Образ А.С. Пушкина в живописи
Вложение | Размер |
---|---|
issledovtelskaya_rabota_vsya_zhizn_-_odin_chudesnyy_mig.doc | 167.5 КБ |
МОУ «Казанская средняя (полная) общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Вся жизнь - один чудесный миг
(образ А.С. Пушкина в живописи)
Выполнила:
Мошкина Ксения Станиславовна
ученица 9 класса
МОУ « Казанская СОШ»
Руководитель:
Домнина Елена Валентиновна
учитель русского языка и
литературы
Содержание
I. Введение………………………………………………………………………………..3
II. Основная часть…………………………...……………….........................................5
1. Детские портреты А. С. Пушкина…………....………....………………………..5
2. В.А. Тропинин «Пушкин»……………………………………………………….6
3. О.А. Кипренский «Пушкин»…………………………….……………………….7
4. И.И. Уткин. Гравюра Пушкина………………………………………………….8
5. П.Ф. Соколов «Пушкин»……………………………......……………………….8
6. И.Л. Линёв «Пушкин»……………………………….……..................................8
7. А.А. Козлов «Пушкин в гробу»…………..…………....……………………….9
8. Н.П. Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом ……………………………..
на придворном балу»………………………….....…………………………9
9. А.А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом»…….…….....................................9
10. П.Ф. Борель «Возвращение Пушкина с дуэли»…..…....................................9
11. А.М. Волков «Дуэль»…………………………………….……………………..9
12. П.П. Кончаловский «Пушкин в Михайловском»……………………………10
III. Заключение ………………………………………………….…...................................11
Список литературы………………………………………………………………………12
Приложение (электронное)…………………………………………………………….13
I. Введение.
А.С. Пушкин - самый любимый писатель. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - говорил А. Твардовский.
Не одно поколение постигло ту простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни, в мыслях, делах. Сохранить память о нем - наш долг, наша обязанность. «Писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе …» - сказал В.Г. Белинский. Действительно, Александр Сергеевич Пушкин - наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А.М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В личности поэта, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа.
Ещё при жизни поэта Н.В. Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер …».
А.С. Пушкин - гениальный русский поэт и гениальный мастер жизни. Ему был дан необыкновенный дар быть счастливым даже в самых драматических обстоятельствах. Все было в жизни поэта: огорчения и трудности, и безумная усталость, и поиски смысла жизни, и любовь, и горькие разочарования … и всегда надежда.
Поэт пришел к нам из XIX века как современник, друг, советчик. Он и нам завещал, советовал:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенье, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
И действительно, в поэзии Пушкина каждый сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение.
Но все-таки неослабевающий интерес у читателей вызывает жизнь, прожитая поэтом.
Каким был Пушкин? Как его изображали русские художники?
Цель моей работы – знакомство с иконографией А.С. Пушкина
Задачи исследования:
Гипотеза: Писатель на хорошем портрете похож на свои произведения. Искусный живописец добирается до глубины души писателя, постигает все, что заставляет его радоваться и страдать, что составляет смысл его жизни и побуждает браться за перо, что оживает в создаваемых им образах, - и передает это в лице портрета.
Объект исследования – портреты А.С. Пушкина
Биография поэта свидетельствует и о том, что он был гениален не только в творчестве, но и в линии жизненного поведения. Вот почему актуальность моей работы определяется прежде всего непреходящей историко-культурной значимостью личности А. С. Пушкина. Портреты позволяют судить о том, как выглядел Пушкин в тот или иной период жизни, каким он хотел казаться и каким увидели и запечатлели своего гениального современника профессиональные художники. Ценность работы состоит в ее причастности к искусствоведению, выступающему в своеобразном преломлении через биографию и творчество поэта.
В своем исследовании я использовала многие источники. Одним из них является книга Боголепова «Тропа к Пушкину», в которой рассматриваются актуальные вопросы по теме «Образ А. С. Пушкина в живописи».
II. Основная часть.
1. Детские портреты А.С. Пушкина
Иконография Пушкина открывается его портретом в раннем детстве.
