россия 19 века, Япония 20 века – вот время действия произведений, но и сейчас, в 21 веке, они актуальны для каждого из нас. Мы так же задумываемся над сложными вопросами. Люди разных культуры, религии, убеждений и мечтаний могут не соглашаться по вопросам моды, питания и традиций, но роман «Преступление и наказание» и аниме «Тетрадь смерти» показывают нам, что у всех нас есть общее: идея господства одних людей над другими, антигуманная теория любого тирана, обречена на развенчание .
Свинья под дубом
Городецкая роспись
Ласточка. Корейская народная сказка
Упрямый зяблик
Развешиваем детские рисунки дома