Предмет исследования: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н.В.ГОГОЛЯ
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность | 35.14 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа №1 им. дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова»
Индивидуальный проект
Мистика в жизни и произведениях Н. В. Гоголя.
Степанова Ольга Владимировна,
ученица 10 класса.
Руководитель-
Богомолова Ольга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы.
Плавск
2019
Оглавление.
1. Введение.…………………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………………..5
2.1. Биография. …………………………………………………………..5
2.2. «Вечера на хуторе близ Диканьки»………………………………...8
2.3. «Нос»……...………………………………………...……................11
2.4. «Вий»…………………………………………………………….….13
3. Заключение и выводы……………………………………………….....15
4. Список используемой литературы. …………………………………...16
Я выбрала данную тему, так как считаю, что в наши дни мало кто должным образом знает биографию российских писателей. Мистика, загадки и тайны - это всегда интересно, не так ли? Именно поэтому мне кажется, что жизнь Н. В. Гоголя подойдет для темы моего исследования. Автор не просто переносит на бумагу народные сказания, но и на основе виденной им реальности создает новое, истинно художественное произведение. Чтобы понять сущность мистических мотивов в творчестве прозаика, необходимо проследить их связи с реальностью, которая окружала писателя, обозначить место каждого из двух миров в системе рассматриваемых произведений.
Предмет исследования:
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя.
Гипотеза проекта:
Мистические образы в творчестве писателя связаны с необычными событиями в его жизни.
Цель:
Исследовать причины введения мистической линии в изучаемые произведения, выявить их ценность для сюжета и содержания.
Задачи:
1. Изучить как можно больше литературы, связанной с тайнами в жизни Н. В. Гоголя и его произведениях.
2. Рассмотреть специфику гоголевских персонажей.
Методы исследования:
1. Работа с литературой.
2. Изучение проблемы.
3. Обобщение и систематизация полученной информации.
Источники:
1. Википедия - https://ru.m.wikipedia.org/wiki
2. Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. А.Н.Степанов, М., Просвещение, 1998 г.
3. Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза, Эксмо, 2007.
4. Омилия, литературный клуб - https://omiliya.org/article/nikolai-gogol-mify-i-realnost
2.1. Биография.
Необъяснимые, полные таинств события сопровождали всю жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Русский философ Николай Бердяев называл Николая Васильевича «самой загадочной фигурой в русской литературе». Загадочностью отмечен, прежде всего, жизненный путь писателя, начиная с первых его шагов.
Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и мальчику.
Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.
В. И. Любич – Романович пишет:
«Гоголь часто недоговаривал того, что хотел сказать, опасался, что ему не поверят и что его истина останется не принятой. Из-за этого он получил прозвище «мёртвой мысли» - человека, с которым умрёт всё, что он создал, что думал, ибо он никогда не изрекал ни перед кем того, что мыслил. Скрытность эта сделала Гоголя застенчивым, молчаливым. Гоголь был молчалив даже в случаях его оскорбления».
Николай Васильевич отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний.
Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.
Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах писатель выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Николая Васильевича были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть "Нос".
Знаменитое произведение писателя "Вий", скорее всего, было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он и утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета "Вия" в народном фольклоре.
В конце жизни психологическое состояние Гоголя существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение "Мертвых душ". Также он распорядился, чтобы его надгробие соответствовало православным канонам, и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.
При перезахоронении Гоголя, по одной из версий его голова была повернута в сторону, а по другой - вообще отсутствовала, так как была похищена для коллекции основателя театрального музея Алексея Бахрушина. Впоследствии эта версия была обыграна Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита" в эпизоде с похищением Бегемотом головы Берлиоза.
На новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень, лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. После этого в новом свете предстает фраза Булгакова, обращенная к Гоголю: "Учитель, укрой меня своей шинелью".
2.2. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе близ Диканьки» — романтическим произведением, в котором автор передал всю свою любовь к народу, его жизни, обычаям, культуре. Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов, все, что народ может иметь оригинального– всё это радужными цветами блестит в этом первом труде Гоголя. Конечно же, это произведение окутано мистикой. Здесь писатель отразил свои верования в полной мере.
В «Ночи перед Рождеством» сверхъестественный мир в полной мере соприкасается с миром обыденным. Накануне Рождества, по народным поверьям, усиливают свое действие темные силы. Но нечистая сила оказывается вовсе не такой могущественной, как казалось сначала. Ее легко победить не одному только Вакуле, оседлавшему черта: «От сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет». Нечистая сила в этой повести достаточно безобидна, в отличие от других повестей «Вечеров». Если в «Страшной мести», например, встают из гроба мертвецы, то в «Ночи…» всего-навсего вареники сами летят в рот Пацюку.
