На уроках литературы мы часто сталкиваемся с произведениями о любви. В стихах, на страницах повестей и романов читаем признания, возвышенные и поэтичные. А как это происходит в жизни? Как люди нашего поколения признаются в прекрасном чувстве? И должна ли литература служить примером для этого? Это и определило актуальность нашей работы: современным молодым людям необходимо учиться у классиков выражать свои чувства. Так как же признаться в любви, чтобы это было красиво, эмоционально, грамотно и по-современному? Особенно в этой связи нас волнует проблема русского языка.
Объект исследования: классическая литература, посвященная теме любви.
Предметом исследования стала роль русского литературного языка в текстах о любви.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kak_priznavatsya_v_lyubvi.docx | 49.58 КБ |
Введение
Что такое любовь? Этим вопросом задавался, наверное, каждый человек. Сколько написано романов, сколько сложено песен и поэм об этом чувстве, старом как мир, но ответ на этот вопрос не стал ближе и понятнее. Любовь неисчерпаема, как жизнь: ведь она у каждого своя, неповторимая и прекрасная. И все же, какой бы разноликой ни была любовь, в ней проявляется и нечто общее для всех людей. Ведь любовь - это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен.
"Жизнью жертвуют, любовью нет", – говорит казахская пословица.
"Любовь сильнее смерти, – пишет Тургенев, - только ею, только любовью держится и движется жизнь". Любить – значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, осязаешь всеми органами чувств и на как можно близком расстоянии существо, которое любишь, и которое любит тебя", - писал Стендаль. "Любовь сильнее страха смерти", - считал Шекспир.
На уроках литературы мы часто сталкиваемся с произведениями о любви. В стихах, на страницах повестей и романов читаем признания, возвышенные и поэтичные. А как это происходит в жизни? Как люди нашего поколения признаются в прекрасном чувстве? И должна ли литература служить примером для этого? Это и определило актуальность нашей работы: современным молодым людям необходимо учиться у классиков выражать свои чувства. Так как же признаться в любви, чтобы это было красиво, эмоционально, грамотно и по-современному? Особенно в этой связи нас волнует проблема русского языка.
Объект исследования: классическая литература, посвященная теме любви.
Предметом исследования стала роль русского литературного языка в текстах о любви.
Выдвинули гипотезу: чтобы признаться в любви, необходимо в совершенстве знать русский язык, классическую и современную литературу и развивать в себе определенные качества: начитанность, артистичность, глубину чувств.
Мы поставили перед собой цель: воспитать любовь к литературе, показать примеры поэтического признания в любви.
Для достижения цели были определены задачи:
1. узнать о традициях разных народов в проявлении чувств;
2. выяснить, какие существуют праздники, посвященные любви;
3. определить, как признавались в любви великие люди;
4. изучить, как раскрывалась тема любви в творчестве писателей и поэтов;
5. провести анкетирование среди учащихся старших классов с целью выявления отношения к данной проблеме;
6. провести эксперимент «Признание в любви».
Методы исследования: чтение, изучение, уточнение фактов, анализ материала, беседы, обобщение, сбор информации, эксперимент.
Структура исследования: исследовательская работа состоит из введения, основной части (теоретической и практической), вывода, списка литературы и использованных источников.
Глава 1. Как признаются в любви в разных странах
Начиная работу над темой, мы захотели выяснить, как признаются любви в разных странах. Оказывается, еще с древних времён люди задумывались над тем, как правильно признаваться в любви. Признание в любви — это очень романтичный и ответственный момент, от которого зависит дальнейшая судьба отношений.
Обратимся для примера к нашим далеким предкам. В древней Руси мужчины и женщины никогда не признавались друг другу в любви, так как слово «любовь» имело совсем другое значение. Впервые оно встречается в договоре 944 года князя Игоря с Византией. Говоря о тесном военном союзе двух государств, этот документ прибавляет: «…и оттоле увидят иные страны, какую любовь имеют Греки с Русью». То есть первоначальным значением слова «любовь» было «дружба, согласие». Следующий по времени документ, где встречается слово «любовь», — это завещание князя Ярослава Мудрого. Обращаясь к своим сыновьям, коих у него на тот момент было пятеро, Ярослав говорит: «Если пребудете в любви между собою, то Бог будет среди вас, и покорит ваших недругов, и будете мирно живуще».