Исполнен он на небольшой металлической пластине масляными красками в самом начале прошлого столетия, в Москве, где жила семья поэта. Это один из самых известных детских портретов А.С.Пушкина «Пушкин-ребенок» (1801-1802)г.г. Работа не имеет подписи. Мы видим живого ребенка, а не куклу. Это мальчик двух-трех лет, по- детски пухленький, с большой головой, привлекающий внимание очень живым и серьезным взглядом больших темных глаз. Волосы густые, жесткие, непокорные – светло-русые с рыжеватым оттенком. Детский портрет поэта более полутора столетий оставался никому не известным. Портрет хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрова. В 1950 г. правнучка С.М. Мудровой подарила миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин». (Театр им. М.И.
Ермоловой, пьеса А. Глобы), во время гастролей театра в Ленинграде. Народный артист
СССР В.С. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина.
Вторым по времени создания портретом Пушкина является рисунок мягким итальянским карандашом и пастелью, подкрашенный прозрачной акварелью. Он исполнен, по всей вероятности, лицейским преподавателем рисования С.Г.Чириковым. Нежные тона, мечтательная поза, задумчивое выражение лица юноши - весь облик проникнут каким-то особым благородством, чистотой и ясностью помыслов. По чувству благоговейного уважения к своей модели, вложенному художником в работу, можно предположить, что она была сделана вскоре после общественного признания Пушкина поэтом на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года.
Каким же видели поэта окружающие? Первое впечатление о мальчике Пушкине в день вступительных экзаменов в Лицее и его характеристика сохранились в воспоминаниях И.И.Пущина: « Я слышу: Ал. Пушкин! - выступает живой мальчик , курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный…».
А вот наблюдения другого лицеиста - С.Д.Комовского: « Не только в часы отдыха от учения в рекреационной зале, на прогулках в очаровательных садах Царского Села, но нередко в классах и даже во время молитвы Пушкину приходили в голову разные пиитические вымыслы, и тогда лицо его то помрачалось, то прояснялось, смотря по роду дум, кои занимали его в сии минуты вдохновения».
«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно...» (Из воспоминаний брата поэта Л.С.Пушкина.) Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – 166,64 см (два аршина и пять с половиной вершков).
Два первых портрета Пушкина –ребенком и юношей - преследовали в первую очередь мемориальную цель и были далеки от большого искусства. Однако оба художника подметили в своей модели склонность к размышлениям и мечтательности.
Желание представить читателю нового поэта было причиной появления в 1822 году первого гравированного портрета Пушкина работы Е.И. Гейтмана. Пушкин отрицательно отнесся к работе художника. В письме Гнедичу из ссылки в Кишиневе 27 сентября поэт явно выразил свое отношение к портрету: « Я писал к брату, чтоб он Сленина упросил не печатать моего портрета, если на то нужно мое согласие, то я не согласен». Действительно, нелепость изображения была очевидна: двадцатитрехлетний поэт, имя которого уже окружено ореолом славы даже в глухой провинции, впервые представлялся публике в виде отрока с экзотической наружностью арапчонка, в детской рубашке, опирающимся на пухлый кулачок. Это изображение, оригиналом для которого послужил, по-видимому, известный рисунок С.Г.Чирикова 1815 года, совершенно не соответствовало ни внешности Пушкина того времени, ни его идеалу личности романтического поэта.
А.С.Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Однако в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них стали классическими. Один из них принадлежит кисти Василия Андреевича Тропинина, а другой - Ореста Адамовича Кипренского. Они станут не только главными прижизненными изображениями поэта, но и навсегда сформируют представление у потомков о его внешнем облике.
2. Василий Андреевич Тропинин «Портрет А.С. Пушкина» 1827 г.
Портрет написан в 1827 году. В Москве, на квартире художника Пушкин каждый день позировал Тропинину. «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта»,- писал Н.А. Толстой. Тропининский портрет хорош оригинальной трактовкой внешности Пушкина, изображенного в домашней обстановке и в то же время в вдохновенной позе.
В искусствоведческой литературе часто встречается версия, что заказал портрет Тропинину близкий друг поэта Сергей Александрович Соболевский, который был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки. Но из письма же самого С.А. Соболевского М.П. Погодину, опубликованного в 1952 году, стало известно: «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза и стоил он ему 350 рублей».