Черт занят, как говорит Гоголь, «проказами»: мешает кузнецу работать («толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину»), крадет месяц только для того, чтобы Чуб не нашел дорогу к куму. Такой взгляд на черта — черт глупый, бедный, безобидный — взгляд фольклорный, народный.
Нечистая сила лишена таинственности здесь, она сближается с людьми: черт «спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды». Он ухаживает за ведьмой совсем как человек: «подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».
Ведьма настолько не отличается от обычной женщины, что даже ходит в церковь, и, любуясь на нее, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Черт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют ее настоящим именем.
В других повестях «Вечеров» нечистая сила намного более загадочная и зловещая. В основу сюжета повести «Вечер накануне Ивана Купалы» положен славянский языческий праздник Ивана Купалы, русской православной церковью приуроченный к Рождеству Ивана Предтечи (24 июня по старому стилю).
В Малороссии существует поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, именно в полночь перед Ивановым днем, огненным цветом. Успевший сорвать его – несмотря на все призраки, ему препятствующие в этом, находит клад. Клад в повести становится дьявольским искушением, которого не выдерживает Петрусь, убивший невинного ребенка и добывший золото этой страшной ценой. Клад здесь представлен как несметные «червонцы, дорогие камни», хранящиеся глубоко под землёй «в сундуках и котлах». Сторожит их ведьма. Она же с помощью цветка папоротника указывает Петрусю их место нахождения. Заклад, требуемый ведьмой – кровь человека.
«… Глаза его загорелись… Ум помутился. Как безумный, ухватился он за ноги, и безвинная кровь брызнула ему в очи… Дьявольский хохот загремел со всех сторон. Безобразные чудища стаями скакали перед ним. Ведьма, вцепившись руками в обезглавленный труп, как волк, пила из него кровь… Всё пошло кругом в его голове! Собравши все силы, бросился бежать он. Всё покрылось перед ним красным цветом. Деревья, все в крови, казалось, горели и стонали. Небо, раскалившись, дрожало… Огненные пятна, что молния, мерещились в его глазах. Выбившись из сил, вбежал он в свою лачугу и, как сноп, повалился на землю. Мёртвый сон охватил его…»
Неизбежна суровая кара за кровавое преступление, не принесшее счастья молодым. Ведь так призрачно и недолговечно богатство, приобретенное нечестным путем.
Таким образом, благодаря мастерству Гоголя-художника, повести «Вечеров» в полной мере передают мистический ужас, атмосферу, свойственную народным сказаниям и поверьям. Будучи сыном этого народа, писатель впитал в себя его особенности. А. К. Вронский в книге «Гоголь» пишет – «Фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний прием, не случайное и не наносное. Удалите черта, колдуна, ведьм, мерзостные свиные рыла, повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее. Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей – вот в чем этот смысл. В богатстве, в деньгах, кладах есть что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, лишают образа и подобия человеческого.»
2.3. «Нос».
Владимир Набоков связывал главного героя повести с особенностями внешности самого Гоголя: «Его большой и острый нос был так длинен и подвижен, что в молодости он умел пренеприятно доставать его кончиком нижнюю губу; нос был самой чуткой и приметной чертой его внешности. Нос лейтмотивом проходит через его сочинения: трудно найти другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи, чиханье и храп. Обостренное ощущение носа в конце концов вылилось в повесть «Нос» - поистине гимн этому органу. Его фантазия ли сотворила нос или нос разбудил фантазию – значения не имеет».
Итак, повесть «Нос» можно считать первым произведением русской литературы о превращении человека в кого-то не похожего на окружающих и поэтому неспособного жить прежней жизнью. Для того чтобы подобное превращение совершилось, нужно совсем немного: забрать у человека одну из самых незначительных частей его – нос. Жертвой подобной ситуации стал коллежский асессор Ковалев, который ничем не отличался от других «коллежских асессоров», лишь любил, чтобы все называли его майором. «Поэтому-то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора называть майором».
