Работа представлена на районную литературоведческую конференцию школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_literaturovedcheskaya_konferentsiya_shkolnikov.doc | 58.5 КБ |
Районная литературоведческая конференция школьников
«С днём рождения, книга!»
Номинация «Героическое прошлое России»
Исследовательская работа
«В жизни всегда есть место подвигу»
(на примере «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого)
Выполнила:
Барсукова Регина Владимировна,
ученица 8 класса
МКОУ Гербаевской ООШ
Руководитель:
Кожевникова Алёна Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы
МКОУ Гербаевской ООШ
2016 г.
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Повесть Б.Полевого как пример героического произведения………………………………………………………………………43. «Русский человек на что только не способен!»………………………………6
4. Заключение……………………………………………………………………..8
5. Список литературы………………………………………………………… ...10
Введение
Подвиг рождается не сразу.
Для этого… нужно щедрую душу иметь
Г.А. Медынский
В современном мире на протяжении нескольких десятилетий наблюдается следующая тенденция: у молодежи складывается искаженное понятие о слове «подвиг». Совершить подвиг для подрастающего поколения – это значит действовать против законов нравственности, законов государства.
Герой, по мнению современных подростков, это тот, кто прыгнул с «тарзанки» вниз головой без страховки, тот, чьи «рискованные» видео получают наибольшее количество положительных отзывов. По мнению академика Д.С.Лихачёва «именно в молодости формируется характер», правила, которые человек вырабатывает для себя и которые старается не нарушать в течение своей жизни, поэтому об этой проблеме необходимо говорить с подрастающим поколением.
Среди учащихся 7-9 классов нашей школы я также провела анкетирование на тему «Что такое подвиг?», его результаты представлены в приложении (См. приложение).
А что такое подвиг? В последнее время задумываюсь над значением этого слова и я. Любой ли человек его может совершить? Какими качествами он должен обладать? А, может быть, мы ежедневно совершаем подвиги и даже не замечаем этого?
После прочтения «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого я хочу разобраться, совершил ли главный герой подвиг или нет.
Цель работы - доказать, что «в жизни всегда есть место подвигу» на примере героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого.
Задачи:
Гипотеза исследования: Алексей Мересьев как и весь русский народ совершил подвиг во время ВОВ.
Объект исследования: «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.
Предмет исследования: подвиг как самоотверженный поступок человека.
Методы исследования: чтение произведения, изучение и анализ литературы по данному вопросу, обобщение полученного результата, анкетирование школьников.
Этапы работы:
1.Чтение и анализ «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого.
2. Работа с понятием «подвиг».
3. Анкетирование обучающихся МКОУ Гербаевская ООШ .
4. Оформление работы.
Повесть Б.Полевого как пример героического произведения
Корреспондент «Правды» Борис Полевой встретился в годы Великой Отечественной войны с летчиком Алексеем Маресьевым и был поражен, когда увидел, что этот ас сражается с фашистскими «орлами Геринга» после тяжелого ранения, без ступней обеих ног. Полевому удалось вызвать Маресьева на откровенность, и тот всю ночь рассказывал писателю свою одиссею.
В 1946 году, находясь в качестве специального корреспондента на Нюрнбергском процессе, во время допроса Германа Геринга, Борис Полевой услышал из уст «второго наци Германии» следующее признание: «…мы поступили опрометчиво, потому что, как выяснилось в ходе войны, мы многое не знали, а о многом не могли и подозревать. Главное, мы не знали и не поняли советских русских. Они были и останутся загадкой. Я говорю не о числе самолетов, пушек и танков. Это мы приблизительно знали. Я не говорю о мощи и мобильности промышленности. Я говорю о людях, а русский человек всегда был загадкой для иностранцев. Наполеон тоже его не понял. Мы лишь повторили ошибку Наполеона…».
Откровение Геринга окончательно подвигло писателя на создание произведения «Повесть о настоящем человеке». Книга была создана на основе записанного рассказа Алексея Маресьева-Героя Советского Союза. Он стал прототипом главного героя повести - Алексея Мересьева.
В повести лётчик Алексей Мересьев был сбит фашистским асом. Самолёт пилота упал в лес, а сам он, чтобы добраться до людей, полз по снегу, преодолевая боль, голод и холод, восемнадцать суток! Это непросто сделать даже здоровому и сытому человеку, а ведь Алексей был ранен и питался только тем, что мог найти по пути. Ему повезло: однажды утром, когда силы совсем закончились, он встретил двух мальчишек, которые с помощью старших, жителей деревни Плавни, спасли лётчика. Жилось людям из Плавней несладко. Немцы разгромили всю деревню и убили несколько человек. Но большинству жителей удалось сбежать, оставив всё своё добро. Они смогли найти в себе силы, чтобы продолжать жить. Все очень сочувственно относились к Алексею, старались подкармливать его, несмотря на то, что самим нечего было есть. Но ведь если бы люди не помогали друг другу, фашистской Германии удалось бы поработить весь мир!