В Древнем Египте, когда влюблённые хотели обменяться признаниями, они прибегали к помощи высокой поэзии: «Похищено сердце мое любовью к нему, К нему из всех тех, кто идет по дороге. Юноша несравненный, прекрасный, Брат совершенных достоинств!» В Древней Греции речь отличалась сложностью оборотов и выразительными прилагательными, когда греки говорили о любви. Они признавали шесть видов чувств и посчитали бы современные признания типа «Я люблю тебя» полной грубостью. Древние греки видели проявление любви в отношениях с друзьями, в семье, между супругами, с незнакомыми людьми и даже самых себя. Это расходится с нашим типичным представлением о любви, как романтических чувствах. Сосредотачиваясь на них, мы пытаемся найти в одном человеке все чувства и найти родственную душу. В средние века в Европе очень популярно было сочинять оды для своих любимых или совершать какой-либо подвиг.
Молчаливые признания в любви. Австралийские аборигены – самые оригинальные и молчаливые влюбленные. Если парень хочет признаться в любви, он надевает на голову "чилара" – повязку из шкурки опоссума, натертую эвкалиптом, к поясу привязывает "лонка-лонка" – украшение из раковин. И в таком туалете юноша стремится как можно чаще попадаться на глаза своей избраннице. При этом влюбленный должен молчать! Для многих африканских парней любовное признание – самое простое. Им просто достаточно предложить девушке поесть вместе из одной посуды. А о любви можно ничего не говорить. Парням из племени туарегов – синекожих кочевых племен Сахары – достаточной взять за руку девушку, сидя вечером у костра старейшины. Если избранница не отнимает руки, значит, она согласна стать любимой. В Новой Зеландии юноша из племени маори в знак признания в любви безмолвно дает девушке веревку с узлами. А если на девушку претендуют два молчаливых влюбленных, то оба подходят к предмету вожделения и начинают тянуть ее за руки в разные стороны. Молчание – знак любви и у жителей Новой Гвинеи. Парень так признается в любви: подходит к девушке и молча гладит ее по щеке плоским кусочком дерева, изрисованным магическим орнаментом. Часто о любви не только кричат, но бьют в барабаны. Громко аккомпанировать себе на деревянном барабане во время танца любви принято в племени тобо в Южной Америке. Жители Вьетнама, к примеру, дарят своим возлюбленным сладкие подарки, игрушки и цветы.
Фразы «я тебя люблю» не было в японском языке до 19 века. «Когда ты со мной - луна красива», - перевод Сосэки. Симэй перевел её так: «Ради тебя умереть я могу». Фраза «я тебя люблю» так и не сблизилась с японским сердцем. В Японии так же трудно признаться в любви, как и раньше, все чаще признанием в любви служит выражение: «Ты мне нравишься».
Глава 2. Праздники, посвященные любви
А какие праздники посвящены любви? Как показало исследование, они существуют во всем мире. На Руси был свой день, посвященный прекрасному чувству влюбленности. Он был и остается, несмотря на века, прошедшие с момента принятия христианства – это языческий праздник Ивана Купала (7 июля). Именно этот праздник – славянский День всех влюбленных. Купала – это бог лета, цветов и любви у славян. Ha Ивaнa Kyпaлy дeвyшки плeтyт вeнки, втыкaют в ниx cвeчи, пycкaют пo вoдe и гaдaют. Ecли вeнoк нe yтoнeт, a пoплывeт, знaчит, ждeт cкopoe зaмyжecтвo. Cчитaeтcя, чтo тoт, ктo пpимeт yчacтиe в пpaзднoвaнии дня Ивaнa Kyпaлы, oбязaтeльнo нaйдeт cвoe cчacтьe и любoвь.
