Нашей Югре -90 лет. Экскурсия посвящена истории образования ХМАО-Югры. Составлена оригинально.
Вложение | Размер |
---|---|
zinova_a.a.-razrabotka.docx | 38.56 КБ |
А.А. Зинова Участник (Научный руководитель –Л.Е.Леухина, педагог-организатор, Учитель географии, МБОУ «СОКШ №4», г. Нефтеюганск) ПЕСНЬ МОЯ - ЮГРА |
Экскурсия «Песнь моя - Югра»
1,2 слайды | Добрый день. Меня зовут Зинова Анастасия С музеем так или иначе связан каждый ученик нашей школы. Мне так понравились ребята-музейщики, их дела, что я не могла не присоединиться. К тому же в круг моих интересов входит изучение истории и, в частности, истории родного края. Эта тема, в год 90-летия Ханты-Мансийского округа – Югра оказалась востребованной. Я провела около 15 экскурсий. Признаюсь, работая над этой темой, я испытываю истинное вдохновение от того, что соприкасаюсь с вечным - с историей; и поистине красивым - с самой природой. |
3,4 слайды | В небольшом уютном зале нашего музея «поселились» история и традиции нашего края, царствующие наравне с вдохновением и искусством и с их творцом - природой. Когда я вместе с ребятами оформляла эту выставку, я поняла, что мой музейный час настал. Мои знания по истории края трансформировались в экскурсию «Песнь моя - Югра». Думаю, что вы, конечно, догадались, почему тема нашей экскурсии звучит так не буднично. -Правильно. Наша экскурсия проводится в юбилейный год нашего округа. |
5 слайд | Одна из словарных статей этимологического словаря дает такую трактовку слову песнь: «Воспеваю, пою хвалебную песнь. А еще это- исполнение гимнов, т.е. прославление». Теперь понятно, почему такое название нашей экскурсии. Да мы сегодня, знакомясь с выставкой, будем воспевать наш край. Вы должны внимательно слушать мою песнь, т.е. мой рассказ, принимать участие в её сложении, а потом мне скажите, по праву ли прозвучали эти хвалебные слова нашему краю? Мы с вами сегодня, друзья дорогие, Начнем про Югру интересный рассказ. Большие, И тайны шаманов, и предков наказ. Колчаны Кучума, отряд Ермака, Узнаем немало о нашей природе Мы вскоре узнаем, что делали люди Не сможем не вспомнить фонтаны Шаима, Березова, Федоровки, Усть-Балыка, И как наши предки, наш край все любили, Отчизну свою прославляя в веках
|
6 слайд | Песнь первая «Историческая». (Звучит музыкальная заставка) |
7,8 слайды | Легендарная Югра является исторической родиной прежде всего обско-угорских народностей: ханты и манси, ненцев и селькупов. Вопрос происхождения угорских народностей остаётся одной из наиболее сложных проблем в исторической науке. Существует несколько гипотез о месте и времени формирования протоугров. Я познакомлю вас с одной из них. Как этническая общность, ханты и манси, складывалась с конца 1-го тыс. до н.э. |
9 слайд | Выдавливаемые, воинствующими племенами с южных территорий, (показ на карте) угры расселялись на территории Обь-Иртышского бассейна, продвигались по среднерусской равнине на запад и северо-запад вплоть до Финляндии. Так возникла группа финно-угорских народов: шорцы, ханты, манси, марийцы, зыряне, мордва, карелы, часть удмуртов, венгры, финны. |
10,11 слайды | Финно-угров по всему свету объединяет общая материальная и духовная культура. В отличии от многих других народов, финно-угорские стараются сохранить в своей культуре как можно больше обычаев и традиций, включая и заимствованные. Как символ давней исторической дружбы и взаимопроникновения культур в нашей выставке представлены скульптурки представителей русской национальности. |
12 слайд | В письменных источниках ханты и манси известны с 11 в. под именем «угры». С 14 в. ханты упоминаются как «остяки», а манси — как «вогулы». Во 2-й половине 12 в. Югорская земля, где проживала большей частью ханты и манси, стала волостью Новгородской земли; население платило новгородцам дань. Присоединение Новгорода к Московскому государству (1478) привело к закреплению административной власти московского князя над Югорской землёй. |