Второй сложный этап в жизни Мересьева произошёл уже в госпитале, когда он узнал, что ноги его поражены гангреной и без операции он умрёт. Алексей не хотел оставаться без ног, поэтому постоянно просил врачей подождать ещё немного. Лётчик надеялся, что какое-нибудь средство ему поможет. Но все надежды были тщетны. После ампутации Алексей потерял всякую надежду на прежнюю жизнь и на возможность летать. Но тут Мересьев получил неожиданную помощь от нового обитателя палаты – Комиссара. Сначала тот поддержал молодого человека, вручив ему пачку писем – от однополчан, от любимой девушки. А потом Комиссар рассказал Алексею о лётчике, который смог летать без ноги. Мересьев понял, что для того, чтобы вернуться в строй, чтобы летать, недостаточно просто лежать на кровати. Комиссар нашёл свои, нужные «ниточки» ко всем и, когда умер от ран, его как родного и близкого человека оплакивали все – и раненые, и медицинский персонал госпиталя.
Лётчику Алексею Мересьеву удалось добиться цели, к которой он шёл с таким упорством. После долгих тренировок он снова поднялся в воздух, снова воевал, снова сбивал фашистские самолёты.
«Русский человек на что только не способен!»
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение слова «подвиг». Это героический, самоотверженный поступок.
«Самоотверженный» - это жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага.
Когда говорят о подвиге, то его непременно связывают с духовностью, праведностью, высокими моральными принципами человека, его совершившего. Деяние, связанное с корыстью, материальной заинтересованностью, денежной оплатой по определению не может относиться к разряду подвигов. Подвиг, особенно воинский, обычно связан с самопожертвованием. На этот счет известны слова Юлия Цезаря: «Я знаю многих людей, готовых убивать за деньги, но не знаю никого, кто был бы готов за них умирать!» Другими ключевыми словами в определении подвига являются слова «подвигнуть, подать вперед». То есть подвиг всегда способствует совершенствованию чего-то, движению вперед в процессе решения какой-то проблемы. С чем пришлось столкнуться главному герою? Это, прежде всего, выжить в лесу и попасть к своим товарищам, вновь летать на самолете и уничтожать ненавистного врага.
Мересьев был не одинок, мысленно всегда пребывая с друзьями по полку, с наступающим фронтом, со всеми советскими людьми, борющимися против фашизма.
Увиденные Алексеем в лесу жуткие следы недавних боев, сожженная дотла деревушка, рождают в нем благородную ярость мщения: «В сердце его накипала тягучая и жуткая тоска. Не пускать, не пускать их дальше! Драться, драться с ними, пока есть силы…» И это чувство помогает двигаться немощному телу до тех пор, пока сознание не оставляет его.
Следующее испытание, которое пришлось перенести Алексею, – ампутация. Это трагедия для любого человека. Страшно почувствовать себя увечным, выброшенным из жизни. Тяжело пережил это и Алексей – замкнулся, ушел в себя. Его мучила мысль о физической неполноценности, пугало горе матери, грызли сомнения, имеет ли он право на любовь. Положение усугублялось и другим: Мересьев не допускал мысли, что может оказаться в стороне от борьбы с фашизмом, в которой участвовала вся страна, а единственным местом в борьбе, на котором он мог представить себя, была авиация. Редкая сила духа не позволила ему впасть в отчаяние, редкая сила воли помогла ему осуществить свою мечту – вернуться к любимому делу после ампутации ступней.
Автор осознанно уделяет большое внимание моменту «возрождения» героя для того, чтобы показать трудный, но победный путь А. Мересьева от человека, потерявшего смысл жизни после ампутации ног, к человеку, вновь нашедшему его в преодолении себя и дальнейшей службе Отечеству.
«…Взгляд его упал на журнал, который и во сне крепко сжимала его рука. Поручик Карпович все так же натянуто и лихо улыбался с помятой страницы. Мересьев бережно разгладил журнал и подмигнул ему.
Встреча с Комиссаром (Семен Воробьев), оказалась для Мересьева решающей – Алексей поверил в будущее. Он часами занимается специальными физическими упражнениями, упорно тренируется в ходьбе на протезах, даже учится танцевать, не теряя душевной бодрости и оптимизма. С исключительной целеустремленностью он добивается возвращения в бой. Фигура коммуниста Воробьева дает писателю возможность подчеркнуть духовную преемственность Мересьева и Комиссара. Ведь именно к последнему впервые применен эпитет «настоящий» человек, вынесенный в заглавие книги.
Заключение
Главное в этом произведении то, что Алексей Мересьев совершает свой подвиг не в одно мгновение. Подвигом стали недели, которые провел летчик один в лесу – наедине с болью, отчаяньем и ненавистью к тем, кто пришел на эту землю, чтобы жечь, убивать, грабить. Подвигом стали месяцы жизни в госпитале, когда, победив отчаяние, этот человек привыкает к неимоверным каждодневным усилиям, чтобы вернуться к образу жизни, казалось бы, немыслимому для него теперь, когда он лишился ног. Подвигом становятся годы, когда он, добившись возвращения в истребительный полк, до конца прошел путь войны, ни на секунду не забывая, что он настоящий советский человек.
Алексей Мересьев, Комиссар (Семён Воробьёв), танкист Григорий Гвоздев-Герой Советского Союза, снайпер-сибиряк Степан Иванович, выжившие непокоренные жители сожжённой деревни Плавни, летчик-истребитель Павел Стручков - все эти люди, как и русский народ, совершили подвиг в те страшные, суровые для нашей страны годы.
Мне хотелось своей работой показать современной молодежи, что подвиг-это самоотверженный поступок, и каждый человек может его совершить, если обладает такими качествами, как мужество, сила духа, чувство долга, целеустремлённость, любовь к жизни, людям, патриотизм.
Список литературы:
Два плуга
Сказка "Узнай-зеркала"
Прекрасная химия
На берегу Байкала
Почта