Подростковое чтение - эта тема волнует ученых, педагогов и библиотекарей. Однако однозначно ответить на вопрос: что же читают мои сверстники и читают ли они вообще что-нибудь - сразу нельзя. Это и обусловило тему нашего исследования «Читательский портрет моего сверстника». Читательский портрет - это исследование читательских интересов, выявление способов чтения, тенденции в выборе книг и читательские пристрастия группы людей.
Объект исследования: читательские предпочтения подростков в возрасте 12-15 лет.
Цель исследования: выяснить, часто ли занимаются чтением книг мои ровесники, произведения каких жанров они предпочитают.
Задачи:
· выяснить, какое место занимает чтение в жизни современного подростка;
· узнать любимых авторов;
· определить жанры литературы, предпочтительные для чтения.
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskiy_portret_moego_sverstnika.doc | 158.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Казанская СОШ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ МОЕГО СВЕРСТНИКА
Работу выполнил:
ученик 8 класса Шехурдин Дмитрий
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Кардаильская Надежда Анатольевна
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение…………………………………………………………………3
Список использованной литературы…………………….……..........9
Приложение……………………………………………..…………….11
Введение
В современном мире люди большую часть свободного времени уделяют электронным гаджетам и, к сожалению, совсем забывают о чтении книг. Это очень печально, ведь книга – источник знаний, новой информации и советов. Когда ты читаешь, то погружаешься в иной мир, где часто ощущаешь доброту и тепло. Литература расширяет кругозор, начитанный человек имеет богатый словарный запас, с таким человеком приятно общаться. Без книги невозможно становление человека как личности. Книга – это окно в мир знаний и великих открытий, только она помогает найти истинный путь в жизнь.
Во все времена чтению уделялось исключительное внимание. Великие педагоги Сухомлинский и Макаренко считали, что именно чтение книг развивает у подрастающего поколения такие качества, как интеллект, волю, характер, психику. Однако настало время, когда литература не представляет особой важности для людей, особенно подростков. Ученые из Института социологии РАН утверждают, что на данный момент 40 % взрослого населения не читают вообще.
Актуальность данной темы неоспорима для каждого человека, ведь это проблема государственного масштаба. От того, насколько образованными, читающими будут люди, зависит многое. Как отметил руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский: «Мы надеемся существенно повысить интерес российских граждан к классической и современной литературе и чтению». Нам стало интересно, насколько современный школьник уважает занятие – чтение книг, интересуется ли литературой.
Подростковое чтение - эта тема волнует ученых, педагогов и библиотекарей. Однако однозначно ответить на вопрос: что же читают мои сверстники и читают ли они вообще что-нибудь - сразу нельзя. Это и обусловило тему нашего исследования «Читательский портрет моего сверстника». Читательский портрет - это исследование читательских интересов, выявление способов чтения, тенденции в выборе книг и читательские пристрастия группы людей.
Объект исследования: читательские предпочтения подростков в возрасте 12-15 лет.
Цель исследования: выяснить, часто ли занимаются чтением книг мои ровесники, произведения каких жанров они предпочитают.
Задачи:
∙ выяснить, какое место занимает чтение в жизни современного подростка;
∙ узнать любимых авторов;
∙ определить жанры литературы, предпочтительные для чтения.
Методы исследования:
∙ теоретический анализ литературы и современных исследований в данной области;
∙ выборка;
∙ анкетирование;
∙ статические исследования (подсчет, вычисление).
Материалом для исследования послужили 36 заполненных анкет.
Практической ценностью данной работы является то, что результаты исследования можно применять на классных часах, для бесед со сверстниками.
I. Проблема чтения в современном обществе
Проблема детского чтения вызывает большой интерес среди учителей, библиотекарей, родителей и т.д. Нежелание читать у подростков вызвано не только возрастом. Чтение упало в досуговых предпочтениях и взрослых. За последние 20 лет выросло уже два поколения нечитающих россиян, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети. В наше время чтение приобретает выраженный характер обращения подростков и детей к чтению лишь с практической целью – «деловое» чтение - необходимое для подготовки к учебным занятиям.
По словам интернет - источника «Газета.ru», проблемы чтения у детей связаны с изменением времени, взглядов. Важным побудительным фактом посещения библиотеки является привлечение школьников на досуговые мероприятия, после которых хочется взять литературу для чтения.
Также интерес к проблеме чтения возник у известных исследователей из ВЦИОМа (ныне – ВЦИОМА). Они считают изменения в литературной культуре последствиями состояния России в 90-ых годах.
По заказу «Российской газеты» и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Аналитический центр Юрия Левады провели собственные исследования под названием «Массовое чтение в России». По их мнению «..современная Россия переживает своеобразную катастрофу чтения..». По данным международного исследования PISA, российские школьники плохо читают. Они плохо отвечают на вопросы, поставленные к тексту, неспособны адекватно его пересказать, с трудом объясняют значения слов.