Итак, однажды утром майор Ковалев «проснулся довольно рано» и, «к величайшему изумлению своему, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место!». В это же время цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в булке, которую он разрезал, нос майора Ковалева. Каким образом смог отрезать нос Иван Яковлевич, а тем более как этот нос оказался в булке, осталось невыясненным, но точно известно, что из рук цирюльника нос отправился в Неву с Исаакиевского моста. Именно с этого момента начинаются мучения майора, в ходе которых он понимает, что «без носа человек – черт знает что!». Если действия Ковалева после этого досадного происшествия поддаются объяснению, то действия носа ничем объяснить нельзя. Вместо того чтобы плавать в Неве, он совершенно невероятнейшим образом оказывался в карете в центре Петербурга. «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага». Ковалев «чуть не сошел с ума от такого зрелища». Его собственный нос разъезжает по Петербургу в чине статского советника (что гораздо выше чина самого Ковалева), ездит с визитами и даже молится в Казанском соборе.
Вследствие, казалось бы, незначительной перемены внешности майора весь мир перевернулся с ног на голову. Мало того, что нос обрел все человеческие свойства и признаки, - он стал могущественнее своего обладателя, демонстрируя тем самым ничтожную роль человека в этом городе, в этом мире. После потери носа Ковалев не свободен в своих действиях, круг его возможностей снизился почти до нуля, и все его усилия направлены на одно – вернуть столь «заметную часть тела» на прежнее место.
Вещи играют очень важную роль в произведениях Гоголя, люди растворяются в этом мире вещей. Поэтому неудивительно, что мир предметов – город – подавляет человека, делает его существование механистическим и однообразным.
2.4. «Вий».
В сборнике повестей «Миргород» одной из самых мистических и страшных является повесть «Вий», которая была начата Гоголем в 1833 году.
Вий, имя фантастического подземного духа, было придумано Гоголем в результате соединения имени властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния» и украинских слов «вия» - ресница и «повико» - веко. Отсюда – длинные веки гоголевского персонажа.
В примечании к «Вию» Гоголь указывает, что « вся эта повесть есть народное предание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет, которого точно напоминал бы повесть. Лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями.
Иногда в творчестве Гоголя стирается грань между вымыслом и реальностью. «Вий» - один из примеров такого произведения. Основной психологический мотив этого произведения – страх. Страх бывает двоякий: перед сильным и перед таинственным – мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх.
Предсмертное желание дочери сотника (ведьмы) – чтобы после смерти ее в продолжение трех дней читал отходную Хома Брут. Желание оказывается очень странным, ведь девушка умерла именно по вине будущего священника.
Как воспринимает это Хома? Он «вздрогнул по какому-то безотчетному чувству…Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе…»
Хома боялся, но, несмотря на страх, он помышляет о корысти: «…зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами…»
Анализируя три ночи, мы исследуем психологическое состояние героя, подвергшегося искушению: страстному желанию выкурить люльку, заглянуть в лицо покойнице, огромному любопытству и перечившему себе чувству страха, невозможности удержаться от принятия спиртного перед очередным походом в церковь…
«…Невольное чувство, казалось, шептало ему…» - страшна освещенная церковь ночью, с мертвым телом и без души людей»
«…Вдруг…среди тишины…с треском лопнула железная крышка гроба, и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Все летело и носилось, ища повсюду философа…»
Хома поддается искушению и смотрит в глаза Вию. Он не одолел силу ведьмы, так как пренебрег правильным обращением с Писанием, не захотел услышать внутренний голос: «Не гляди!»
«В «Вие» - отмечал А. К. Вронский – милая чувственность, земное, существенное ведет борьбу со смертными очарованиями, с темными душевными наслаждениями, с погибельным миром, но таящим неизъяснимые наслаждения».
В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекло Н.В.Гоголя, который активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях. Вводя в свои произведения мистическую линию, писатель представляет нам результат того, что случится, если сойти с верного пути, оступиться. Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах – добре и зле, божественном и дьявольском, однако собственно доброй фантастики нет – она переплетена с «нечистой силой». Фантастические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.
Таким образом, в ходе исследования мы понимаем, что введение мистической линии в творчество Николая Васильевича неслучайно. Это связано не только с необычными событиями и явлениями в жизни писателя, но и с желанием показать читателю истинные пороки общества.
4. Список используемой литературы.
1.https://slovo-bogoslova.ru/nachalo/misticheskoe-v-tvorchestve-n-v-gogolya/
2.https://bibliodvorik12.blogspot.com/2014/03/blog-post_31.html
3.https://www.surwiki.admsurgut.ru
4.https://omiliya.org/article/nikolai-gogol-mify-i-realnost
5.https://ru.m.wikipedia.org/wiki
Денис-изобретатель (отрывок)
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Как нарисовать небо акварелью
Волшебные звуки ноктюрна
Что общего у травы и собаки?