13,14, 15 слайды | После победы Ермака над сибирским ханом Кучумом (1582) часть хантов и манси, живших в Прииртышье, добровольно перешла под покровительство московского царя. В 1584 в устье Иртыша был построен первый русский острог — Обский городок, в 1593 возникли Пелым и Берёзово, затем Сургут. В 1637 по указу царя Михаила Романова было образовано поселение ямщиков Самаровский Ям (впоследствии село Самарово). Строительство центра вновь образованного Остяко-Вогульского национального округа началось в 1931 в 5 км от села Самарово (сейчас это район города Ханты-Мансийска). Так возникла столица округа – Ханты-Мансийск. Постановлением ВЦИК от 10 декабря 1930 был образован Остяко-Вогульский национальный округ, а (с 1940 Ханты-Мансийский, с 1977 — автономный округ. Друзья, я знаю, что цифры в экскурсии плохо воспринимаются, поэтому после экскурсии я раздам вам музейную экскурсионную справку, а сейчас лишь скажу. |
16,17,18,19, 20, 21 слайды | В состав ХМАО входят 9 административных районов и 16 городов. Среди них целое созвездие, в недалеком прошлом, комсомольских, т.е. молодежных ударных строек. Это Нижневартовск, Нефтеюганск, Пыть-Ях, Мегион. Люди, живущие в этих городах, не только их отстраивают, делают неповторимо комфортными настолько, что практически ни у кого не возникает мысли назвать наши нефтяные города провинцией. |
22,23 слайды | Наши северные города – это центры нефтедобычи. Они делают для страны главное дело: обеспечивают страну энергоресурсами: газом, нефтью. Посмотрите, это нефть. Горючая маслянистая жидкость по цвету от светло-коричневого до темно-бурого и почти черного. Это «черное золото» Земли. По масштабам её добычи нас опережает лишь Саудовская Аравия. Да и не может быть иначе, ведь нефть добывают волевые и мужественные люди. |
24,25 слайды | Их в нашем краю очень много. Не могу не назвать хотя бы некоторых из них, эти имена мы должны с вами помнить всегда: академик Иван Михайлович Губкин, который предсказал нефтеносность сибирских недр еще в 1834 году, Юрий Георгиевич Эрвье, начальник Тюменского геологического управления; Фарман Курбанович Салманов, начальник нефтеразведочной экспедиции; Мелик-Карамов Николай Борисович, буровой мастер. |
26,27,28 слайды | Открытие черного золота привлекло огромный приток нового населения, по сравнению с которым старожильческое население составляет лишь малую часть. Поэтому создаётся впечатление, что история края начинается именно с первых фонтанов: газовый фонтан, что близ Березова - 1953; Шаим -1960 год; Усть-Балык 1961 год 15сентября. На самом же деле история его начинается не с нефтяного освоения, и даже не со времени заселения русскими казаками во главе с Ермаком, а, как мы уже говорили, гораздо раньше (приглашаю к ответу). -….. -Верно. Какие молодцы. Что ж, продолжим. Место, где мы с вами живем, называется? ... - Нефтеюганск. -Верно. А как назывался наш город раньше? - Усть-Балык. |
А еще место, где мы с вами живем, называется Нефтеюганский район. Территория, где находится Нефтеюганский район ученые предлагают называть Салымский край. Среди них Мартынов Сергей Викторович, доктор исторических наук, заведующий кафедрой Тобольского педагогического института имени Менделеева. У нас в музее имеется его книга. Это результат многолетних исследований, эта книга в сокращенном варианте, а как раз рассчитанная на наше понимание. Друзья, я вам всем рекомендую её к изучению. Действительно познавательно. | |
29 слайд | Песнь вторая «Природы северной очарование» (Звучит музыкальная заставка А. Вивальди “Зима”) или Соединив леса и горы, «Природа края, обитателю более южных стран, может показаться скучной и однообразной, но для уроженца наших мест, который с ней сжился, она имеет свою чарующую прелесть и манит его к себе из далеких путешествий. И чудится ему, там, вдали от родного уголка, тихое журчание прозрачного ледяного ручья, бегущего из неведомой части таежного леса, и чудится ему ласковый взбег волн на устланный прошлогодней травой, песчаный берег Юганки». Так трогательно о природе своего края может говорить лишь истинный краевед, а таковыми являются многие ребята нашей школы. В качестве комментария к нашей выставке «Югра- наш дом, любовь и вдохновение» я взяла строки из их сочинений. Послушайте. «Деревья оделись желтыми листьями и шумливо не то о чем-то беседуют, не то снисходительно усмехаются. Смеясь про себя, шелестит листьями и серёжками береза почти рядом стоящему кустарнику». «Вечер... Кругом постепенно все замолкает и засыпает... Солнце, израсходовав за день весь запас ослепительных лучей, висит над горизонтом громадным диском. Любопытный взор может долго разглядывать его чарующую поверхность, не боясь быть ослепленным. Но вот и оно все глубже и глубже опускается за горизонт и, наконец, бросив последний жидкий сноп лучей, не скользнувших уже по земле, а только раз лившихся по волнистым ветвям, исчезает за горизонтом…» Правда, хорошие чувства переживают эти ребята? И мы все испытываем чувство благодарности им за то, что они помогли воспеть нам удивительную природу нашей малой родины. Теперь и мы знаем, как можно выразить свои лучшие чувства, верно? |