В православной же традиции святыми, покровительствующими семье, любви и браку, считаются Святые Петр и Феврония. День Февронии и Петра Муромских на Руси стали отмечать с момента канонизации этих святых, в 1547 году. История их жизни - это настоящая поэма верности и любви. Начиналось всё с того, что молодой и неженатый князь заболел проказой. Лечить её не умели, и потому Пётр был обречен. Но однажды во сне ему было открыто, что живёт в Рязанской земле благочестивая девица Феврония - дочь простого пчеловода, которая одна способна его исцелить. Вскоре она была доставлена в Муром и согласилась помочь больному, но с условием, что он обещает на ней жениться. С этих пор каждый день Февронии и Петра был наполнен любовью и счастьем. Далее повествуется о чувствах молодых супругов, столь сильных, что Пётр не согласился бросить жену даже под страхом лишиться своей княжеской власти. Описан случай, когда бояре, осуждая его неравный брак, пытались изгнать князя. Однако вскоре были посрамлены, молили о прощении. На закате своей долгой и счастливой жизни супруги приняли монашеский постриг, обещав друг другу отправиться в иной мир рука об руку. Так и получилось: умерли они в один день, и тела их были положены в общий гроб - двухместный, с тонкой перегородкой посередине. Спустя триста лет на церковном соборе они были причислены к лику святых. День Февронии и Петра стали отмечать 8 июля. Мощи их упокоились в Троицком женском монастыре города Мурома.
Святой Валентин – католический святой, покровитель всех влюбленных. Он был священником в III веке нашей эры. Жил в Римской империи во времена правления Клавдия II, императора, запретившего своим легионерам жениться, полагая, что жена и семья - вещи, мешающие солдату воевать. Валентин передавал любовные письма, цветы и подарки, устраивал встречи и заключал браки между легионерами и их избранницами тайно, за что позже был казнен как преступник. Священник Валентин был канонизирован католической церковью как христианский мученик. Наиболее прекрасная и трагическая часть этой легенды породила традицию валентинок. Дело в том, что сам Валентин был влюблен в дочь своего тюремного надзирателя и перед самой своей казнью написал ей записку с признанием в любви, подписав ее «твой Валентин».
Цисицзе – один из двух китайских романтических праздников, созданный на основе очень красивой легенды о небесной любви. На небе жила Ткачиха, (звезда Вега), на земле - Пастух (звезда Альтаир). Они полюбили друг друга, однако небесные силы были против этого, и когда Пастух полетел на небо за возлюбленной, их навсегда разделила река — Млечный путь. Цисицзе отмечается в седьмой день седьмого месяца, его название — Ночь семёрок. Отмечается вечером и ночью, когда видны Вега и Альтаир. Китайцы смотрят в небо в надежде увидеть метеор, который символизирует, что Пастух смог перейти небесную реку.
Гангаур – индийский праздник, он содержит в основе легенду о любви бога Шивы и его невесты Парвати, которая дала обет выйти замуж только за Шиву. Это праздник с карнавалами, шествиями, песнями и танцами.
Ту бе-Ав - древний праздник, почитается среди религиозных евреев.
Считается, что 15 ава (один из месяцев) началось объединение народа: старейшины 12 колен рода Иакова договорились разрешить смешанные браки. Тогда в этот день начинался сбор винограда, и девушки в виноградниках искали себе женихов.
Танабата - это японский праздник любви родом из Китая. В основе лежит точно та же красивая история про Ткачиху, Пастуха и разделивший их Млечный путь. Города и дома украшаются бамбуковыми стеблями, листочками со стихами и бумажными журавликами, а с наступлением вечера жители страны смотрят в небо.
Гергетоба – грузинский праздник любви не романтической, но духовной, в её христианском и философском понимании. Праздник это древний, центр торжеств - Троицкая церковь в селении Гергети.
Белтейн - языческий праздник любви. Отмечается с раннего средневековья в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. В его основе лежит легенда о любви богов, в честь которых и жгут костры по островам Британского архипелага.
Сан-Жорди - Святой Георгий Победоносец на коне. Именно здесь, утверждают местные, Георгий победил того самого дракона. 23 апреля каталонцы отмечают одновременно День книги, День розы и День влюблённых.