Каким увидел и показал Тропинин Пушкина? Самое основное, что отличает и выделяет созданный Тропининым образ из всей прижизненной иконографии поэта - это его большое человеческое достоинство и независимость, внутренняя уверенность и сила духа, не замкнутость в себе, а некая открытость, потенциальная готовность к действию. Только в изображении Тропинина Пушкин предстает общественным деятелем, гражданином, каким ощущал себя сам поэт, и это несмотря на домашний костюм, а может быть, и с его помощью. Именно Тропинин, выходец из народа, острее других почувствовал и сумел увековечить своей кистью народность гения русской поэзии.
3. О.А.Кипренский «Портрет Пушкина» 1827г.
Иную задачу поставил перед собой О.А. Кипренский в портрете Пушкина. Изображение прежде всего поэта, как «гения поэзии». Орест Адамович Кипренский написал портрет Пушкина в 1827 году (приложение №2) по заказу барона Антона Дельвига (лицейского товарища поэта).
Пушкин отозвался на этот портрет стихотворением «Кипренскому»:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз,
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так, Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Лицо поэта полно значительности, через плечо перекинут шотландский плед, который обычно носили поэты-романтики. За спиной Пушкина - фигурка музы, богини, покровительствующей искусству. Приведу любопытное свидетельство современника: «Кипренский очень удачно уловляет сходство: это качество - отличительная черта в портрете Пушкина, им недавно написанного: мастерское произведение! Гений поэта как будто бы одушевил художника; огонь вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум». М.В. Юзефович считал, что Пушкин на портрете «похож безукоризненно».
О поразительном сходстве портрета с моделью сразу дружно заговорили близкие и далекие знакомые поэта. Н.А. Муханов писал: «С Пушкина списал Кипренский портрет, необычайно похожий». Мне известно, что сам Пушкин был подчеркнуто невысокого мнения о своей наружности («мое арапское безобразие», «потомок негров безобразный»), но, возможно, в этой нарочитости была своего рода игра; во всяком случае, его автопортреты, разбросанные по рукописям, доказывают, что Пушкин был о внешности своей лучшего мнения, чем говорил вслух. Фон портрета - светло-коричневый, золотистый. Общий тон одежды - темный, и только две резкие белые полоски воротника рубашки выделяют самое светлое пятно на холсте, самое в нем главное - лицо. Наверное, трудно найти другой пример в русской живописи, где бы так полно и глубоко было передано вдохновение, внутреннее горение и «дум высокое стремленье» человека. Вскоре после смерти владельца портрета А.А. Дельвига в январе 1831 года Пушкин купил его у вдовы друга за тысячу рублей.
4. И.И. Уткин. Гравюра Пушкина 1827г.
Художник И.И. Уткин сделал с портрета гравюру, довольно значительно отступив от оригинала. Он еще более сгладил «арапские черты». Гравюра была воспроизведена в альманахе Дельвига «Северные цветы на 1828г.» (Спб.,1827). Отец и многие друзья поэта находили гравюру Уткина наиболее похожим портретом.
Портрет работы Кипренского и гравюра Уткина – самые популярные портреты великого
поэта. Они множество раз копировались и репродуцировались. Образ Пушкина, созданный Кипренским, лег в основу произведений многих художников и скульпторов последующих поколений . Многие впоследствии судили о портрете по гравюре с него, которую Дельвиг заказал Н.И.Уткину. Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». После смерти Антона Дельвига в 1831 году Пушкин через П. А. Плетнева приобрел портрет у вдовы друга за тысячу рублей из гонорара, полученного за «Бориса Годунова». До роковой дуэли портрет висел в кабинете поэта на Мойке. После гибели Пушкина он хранился у В. А. Жуковского; впоследствии его унаследовал старший сын поэта — Александр, а затем внук — Григорий Александрович, у которого в 1916 году его приобрел Совет Третьяковской галереи.
5. П.Ф. Соколов «Портрет Пушкина» 1836 г.