39,40 слайды | -Как вы думаете такая красивая и вместе с тем суровая природа оказывала влияние на население? -Да. Безусловно. |
41,42 слайды | Край наш обширный, богатый с удивительной природой не мог не оказать влияние на сам дух народа, населявшего эту землю. Главное качество, сформированное условиями жизни ханты и манси - это доброта. Они никогда не отказывали в пище, крове престарелым родственникам, не наносили вреда и ущерба природе. Брали у неё лишь столько, сколько было необходимо для нескудного существования. Понятие «накопление богатства» отсутствовало у северных народов на протяжении всей их истории. У хантов и манси в связи с такими отношениями с природой складывались свои представления и верованиях. |
Они наделяли предметы сверхъестественными свойствами, предполагая, что они могут быть способными оказывать влияние на человека (помогать ему или, наоборот, вредить. | |
32 слайд | Обратите внимание на этих кукол. Если вы угадали их название, то Вы сможете продолжить следующую мысль Галины Слинкиной, местной поэтессы. «И тогда почитают её и хранят в сундучке иль на полке. …. (Вопрос: что с куклой должно произойти, чтобы оказаться в сундучке иль на полке, а не в руках детей?)
-Оказывается вы действительно заинтересованные слушатели. Смогли и без авторской подсказки найти правильный ответ. Считалось, что как только нарисуешь, хотя бы только глаза, в куклу вселяется дух, и она превращается в божка, в бога, которого следовало хранить особым образом и уж, конечно, нельзя было давать куклу играть детям. |
33,34,35 слайды | В далекие времена возник обычай подбирать и бережно хранить такие предметы-амулеты, и не только подбирать, но и делать самим. (Показываю амулеты). У хантов существовало и идолопоклонство, которое сквозь многие тысячелетия донесло до наших дней обычай грубо вытесывать человеческие фигуры. Вот такой идол. Он вырезан из кости. Его привезли из поселка Русскинская учителя в подарок нашему музею. Когда-то давно помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные или фигурки этих животных. Например, медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры, подгонять лося к самострелу охотника. Особое место в традиционных культовых обрядах занимал медвежий праздник. |
36 слайд | Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой, уложенной в традиционной «жертвенной» позе (голова — на вытянутых лапах). Он продолжался 5 дней. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты. Перед медведем ставили угощение. Все, кто приходил на праздник, кланялись медведю. Лесным человеком медведя называли не случайно. В отношении к этому зверю сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, он зверь, объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник, родоначальник. Это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на землю. Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем и раскрываются на медвежьем празднике. Здесь ханты стремились помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками, попросить у него прощение. -Немного устали? Я вам расскажу одну забавную историю и вы немного отдохнёте. Готовы? |
В 1692 году через Сургут в Китай проезжал русский посол Избран Идес и его спутник Адам Бранд. Этот спутник записал в своем дневнике: «Однажды несколько остяков пришли ко мне на судно с рыбою для продажи. У одного из моих слуг была нюрнбергская (немецкая) игрушка — медведь с заводным механизмом внутри. Когда накручивали пружину, медведь бил в барабан, качал головой из стороны в сторону и закатывал глаза. Его завели и заставили играть. Как только остяки увидели это, они сейчас же совершили все обычные для верующих обряды, стали изо всех сил танцевать в его честь, мотать головами, свистеть и шипеть. Они приняли эту игрушку за настоящего и несомненного шайтана и говорили: «Что такое наши шайтаны по сравнению с этим? Будь у нас такой шайтан, мы бы его всего обвесили соболями и черными лисицами». | |
38 слайд | Песнь третья «Хвала человеку, живущему в согласии с природой». |