Юханнус - финский вариант праздника Ивана Купалы. В Финляндии День летнего солнцестояния (и День любви) отмечается очень широко. Юханнус здесь имеет статус государственного праздника, который финны ставят на второе место по важности в году после Рождества. Главные атрибуты - костры, купание. В рамках обмена культурными традициями и просто по-соседски Юханнус с удовольствием празднуют в Карелии и Петербурге.
Глава 3. Тема любви в творчестве писателей и поэтов
Поэты, писатели всегда старались показать истинное место любви в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои приемы и выражая в своих произведениях личные взгляды на это явление человеческого бытия.
Древнерусские тексты мало рассказывали о любви, эта тема в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин. Особого расцвета тема любви достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других писателей и поэтов. У каждого было свое отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.
Особых высот тема любви в литературе 19 века достигла в творчестве А. Пушкина. Любовная лирика поэта богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Пушкин полностью подчиняет форму содержанию, отказывается от существующих канонов. Мы не найдем у него элегию, романс или послание, это будет одно произведение, совместившее в себе эти жанры. Известное стихотворение «К****», посвященное А. П. Керн. Это послание (жанр четко прослеживается), но есть черты романса (раскрыты глубоко личные переживания, произведение невероятно музыкально и певуче) и даже элегии (эмоциональность). Его стихотворения наполнены житейской мудростью и гуманизмом. Вспомним произведение «Я вас любил» – здесь внесено нечто новое, чем просто стихи о неразделенной любви. Пушкин оставляет выбор женщине, он благодарит ее за то светлое чувство, которое было подарено ему. Александр Сергеевич акцентирует внимание на своей избраннице, а не на любви к себе. Если она не взаимна – это не повод страдать. Поэт радуется даже неразделенной любви. Пример – «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Эти стихи о неразделенной любви полны «светлой печали». «Евгений Онегин» – произведение, где тема любви звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются образы героев романа.
Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову – это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил». Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова – девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга. Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Совершенно по-иному отражены отношения с Варварой Лопухиной. Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина. Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. И каждое из них – шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.
Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует остановить внимание и на творчестве Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» – произведение, где любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «мысль семейная», занимающая в романе центральное место, неотрывно связана с любовью. Каждый из героев проходит тяжелый путь, но в итоге находит семейное счастье. Толстой ставит своеобразный знак равенства между способностью человека бескорыстно любить и его нравственной чистотой. Но и к этому качеству нужно дойти чередой страданий, ошибок, которые в конечном счете очистят душу и сделают ее кристальной, способной любить. Любовь к Наташе Ростовой – вот то, что дало князю Болконскому глоток свежего воздуха.
Образы любви в литературе XIX века – это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством. Единственный, кто проходит его – Евгений Базаров из романа «Отцы и дети». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева. Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.
Тема любви в русской литературе растет и развивается, крепнет. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обошел эту тему стороной. Но есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе – это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Любовь, возникающая между героями, – внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.
Тема любви в русской литературе XX века – это еще и поэзия. Сергей Есенин неразрывно связывал данное светлое чувство с природой. Поэт считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Тема любви в русской литературе Серебряного века – это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень тонкая душевная организация, а страдание и счастье – вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс. Ахматова дала этому чувству определение – «пятое время года». Но если бы не было его – не видны бы стали остальные четыре.
Глава 4. Признания в любви великих людей
Как признаваться в любви? Какие слова найти для выражения этого чувства? Мы нашли ответ в переписке великих людей.
Александр Пушкин – Наталии Гончаровой: «Сегодня – годовщина того дня, когда я вас впервые увидел. Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что моё существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы – одно заблуждение и безумие».
Лев Толстой – Софии Бернс: «Софья Андреевна, мне становится невыносимо. Три недели я каждый день говорю: нынче все скажу, и ухожу с той же тоской, раскаянием, страхом и счастьем в душе. И каждую ночь я перебираю прошлое, мучаюсь и говорю: зачем я не сказал. Скажите, хотите ли вы быть моей женой? Мне страшно будет услышать: нет, но я его предвижу и найду в себе силы снести. Но ежели никогда мужем я не буду любимым так, как я люблю, это будет ужасно!»