Акварельный портрет Пушкина работы Петра Федоровича Соколова (одни исследователи датируют 1830 г., другие - 1836 г.) (приложение № 3). На этом портрете Пушкину свойственны изящная легкость, естественность, аристократизм. Соколов изобразил Пушкина сидящим на стуле в его любимой позе со скрещенными на груди руками. На нем наглухо застегнутый коричневый сюртук и вишневый жилет. Фоном служит кружевная резьба спинки стула, вторящая своими мелкими завитками рисунку вьющихся волос поэта. Судя по прямой посадке, несколько напряженному повороту головы, нарядной одежде и новомодному стилю стула, портрет отражает светский облик поэта. Думаю, таким Пушкин мог выглядеть на вечерах в салонах и гостиных.
До сих пор осталось загадкой, когда, где, при каких обстоятельствах и по чьей инициативе был создан Соколовым портрет Пушкина. Выскажу предположение о том, что портрет был исполнен по заказу В.А. Жуковского и в его квартире. На это указывает записка поэта: «А завтра (в субботу) жду тебя непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткой его живописной кисти».
6. И.Л. Линёв «Портрет Пушкина» 1836 г.
Портрет Пушкина, написанный Иваном Логиновичем Линёвым в 1836 году (приложение № 4), иллюстрирует страшную хронику последнего года жизни поэта. Г. Барабтарло писал: «С темного мрачного фона смотрит бледный человек, очевидно страдавший хронической бессонницей (воспаленные веки), с сильно поредевшими волосами, уставший, измученный».
Образ поэта, созданный Линевым, резко выделяется из всех прижизненных изображений Пушкина. Это трагическая маска мертвенно-желтого лица: растерянность, поглощенность непоправимым горем. Глубокий и в то же время глухой оливково-черный фон, темно-коричневый сюртук, темные каштановые волосы, ненатурально желтое, как будто освещенное мерцающей свечой лицо. Увидел ли художник Пушкина в одну из самых горьких минут его жизни и предрек ему будущее? Или изобразил его, потрясенный случившимся, с натуры, но уже лежащим в гробу? Мы этого никогда не знаем.
7. А.А. Козлов «Пушкин в гробу» 1837 г.
В.П. Бурнашев писал: «Мы нашли темно-фиолетовый бархатный гроб с телом Пушкина в полутемной комнате, освещенной только красноватым и мерцающим огнем от нескольких десятков восковых церковных свечей. Гроб стоял на катафалке в две ступеньки, обитом черным сукном с серебряными галунами. Лицо покойника было необыкновенно спокойно и очень серьезно, но нисколько не мрачно. Великолепные курчавые темные волосы были разметаны по атласной подушке».
8. Н.П. Ульнов «Пушкин с женой на придворном балу» 1936 г.
Николай Павлович Ульянов написал несколько пушкинских работ. Самая известная - «Пушкин с женой на придворном балу» (1936 г.) (приложение № 6). Талантливый живописец изобразил трагическое одиночество поэта при помощи своеобразного приема: и Наталья Николаевна, и все люди на балу - не реальные лица, а просто отражения в зеркале. Пушкин же, «повернувший к нам от зеркала нервное, умное, гневное, страдающее лицо, - реальный, живой». На картине подчеркнут контраст между внешностью поэта и внешностью его жены.
«Пушкин в жизни» - так назвал большой цикл рисунков, акварелей и живописных композиций, посвященных поэту, Н.П. Ульянов. С пушкинской темой художник не расставался до самой смерти. «Всегда меня тянуло к Пушкину как к источнику сложного и радостного художественного волнения», - писал он позднее в заметке «Мой Пушкин».
В этой картине Пушкин является пленником «золотого зверинца» эпохи: на правую руку опирается его жена, на левой висит ее горностаевая накидка, впереди - зеркало, сзади - строй царедворцев на лестнице, ведущей во дворец. Пушкина заставили надеть придворный мундир, он должен терпеть обстрел враждебных взглядов. По мысли художника, «через минуту начнется восхождение по лестнице вверх, в анфиладу дворцовых зал. Эта лестница ведет Пушкина к Черной Речке, к месту его последней встречи с Дантесом». Картина построена на контрастном сопоставлении красных тонов и золота. Игрой светотени выделяется лицо поэта, написанное широкими фактурными мазками. Гнев, гордость, чувство собственного достоинства, ненависть выражает оно, самое реальное, самое живое среди манекенов, отраженных в зеркале.