39,40,41,42 слайды | Главная река Югры - могучая, многоводная и широкая Обь, в которую впадает множество рек и речушек. Среди них и реки нашего края: Салым, Большой Салым, Большой Балык, Юган. По этим речкам, речушкам, ручьям и жили салымские и юганские ханты. Традиционная культура хантов базировалась на охоте и рыболовстве. |
43,44,45 слайды | Охотились на соболя, горностая, лису, росомаху, бобра. У юганских хантов предпочтительнее была охота и животноводство, хотя оленей разводили лишь как транспортное средство. |
46,47 слайды | Салымские ханты по большей части были рыбаками. Ловили ельца, язя, сырка, окуня, щуку, налима, нельму, толстолобика, муксуна. Старожилы вспоминают: «Рыбы было столько, что белье нельзя было выполоскать, рыба цеплялась». |
47,48,49,50,51,52,53 слайды | Жили в чумах, а позднее в деревянных домах, чаще с одним окошком. Разнообразны были хозяйственные постройки, лабазы, летние кухни. Бытовали культовые сооружения. Кочевали посезонно: летом поселялись на самом берегу реки, многие отправлялись на больших лодках - каюках или колданках (грузовые лодки, а как транспортное средство использовали легкие лодки, которые называются облас) к низовью реки, Оби, навстречу поднимающейся рыбе. |
54,55-65 слайды | Традиционно в хантыйской семье каждому доставалась своя часть обязанностей и у каждого свои области запретов. Хотя главой семьи у обских угров является мужчина, ответственность за сохранение семьи целиком ложится на женщину, так как она олицетворяет и стоит на пути темных духов в Среднем мире, то есть на земле. Именно семья и дети соответствуют понятию Средний мир. Таким образом, мужчина несет своей семье и детям все те блага, материальные и духовные, которые нисходят на землю из Верхнего мира, мира богов. Мужчины были большими мастерами по резьбе по кости и по дереву, изготовляли нарты, оружие. Занимаясь охотой и рыболовством, устраивали запоры, плели снасти, т.е. орудие лова (Слайд.) |
66,67 слайды | Женщина, является хранительницей семейного очага, строго соблюдает обычаи, традиции, унаследованные от предков. Можно сказать, что в хантыйской семье вся жизнь вращается вокруг женщины. Если за хантыйской женщиной понаблюдать со стороны, то можно увидеть, что она не делает резких движений, не суетится, не смеется громко, не вмешивается в чужой разговор, очень мало жестикулирует. Женщина всегда была уравновешенной, сдержанной, одинаково ровной в общении со всеми окружающими ее людьми. Вдумайтесь. Эти качества важны и каждому из нас. |
68,69, 70,71-77 слайды (Скакунова О.Е. фото старейшего учителя, по национальности она хантыйка) | В традиционной жизни хантыйскую женщину почти не увидишь без дела. Даже в пути по ягоду руки женщины были заняты выделкой шкуры изготовлением ниток. Такое трудолюбие воспитывается с раннего детства. У женщин ханты распространены такие ремесла, как Работа с мехом; Работа с ровдугой (замшей), рыбьей кожей; Работа с берестой; Плетение из корней кедра; Плетение из травы; Ткачество; Работа с тканью; Работа с бисером; Вязание, вышивка нитками. Работа с глиной; Плетение циновок; Гончарство ритуальных сосудов; Изготовление посуды из бересты (чаши, черпаки, ложки). Вот далеко не полный перечень дел с которыми должна справляться женщина ханты. |
Посмотрите на это платье. Какая тонкая работа. Следует заметить, что для женщин ханты характерны узоры из ткани, а для мансийских - из бисера. Но, как мы уже говорили, происходило взаимопроникновение культур, поэтому мы видим на одном изделии разные украшения. Нельзя не обратить внимание на это изумительное по красоте шейное украшение. | |
78 слайд | И так, мы познакомились с целым миром, миром родного края. Пропели ему хвалебную песнь. А теперь, скажите, по праву ли мы это сделали? Да!!! Конечно да. Очень важно не просто усваивать знания по истории края, но еще очень важно любить его, восторгаться им! Что мы сегодня и делали с вами. Каждый из нас тысячами нитей связан с нашей малой Родиной. Чтобы эти нити некогда не обрывались, и мы имели бы всегда бесспорное право называться жителями Югры, давайте хранить все, то доброе, что досталось нам от предков. Хочется думать, что наша экскурсия всем нам в этом поможет. Вы были активными экскурсантами. С вами было приятно работать. Спасибо Вам. |
.
Злая мать и добрая тётя
Как нарисовать черёмуху
Пчёлки на разведках
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Л. Нечаев. Яма