Проектная работа ученицы 2 класса
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.docx | 600.41 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ:
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТА БАСНЯ!»
Выполнила:
ученица 2 класса «В»
Шуменко Виктория
Руководитель:
Учитель высшей категории
Рязанцева Татьяна Сергеевна
Электросталь 2018 год
Оглавление:
Введение.
На уроках литературного чтения во 2 классе мы изучали басни И. А. Крылова и Л.Н. Толстого. Этот жанр литературы очень мне понравился. И мне стало интересно:
Посоветовавшись с учителем, мы решили найти ответы на эти вопросы.
Актуальность темы.
Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Попробуем в этом разобраться.
Цель исследования: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.
Задачи исследования:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить, что такое басня;
- провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, насколько популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают;
- обобщить материал по теме исследования и сделать презентацию , которую можно использовать на уроках в начальной школе.
При выполнении работы для решения данных задач использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ источников информации;
- эмпирические: проведение интервью, анкетирование.
Объектом исследования является басня в литературе.
Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.
Гипотеза исследования: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Этапы работы:
- работа со словарями;
- проведение анкетирования;
- проведение интервью;
- работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами;
- обобщение, выводы.
1.Основная часть:
Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня?
Для начала мы решили выяснить толкование этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова.
1.2. Работа со словарями.
1) Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
2) Вымысел, выдумка.
В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале.
Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.
Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, я провела анкетирование среди детей и взрослых.
Я опросила 20 детей и 20 взрослых.
Возраст опрашиваемых от 8 до 40 лет.
Анкету заполнили ученики 2 «В» класса , а также родители моих одноклассников.
Вопросы анкеты:
1. Любите ли вы читать басни? Почему?
2. Каких баснописцев Вы знаете?
3. Какие басни Вы знаете?
4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
1.2. Результаты анкетирования:
Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас хорошему».
Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.
А самые популярные басни как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».
Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут.
Но есть и те, которые сомневаются.
Результаты анкетирования помогли мне убедиться, что тема моего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.
Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?
1.3. Работа с литературой и Интернет-ресурсами
За ответом я отправилась в школьную библиотеку, как выяснилось здесь можно найти любую информацию.
Библиотекарь Зинаида Исакиевна подобрала для меня справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники.
Также, я подобрала художественную литературу – басни из книг разных баснописцев. В сборе информации нам помог Интернет.И вот , что я выяснила:
Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенёсшим много заключений.
Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым. Произведения раба составлялись в сборник под названием “Эзоповы басни”. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть.
Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше.
Жан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.
В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном». В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев. Художественному значению басен Лафонтена способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.
Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова.
Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей.
Его называли “русским Лафонтеном”.
Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца.
Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.
Но самыми известными стали басни Крылова.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье бедного армейского капитана. Он был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.
Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.
Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен, а всего им создано 236 басен.
Мне захотелось больше узнать об этом удивительном человеке и вот какие факты были мной собраны:
Когда Крылова спросили, почему он сочиняет басни, он ответил: «Так ведь там за меня все говорят мои герои. Так кто же они герои басен Крылова?»
1.4 Герои басен:
Лисица - олицетворение лицемерия. Вспомните русские народные сказки, лисица в них выступала в роли хитрого, коварного зверя. Обманом она достигала намеченной цели и часто оставалась безнаказанной. Несмотря на такую отрицательную характеристику, охотники многих народов старались носить с собой или амулет в виде лисицы, или хвост лисы. Они верили, что станут увёртливыми, как лиса, а движения их приобретут быстроту, свойственную этому зверю. Лисица является героиней следующих басен: « Орел и лисица», «Лисица и козел», «Лисица и лев».
Волк символизирует семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, свободу, индивидуальность, деление знанием и мудростью, хитрость, охоту, поиск. Волк встречается в следующих баснях: «Пахарь и волк», «Волк и козленок», «Собака и волк», «Волки и овцы», «Волк и конь», «Волк и ягненок», «Волк и цапля».
Медведь символизирует целительство, божественность, неуязвимость, защиту, правду, выносливость, терпение, интуицию, силу, храбрость. Медведь - герой следующих басен: «Трудолюбивый Медведь», «Квартет», «Мор зверей».
Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость. Лев является героем следующих басен: «Лев и человек», «Лев и Мышь», «Серна и Лиса», «Лев состаревшийся», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».
Обезьяна в китайской традиции означает озорство, тщеславие, желание передразнивать. В христианстве - коварство, хитрость, легкомыслие, любовь к роскоши. У индусов обезьяна олицетворяет доброжелательность и нежность.Обезьяна встречается в следующих баснях: «Лисица и обезьяна», «Дельфин и обезьяна», «Обезьяна и верблюд», «Обезьяна и рыбаки», «Обезьяньи дети», «Верблюд, слон и обезьяна», «Обезьяна», «Зеркало и Обезьяна».
Вот далеко не полный список персонажей басен. Не забыть нам и Слона, и Лошадь, Корову. Крылов использует и птиц (соловей, петух, чиж, ворона, кукушка, курица, орёл). Люди, хотя довольно редко, но тоже встречаются в роли Повара, Соседа, Крестьянина. Даже предметы становятся героями историй (Ларчик, Очки, Зеркало)
Как нарисовать китайскую розу
Два плуга
Прекрасное далёко
Мост Леонардо
Попробуем на вкус солёность моря?