Но в последние годы началась тенденция к повышению читательского интереса. Сказались проводимые мероприятия в этом направлении, такие как Год литературы, введение обязательного экзамена и другие. Многие читатели пользуются интернет-ресурсами, более доступными современным молодым людям.
II. Практическая часть исследования.
Читательский портрет моего сверстника
Читательский портрет - это исследование читательских интересов, выявление способов чтения, тенденции в выборе книг и читательские пристрастия группы людей.
Основным методом сбора первичной информации при проведении исследования было анкетирование. В проведенном исследовании приняли участие ученики седьмого, восьмого и девятого классов. Для того чтобы представить объективное положение, отражающее отношение к литературе среди подростков и чтению вообще, была составлена анкета (приложение 1).
Возраст анкетируемых составил 12-15 лет. Именно в этом возрасте у человека формируется читательский вкус, интерес к разным видам и жанрам литературы.
Всего в опросе приняло участие 36 человек, 16 из них – учителя. Мы хотели сопоставить взгляды двух поколений: взрослых и детей, чтоб нагляднее определить, есть ли разница в их читательских интересах.
Из общего числа опрошенных нам интересны только те респонтенды, которые утвердительно ответили на вопрос: «Любишь ли ты читать?»
Общее количество любящих чтение среди опрошенных учеников - 15 человек, а среди учителей – 16 человек.
Рисунок 1. Ваше отношение к чтению - ученики
Рисунок 2. Ваше отношение к чтению – учителя
Литература наполнена различными направлениями и жанрами, также нельзя забывать о произведениях классической литературы. Нам стало интересно, какие направления и жанры интересуют современного школьника. В силу того, что некоторые произведения, названные ребятами, нами не прочитаны, жанры и направления определены в соответствии с ответами. На основе проведенного исследования мы выяснили, что самыми популярными направлениями литературы у подростков являются: фантастика - 6 человек, детективы – 6 человек. Далее в рейтинге стоит современная литература – 5 человек. Также подростки отдали предпочтение таким жанрам, как: романы – 4 человека и приключения – 4 человека. Меньше всего ребят интересует классическая литература, которую предпочитают читать лишь 3 человека, мистика - 2 человека, ужасы – 2 человека.
Рисунок 3. Какие жанры интересуют школьников
Преподаватели же любят читать книги исторического жанра, за этот жанр отдали свой голос 8 человек. На втором месте – детективы – 6 человек. На третьем месте расположился ответ «классика» - 4 человека.
Рисунок 4. Читательские предпочтения педагогов
Также интересен вопрос о частоте чтения. По исследованиям ученых, данные показатели снижаются каждый год, так что мы решили выяснить это с помощью вопроса: «Как часто ты читаешь художественную литературу?». Ответ «часто» дали 8 человек. «Иногда» написали 7 человек, и «редко» ответили 5 человек.
Рисунок 5. Как часто вы читаете? - ученики
Учителя уделяют время чтению ежедневно – так написали 7 человек; 5 человек читают книги часто; когда есть свободное время – 4 человека.
Рисунок 6. Как часто вы читаете? - учителя
Следующий вопрос помог нам узнать, какие носители текстов предпочитают респонденты. Подросткам больше нравится читать бумажные книги, за них проголосовали 18 человек. Электронным носителям текста отдают предпочтение всего 3 ученика. Учителя тоже чаще всего читают в бумажном варианте – 14 человек.
На следующий вопрос «Как ты учишься?» ученики ответили: «хорошо» - 7 человек, «средне» - 4 человека, «нормально» - 10 человек.
Далее мы спросили, посещают ли школьники библиотеку. «Да» ответили 16 школьников, «нет» - 2 школьника, «иногда» - 3 школьника.
Также мы решили узнать, любят ли друзья ребят читать. На этот вопрос «да» ответили 13 человек, «не знаю» - 5 человек, «да, но не все» - 3 человека.
Было очень интересно узнать, какие художественные произведения ученикам больше запомнились. Более популярными произведениями оказались «Большая книга ужасов» (Е.Нестерова), «Мцыри» (М.Лермонтов). У этих книг по два голоса.
На вопрос «Твоя любимая книга?» респонденты ответили: «нет любимой книги» - 8 человек, «Большая книга ужасов» - 2 человека. У остальных книг по одному голосу.
Любимым литературным героем учеников оказался Мцыри, у него 4 голоса. На втором месте Гарри Поттер, за него отдали голос 3 человека. У остальных учеников нет любимого литературного героя
Следующий вопрос: «Кто влияет на выбор чтения?» «Друзья» - 6 человек, «сам(а) выбираю книги для чтения» – 11 человек, «учителя» - 4 человека, «родители» - 3 человека.