Виктор Гюго — Адель Фуше: « Должен ли я жить только ради своего личного счастья? Нет; всё моё существование посвящено ей одной. Я готов с радостью принести ей в жертву всё, что она пожелает. Нет в мире преданности большей, чем моя по отношению к ней, к её улыбке, к одному её взгляду».
Бетховен своей Возлюбленной: «Все мысли мои летят к тебе, Бессмертная Любовь моя! Я могу жить либо с тобой, либо не жить вовсе. О, Боже, зачем расставаться с тем, что так любишь! Какое страстное желание видеть тебя! Ты — моя Жизнь — мое Всё».
Наполеон Бонапарт — Жозефине: «Не было дня, чтобы я не любил тебя; не было ночи, чтобы я не думал о тебе. В самом разгаре службы, стоя во главе армии или проверяя лагеря, я чувствую, что мое сердце занято только возлюбленной. Она лишает меня разума, заполняет собой мои мысли. Жозефина! Жозефина! Тебя природа вылепила из кружев и воздуха».
Александр Грибоедов — Нине Чавчавадзе: «Бесценный друг мой, я истинно чувствую, что значит любить. Ангел мой, будем молиться Богу, чтобы нам никогда боле не разлучаться».
Тургенев – Полине Виардо: «Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к вам... Мне приятно ощущать в себе глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное вам; сознание это действует на меня, как яркий луч солнца; видно, мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище. А теперь позвольте мне упасть к вашим ногам».
Николай II — Александре Фёдоровне: «Дорогая, я не могу начать ни одного письма, не повторив то, что постоянно чувствую и о чем думаю: я люблю тебя, я люблю тебя. О, милая, что это за сила, которая навсегда сделала меня твоим пленником? Я ни о чем не могу думать, кроме тебя, моя родная, и я отдаю свою жизнь в твои руки, большего я не могу отдать».
Владимир Маяковский – Лиле Брик: «Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Смешно об этом писать, ты сама это знаешь».
Виссарион Белинский — Марии Орловой: «Мысль о вас делает меня счастливым, и я несчастен моим счастьем, ибо могу только думать о вас. Нет, до тех пор, пока вы не со мной, — я сам не свой, не могу ничего делать, ни и чем думать».
Глава 5. Как признаются в любви современные люди
Как же признаются в любви молодые люди сегодня? Так, чтобы это было современно и оригинально? Такие советы дает нам Интернет:
Слова и способы могут быть любыми.
Важно, чтобы твое признание звучало искренне, от всего сердца.
Не бросайся словами любви направо и налево.
Твое признание должно быть подкреплено поступками.
Относись к любви, как к великому дару.
Запомните эти фразы:
Ты – моя самая заветная мечта, которая наконец-то сбылась.
Ты – настоящая драгоценность.
Только ты можешь зажечь огонек в моих глазах.
Ты – просто потрясающая. Все, что мне нужно, - это ты.
Ты – творение столь же прекрасное, как закат солнца.
Ты настоящая красавица. Ты обворожительна. Ты очаровательна.
С тобой я как в раю. Ты мой ангел.
Мы идеально подходим друг другу.
Ты одна такая среди миллионов других.
Ты для меня – величайшая ценность.
Ты частица моей души.
Ты – лучшее, что со мной когда-либо случалось.
Ты – бриллиант, которому нужна соответствующая оправа.
Ты моя единственная. Вот о чем я всегда мечтал – встретить тебя.
Мечты иногда сбываются, и моя мечта – это ты.
Ты с каждым днем делаешь меня лучше.
Для тебя я достану любую звезду с небес.
В тебе заключена моя вселенная.
Глава 6. Практическая часть
6.1. Анкетирование
С целью определения отношения одноклассников к теме любви было проведено анкетирование. Ребята ответили на предложенные вопросы, высказали свои предпочтения. Всего было опрошено 12 человек из 9 и 10 классов. Какие же данные мы получили?
Вопросы анкеты:
1.Что такое любовь?
2.Помогает ли она человеку в его делах, влияет ли на поступки?
3.Может ли любовь изменить человека? Каким образом?
4.К кому человек может проявлять любовь?
5.Как нужно признаваться в любви?
6. Важно ли, какие слова использовать в признаниях?