9. А.А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом» (приложение № 7),
10. П.Ф. Борель «Возвращение Пушкина с дуэли» (приложение № 8),
11. А.М. Волков «Дуэль (приложение № 9)». Волков пользовался консультацией секунданта Пушкина К.К. Данзаса, возившего художника на место поединка. К сожалению, картина дошла до нас в грубой интерпретации репродукционной гравюры. Видно, холст Наумова написан грамотно и с чувством. Зимний пейзаж полон тревоги: алеющее сумеречное небо, кровавые следы на снегу, летят вспугнутые выстрелами птицы. Однако, я считаю, художник не сумел придать нужную значительность событию: трагедия сведена к мелодраме. Большое место в картине занимают сани в центре, справа от них - одиноко стоящий, с опущенной головой Дантес, слева - Пушкин, беспомощный, жалкий, поддерживаемый Данзасом и Д Аршиаком, с упреком смотрящими на убийцу.
12. П.П. Кончаловский «Пушкин в Михайловском» (приложение № 10).
Размер картины, масштаб фигуры, раскованность позы, почти полное отсутствие одежды (одна ночная рубашка, расстегнутая до пояса) воспринимаются нами одновременно как утверждение свободы творчества. Художник выбирает в образе Пушкина созвучные своему настроению светлые, мажорные тона. Вот почему его картина проникнута радостью бытия, душевного здоровья. А.Ф. Вельтман рассказывал: «Пушкин любил писать вечером и утром, сидя на диване с поджатыми ногами, совершенно еще не одетым, окруженным множеством лоскутков бумаги». Я отметила, что сверкающая белизной рубашка поэта, белые листки рукописей, стекло чернильницы, графина и стакана, свежевыпавший девственный снег за окном - все это зрительно укрепляет основной для художника признак Пушкина - белизну его души.
III. Заключение.
Занимаясь исследованием данной темы, я сделала вывод, что путь изменения трактовки образа Пушкина в советском изобразительном искусстве очень интересен. На первое десятилетие приходится мало портретов, но все они очень значительны. Образ поэта приподнят, обобщен, романтизирован. Это Пушкин в расцвете сил. В три следующих десятилетия - конец 1920-х - 1950-е годы - наблюдается известное снижение образа. Пушкина изображают в повседневной жизни, в различных ситуациях. В 1960-1980-е годы образ Пушкина становится поэтичнее, тоньше, лиричнее, а иногда - острее.
Усилия художников направлены на выявление внутреннего мира, душевного состояния поэта.
На мой взгляд, очень любопытно наблюдение А.А. Ахматовой над мнимой изменчивостью портретов:
Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят и губы
Улыбаются другой улыбкой.
Я заметила это, вернувшись
С похорон одного поэта.
И с тех пор проверяла часто
И моя догадка подтвердилась.
В самом деле, портреты остаются теми же, а меняется наше отношение к изображаемому человеку. В своей работе я попыталась показать, что так было и будет с портретами Пушкина, ибо каждое новое поколение ищет и открывает в его поэтическом гении то, что ему близко и дорого.
В заключение надо сказать, что рассмотрение и сравнение разных портретов Пушкина, выполненных различными мастерами в течение длительного времени, служит появлению сложного зрительного образа, который позволит достоверно представлять действительную внешность Пушкина в разные периоды его жизни и в то же время ощущать перспективу времени, отделяющего нас от него.
IV.Список литературы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
В. А. Тропинин. Портрет Пушкина (приложение 1)
О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина (приложение 2)
П. Ф. Соколов Портрет Пушкина (приложение 3)
И. Л. Линев. Портрет Пушкина (приложение 4)
А. А. Козлов. Пушкин в гробу (приложение 5)
Н.П. Ульянов. Пушкин с женой на придворном балу (приложение 6)
А.А. Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом (приложение 7)
П.Ф. Борель. Возвращение Пушкина с дуэли (приложение 8)
А.М. Волков. Дуэль (приложение 9)
П.П. Кончаловский. Пушкин в Михайловском (приложение 10).
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Ласточка. Корейская народная сказка
Швейня
Спасибо тебе, дедушка!
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году