Читаете ли вы в семье периодическую печать? «Да» - 17 человек; «нет» - 4 человека.
Какие произведения посоветовали бы включить в школьную программу? «Произведения зарубежных авторов» - 2 человека; «детективы современных авторов» - 2 человека; произведения Джон Грин «Виноваты звезды», Марина Козинаки «Ярилина рукопись», Рик Риордан «Огненный трон», Джейн Остин «Гордость и предубеждение», Рей Бредбери «Вино из одуванчиков»; «не знаю» - 6 человек.
Мнения преподавателей:
- Может ли человек жить без чтения книг? – положительно ответило 14 человек (развиваем ум, память; получаем информацию; книга изменяет характер, отношение к людям, нужна для саморазвития, образования, отдыха; живем в ногу со временем; больше знаем, обогащаем речь, это окно в мир знаний, без чтения прекращается умственное развитие, начинается деградация личности). Два респондента дали неоднозначный ответ.
- Будут ли книги жить? Ваш прогноз на будущее, – все опрошенные уверены, что у книг есть будущее, но многие предполагают, что фильмы, телефоны, интернет и новые технологии могут отодвинуть книги на задний план. Учителей литературы тревожит, что сейчас читает в полном объеме лишь небольшая часть детей; подготовка к урокам является поверхностной; интерес к чтению падает, так как есть другие источники информации. На формирование интереса к чтению влияет читающая семья, «встреча» с интересной книгой, советы взрослого человека. Электронная книга не может заменить печатную, необходимо возвратить библиотекам их роль как центра популяризации книги.
На основе данного исследования мы можем сделать вывод, что читательский портрет моего сверстника таков: он представляет собой личность, которая предпочитает зачитываться творениями зарубежных писателей, но, несмотря на это, своим любимым писателем считает Пушкина. Любимым жанром современного восьмиклассника является фантастика. Читает он раз в месяц и понравившуюся литературу находит во всемирной сети Интернет. Таким образом, читательский портрет школьника представляет позитивное отношение к книге и чтению. Многие мои сверстники осознают необходимость чтения как часть образовательного процесса. Если продолжить развивать читательский интерес, то можно полагать, что в дальнейшем эти качества разовьются и приобретут систематический характер.
Заключение
Данная работа велась в соответствии с поставленными целью, задачами.
В работе ставилась цель выявить круг читательских интересов учеников 7-9 классов. Это выглядит следующим образом: в их круге чтения присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых, оказываются фантастика, романы. Ребятам неинтересно читать научную фантастику, мистику.
Таким образом, читатель - сверстник в нашей работе предстает как фигура достаточно противоречивая, с разнообразным кругом чтения.
В целом ребята положительно относятся к чтению как форме досуга. Большинство из них осознают важность и нужность чтения. Но есть и такие ребята, кто не любит читать и не читает совсем. Нам необходимо приложить немалые усилия для того, чтобы вернуть книге ее прежнюю роль источника знаний, помогающей познать окружающий мир, делающего человека умнее и добрее.
Закончить работу хочется словами английского философа и историка Френсиса Бэкона: "Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уважаемый респондент!
Предлагаем Вам заполнить анкету! Анкета анонимная, свои фамилию и имя указывать не нужно. Просим отвечать на вопросы предельно честно.
1 Ваш пол
2. Сколько Вам лет _______
3. Какие жанры литературы Вы предпочитаете читать? __________________________________________
4. Когда Вы в последний раз читали книгу не по школьной программе _____________________________
5. Автор и название этой книги ______________________________________________________________
6. Есть ли у Вас любимый писатель? Какой?____________________________________________________
7. Как часто Вы читаете книги не по школьной программе (ежедневно, раз в неделю, раз в месяц, раз в год)___________________________________________________________________________________________
8. Где Вы находите интересную для Вас книгу? ( В интернете, покупаю в магазине, беру в библиотеке)____________________________________________________________________________________
Спасибо за честные ответы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Книги, которые стоит прочитать:
«Три товарища» Эрих Мария Ремарк
«Алхимик» Пауло Коэльо
«Принц и нищий» Марк Твен
«Убить пересмешника» Харпер Ли
«Поллианна» Элинор Портер
«Уроки французского» Валентин Распутин
«Соперницы» Лидия Чарская
«Дикая собака Динго» Р.Фраерман
«Динка» Валентина Осеева
« Три девочки» Елена Верейская
Мост из бумаги для Киры и Вики
Солнечная система. Взгляд со стороны
Рождественский венок
Сказка "Морозко"
Убунту: я существую, потому что мы существуем