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Любовь называют прекрасным чувством, при котором вы дорожите человеком и словно связаны какой-то невидимой нитью. Любя, человек становится счастливым и хочет быть рядом с тем, кого любит. Это чувство, когда все незначительное отходит на второй план, а искорки счастья плещутся в глазах. Любовь – это расположение к кому-то, когда человеку хочется быть рядом с тем, кого любишь. Любовь заставляет совершать благородные поступки. Это чувство счастья, взаимные и искренние отношения;
2. Большинство опрошенных, (83%), считает, что любовь помогает человеку в делах, влияет на поступки;
3.100% анкетируемых ответили, что любовь может изменить человека. Человек начинает иначе смотреть на жизнь; становится лучше, мягче, добрее; любовь изменяет характер человека, порой меняет жизненные ценности и мировоззрение; вдохновляет на хорошие дела.
4. Ребята отметили, что любовь проявляется к природе, животным, любимому человеку, к родителям, друзьям, близким людям;
5. И на самый главный вопрос: «Как нужно признаваться в любви»,- мы получили ответы: искренне, откровенно, с чистым сердцем, с душой, не стесняться своих чувств.
6. И главный вывод – использовать при этом красивую, грамотную, богатую русскую речь!
6.2. Эксперимент «Признание в любви»
В завершение работы над темой мы решили провести эксперимент «Признание в любви». Для этого были задействованы одноклассники и юноши из 10 класса. Ребятам было предложено рассказать стихи, поставлена задача: эмоционально, образно и грамотно говорить о любви.
Как показал эксперимент, почти всем удалось выполнить поставленную задачу. Ребята читали стихи от души, проникновенно. Эта тема близка молодым людям. Именно богатый русский язык помогает полно выразить чувства. Признаваясь в любви, не обойтись без высоких слов, средств выразительности, образных примеров. Можно сделать вывод, что яркие литературные тексты являются для современных молодых людей примером для подражания.
Так как признаться в любви? Вывод по результатам анкетирования и эксперимента, подтверждающий гипотезу: чтобы признаться в любви, необходимо владеть богатством русского языка, знать классическую и современную литературу и развивать в себе определенные качества: начитанность, артистичность, глубину чувств.
Заключение
Итак, исследование на тему «Как признаться в любви?» завершено.
Мы ставили перед собой цель: воспитать любовь к литературе, показать примеры поэтического признания в любви. Цель исследования достигнута.
Поставленные задачи: узнать о традициях разных народов в проявлении чувств; выяснить, какие существуют праздники, посвященные любви; определить, как признавались в любви великие люди; изучить, как раскрывалась тема любви в творчестве писателей и поэтов; провести анкетирование среди учащихся старших классов с целью выявления отношения к данной проблеме; провести эксперимент «Признание в любви» - выполнены.
Выдвинутая гипотеза: чтобы признаться в любви, необходимо в совершенстве знать русский язык, классическую и современную литературу и развивать в себе определенные качества: начитанность, артистичность, глубину чувств – подтвердилась.
Список литературы:
1. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М.: Аллегория, 2009 г. - 350 с.
2. Бунин, И.А. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4/ И.А. Бунин. - М.: Правда, 1988. - 558 с.
3. Волков, А.В. Проза Ивана Бунина /А.В. Волков. - М.: Москов. рабочий, 2008. - 548 с.
4. Гражданская З.Т. "От Шекспира до Шоу"; английские писатели XVI-XX вв. Москва, Просвещение, 2011 г.
5. Никулин Л.В. Куприн // Никулин Л.В. Чехов. Бунин. Куприн: Литературные портреты. - М.: 1999 г. - С.265 - 325.
6. Петровский М. Словарь литературных терминов. В 2 томах. М.: Аллегория, 2010 г.
7. Смирнов А.А. "Шекспир". Ленинград, Искусство, 2006 г.
8. Тэфф Н.А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. - Л.: Художественная литература, 2011. - С.267 - 446.
9. Шугаев В.М. Переживания читающего человека /В.М. Шугаев. - М.: Современник, 2010. - 319 с.а и мир" Толстого
Четыре художника. Осень
Два морехода
Чья проталина?
Иван Васильевич меняет профессию
Вода может клеить?